Научный руководитель: Лукошус Оксана Геннадьевна, доцент, и.о. заведующего кафедрой методики обучения английскому языку и деловой коммуникации Института иностранных языков ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук
Код уникальной десятичной классификации: 37

Аннотация. В статье рассматривается возможность применения заданий на основе цифровых технологий для развития языковой компетенции студентов в языковом вузе. Обобщаются взгляды исследователей на тему развития языковой компетенции студентов бакалавриата. Также приводятся особенности цифровых технологий в процессе обучения, которые могут способствовать более эффективному развитию языковой компетенции учащихся. В основной части статьи приводятся и анализируются данные опроса преподавателей МГПУ, выделяются преимущества и недостатки применения цифровых технологий в вузе. В заключение делается вывод о готовности педагогов использовать цифровые технологии для развития языковой компетенции студентов. Данная статья может быть полезна для преподавателей и студентов языковых и педагогических вузов.

Ключевые слова: цифровые технологии, языковая компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция, языковой вуз

В настоящее время непрерывное развитие и взаимодействие всех сфер жизни ставит перед человеком много задач, среди которых – изучение иностранного языка. В нашей стране иностранный язык изучается в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях. Для удовлетворения запроса общества требуется большое количество грамотных специалистов, обладающих всем спектром компетенций, необходимых для преподавания иностранного языка. Подготовка будущих педагогов требует тщательной проработки учебной программы, которая будет затрагивать развитие общепрофессиональной компетенции, включая иноязычную коммуникативную компетенцию и ее составляющие: лингвистическую (языковую), социолингвистическую, социокультурную, стратегическую, дискурсивную и социальную компетенции [7, с. 6].

Основой знания любого иностранного языка является владение лексическими, грамматическими и фонетическими единицами данного языка. Перечисленные компоненты можно объединить понятием языковая (лингвистическая) компетенция. Развитие языковой компетенции, а именно владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом [1, с. 362], у будущих педагогов иностранного языка является задачей первостепенной важности, так как «по окончании обучения в бакалавриате студенты должны быть готовы стать участниками диалога культур и суметь передать полученные знания, навыки, умения и отношение к деятельности своим ученикам [5, с. 216]. Исходя из нормативных положений Федерального компонента государственного стандарта высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата отмечено, что выпускник, получивший степень бакалавра по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование должен обладать следующей общекультурной компетенцией: «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» [8, с. 7] и профессиональной компетенцией: «готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов» [8, с. 8]. Таким образом, профессионализм педагога-учителя АЯ определяется, прежде всего, знанием своего предмета, а именно умением использовать в том или ином контексте лексические единицы, грамматические конструкции, синтаксические и фонетические особенности преподаваемого языка.

Однако, студенты бакалавриата по программам подготовки, связанными с детальным изучением иностранного языка, испытывают некоторые трудности при развитии языковой компетенции. Как показал личный опыт и наблюдение за учебным процессом в институте иностранных языков МГПУ, проблемы могут быть связаны с отсутствием мотивации к изучению, что может негативно сказываться на развитии языковой компетенции.

Применение инновационных технологий в образовании призвано повысить эффективность процесса обучения при минимальной затрате ресурсов. К таким технологиям можно отнести цифровые технологии. Так, под цифровыми образовательными технологиями О.И. Ваганова понимает «инновационный способ организации учебного процесса, основанный на использовании электронных систем, обеспечивающих наглядность» [3, с. 54]. Возможность включения цифровых технологий в процесс развития языковой компетенции обусловлена рядом аспектов: 1) наличие разнообразных технических возможностей может повысить мотивацию студентов за счет интерактивности, уникального дизайна и моделирования всевозможных языковых ситуаций; 2) вариативность и разнообразность подобных заданий дает преподавателю возможность выбрать тот материал, который больше подходит под языковые нужды студентов и особенность требований, предъявляемых к программно-педагогическим средствам; 3) цифровые технологии могут способствовать развитию творческого подхода студентов к осуществлению их профессионально-исследовательской деятельности.

В качестве основного материала исследования были использованы труды как отечественных (О.И. Ваганова [3], А.Н. Колесниченко [4], Е.С. Полат [6], Е.Н. Соловова [7]), так и зарубежных исследователей (M. Warschauer [9], A.T. Dina [10]) по вопросам цифровой лингводидактики и процесса формирования языковой компетенции студентов посредством цифровых технологий в вузе. Также был проведен опрос использования цифровых технологий и средств в ИИЯ МГПУ для развития языковой компетенции студентов.

Ознакомившись с опытом российских и зарубежных исследователей в области применения цифровых технологий в обучении АЯ, в рамках опроса было принято решение не ограничиваться исключительно инновационными технологиями. Как отмечает А.Н. Колесниченко, «цифровые технологии, несмотря на современный способ взаимодействия преподавателя и студентов с применением технических средств, направлены на решение традиционных педагогических задач» [4, с. 299]. Следовательно, для получения полных данных, как представляется, важно включить вопрос использования как цифровых, так и традиционных педагогических технологий с целью их сопоставления и замещения одних технологий другими, более эффективными, для достижения общей цели – развития языковой компетенции студентов.

Представленный опрос был проведен среди преподавателей института иностранных языков МГПУ, ответственных за развитие языковой компетенции студентов, соответственно, учитывались ответы педагогов, преподающих следующие дисциплины: практический курс первого иностранного языка, практикум по профессиональной коммуникации, практикум по межкультурной коммуникации, лексико-грамматический практикум, практическая фонетика английского языка. Всего в опросе приняли участие шестнадцать преподавателей.

Первый блок вопросов посвящен применению традиционных средств обучения (см. диаграмму 1). Респондентам был предоставлен множественный выбор средств обучения, которые составляют основу занятия и способствуют повышению мотивации учащихся к достижению высоких результатов в развитии языковой компетенции. Большинство участников опроса отмечает, что в процессе занятий обращается к учебным пособиям, аудиоматериалам, видео и фильмам, книгам для чтения и статьям. Как отмечают респонденты, одним из ведущих средств традиционного обучения, способствующих повышению мотивации обучения на языковых занятиях, являются фильмы и видео, дополнительные учебные пособия, серии картин и картины. Следует отметить, что полностью отказаться от использования учебных пособий, которые выстраивают направление обучения, не представляется возможным, однако данный элемент может быть пересмотрен в контексте цифровых технологий, что может повлиять на эффективность курса. Также полученная статистика позволяет сделать вывод, что традиционные средства обучения, хоть и являются базовым компонентом обучения АЯ, но не удовлетворяют запрос студентов на развитие языковой компетенции в предпочтительном для них формате.

Диаграмма 1. Использование традиционных средств обучения для развития языковой компетенции студентов

Диаграмма 1. Использование традиционных средств обучения для развития языковой компетенции студентов

Второй блок вопросов связан непосредственно с применением цифровых технологий в процессе развития языковой компетенции студентов языкового вуза. Полученные данные показывают, какие цифровые технологии используются участниками опроса в процессе проведения языковых занятий и активизируют стремление студентов к развитию языковой компетенции (см. диаграмму 2). Предпочтение отдается использованию дополнительных учебных пособий в электронном виде, презентациям с использованием слайдов, сети Интернет, корпоративной платформе Microsoft Teams, смартдоске и онлайн тренажерам. Наибольший интерес у студентов по мнению преподавателей, как видится, вызывает применение сети Интернет, образовательных платформ, онлайн тренажеров и смартдоски. Из представленной схемы видно, что образовательный потенциал некоторых цифровых технологий не всегда реализуется в полной мере. Подобная ситуация может быть обусловлена разными факторами, в связи с чем вопрос подлежит дальнейшему изучению.

Диаграмма 2. Использование цифровых технологий обучения для развития языковой компетенции студентов

Диаграмма 2. Использование цифровых технологий обучения для развития языковой компетенции студентов

Далее проиллюстрируем частотность использования преподавателями цифровых технологий для развития языковой компетенции учащихся (см. диаграмму 3). Из полученных данных видно, что многие преподаватели часто применяют цифровые технологии в процессе обучения. Более того, все респонденты дали положительный ответ на вопрос о готовности использовать цифровые средства для развития языковой компетенции учащихся на постоянной основе.

Диаграмма 3. Частотность использования цифровых технологий для развития языковой компетенции студентов

Диаграмма 3. Частотность использования цифровых технологий для развития языковой компетенции студентов

Все вышесказанное является подтверждением популярности использования цифровых технологий на современном этапе. Данные опроса позволяют уточнить те цифровые средства, к которым преподаватели МГПУ обращаются при развитии у студентов лексического, грамматического и фонетического аспектов языка. Педагоги используют аудиофрагметны, видеофрагменты, текстовые документы, презентации, корпоративную платформу Microsoft Teams, символьные объекты и графики. Меньшее количество респондентов включают в занятия использование иллюстраций, интерактивных заданий, образовательных платформ, онлайн-тренажеров, анимаций, фотографий. Следует отметить, что представленный результат мог быть обусловлен не только спецификой материала для освоения студентами и ресурсами конкретного педагога, но и необходимостью «совершенствовать навыки использования средств информационных и коммуникационных технологий» [6, с. 12].

В завершении опроса преподавателям предлагалось определить как преимущества, так и недостатки тех цифровых технологий, которые используются во время обучения. Представленные для выбора аспекты были отобраны на основе анализа работ отечественных (А.Н. Колесниченко [4]) и зарубежных авторов (M. Warschauer [9], A.T. Dina [10]). Преподаватели МГПУ отмечают, что эффективность применения цифровых технологий в образовании заключается в возможности использования разнообразных форм работы, увеличении творческой активности студентов, развитии самостоятельности и инициативности студентов, а также в оптимизации подготовки к занятиям. Однако следует обратить внимание и на некоторые недостатки цифровых технологий в обучении, к которым можно отнести проблемы со здоровьем при долгом использовании компьютера, риск некачественного усвоения знаний и недостаточную социализацию студентов.

Таким образом, в статье был рассмотрен опыт применения цифровых технологий преподавателями ИИЯ МГПУ, задействованными в развитии языковой компетенции студентов.

Подводя итог, отметим, что на данном этапе развития системы образования роль цифровых технологий для развития языковой компетенции студентов возрастает. Представленные результаты опроса показывают, что многие преподаватели готовы применять сеть Интернет и разнообразные компьютерные программы на постоянной основе. Однако данная тема требует дальнейшего рассмотрения.

Analysis of digital technologies usage in development of language competence in a language university

Monashova E.V.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Lukoshus Oksana Gennadyevna,
Associate Professor, Acting Head of the Department of English Language Teaching and Business Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philology

Аnnotation. The paper discusses the possibility of using digital technologies to develop language competence of students in a language university. The views of researchers on language competence development of undergraduate students are summarized. The author points out some features of digital technologies in the learning process, which can contribute to a more effective development of students’ language competence. The paper presents and analyzes the data of the survey, conducted among Moscow City University EFL teachers, as well as highlights the main advantages and disadvantages of using digital technologies in university language studies. The conclusion is made about MCU teachers’ readiness to implement digital technologies to develop students’ language competence. This paper may be useful for teachers and students of language and pedagogical universities.
Keywords: digital technologies, language competence, foreign language communicative competence, language university.