Аннотация. В статье рассмотрены подходы к оцениванию умений учащихся работы с графической информацией на примере школьного курса географии, приведен пример кодификатора, в котором определены основные контролируемые умения по работе с графической информацией. Рассмотрена авторская диагностическая работа, направленная на оценку умений работы с графической информацией, как одного из видов универсального учебного действия. В статье приведены примеры заданий, результаты апробации и статистика по их выполнению. Результаты диагностики демонстрируют возможность оценки умений работы с графической информацией, а так же рассматривать предложенный метод в рамках других предметов естественнонаучного цикла.

Ключевые слова: информация, умение работы с графической информацией, универсальное учебное действие, диагностика.

В 2011 году вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС). Одним из требований к образовательным результатам, обозначенных в ФГОС является формирование универсальных учебных действий, к которым в частности относятся умение работы с информацией [3]. Само понятие информация трактуется по-разному и является предметом научных дискуссий. В большинстве источников понятие информация сводится к неким сведениям об окружающем мире и происходящих в нем процессов, которые человек воспринимает в устной или какой-либо другой форме. Умение работать с информацией определяет возможность получения определенных знаний, что необходимо для реализации непрерывного обучения [4].

Работа с информацией, относясь к универсальным учебным действиям, представляет собой способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Наряду с этим, работа с информацией является сложным по своей структуре общенаучным умением, состоящим из ряда частных умений. При определении более частных умений работы с информацией, их можно сгруппировать в три основных кластера: нахождение, интерпретация и рефлексия на содержание и форму.

К блоку умений, связанных с поиском и нахождением информации можно отнести такие частные умения как способность осуществлять поиск объекта по известному названию, отбор релевантной информации и т.д. В основе анализа и интерпретации лежит способность преобразовывать данные из информационного источника в знания, осуществлять объяснение связей и зависимостей, выявленных в информации, определять главное, выделять смысловые части, устанавливать причинно-следственные связи между отдельными элементами. К третьей группе умений относятся действия по использованию и применению информации для решения различных задач [2].

Наряду с формированием информационно-аналитических умений школьников, существует большая потребность в их оценивании. Важной задачей служит разработка инструментария для оценивания частных умений работы с информацией. Достижение метапредметных результатов осуществляется за счет освоения образовательных программ по разным предметным дисциплинам. Таким образом, оценка умений работы с информацией может осуществляться в рамках какого-либо предмета, основанная на информационных источниках данной дисциплины.

Особенно «удачным» является школьный курс географии, насыщенный множеством информации, представленной в различном виде. Особую роль в предоставлении географической информации играет графическая наглядность. Начиная с 5 класса, в курсе географии можно встретить географическую информацию, представленную в виде карт, планов, аэрофотоснимков, таблиц, схем, графиков, диаграмм, профилей и рисунков. Очевидно, что для получения географических знаний и формирования умений, необходимо осуществлять действия по работе с данными источниками информации [1].

Источники географической информации, представленные в графическом виде, можно условно разделить на 4 группы: 1) виды изображения земной поверхности, 2) графики, 3) таблицы и схемы, 4) различные формы диаграмм. Данный принцип классификации видов графической информации, используемых в курсе географии, может быть заложен в основу разработки кодификатора. Для каждой группы графической информации предлагается рассматривать три различных способа действия, отражающих повышение степени самостоятельности действий по работе с графической информацией. В этом случае блоки кодификатора будут выглядеть следующим образом:

1. Работа с информацией, представленной в виде изображения земной поверхности (карты, планы, аэрофотоснимки и космоснимки):

  • поиск и выявление информации, представленной в виде изображения земной поверхности (карта, план, фотоснимки);
  • преобразование информации из одного вида в другой, интерпретация информации (совместная работа с картами, планами, фотоснимками, ранжирование информации, нахождение выводов, соответствующих данным источника);
  • применение информации, представленной в виде изображения земной поверхности, для решения учебных и практико-ориентированных задач.

2. Работа с информацией, представленной в виде графиков:

  • поиск и выявление информации, представленной в виде графика (понимание области значения функции, скорости изменения функции);
  • преобразование информации из одного вида в другой, интерпретация информации (совместная работа с графиками; ранжирование информации, представленной на графике; нахождение выводов, соответствующих данным графика);
  • применение информации, представленной в виде графика для решения учебных и практико-ориентированных задач.

3. Работа с информацией, представленной в виде таблиц, схем:

  • поиск и выявление информации, представленной в виде таблицы, схемы, (понимание информации, выделение взаимосвязи информации в таблице, на схеме);
  • преобразование информации из одного вида в другой, интерпретация информации (совместная работа с таблицами, схемами; ранжирование информации, представленной в таблице / на схеме; нахождение выводов, соответствующих данным таблицы/схемы);
  • применение информации, представленной в виде таблицы/схемы для решения учебных и практико-ориентированных задач.

4. Работа с информацией, представленной в виде диаграмм (столбчатых, круговых, векторных):

  • поиск и выявление информации, представленной в виде диаграммы (понимание информации);
  • преобразование информации из одного вида в другой, интерпретация информации (совместная работа с диаграммами; ранжирование информации, представленной на диаграмме; нахождение выводов, соответствующих данным диаграммы;
  • применение информации, представленной в виде диаграммы для решения учебных и практико-ориентированных задач).

На основе разработанного кодификатора, нами была предложена диагностическая работа, основная цель которой - определить уровень сформированности умений работы с графической информацией. На выполнение работы отводится 45 минут. При выполнении работы учащимся разрешается использовать непрограммируемый калькулятор. Дополнительные материалы и оборудование использовать не разрешается. Работа состоит из 18 заданий разного типа: 7 заданий с выбором ответа, 5 заданий с кратким ответом и 5 заданий с развернутым ответом, в которых требуется самостоятельно написать ответ. Задания с выбором ответа оцениваются 1 баллом, задания с развернутым ответом оцениваются от 1 до 2 баллов. Так же задания различаются по уровню сложности. В работе представлены 9 заданий базового уровня, 6 заданий повышенного и 3 задания высокого уровня сложности. Высокий уровень сложности имеют те задания, где учащемуся необходимо дать развернутый аргументированный ответ.

Задания сконструированы на контексте учебного предмета география. Задания сгруппированы по блокам, по 2-4 задания на один вид графической информации. Работа включает в себя всего 7 групп заданий. Для каждого вида графической информации составлено по одной или две группы заданий. Одновременно, в одной группе представлены задания на нахождение информации, ее интерпретацию и использование. Таким образом, каждая группа заданий отражает все три способа действий с графической информацией, определенных в кодификаторе. Всего в работе представлено 5 заданий, диагностируемых умение работать с изображениями земной поверхности, 2 задания на умение работы с графиками, 6 заданий на умение работы с таблицами и схемами, и 5 заданий проверяют умение работать с различными видами диаграммам.

Примером задания, диагностирующее умение работы с изображением земной поверхности, может служить задание № 9, выполняемое на основе использования плана центральной части города Солигалич (рис. 1).

Задание № 9: Расположите достопримечательности центральной части города Солигалич в порядке их удаления от р. Костромы: 1.Богоявленская церковь. 2. Памятник Г.И. Невельскому. 3. Церковь Петра и Павла.


1Рис 1. План центральной части города Солигалич

Для правильного выполнения задания, ученику необходимо используя план города определить положение реки и достопримечательностей. Соотнеся информацию, данную в условных обозначениях и информацию на плане, учащийся может правильно расположить данные объекты. Анализ статистики показывает, что процент выполнения данного задания по итогам проведенной апробации, составил 65,33 %. Такой процент выполнения указывает на то, что сопоставление информации в разной форме является трудной задачей почти для трети учащихся.

Однако некоторые типы заданий оказались не столь трудными для выполнения. Так, например, задание № 7, в котором было необходимо, используя графики, определить на какой реке уровень воды в сентябре превышает 6 метров (рис. 2). Задание диагностирует умение ориентироваться в источнике информации, находить и распознавать нужную информацию. С данным заданием справились 92 % диагностируемых учащихся. Такие показатели могут свидетельствовать либо об объективной легкости задания, либо о сформированности умения работы с графиками на высоком уровне.
2Рис 2. Изменение уровня воды в реках в течение года

Большой интерес представляют задания, направленные на оценку сформированности умений работы с таблицами и схемами. В школьной практике естественнонаучных предметов этому виду информации уделено большое внимание. В начальном курсе географии в такой форме может быть представлена информация о погоде в какой-либо местности (рис. 3). Так, в задании № 6 учащимся предлагается, изучив данные таблицы и дополнительной информации, принять решение, приведя при этом определенные доводы.

3

Рис 3. Погода в городе Нижний Новгород на неделю

Задание № 6:
Петя и Ваня планировали в один из дней на неделе поехать за город на озеро, чтобы позагорать и искупаться. Однако Петр посещает секцию по футболу по понедельникам и четвергам, а Иван изучает английский язык, по вторникам и субботам. Используя данные о погоде на неделю (Рис 3), определите, какой из дней наиболее подошёл для того, чтобы мальчики могли вместе отправиться на озеро. Свой ответ обоснуйте. Для обоснования ответа приведите не менее двух доводов.

Данное задание оценивалось максимально в 2 балла. Полностью справились с заданием менее половины диагностируемых - 46 %, частично справились - 32 %. Задание позволяет дифференцировать учащихся по уровню сформированности данного умения работы с информацией. Данные статистики показывают, что большинство учащихся, получившие высший балл за всю работу успешно справились с заданием, в отличие от учащихся, показавшие худшие результаты за всю работу.

В задании № 14 учащимся предлагается преобразовать информацию, данную в форме векторной диаграммы (рис. 4).

Задание № 14: используя розу ветров в Казани, определите, сколько полных дней в году дует северо-западный ветер. Ответ запишите в виде числа.

4
Рис 4. Роза ветров в г. Казань

Учащемуся необходимо, используя изображение, выявить нужную информацию, после чего, преобразить ее в другой вид. Данное задание оценивается одним баллом. Максимальный балл за задание получили 42,6 % участников диагностики. Исходя из того, что задание имеет повышенный уровень сложности, данный результат можно считать нормой. Стоит обратить внимание на то, что достоверные результаты могут быть достигнуты только при условии обеспечения качественной печати контрольных измерительных материалов.

По итогам апробации варианта диагностической работы были получены весьма ценные результаты. Средний процент выполнения заданий варьирует от 8 % до 100 %. Это говорит о том, что умение работы с различными видами графическими информации учащихся сформированы на разном уровне. Учащиеся значительно хуже справились с заданиями на применение информации. Процент выполнения таких заданий составил в среднем от 13 до 35 %, за исключением задания № 6, что возможно связано с достаточно высоким уровнем развития умения работы с таблицами. Задания, процент выполнения которых оказался слишком мал, например, менее 20 % или наоборот слишком высок - более 80 %, нуждаются в доработке. Средний процент выполнения теста составил 59,9 %. Показатель дифференцирующей способности заданий так же варьирует от 0,03 до 0, 31. Большая часть заданий имеет дифференцирующую способность более 0,2, что является нормой. Вероятнее всего, для более точных результатов необходимо большее количество диагностируемых.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что при помощи данного инструментария становится возможным оценить уровень сформированности у учащихся умений работы с графической информацией. В данной статье рассматривается возможность использования данного подхода к оцениванию на примере начального курса географии. Однако предложенные подходы могут быть применены и в рамках других предметов естественнонаучного цикла.

The methods of evaluation of graphic information skills

A.A. Zherebtsov,
undergraduate of GAOU VO MGPU, Moscow

Abstract. In the article the approaches to definition of concept "information". Presents the author's diagnostic work aimed at the assessment of skills of work with the graphical information as one of the types of universal educational actions in the form developed by the codifier. The article gives examples of tasks, the results of testing and statistics on their implementation. The diagnostic results demonstrate the possibility of assessing the ability of working with graphical information, and the application of the proposed method in the context of other science subjects.
Keywords: information, the ability to work with the graphical information, universal educational action, diagnosis.


  1. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии / Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям - М., 1996. - с. 109-112.
  2. Митрахович О.А. Формирование информационно-аналитических умений школьников // Педагогическое образование и наука. М., 2011 г. № 10. - с. 48-50.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (дата обращения: 17.11.2017).
  4. Фещенко Т.С. Умение работать с информацией как основа непрерывного образования // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования «Человек и образование». - 2012 г. № 2. - с. 56-61.
  1. Dushina I.V. Ponurova G.A. Metodika prepodavaniya geografii М., 1996. s. 109-112.
  2. Mitrahovich O.A. Formirovanie informatsionno - analiticheskih umeniy shkolnikov // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. М., 2011 g. №10. - s. 48-50.
  3. Federalniy gosudarstvenniy obrasovatelniy standart osnovnogo obshego obrazovaniya (дата обращения: 17.11.2017).
  4. Feshenko T.S. Umenie rabotat s informatsiey kak osnova neprerivnogo obrazovaniya Akademichesky vestnik Instituta pedagogicheskogo obrasovaniya I obrasovaniya vzroslyh Rossiyskoy akademii obrasovaniya «Chelovek i obrasovanie».. 2012 г. № 2. - s. 56-61.