Аннотация. В данной работе рассматривается путеводитель (guide) для студентов Сорбонны, его предназначение. Выясняется, каким образом выстраивается диалог между обучающимся и университетом, а также какое влияние это оказывает на имидж университета.

Ключевые слова: путеводитель, Сорбонна, университет, диалог, имидж.

Университет Сорбонна – это один из старейших учебных заведений мира, находящийся в самом центре Латинского квартала. Основателем данного университета является Робер де Сорбон «théologien, fondateur de la Sorbonne» [6] – духовник и капеллан Людовика IX. Университет был создан для бедных студентов, у которых не было возможности получить платное образование. Со временем престиж Сорбонны возрос настолько, что он стал одним из ведущих университетов мира, не отстающий от современных образовательных тенденций и активно развивающийся в интернет-пространстве.

Для того чтобы облегчить жизнь студентам и помочь им быстрее адаптироваться к новым условиям жизни, Сорбонна выпускает путеводитель (Guide de l’étudiant) в печатном и электронном формате, в котором дается основная информация, помогающая быстрее и легче сориентироваться в инфраструктуре и общественной жизни университета, своеобразное продвижение преимуществ учебного заведения [7]. В связи с необходимостью информирования целевой аудитории о деятельности и возможностях, предоставляемых университетом, её адаптации к образовательному пространству университета, Guide de l'étudiant используется как продвигающий текст [3]. Таким образом, гид выступает одним из способов коммуникации – «процесс передачи информации; составляющая актов общения, связи между людьми посредством передачи знаков и символов» [4 с. 245] со студентами (см. рисунок 1).

Рис.1. Гид студента в электронном формате

Рис.1. Гид студента в электронном формате

Гид содержит пять основных разделов, которые отражают разные сферы жизни студентов во время их обучения (см. рисунок 2):

  • Ваш университет (Votre université).
  • Ваше обучение (Vos études).
  • Ваши планы (Vos projets).
  • Ваша студенческая жизнь (Votre vie étudiante).
  • Ваша практическая информация (Vos infos pratique).

Рис.2. Разделы гида

Рис.2. Разделы гида

В разделе «Votre université» дается общая информация об университете (см. рисунок 3), его презентация и местонахождения кампусов (organisation de l’université – организация университета, présentation de l’université – презентация университета, plan des campus – план кампуса). Стоит отметить, что при описании учебного заведения в путеводителе используются «яркие оценочные прилагательные» (rang mondial – мировой рейтинг, enseignement exigeant – высокие требования к качеству обучения, orientation progressée – прогрессивная ориентация), которые «способствуют повышению самооценки адресата» [4, с. 26].

Рис.3. Ваш университет

Рис.3. Ваш университет

В разделе «Vos études» предоставляется практическая и справочная информация. Таким образом, студент имеет возможность самостоятельно обеспечить себя техническими и информационными средствами для осуществления учебного процесса (les sites et applis indispensable – сайты и приложения, необходимые для учебы, environnement numérique de travail – цифровая рабочая среда, bibliothèque et espaces de travail – библиотека и рабочее пространство).

В разделе «Vos projets» затрагивается тема учебного или профессионального будущего студента во Франции и представлены данные о различных стажировках и местах работы, студенты могут выстроить стратегию своей будущей трудовой деятельности (см. рисунок 4). Необходимо подчеркнуть, что читатель имеет возможность перенять опыт других людей (подрубрика «Témoignage»), которые уже участвовали в том или ином проекте.

Рис.4. Ваши планы

Рис.4. Ваши планы

В разделе «Votre vie étudiante» (см. рисунок 5), студенту предоставляется информация о культурной и спортивной жизни университета (sport – спорт, culture – культура), рассказывается об ассоциациях, существующих в Сорбонне (les associations sportives – спортивные ассоциации, les associations culturelles – культурные ассоциации).

>Рис.5. Ваша студенческая жизнь

Рис.5. Ваша студенческая жизнь

Раздел «Vos infos pratique» (см. рисунок 6), информирует читателя о том, куда ему можно обратиться в случае той или иной проблемы, например, болезнь (santé - здоровье, les infirmeries – медпункт), финансовая поддержка (en cas de difficulté financières passagères – в случае временных финансовых трудностей, demande de bourse – стипендия).

Рис.6. Ваша практическая информация

Рис.6. Ваша практическая информация

Необходимо отметить, что при предоставлении справочной информации в тексте путеводителя в основном используются существительные (tutorat – наставничество, forums de la vie étudiante – форум, посвященный студенческой жизни, semaine internationale – межкультурная неделя, conférence – конференция). Это позволяет дать актуальную для студентов информацию и сфокусировать внимание читателя на конкретном факте. Когда студентов хотят инициировать к действию, используются глаголы с побудительной семантикой:

  • инфнитивы – rester connecté – оставаться на связи, améliorer votre français – улучшить ваш французский, rejoindre la communauté des étudiants internationaux – присоединиться к сообществу студентов из разных стран мира, construire votre avenir – построить свое будущее;
  • повелительное наклонение – pensez – подумайте, identifiez – идентифицируйте, développez – развивайте, valorisez – цените).

Языковыми средствами моделируются ценностные ориентиры дискурса социальной реальности в коммуникативном пространстве университета [2].

Таким образом, среди прочих средств коммуникации с абитуриентами и студентами, таких как сайт университета Сорбонны «в общем смысле университетский сайт представляет собой аналитический способ отражения действительности, заключающийся в структурированном представлении релевантной для адресата информации об университете и его деятельности» [5, с. 141]. Социальные сети, путеводитель студента играет важную роль в жизни обучающихся, потому что он не только дает основную информацию об университете, но также формирует имидж Сорбонны, а «имиджевый портрет представляет собой информационный образ, полностью зависящий от источника информации, в частности, от отбора фактов для освещения, способов подачи информации, степени подробности описания» [1, с. 2].

Guide for a student at the French university (Sorbonne)

Kotova I.M.,
student of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Vikulova Larisa Georgievna,
Deputy Director for Scientific Work of the Institute of Foreign Languages of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the Moscow City University, Doctor of Philology, Professor

Annotation. This paper discusses the guide for students of the Sorbonne, its purposes. It turns out how the dialogue between the student and the university is built, as well as what impact this has on the image of the university.
Keywords: guide, Sorbonne, university, dialogue, image.


  1. Белоусов К.И., Зелянская Н. Л. Маркетинговое исследование в области индустрии знаний – составление имиджевого портрета высшего учебного заведения (на примере Оренбургского государственного университета) // Артмаркетинг. 2008. № 5. С. 2-21.
  2. Викулова Л.Г., Серебренникова Е.Ф. Структура моделирования ценностных ориентиров дискурса социальной реальности в массмедийном коммуникативном пространстве // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2014. № 2(14). С. 55-63.
  3. Викулова Л.Г. Агеева Н.С. Формирование сетевой идентичности японского университета цукуба в мультиязычном медийном пространстве // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2021. № 1 (2021). C. 13-21.
  4. Коммуникация. Теория и практика. / Л.Г. Викулова, С.А. Герасимова, М.Р. Желтухина, И.В. Макарова. Москва: Издательский дом ВКН, 2020. 336 с.
  5. Прагматическая адаптация контента сайта университета как средство мотивации адресата / О.А. Сулейманова, А.В. Щепилова, Н.Н. Беклемешева, М.А. Фомина // Вестник Волгоград. гос. унта. Сер. 2: Языкознание. 2017. Т. 16. № 4. С. 137-149.
  6. Dictionnaire d’histoire de France Perrin / A. Rowley, F. Besset, D. Méhu, E. Waresquiel. Paris: Librairie Académique Perrin, 2006. 1151 pages.
  7. Modern media advertising: effective directions of influence in business and political communication / M.R. Zheltukhina, E.V. Biryukova, S.A. Gerasimova [et al.] // Man in India. 2017. Vol. 97. № 14. Page: 207-215.
  1. Belousov K.I., Zelyanskaya N.L. Marketing research in the field of the knowledge industry - compiling an image portrait of a higher educational institution (on the example of the Orenburg State University) // Artmarketing. 2008. № 5. Page: 2-21.
  2. Vikulova L.G., Serebrennikova E.F. The structure of modeling the value orientations of the discourse of social reality in the mass media communicative space // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Philology. Theory of language. Language education. 2014. № 2(14). Page: 55-63.
  3. Vikulova L.G. Ageeva N.S. Formation of the Network Identity of the Japanese University of Tsukuba in the Multilingual Media Space // Theoretical and Applied Linguistics. 2021. № 1 (2021). Page: 13-21.
  4. Communication. Theory and practice. / L.G. Vikulova, S.A. Gerasimova, M.R. Zheltukhina, I.V. Makarova. Moscow: VKN Publishing House, 2020. 336 pages.
  5. Pragmatic adaptation of the content of the university website as a means of motivating the addressee / O.A. Suleimanova, A.V. Shchepilova, N.N. Beklemesheva, M.A. Fomina // Vestnik Volgograd. state university Ser. 2: Linguistics. 2017. V. 16. № 4. Page: 137-149.
  6. Dictionnaire d’histoire de France Perrin / A. Rowley, F. Besset, D. Méhu, E. Waresquiel. Paris: Librairie Académique Perrin, 2006. 1151 pages.
  7. Modern media advertising: effective directions of influence in business and political communication / M.R. Zheltukhina, E.V. Biryukova, S.A. Gerasimova [et al.] // Man in India. 2017. Vol. 97. № 14. Page: 207-215.