Научный руководитель: Демидова Марина Юрьевна, руководитель Центра педагогических измерений ФГБНУ «ФИПИ», руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по физике, доктор педагогических наук, профессор
Код уникальной десятичной классификации: УДК 372.853

Аннотация. В статье описываются существующие подходы к оценке уровня овладения методологическими умениями в ОГЭ и ЕГЭ по физике, рассматриваются требования ФГОС к формированию экспериментальных умений, предлагаются подходы к оценке этой группы умений в текущем учительском контроле или промежуточной аттестации.

Ключевые слова: методы научного познания, экспериментальные умения, оценка методологических умений.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС) постепенно внедряется в российские школы. Основной парадигмой обучения, согласно этому стандарту, является системно-деятельностный подход, который в части предметов естественнонаучного цикла подразумевает активное участие школьников в образовательном процессе и усвоение знаний не в готовом виде, а в ходе учебного исследования. В процессе учебных исследований осваиваются методы научного познания, а освоение методологии науки формирует исследовательскую компетентность, которая является важным качеством, определяющим готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности.

Опыт международных исследований, в которых участвует наша страна, показывает, что понимание вопросов методологии науки - это одно из наиболее уязвимых мест в структуре естественнонаучных знаний и умений российских школьников. Россия принимает участие в двух сравнительных международных исследованиях, касающихся качества естественнонаучного образования: TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) и PISA (Programme For International Student Assessment), которые осуществляются Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Результаты исследования TIMSS показывают, что уровень подготовки наших школьников по естественно-математическим предметам устойчиво превышает средние международные показатели.

Однако при наличии достаточно высоких предметных знаний и умений наши ученики испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни. Кроме того, низкие результаты получены при выполнении заданий на проведение мысленных экспериментов с типичным лабораторным оборудованием, которое учащиеся должны были использовать на уроках, например, химии или физики. Среди них самыми сложными были задания, в которых надо было проанализировать проблему с целью определения этапов её решения или найти способ или способы её решения и объяснить или обосновать эти способы.

Физика как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал: у учащихся формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью школьника.

Физика - наука экспериментальная, большая часть открытий в ней, установление законов, изучение явлений сделаны экспериментальным путём. Поэтому важнейшей частью обучения физики в системе общего образования является формирование экспериментальных умений.

В документах сопровождения ФГОС (планируемые результаты освоения основной образовательной программы и примерная программа по физике) сделан акцент на освоение учащимися методов научного познания. Для этапа основного общего образования - это, прежде всего, методы эмпирического уровня, к которым относятся описание, измерение и эксперимент.

В связи с этим актуальным становится формирование подходов к оцениванию методологических умений, причём не только в рамках государственной итоговой аттестации, но и в рамках учительского тематического оценивания или промежуточной аттестации.

В практике преподавания физики обучение вопросам методологии науки разбивается на две части:

  • усвоение теоретических знаний о методах научного познания и формирование методологических умений, которое частично реализуется в теоретическом материале учебников, а частично осваивается при работе с демонстрационным или ученическим экспериментом. В оценочных процедурах эти методологические умения могут проверяться при помощи контекстных заданий без привлечения лабораторного оборудования.
  • освоение экспериментальных умений (проводить наблюдения, опыты, измерения), которое реализуется в процессе проведения различных лабораторных и практических работ. Экспериментальные умения могут оцениваться только специально разработанными экспериментальными заданиями, которые выполняются с использованием реального лабораторного оборудования.

В учебном процессе оценивание выполнения учащимися лабораторных работ складывается из двух составляющих: собственных наблюдений учителя за ходом работы и проверки письменного отчёта о лабораторной работе. Таким образом, итоговая отметка за выполнение лабораторной работы складывается из результатов наблюдений за процессом её выполнения (правильно ли была собрана экспериментальная установка, верно ли учащийся проводил прямые измерения, соблюдал ли он правила безопасности труда) и оценки письменного отчёта, в который были занесены все необходимые данные и сделаны выводы.

При использовании экспериментальных заданий на реальном оборудовании в условиях массового письменного контроля знаний и умений учащихся (в частности в рамках ГИА) диагностика уровня сформированности экспериментальных умений может быть проведена только на основе анализа письменного отчёта учащегося о ходе и результатах выполнения задания.

Рассмотрим, каким образом осуществляется оценка этих умений в государственной итоговой аттестации по физике.

Технология проведения единого государственного экзамена не позволяет ввести в КИМы ЕГЭ экспериментальные задания на реальном оборудовании, поэтому здесь используются только теоретические задания по проверке методологических умений. Например, в КИМ ЕГЭ по физике в 2017 году в конце первой части предлагаются два задания базового уровня сложности, проверяющие различные методологические умения и относящиеся к разным разделам физики.

Задание № 22 с использованием фотографий или рисунков измерительных приборов направлено на проверку умения записывать показания приборов при измерении физических величин с учётом абсолютной погрешности измерений. Абсолютная погрешность измерений задаётся в тексте задания: либо в виде половины цены деления, либо в виде цены деления (в зависимости от точности прибора).

Задание № 23 проверяет умение выбирать оборудование для проведения опыта по заданной гипотезе. Оно представляет собой задание на множественный выбор (двух элементов из пяти предложенных). Здесь могут предлагаться три различные модели заданий: на выбор двух рисунков, графически представляющих соответствующие установки для опытов; на выбор двух строк в таблице, которая описывает характеристики установок для опытов; и на выбор названия двух элементов оборудования или приборов, которые необходимы для проведения указанного опыта [1, с. 34].

В КИМ ОГЭ по физике также есть два теоретических задания, проверяющих методологические умения. Задания № 18 и № 19 контролируют умения формулировать (различать) цели проведения (гипотезу, выводы) описанного опыта или наблюдения; конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой; использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин; проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика.

Задание № 23 КИМ ОГЭ по физике - экспериментальное и выполняется экзаменуемыми с использованием реального лабораторного оборудования. Указание на необходимость его использования приводится в инструкции перед текстом задания. Каждому учащемуся выдаётся комплект оборудования, в котором собраны все необходимые и достаточные для выполнения задания приборы и материалы.

Поэтому выполнение экспериментального задания не предполагает оценивание умения самостоятельного выбора оборудования для заданной цели эксперимента.

Экспериментальное задание № 23 проверяет умения:

  • проводить косвенные измерения физических величин;
  • представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных;
  • проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий.

Для проверки каждого из умений разработана отдельная модель экспериментального задания. Каждое задание рассчитано на проведение прямых измерений с использованием стандартных измерительных приборов.

При этом объектом оценки становятся прямые измерения (правильное включение или установка прибора, определение его цены деления и выполнение правил снятия показания прибора или измерительного инструмента).

Сформированность этих умений оценивается по результатам записи прямых измерений, которые должны укладываться в заданные в каждом случае границы измерений, учитывающие погрешности измерений.

Оценка погрешностей измерений при выполнении экспериментального задания не требуется. Оценка границ интервала, внутри которого может оказаться результат прямых измерений, полученный учеником, и который необходимо признать верным, рассчитывается методом границ [2, с.8].

Все экспериментальные задания в банке ГИА имеют три основных характеристики:

  • содержательная принадлежность (каждое задание отнесено к одной из тем примерной программы основной школы: механические, тепловые, электрические или оптические явления);
  • вид деятельности (выделяются четыре типа экспериментальных заданий в зависимости от вида проверяемой деятельности);
  • уровень сложности (экспериментальные задания сконструированы на повышенном и высоком уровнях сложности).

Все экспериментальные задания разделяются на четыре основные группы:

  1. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по выявлению факторов, влияющих на их протекание.
  2. Проведение прямых измерений физических величин и расчёт по полученным данным зависимого от них параметра.
  3. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.
  4. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними).

Каждое задание обеспечивается текстом, характеристикой оборудования, образцом возможного выполнения с описанием и фотографией экспериментальной установки, указаниями для экспертов по оценке границ достоверных значений и критериями оценивания задания. В случае использования подобных заданий (например, измерение и определение оптической силы линзы может осуществляться для двух линз с различными фокусными расстояниями) подробное описание приводится для одного задания, а для остальных даются лишь указания на изменения в оборудовании и результатах опытов.

В настоящее время при проведении экзамена за курс основной школы от учащихся не требуется самостоятельного выбора оборудования из предложенной избыточной номенклатуры. Поэтому для каждого задания в тексте приводится перечень необходимых приборов и материалов.

Перед проведением экзамена федеральная комиссия разработчиков контрольных измерительных материалов на основе наборов "ГИА-лаборатория" составляет комплекты оборудования для выполнения экзаменационных заданий текущего года. Ежегодно состав таких комплектов публикуется в приложении к спецификации экзаменационной работы на сайте ФИПИ.

При подготовке аудитории к проведению экзамена по физике на столы ставятся наборы оборудования в соответствии с указаниями, приведёнными в критериях оценивания экспериментальных заданий для полученных регионом вариантов. Таким образом, каждый учащийся получает все необходимые приборы и материалы для выполнения экспериментального задания из его экзаменационного варианта.
Использование экспериментальных заданий накладывает ограничения на процедуру проведения экзамена. Экзамен целесообразно проводить в кабинетах физики. При необходимости можно использовать другие кабинеты, в которых соблюдаются необходимые требования к обеспечению безопасного труда учащихся при выполнении экспериментальных заданий. На экзамене присутствует специалист по физике, который проводит перед экзаменом инструктаж по технике безопасности и следит за соблюдением правил безопасного труда во время работы учащихся с лабораторным оборудованием. Примерная инструкция по обеспечению безопасного труда в процессе проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы по физике приводится в дополнительных материалах к экзамену.
Экспериментальные задания в ГИА являются заданиями с развёрнутым ответом и проверяются специалистами-предметниками (экспертами), прошедшими специальную подготовку по материалам ФИПИ. Для обеспечения объективной проверки для каждого типа заданий разработаны обобщённые критерии оценивания.

Таким образом, можно говорить о том, что в современных контрольно-измерительных материалах ГИА по физике экспериментальные умения проверяются в недостаточной мере. Поэтому актуальной проблемой является разработка инструментария для оценки экспериментальных умений в тематическом контроле или промежуточной аттестации. Такой инструментарий должен в полной мере отражать требования ФГОС и Примерной основной образовательной программы основного общего образования к формированию этой группы умений.

Такой инструментарий может содержать группу теоретических заданий, проверяющих сформированность методологических умений. Для основной школы для такой проверки можно выделить следующую группу умений:

  • различение цели проведения (гипотезу) опыта по его описанию;
  • предложение порядка проведения опыта или наблюдения в зависимости от поставленной цели (выбор установки);
  • выбор измерительных приборов и оборудования (по рисункам и фотографиям) для проведения исследования.
  • знание назначения и схематического обозначения прибора и правильное составление схемы его включения в экспериментальную установку.

Умение определить назначение отдельных частей экспериментальной установки или отдельных процедур в проведении опыта;

  • определение цены деления и пределов изменения прибора. Умение записывать показания приборов с учетом абсолютной погрешности измерения;
  • определение ошибок в ходе проведения опыта, соотносить порядок проведения опыта с проверяемой гипотезой (находить ошибки в ходе опыта);
  • описание результатов опытов, строить графики по полученным данным;
  • формирование выводов по результатам опыта (оценивать соответствие выводов имеющимся экспериментальным данным, определять, достаточно ли экспериментальных данных для формулировки вывода, и т.п.);
  • интерпретация результатов опытов и наблюдений на основе известных физических явлений, законов, теорий (например: умение анализировать результаты опыта, представленного в виде графика или таблицы);
  • установление условий применимости физических моделей в предложенных ситуациях.

Таким образом, измерительные материалы для оценки экспериментальных умений в 7-9-х классах могут состоять из двух блоков заданий:

  1. 4-5 теоретических заданий по проверке методологических умений (с использованием групп заданий, построенных на одном контексте);
  2. 2-3 экспериментальных заданий по проверке экспериментальных умений, которые направлены на проверку умения ставить опыты (на качественном уровне), проводить прямые измерения, проводить исследование зависимости одной физической величины от другой и проводить косвенные измерения.

При этом прямые измерения могут проверяться в рамках комплексных заданий по исследованию зависимости или косвенным измерениям, если в них выделяется специальный критерий по оценке умения проводить прямые измерения.

Рассмотренные подходы к отбору содержания и структуре измерительного материала могут использоваться в тематическом контроле или промежуточной аттестации.

На основании изложенных подходов нами был разработан пример диагностической работы для оценки уровня освоения экспериментальных умений по итогам обучения физике в 8-9 классах. Содержание диагностической работы определялось на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) и Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Диагностическая работа включает в себя семь заданий, которые разрабатывалась исходя из необходимости проверки планируемых результатов, отраженных в кодификаторе. Четыре теоретических задания проверяют умения распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов. Далее предлагается три экспериментальных задания на реальном оборудовании.

В диагностической работе представлены задания разных уровней сложности (базового, повышенного и высокого) и используются различные типы заданий:

  • с кратким ответом, в котором необходимо записать ответ в виде числа;
  • на множественный выбор, в котором нужно выбрать два или более верных утверждения из предложенных;
  • с развернутым ответом, в котором необходимо представить решение задачи или ответ в виде объяснения с опорой на изученные явления или законы.

Задания с кратким ответом считаются выполненными, если записанный учеником ответ совпадает с верным ответом. Задания с развернутым ответом оцениваются экспертом с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за задания с развернутым ответом составляет 4 балла. К каждому заданию приводится подробная инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл - от нуля до максимального балла. В диагностической работе предлагается инструкция, в которой приведены общие требования к оформлению ответов.

На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается общий балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале. Максимальный первичный балл - 15. На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут (1 урок).

При выполнении работы используется непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика) и линейка, для экспериментальных заданий используются наборы оборудования.

На диагностической работе присутствует специалист по физике, который следит за соблюдением правил безопасного труда во время работы обучающихся с лабораторным оборудованием. Комплекты лабораторного оборудования для выполнения экспериментальных заданий формируются заблаговременно, до проведения диагностической работы. Критерии проверки экспериментальных заданий требуют использования стандартизованного лабораторного оборудования. Перечень комплектов оборудования для выполнения экспериментальных заданий составлен на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике, которые поставлялись в образовательные организации в рамках национального проекта «Образование», а также на основе новых специально разработанных комплектов «ГИА-лаборатория». Состав этих наборов / комплектов отвечает требованиям надежности, а при использовании в учебном процессе обеспечивает формирование экспериментальных умений в рамках требований ФГОС.

Проверку диагностической работы (заданий с развернутыми ответами) осуществляют специалисты-предметники.

Приведем примеры экспериментальных заданий диагностической работы.

Задание № 1

Поставьте опыты, демонстрирующие зависимость силы трения скольжения от веса тела и характера соприкасающихся поверхностей.

Для проведения исследования используется следующее оборудование: брусок с крючком, динамометр с пределом измерения 1Н, два груза, направляющую рейку, лист бумаги.

Задание в бланке ответов для каждого из двух опытов:

  1. Запишите, какое предположение проверялось в опыте.
  2. Зарисуйте (или опишите) схему проведения опыта по исследованию зависимости силы трения от заданной величины. Укажите, каким образом фиксировалось значение силы трения скольжения.
  3. Сделайте вывод о том, зависит ли сила трения скольжения от заданной величины.

Образец возможного выполнения:

Опыт 1.

  1. Зависит ли сила трения скольжения от веса тела?
  2. Создайте схему экспериментальной установки.

Сила трения скольжения равна силе упругости при равномерном движении бруска по поверхности направляющей (см. рисунок 1).

Схема экспериментальной установки опыта 1

Схема экспериментальной установки опыта 1

Рис.1. Схема экспериментальной установки опыта 1

Измеряем силу трения при равномерном движении бруска сначала с одним грузом, а затем с двумя. Сила трения во втором случае больше. Вывод: Сила трения скольжения зависит от веса тела.

Опыт 2.

  1. Зависит ли сила трения скольжения от характера соприкасающихся поверхностей?
  2. Схема экспериментальной установки (см. рисунок 2)

2
Рис. 2. Схема экспериментальной установки опыта 2

Сначала измеряем силу трения при равномерном движении бруска с одним грузом по направляющей, а затем по листу бумаги. Сила трения различна. Вывод: Сила трения скольжения зависит от рода соприкасающихся поверхностей.

Указание экспертам: для полного верного ответа не требуется записи данных прямых измерений. Достаточно только указания на наличие изменений в силе трения и существование ее зависимости от заданных величин.

Критерии оценивания представлены в таблице 1.

Таблица 1. Критерии оценивания задания № 1

Содержание критерияБалл
Полностью правильное выполнение задания, включающее для двух опытов:1)правильно сформулированную гипотезу опыта;2)схему экспериментальной установки (в данном случае - с указанием на рисунке или в описании способа измерения силы трения и двух ситуаций, для которых сравниваются результаты);3)правильно сформулированные результаты опыта и вывод. 4
Приведены все элементы правильных ответов на три вопроса для обоих опытов, но при этом для одного из опытов сделана ошибка в рисунке экспериментальной установки, или рисунок отсутствует.ИЛИДля одного из опытов сделана ошибка при формулировке вывода. 3
Приведены элементы правильных ответов на три вопроса для одного из опытов.ИЛИ
Правильно сформулированы только гипотезы и выводы для обоих опытов.
2
Записаны только правильные гипотезы для обоих опытов.ИЛИ Для одного из опытов верно сформулирована гипотеза опыта и приведена верная схема экспериментальной установки.ИЛИДля одного из опытов верно сформулирована гипотеза опыта и сделан правильный вывод. 1
Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказаннымкритериям выставления 1, 2, 3 или 4 баллов. Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания. 0
Максимальное количество баллов 4

Всего в выполнении задания приняли участие 161 ученик 8-9 классов ГБОУ «Школа Глория» г. Москвы. Следует отметить, что с экспериментальным заданием на постановку качественных опытов полностью справились, набрав 4 балла, всего 11 учеников (7 %). Частично справились, набрав 3 балла - 32 ученика (20 %); набрав 2 балла - 21 ученик (13 %); набрав 1 балл - 24 ученика (15 %). Не справились с заданием 73 ученика (45 %).

Задание 2

Определите вес каретки при помощи динамометра. Ответ запишите с учетом погрешности измерения. Погрешность измерения примите равной половине цены деления.

Ответ представляется в формате: (…±…) Н

С этим заданием (экспериментальное на прямые измерения) справились 97 учеников (60 %). Однако, ТБКК и дифференцирующая способность задания низкие, что говорит о том, что с заданием примерно одинаково справились как более, так и менее успешные (по общим результатам тестирования) учащиеся.

Задание 3

Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр № 1, соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.

В бланке ответов выполните следующие задания:

  1. сделайте рисунок экспериментальной установки;
  2. запишите формулу для расчёта выталкивающей силы;
  3. укажите результаты показаний динамометра при взвешивании цилиндра
  4. в воздухе и показаний динамометра при взвешивании цилиндра в воде;
  5. запишите численное значение выталкивающей силы.

При выполнении задания используются следующие комплекты задания, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Комплекты заданий

Наборы лабораторныеКомплект «ГИА-лаборатория»
  • динамометр с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н)
  • стакан с водой
  • цилиндр стальной на нити, обозначенный № 1
  • динамометр с пределом измерения 1 Н (С = 0,02 Н)
  • стакан с водой
  • пластиковый цилиндр на нити, обозначенный № 1


При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.

Образец возможного выполнения

1. Схема экспериментальной установки (см. рис.3):

Схема экспериментальной установки
Рис. 3. Схема экспериментальной установки

2. Ответы на вопросы задания 2-5.

Критерии оценивания задания представлены в таблице 3.

Таблица 3. Критерии оценивания задания № 3

Содержание критерияБаллы
Полностью правильное выполнение задания, включающее в себя:1) схематичный рисунок экспериментальной установки;2) формулу для расчёта искомой величины по доступным дляизмерения величинам (в данном случае для выталкивающей силы через силу упругости в воздухе и силу упругости в воде);3) правильно записанные результаты прямых измерений (в данном случае результаты измерения силы упругости в воздухе и силы упругости в воде);4) полученное правильное численное значение искомой величины. 4
Приведены все элементы правильного ответа 1-5, но допущена ошибка при вычислении значения искомой величины. ИЛИДопущена ошибка при обозначении единиц измерения искомой величины.ИЛИДопущена ошибка в схематичном рисунке экспериментальнойустановки, или рисунок отсутствует, или отсутствует формулав общем виде для расчёта искомой величины. 3
Сделан рисунок экспериментальной установки, правильно приведены значения прямых измерений величин, но не записана формула для расчёта искомой величины и не получен ответ.ИЛИПравильно приведены значения прямых измерений величин,Записана формула для расчёта искомой величины, но не получен ответ и не приведён рисунок экспериментальной установки.ИЛИПравильно приведены значения прямых измерений, приведён правильный ответ, но отсутствуют рисунок экспериментальной установки и формула для расчёта искомой величины. 2
Записаны только правильные значения прямых измерений.ИЛИПриведено правильное значение только одного из прямыхизмерений, и представлена правильно записанная формула для расчёта искомой величины.ИЛИПриведено правильное значение только одного из прямыхизмерений, и сделан рисунок экспериментальной установки. 1
Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2, 3 или 4 баллов. Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания. 0
Максимальное количество баллов 4

С данным заданием также справилось достаточно небольшое количество учеников. Полностью справились с заданием, получив 4 балла, всего 16 учеников (10 %). Частично справились, получив 3 балла - 11 учеников (7 %); получив 2 балла - 11 учеников (7 %); получив 1 балл - 16 учеников (10 %). Не справились с заданием 107 учеников (66 %). Большой процент не справившихся с заданием возможно связан с тем, что задание стояло последним в работе, поэтому часть школьников попросту не успела приступить к выполнению последнего задания.

Проведенный эксперимент позволяет сделать вывод о том, что инструментарий, разработанный с учетом изложенных в статье подходов, пригоден для оценки уровня сформированности экспериментальных умений обучающихся в курсе физики основной школы. Предложенные модели заданий отвечают требованиям к качеству заданий, а структура диагностической работы позволяет обеспечить оценку всех планируемых результатов методологического блока.

Assessment of the level of students’ experimental skills in the process of learning physics at the level of basic general education

U.V. Serpova,
undergraduate of GAOU VO MGPU 2 courses,
teacher of physics of SEI Schools Gloria, Moscow

Abstract. Approaches to the assessment of the level of methodological skills in OGE and EGE in Physics; it also describes the requirements of the FGOS forexperimental skills and suggests approaches to the assessment of this group of skills in the current teacher's assessment or midterm assessment.

Keywords: methods of scientific knowledge, experimental skills, the assessment of methodological skills.