Аннотация. В статье представлены общие подходы к оценке информационно-компьютерной грамотности в международном исследовании ICILS, описываются результаты Российской Федерации 2013 года в сравнении с другими странами.
Ключевые слова: ICILS, международное исследование, компьютерная грамотность, информационная грамотность, результаты обучающихся.
Что же понимается под компьютерной грамотностью? Прежде всего, это использование компьютеров для поиска информации, решения учебных задач и творческой деятельности. Также, компьютерную грамотность можно охарактеризовать как соединение технической компетентности в области ИКТ (т.е. навыков владения техническими возможностями компьютера и/или определенным программным продуктом) и интеллектуальных способностей для достижения целей коммуникации.
ICILS (International Computer and Information Literacy Study) - международное исследование информационно-компьютерной грамотности школьников. Исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA, позволяет сравнить уровень компьютерной и информационной грамотности учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.
В ICILS компьютерную грамотность разделяют на четыре составляющие:
- умение оценивать достоверность и надёжность источника информации, создавать информационный продукт для определенной аудитории;
- умение использовать компьютер для сбора и управления информацией, определять безопасность информации из компьютерной сети;
- умение создавать простые информационных продукты;
- применять стандартные программные команды для выполнения несложных коммуникативных заданий, добавлять содержание в информационный продукт. [1]
Российская Федерация принимала участие в ICILS в 2013 году на одном уровне с такими государствами и регионами как Австралия, Буэнос-Айрес (Аргентина), Германия, Гонконг (САР), Дания, Южная Корея, Литва, Нидерланды, Норвегия, Ньюфаундленд и Лабрадор (Канада), Онтарио (Канада), Польша, Словацкая республика, Словения, Таиланд, Турция, Хорватия, Чешская Республика, Чили, Швейцария.
В ходе исследования проводилось автоматизированное тестирование и анкетирование учащихся, автоматизированное анкетирование учителей, директоров общеобразовательных учреждений и сотрудников, ответственных за информатизацию в школе. [3]
В проекте были задействованы обучающиеся, среднего возраста 13,5-14 лет. В частности, привлекались учащиеся 8 и 9 классов. Само исследование было организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA) при участии Национального фонда подготовки кадров (НФПК) - Национального центра исследования ICILS. Всего в ICILS-2013 приняли участие 206 школ из 43 регионов Российской Федерации. Из них 8 школ из Дальневосточного федерального округа, 14 школ из СевероКавказского федерального округа, 20 школ из Уральского и 20 школ из Южного федерального округа, 22 школы из Северо-Западного федерального округа, 30 школ из Сибирского Федерального округа, 44 школы из Приволжского федерального округа, 50 школ из Центрального федерального округа (из них 12 школ города Москвы). Городских школ - 70,7%, сельских школ - 29,3%.
В качестве основных задач проведения ICILS в 2013 году рассматривались:
- оценка степени подготовленности современных школьников к учебе, работе и жизни в век информатизации общества,
- сравнение уровня компьютерной и информационной грамотности учащихся внутри страны и между странами;
- выявление основных факторов, влияющих на компьютерную и информационную грамотность школьников;
- определение роли школьного образования в повышении компьютерной и информационной грамотности. [1]
Стоит обратить внимание на то, что итоги исследования не являлись показателями успешности отдельных учащихся, учителей, директоров, школ. Полученные данные позволили провести мониторинг образовательных систем и предоставить информацию, касающуюся уровня использования ИКТ в образовательном процессе, без вывода обозрение личных результатов участников.
Для проведения тестирования было разработано четыре модуля вопросов и заданий. Из них формировалась комбинация по два модуля для тестируемого с учетом порядка следования (12 модулей).
Оценочная рамка ICILS включает в себя 2 категории:
- Сбор и последующая обработка информации, которая включает в себя следующие умения: знание и понимание принципов использования компьютера, поиск и оценка информации, управление информацией.
- Производство и обмен информации включающая, преобразование информации, производство информации и обмен информации. [1]
Требуемая доля фактического участия - 85% для выбранных школ и обучающихся каждой школы. Планируемый взвешенный коэффициент участия составил 75%.
В исследовании ICILS-2013 Российская Федерация заняла 8 место среди стран-участниц. Более высокий уровень компьютерной и информационной грамотности продемонстрировали такие страны как Австралия, Польша, Норвегия, Корея.
Ниже на рисунке 1 представлены результаты обучающихся Российской Федерации по уровням компьютерной и информационной грамотности:
Рис. 1. Результаты обучающихся РФ по уровням компьютерной и информационной грамотности
Интересно отметить, что уровень компьютерной и информационной грамотности у девочек выше, чем у мальчиков по всем странам-участницам ICILS.
Представим долю учащихся, использующих компьютер более 7 лет во всех странах (рис. 2):
Рис. 2. Доля учащихся, использующих компьютер более 7 лет в России и странах Мира
На рисунке 3 представлена доля учащихся, которые используют ИКТ дома, больше чем в школе:
Рис. 3. доля учащихся, которые используют ИКТ дома и в школе
В России были зафиксированы самые высокие показатели использования Интернета школьниками для социального общения. [2]
На следующей диаграмме (рис. 4) представлена доля обучающиеся сельских и городских школ в России:
Рис. 4. Доля обучающиеся сельских и городских школ в России
Проанализировав данные, можно сделать вывод о том, что наличие техники в школах и домах сильно влияет на уровень ИКТ компетентности школьников, в чём у жителей больших городов есть серьёзное преимущество по отношению к сельским жителям.
Исследование ICILS-2013 показало специалистам нашей страны:
- все современные подходы к разработке рамки теста, инструментов оценивания и шкалы компьютерной и информационной грамотности;
- опыт адаптации материалов международного исследования для российских школьников;
- методики отбора участников исследования, оценки результатов тестирования и анкетирования и др.;
- возможности выполнения метапредметных практических заданий с использованием специализированных компьютерных программ по сбору и обработке данных, а также оценке результатов и мониторингу исследования;
- уровень владения компьютерной и информационной грамотностью школьников Российской Федерации в сравнении с обучающимися из других стран.
Что же будет представлять собой исследование компьютерной и информационной грамотности ICILS в 2018 году? Прежде всего появится возможность определить уровень владения современными информационными и коммуникационными технологиями школьников 8 класса, используя компьютерную оценку реальной информационной грамотности, управления и коммуникации.
ICILS 2018 поможет понять насколько хорошо учащиеся могут:
- продемонстрировать базовые знания и навыки использования компьютера;
- осуществлять поиск и оценку релевантности и надежности цифровой информации;
- редактировать и создавать информационные продукты в соответствии с конкретной аудиторией и целью.
Исследование будет организовано в виде модулей, каждый из которых содержит ряд небольших дискретных задач (примерное время выполнения - 1 минута), за которым будет следовать большая задача - 15-20 минут. Большая задача потребует от учащихся создания информационного продукта, такого как плакат, презентация или web-сайт.
ICILS-2018 позволит разобраться, что же изменилось в информационном пространстве образовательных организаций за последние пять лет.
International study of computer and information literacy icils
Gvozdev E.
teacher of the SEI "School № 806", Moscow, master's degree student of specialty "Assessment and monitoring of educational outcomes in General education", Moscow state pedagogical University
Nikulin, N.
teacher of the SEI "School № 852", Moscow, master's degree student of specialty "Assessment and monitoring of educational outcomes in General education", Moscow state pedagogical University
Radnevskaya M.
teacher of the SEI "School № 996", Moscow, master's degree student of specialty "Assessment and monitoring of educational outcomes in General education", Moscow state pedagogical University
Abstract: The article presents general approaches to the evaluation of information and computer literacy in an international ICILS study, describes the results of the Russian Federation in 2013 compared to other countries.
Keywords: ICILS, international research, computer literacy, information literacy, the results of students.