Научный руководитель: Дольгирева Елена Владимировна, доцент департамента социально-культурной деятельности и сценических искусств Института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук
Код уникальной десятичной классификации: 371.217.3

Аннотация. В данной статье пойдёт речь о значимой роли мюзикла в культурно досуговой жизни детского оздоровительного лагеря. В статье рассмотрены как педагогические аспекты организации мюзиклов, так и организационные моменты их постановки с детьми в детском оздоровительном лагере. В статье охарактеризованы основные составляющие жанра мюзикл.

Ключевые слова: мюзикл, организация мюзиклов, творческая деятельность детей, культурно-досуговая деятельность, детский оздоровительный лагерь, досуг.

Во время детских каникул большинство детей отправляются на отдых в детские оздоровительные лагеря. Это то место, где ребенок получает комплекс необходимых составляющих правильно организованного летнего отдыха – оздоровление, отдых и развлечение, социализация и развитие [1, с. 3]. За время достаточно продолжительных школьных каникул дети могут расслабиться и забыть о многих вещах, к которым их приучили в школе, не только в общеобразовательной, но и в школе искусств, хореографических и вокальных студиях и многих других учреждениях дополнительного образования, которые на лето покидает ученик. А в лагере наравне с отдыхом ребенок может заниматься настолько разнообразными делами, что время, проведенное в лагере, не даст ему забыть о многих уже выученных вещах и будет проведено с максимальной пользой.

«Детский оздоровительный лагерь – один из видов учреждений дополнительного образования, имеющий свою форму, которая дает ему значительные преимущества перед другими видами работы» [10, с. 2]. Дети совместно проживают, взаимодействуют со взрослыми на новом уровне. Благодаря специальному лагерному режиму дети активно участвуют в спортивной и культурно-досуговой деятельности лагеря, что дает преимущество в воспитательном воздействии на детей во время отдыха и развлечений.

Существует множество видов мероприятий в детских оздоровительных лагерях: от традиционных лагерных обрядов до творческих мюзиклов и концертов.

Детский мюзикл в лагере является одним из самых интересных направлений, включающий в себя синтез многих видов искусств.

Энциклопедия «Кругосвет» раскрывает понятие мюзикла следующим образом. Мюзикл (англ. musical) – это особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. Он является одним из самых сложных и своеобразных жанров, появился в США в начале XX века [9].

Мюзикл – это эстрадный жанр, в нем исполняются эстрадные песни и танцы. И, как нам известно, такой жанр более понятен большинству людей, поэтому и считается массовым, что и характерно для работы в детском лагере, так как работа идет с большим количеством детей с разными интересами и взглядами.

Данный жанр, на мой взгляд, имеет большое преимущество в воспитательной и развивающей составляющей лагеря, а также в свободной вовлеченности детей в данный вид деятельности.

В лагере отдыхает множество детей, каждый из которых имеет предрасположенность хоть к одному из видов искусств, входящих в состав мюзикла в целом. Соответственно, и принять участие в мюзикле ребятам будет достаточно интересно. Есть и другая сторона, приняв участие в данной форме мероприятия, у остальных детей появляется возможность проявить себя в чем-то новом, попробовать какой-нибудь непривычный ему вид творческой деятельности и научиться чему-то.

Основные составляющие в организации мюзикла:

  • слова,
  • музыка,
  • декорации,
  • хореография.

Перед началом творческого процесса необходимо рассказать детям, что представляет собой мюзикл, какие существуют для участников возможности для участия, каким образом будет происходить подготовка к выступлению.

Первым шагом при подготовке является творческий смотр, на котором определяется, к какому виду творчества предрасположен конкретный ребенок, далее начинается работа по отдельным сферам.

Мюзикл в детском лагере имеет и свою педагогическую особенность, включающую в себя обучение, развитие и воспитание. Работая над словом с актерами, прорабатывается четкость и выразительность речи, запоминание текста, эмоциональность, обучение основам мимики и жестов. Музыкальная часть переплетается как в пении, так и в хореографии. Объединяющие составляющие данной работы заключаются в тренировке чувства лада, ритма и темпа, выразительности как голоса, так и движения. Важно научить детей одновременно петь и танцевать, чтобы ребенок не только с легкостью выполнял эти действия в момент игры на сцене, но и почувствовал себя настоящим актером мюзикла.

В профессиональном ключе актер мюзикла должен обладать большой внутренней музыкальностью, чувством ритма, осознавать музыку продолжением речи, выражением характера. То же стоит сказать и о пластике, служащей актеру средством выражения мысли, характера, таким же естественным, как пение или диалог. В общем и целом, мюзикл рассчитывает на актеров универсальной одаренности, обладающих способностью объединять разного рода профессиональное умение − речь, мимику, пение, пластику, танец, подчиняя их единой линии сценического поведения, задаче создания цельного образа [7, с. 53].

Соответственно, при работе над основной, музыкальной частью мюзикла, происходит духовно-нравственное воспитание ребенка. Большую роль отводил музыкальному воспитанию Д.Б. Кабалевский: «Музыка − искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного лица детей и юношества» [6, с. 167]. А Максим Дунаевский отмечал, что в мюзикле, прежде всего, пение. «Но пение без актерских особенностей, без настоящего драматизма, без профессионализма актерского тоже в мюзикле не годится. Поэтому вот два основных качества. Ну, хорошо бы еще и танцевать, и двигаться, но это нужно не для всех ролей и не для всех артистов». [5].

Следующим творческим видом деятельности при организации мюзикла является создание декораций. Здесь дается полная свобода мысли, творчества, идейности и креатива детей. Они занимаются изобразительным, прикладным искусством. Дети вправе из подручных материалов и канцелярии создавать желаемые работы и чувствовать себя настоящими дизайнерами и декораторами. По утверждению Тамары Комаровой: «В процессе рисования ребенок приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. У него углубляются представления об окружающем мире, ребенок овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать» [8, с. 43].

И, наконец, танец, как один из любимых видов деятельности детей, ведь чаще всего наиболее приоритетным выбором, как мальчиков, так и девочек любого возраста остается танец. Свобода выражения движений тела, выплеск адреналина от частых прыжков, приседаний, поворотов и хлопков, эмоциональный отрыв под музыку приносят колоссальную пользу детям как психологическую, так и физическую. Хореография, пластика становятся важнейшим элементом в системе выразительных средств мюзикла наряду с пением. Музыкальные номера, как правило, решаются также и пластически. Характеры персонажей раскрываются как в пении, так и в танце.

В профессиональных мюзиклах задействовано большое количество лиц: сценаристы, режиссеры, осветители, хореографы, костюмеры, декораторы и конечно, артисты. Основу произведения составляют либретто, часто знаменитые литературные произведения, лирика и музыка. Сам мюзикл имеет широкий жанровый диапазон – от комедии до драмы.

Над организацией мюзикла в детском лагере работают как дети, так и взрослые. На взрослых, чаще вожатых и педагогов-организаторов, ложится контроль творческого процесса и помощь в правильности замыслов и их воплощения. Дети сами могут выбирать, что они хотят − комедию или драму, могут сами придумывать движения танцев, писать стихи для переделывания музыкальных произведений, рисовать декорации и придумывать костюмы. В этом и есть огромный плюс творческого самовыражения в проведении мюзиклов в детских лагерях.

Стоит отметить, что это не профессиональная постановка, на которую выделяются большие как денежные, так и материальные средства, мастера своего дела и большое количество времени. За короткий промежуток летней лагерной смены ставятся мини-мюзиклы, но и это уже считается колоссальным трудом и большой проделанной работой с временным детским коллективом.

Безусловно, за короткую лагерную смену не каждый научится петь, танцевать и станет истинным актером. Но каждый, участвующий в мюзикле ребенок, обретет возможность «примерить» на себя тот или иной вид музыкально-театральной деятельности, попытаться с помощью педагогического состава найти свой талант и в дальнейшем, после лагерной смены, развивать его.

Как отмечает С.Ш. Умеркаева «художественно-творческая деятельность обладает огромным социальным, педагогическим, воспитательным, культурным потенциалом в формировании духовно-нравственных ценностей детей и подростков» [12, с. 103]. Именно в музыкально-театральной деятельности ребенок воспитывается духовно и нравственно, наряду с исполнительским творческим потенциалом развития личности.

Musical in a children’s health camp

Kovrigina E.V.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Dolgireva Elena Vladimirovna,
Associate Professor, Department of Social and Cultural Activities and Stage Arts, Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Аnnotation. This article will focus on the significant role of the musical in the cultural and leisure life of the children's health camp. The article considers both the pedagogical aspects of the organization of musicals, and the organizational aspects of their production with children in a children's health camp. The article describes the main components of the musical genre.
Keywords: musical, organization of musicals, creative activity of children, cultural and leisure activities, children's health camp, leisure.