Аннотация. В статье рассматриваются возможности онлайн-платформы Genially с точки зрения их педагогических функций. Анализируются способы представления грамматического материала с помощью интерактивных функций онлайн-платформы.

Ключевые слова: онлайн-платформа Genially, интерактивность, основное общее образование, цифровое средство обучения.

Сейчас современный урок иностранного языка нельзя представить без использования цифровых технологий, включающих в себя цифровое оборудование, разнообразие Интернет-ресурсов. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее ФГОС ООО) «разумное и безопасное использование цифровых технологий обеспечивает повышение качества результатов образования и поддерживает очное обучение» [2, с. 2]. Известно, что подготовка к современному уроку АЯ занимает много времени, в отличие от традиционного [3, с. 251]. Решением данной трудности для учителя будет пользование передовыми онлайн-платформами, одной из которых является Genially, для обеспечения более продуктивного планирования уроков. Однако вариативность использования различных инновационных Интернет-ресурсов достаточна ограничена в связи с необходимостью постоянного обучения преподавательского состава. В результате у каждого учителя существует свой личный набор апробированных Интернет-ресурсов, которые используются на уроках ИЯ в качестве цифровых средств обучения.

Для разнообразия учебно-воспитательного процесса существует ряд инновационных и удобных в использовании онлайн-платформ. Одной из таких передовых онлайн-платформ является сервис Genially, который представляет собой конструктивный вид Интернет-ресурсов. Конструктивные Интернет-ресурсы позволяют учителям и обучающимся разрабатывать учебный материал для представления в мультимедийной форме грамматического явления на основе большого количества тематических интерактивных шаблонов, визуализируя материал и добавляя фоновое аудио сопровождение для тренировки правильного произношения грамматического явления. Помимо этого, такой вид Интернет-ресурсов позволяет управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся и осуществлять контроль с помощью интерактивных игр, предлагаемых шаблонами [3, с. 312].

Рассмотрим возможности онлайн-платформы Genially с позиции их педагогического потенциала для совершенствования грамматических навыков обучающихся, находящихся на среднем этапе обучения.

Система обучения иностранному языку включает в себя определенные принципы, исходные положения, которые определяют содержание, методы и организацию обучения [1, с. 82-87]. С помощью онлайн-платформы Genially реализуется общедидактический принцип наглядности благодаря большому количеству шаблонов, предлагаемых сервисом. Данная платформа позволяет представить учебный материал визуально за счет использования таких шаблонов, как presentation, video presentation, infographics, gamification, interactive image, guide [4]. Перечисленные шаблоны предполагают использование интерактивных элементов, кнопок, которые могут вмещать дополнительный материал в виде текста, изображения, видео, аудио и ссылок на другие Интернет-сайты.

Разрабатываемый учителем учебный материал может быть представлен как совокупность аудио-, видео-, текстовой информации и изображений. Благодаря этому реализуется общедидактический принцип индивидуализации: обучающийся в зависимости от своего типа восприятия информации, может выбрать разную форму ее усвоения. Обучающийся может также развивать умения аудирования и чтения. Кроме этого, реализуется методический принцип интеграции благодаря одновременной работы над разными видами речевой деятельности: говорение, чтение, письмо, аудирование.

В рамках коммуникативного подхода осуществляется методический принцип коммуникативной направленности с помощью видео- и текстовой информации, которая представлена в шаблонах разделов presentation, video presentation, gamification (video quiz), more (flash cards) и других для обсуждения поставленных вопросов. Например, обучающимся может быть предложен просмотр видео об употреблении определенной грамматической конструкции, их задачей будет вывести правило из примеров и объяснения грамматического явления на иностранном языке на основе предложенного после видео квиза.

Учитель имеет возможность разработать упражнения на отработку грамматического материала без использования шаблонов, используя раздел blank. Такая функция позволит учителю реализовать общедидактический принцип доступности и посильности, если предлагаемые шаблоны не подходят для усвоения учебного материала обучающимися. Однако, новые тематические шаблоны появляются на сайте регулярно. Имея большой выбор тем и вариантов представления материала, например, с помощью quizzes, flash cards, infographics, диаграмм и интерактивных плакатов, учитель, зная уровень языковой подготовки обучающихся, может упростить им процесс изучения определённых грамматических конструкций, которые могут вызвать у обучающихся трудности.

Онлайн-платформа Genially может быть использована при дистанционном обучении для организации автономного обучения обучающихся путем отправления разработанных учителем упражнений и других учебных материалов на выполнение и изучение обучающимися самостоятельно с помощью предоставления ссылок на материал. Разработанные упражнения можно использовать многократно. Эта возможность онлайн-платформы позволяет реализовать общедидактический принцип прочности.

Отработка грамматического материала с помощью quizzes, joins words, escape games и других шаблонов реализует общедидактический принцип активности, так как существует возможность устанавливать время на выполнение заданий, организуя как индивидуальную, так и парную и групповую формы работы. Таким образом, увеличивается мотивация при выполнении заданий, появляется чувство соперничества и ответственности за результат задания.

В дополнение, обучающиеся имеют возможность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с помощью данной онлайн-платформы за счет ее легкого интерфейса и функции одновременной работы над разрабатываемым материалом. Так, обучающиеся могут создавать кластеры, ментальные карты, тексты, интерактивные плакаты, касающиеся правил, примеров, способов употребления грамматических конструкций. Работа в команде над языковым материалом не только способствует достижению предметных результатов, но и развивает коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия (далее УУД). Предлагая обучающимся готовые критерии или прося разработать критерии для оценки своих работ самостоятельно, обучающиеся развивают регулятивные УУД путем самонаблюдения и самооценки результатов деятельности и расширяют ИКТ-компетенцию.

Проверка степени сформированности языковой компетенции является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. С помощью онлайн-платформы Genially контроль навыков и умений можно осуществить путем представления задания в виде викторины (раздел gamification), где представлены шаблоны для разработки заданий множественного, перекрёстного и альтернативного выбора.

Условно-речевые упражнения (далее УРУ) при обучении грамматике представлены в совокупности стадии восприятия, и далее имитационных, подстановочных, трансформационных, репродуктивных и комбинированных [1, с. 147-148]. Благодаря возможностям онлайн-платформы Genially можно реализовать каждый из видов УРУ.

Знакомство с незнакомой грамматической единицей на стадии восприятия может происходить на основе ситуации общения, выраженной в диалоге (шаблон anime comic), в отдельных предложениях (разделы presentation, guide, infographics), в тексте (разделы presentation, guide) при помощи аудиозаписи (шаблоны jukebox, guess the song, audio gallery, musical escape room).

Имитационные УРУ можно представить в виде аудиозаписи (шаблоны jukebox, guess the song, audio gallery, musical escape room). Обучающиеся должны будут услышать грамматические конструкции, сказанные диктором, и либо повторить за ним, либо выполнить соответствующее действие. Последнее условие задания придаст ему динамический характер.

Подстановочные УРУ можно представить в текстовом формате и выполнять на интерактивной доске, выбирая грамматическую форму из предложенных и перемещая ее в пропуск в предложении. Для осуществления данного упражнения необходимо при его разработке добавить к предложенному грамматическому материалу функцию dragging in view mode.

Трансформационные УРУ реализуются с помощью функции записи текста. Обучающимся можно предложить текст, в котором необходимо раскрыть скобки, и, нажимая на значок записи, в виде карандаша, обучающийся вписывает свой ответ в пропуск. Особенностью данной формы задания является факт выбора цвета обучающимися для записи ответов: цвет влияет на настроение и восприятие информации. Кроме того, благодаря тому, что обучающиеся не печатают ответы, а пишут с помощью стилуса для электронной доски или планшета, или с помощью компьютерной мышки, они повторяют привычные движения рукой при письме, тем самым развивая умение письма.

Репродуктивные УРУ, реализуемые для воспроизведения обучающимися в репликах усвоенных грамматических форм, можно представить в виде диалога, выбрав шаблон anime comic для визуализации ситуации общения. Другим способом конструирования репродуктивных УРУ является использование flash cards, которые предполагают составление обучающимися речевых высказываний с учетом ситуации общения, описанной на одной стороне карточки, и грамматической структуры, представленной на оборотной стороне карточки.

Комбинированные УРУ можно реализовать, основываясь на вышеперечисленных функциях онлайн-платформы Genially. Данный вид упражнений является наиболее сложным для выполнения, поэтому для обучающимся можно предложить интерактивные изображения, демонстрирующие ситуацию общения.

Таким образом, онлайн-платформа Genially обладает большим педагогическим потенциалом. Ее использование на уроке в качестве цифрового средства обучения не только разнообразит учебный процесс, но и повысит мотивацию обучающихся при изучении английского языка благодаря таким характеристикам онлайн-платформы, как яркое оформление, интерактивность, большое количество игровых шаблонов, возможность развития метапредметной компетенции обучающихся посредством работы с разными формами информации, возможностью самопроверки.

The capabilities of the Genially online platform when improving the grammar skills of the English language

Ushkova S.S.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Lukoshus Oksana Gennadyevna,
Associate Professor, Department of Methods of Teaching English and Business Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences

Аnnotation. The article describes the advantages of the online platform Genially from the point of view of its pedagogical functions. The ways of presenting grammatical material by means of interactive features of the Genially online platform are analyzed.
Keywords: Genially online platform, interactivity, basic general education, digital learning tool.


  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ МинПросвещения России от 5 июля 2021 г. № 64101. (дата обращения: 04.05.2022).
  2. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие. / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. М.: КНОРУС, 2017. 390.
  3. Профессиональное становление учителя иностранного языка в системе педагогического образования: Материалы межд. конф., посвященной памяти профессора Галины Владимировны Роговой в связи со 100-летием со дня рождения. / Под общ. ред. Н.В. Языковой, Л.Г. Викуловой. М.: Языки Народов Мира, 2017. 310 с.
  4. Турковская Е.В. Применение информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования грамматических навыков. // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалиста. 2020. №5(13). С. 309-314.
  5. Genially (дата обращения: 04.05.2022).
  1. On Approval of the Federal State Educational Standard of Basic General Education. Order of the Ministry of Education of Russia dated July 5, 2021, № 64101. (date of the address: 04.05.2022).
  2. Fundamentals of teaching methodology of foreign languages: textbook. / N.D. Galskova, A.P. Vasilevich, N.F. Koryakovtseva, N.V. Akimova. Moscow: KNORUS, 2017. 390 pages.
  3. Professional formation of a foreign language teacher in the system of pedagogical education: Proceedings of an international conference dedicated to the memory of Professor Galina Vladimirovna Rogova in connection with the 100th anniversary of her birth / Ed. by N.V. Yazykova, L.G. Vikulova. Moscow: Languages of the Peoples of the World, 2017. 310 pages.
  4. Turkovskaya E.V. Application of information and communication technologies in the process of formation of grammar skills. Linguocultural education in the system of higher education specialist training. 2020. №5(13). Page: 309-314.
  5. Genially. (date of the address: 04.05.2022).