Аннотация. В статье раскрывается суть коммуникативной компетенции и особенности работы по её формированию в дошкольном и младшем школьном возрасте на занятиях по английскому языку. Показана связь развития речевых навыков с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Приводятся конкретные примеры заданий, которые можно использовать как в детском саду, так и в начальной школе. Материал данной статьи учитывает возрастные и психологические особенности детей. Исследование по изученному вопросу позволит воспитателям и учителям внести разнообразие в занятия и уроки по английскому языку.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, речевые навыки, игровые технологии, интерактивные технологии.

В процессе развития межкультурных связей на первый план выходит владение иностранными языками на высоком уровне. Родители отдают своих детей с раннего возраста в языковые школы, нанимают репетиторов. В связи с распространенным желанием знать английский язык образовательные организации не могут проигнорировать данный запрос общества. Поэтому, уже с детского сада, проводятся занятия по иностранному языку.

При анализе федеральных государственных стандартов дошкольного и начального общего образования мы увидели, что развитие ребёнка в дошкольном учреждении значительно отличается от начальной школы: целенаправленного изучения иностранного языка не предусмотрено [4]. Но требования к результатам позволяют понять, что развитие речи и умение вступать в диалог предполагают возможность формирования этих умений и на не родном языке. На этапе начального общего образования в стандартах начинают предъявляться требования к предметным результатам по английскому языку [5]. Таким образом, перед педагогами ставится основная задача: развивать речевой компонент ребят на раннем этапе. За развитие речевых навыков отвечает коммуникативная компетенция. Именно её формирование становится актуальной частью обучения в детском саду и начальной школе. В исследованиях Г.В. Роговой, И.Н. Верещагиной и Н.В. Языковой можно найти глобальную цель – это «формирование иноязычной коммуникативной компетенции» [6, с. 7].

Цель нашей работы заключается в том, чтобы изучить и показать наиболее приемлемые задания по английскому языку для эффективной работы по формированию коммуникативной компетенции в раннем обучении детей. Это направление педагогического процесса также влияет и на социализацию обучающихся [1, с. 79].

Мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. рассмотреть теоретические аспекты, характеризующие коммуникативную компетенцию;
  2. познакомиться с методами и приёмами работы по английскому языку на начальном этапе обучения;
  3. предложить систему практических заданий по формированию коммуникативной компетенции.

Рассмотрим коммуникативную компетенцию более подробно. Данный термин состоит из двух частей «коммуникация» и «компетенция». Коммуникация – это сообщение, передача информации, а компетенция – это перечень областей знаний, в которых субъект обладает высокой осведомленностью. Таким образом, коммуникативная компетенция – это хорошее владение коммуникативными навыками и умениями, возможность грамотно строить свои высказывания, а также понимать собеседника для обмена информацией и общения в целом.

Коммуникативная компетенция формируется в процессе общения. Так же, как и любой другой аспект языка, она имеет свои составляющие: способности, знания и умения [3]. Коммуникативная способность является врождённым качеством. Каждый человек имеет разные возможности к восприятию речи и общению. Поэтому важным аспектом при формировании коммуникативных навыков у ребят являются их индивидуальные и психологические особенности. Так в дошкольном возрасте у детей только начинает формироваться речь. На этапе дошкольного образования предполагается, что ребёнок научится владеть активной речью, сможет включаться в общение со взрослыми и сверстниками сначала на родном языке. Поэтому, прежде чем вводить занятия по английскому, у дошкольников необходимо полностью сформировать их речевые навыки.

Вторым аспектом компетенции является коммуникативное знание. Оно предполагает, что человек понимает свои речевые возможности, знает, из чего состоит общение, какие его виды бывают [7]. Данная составляющая не является главной, если мы говорим о раннем обучении. При изучении иностранного языка важно научится владению практическими навыками для развития спонтанной речи. За это отвечает третий компонент коммуникативной компетенции: коммуникативные умения. Они отражают именно практическое взаимодействие между людьми. Коммуникативная компетенция включает в себя многие составляющие, которые охватывают весь учебный материал английского языка, а также его непосредственное применение в жизни. Поэтому в начале обучения необходимо опираться лишь на самые главные и основные моменты [2].

Таким образом, на содержание занятий и используемые методы и приёмы по предмету иностранного языка большое влияние оказывают психологические и возрастные особенности дошкольного и младшего школьного возраста. Например, важно помнить, что дошкольники не могут писать и читать, поэтому на занятиях по языку рекомендуется давать такие задания, чтобы дети могли воспринимать информацию на слух, через игровую деятельность. Безусловным преимуществом изучения иностранного языка, начиная с раннего возраста, является еще и то, что в коммуникациях «проявляется индивидуально-личностные особенности обучающегося» [8, с. 4].

Игры на занятиях по английскому языку помогают применять различные речевые конструкции на практике, повышают мотивацию к изучению иностранного языка, а также способствуют снятию языкового барьера. В начальной школе игры также являются актуальным способом изучения языка. Необходимо помнить, что обязательное условие занятий – это активное участие каждого ребёнка. С течением времени игры будут становиться всё более разнообразными и освещать все виды речевой деятельности. Кроме этого, в начальной школе можно использовать различные формы групповой работы, в том числе, интерактивные технологии обучения. Но важно помнить, что ученики должны быть психологически готовы к подобным заданиям. Поэтому вводить данную форму рекомендуется постепенно. Сначала ученики работают в парах, затем количество участников в группах увеличивается. Для того, чтобы заинтересовать ребят, ускорить процесс обучения и улучшить коммуникативные навыки, учителями применяются интерактивные методы обучения, которые позволяю обучающимся не только проявлять активность, но и стать главными в своей деятельности, без явного присутствия учителя. Подбираемые задания должны носить практический характер. Если ученики будут видеть пользу от упражнений в реальной жизни, то легче и качественнее запомнят материал.

Таким образом, можно сделать вывод, что задания, направленные на формирование языковой компетенции в раннем обучении иностранному языку, должны соответствовать следующим критериям:

  • игровые приёмы обучения;
  • активная деятельность в говорении каждого ученика;
  • комфортная работа в группе, для снятия языкового барьера;
  • интерактивные формы обучения, для присутствия элемента самостоятельности;
  • практикоориентированность.

Изучив специфику заданий, которые помогают развивать у детей коммуникативные навыки, мы предлагаем использовать подобранные примеры упражнений, которые позволят учителям иностранного языка (английского) и воспитателям разнообразить свои занятия.

Детский сад

«Hello, friends!»

Воспитатель и каждый ребёнок берут свои любимые игрушки, садятся в круг и знакомятся друг с другом (представляют другим ребятам, как зовут его игрушку / себя самого).

«Сегодня ваши друзья игрушки побывали в Англии и узнали, как здороваются люди в этой стране. А сейчас они хотят научить этому вас.

Воспитатель показывает пример: «Hello! I am Tima. And you?».

Игра «What can you do?»

Ребята знакомятся с действиями на английском языке, после чего им нужно представить, что они животные и на вопрос «What can you do?» они должны ответить: «I can run / jump / swim / fly».

Игра «Угости гномиков»

Набор продуктов: апельсин, клубника, банан, яблоки разных цветов, груша, киви. Перец разных цветов; помидор, огурец, кабачок, тыква.

«Сказочные гномики пришли к вам в гости. Угостите их. Подумайте, какие фрукты и овощи любят гномы. Например, гномик в желтом колпачке любит желтую грушу, а в красном – красное яблоко. Дайте полакомиться гномикам овощи и фрукты тех цветов, которые они любят. Называйте цвета на английском языке».

Подвижная игра «Светофор»

Выбирается ведущий, который будет «светофором», остальные дети – участники дорожного движения. «Светофор» произносит названия цвета на английском языке. Дети должны либо идти, либо стоять на месте. Кто ошибся – выбывает из игры.

Перечисленные игры можно комбинировать, изменять под изучаемые темы.

Начальная школа

Игра «Магазин»

Ученикам необходимо «сделать покупки» в магазине (одежда / продукты / мебель и т.д.). У каждого покупателя в распоряжении некоторая сумма денег, которая позволяет ему купить что-то нужное.

Продавцы должны продать тот товар, который просит покупатель.

Фразы-шаблоны для покупателей:

I want to buy a / an …
I need a …
I have … rubles

Фразы-шаблоны для продавцов:

What would you like?
What color do you need?
It costs … rubles

Игра «Вы откуда?»

Ученики разбиваются на иностранцев (Франция, Англия, Америка) и жителей страны, в которую они приехали. Всего класс делится на 6 групп: 3 группы иностранцев разных стран, 3 группы местных жителей для каждой страны.

«Иностранцам» учитель раздаёт карточки с опорным материалом: название страны, национальная еда, одежда и достопримечательности страны. Задача «местных жителей» отгадать страну, из которой приехал гость, задавая вопросы.

Изучение теоретико-методологических работ отечественных исследователей по направлениям развития иноязычной коммуникативной компетенции детей в детском саду и начальной школе, позволяет сделать вывод: грамотно выстроенная работа по формированию данного навыка будет положительно сказываться на обучении английскому языку в целом. Выполняя интересные задания, ребята смогут активно принимать участие в учебной деятельности на занятиях, не терять мотивацию к изучению иностранного языка.

Formation of communicative competence in preschool and young school age in English language lessons

Zub G.S.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Dugina Galina Alexandrovna,
Associate Professor, Chinese Language Department, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Ph.D., Associate Professor

Annotation. The article reveals the essence of communicative competence and the peculiarities of its formation at pre-school and primary school age in the classes of English. The link between the development of speech skills and the requirements of the federal state educational standards is shown. Specific examples of tasks, which can be used both in kindergarten and elementary school, are given. The material of this article takes into account the age and psychological peculiarities of children. The research on the studied issue will allow educators and teachers to add variety to English classes and lessons.
Keywords: communicative competence, speech skills, game technology, interactive technology.


  1. Актуальные каналы социализации личности: от теории к технологиям: коллективная монография / В.П. Сергеева, Л.С. Подымова, Г.В. Сороковых [и др.]. М.: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2013. 168 с.
  2. Методика обучения иностранному языку: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.И. Трубицина [и др.]; под редакцией О.И. Трубициной. М.: Издательство Юрайт, 2019. 384 с. (дата обращения: 31.12.2021).
  3. Протасова Е.Ю. Методика раннего обучения иностранному языку: учебное пособие для вузов / Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина; под редакцией Е.Ю. Протасовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2021. 255 с. (Серия: Бакалавр. Академический курс).
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. 25.11.2013. № 265.
  5. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 22.03.2010. № 12.
  6. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. 1-4 классы: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Н.В. Языкова, Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Н.В. Языкова. 4-е издание, доработанное. М.: Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2008. 223 с.
  7. Сулейманова О.А. Практикум по культуре речевого общения: в 2 т. Т. 1. English Communication Perspectives: in 2 books. Book 1: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / О.А. Сулейманова, К.С. Карданова, Н.Н. Беклемешева и др.; под ред. О.А. Сулеймановой. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 240 с.
  8. Тарева Е.Г. Факторы модернизации школьного образования в предметной области «иностранные языки» / Е.Г. Тарева, Н.В. Языкова. // Иностранные языки в школе. 2018. № 4. С. 2-8. (дата обращения: 18.01.2022)
  1. Actual channels of personality socialization: from theory to technology: collective monograph / V.P. Sergeeva, L.S. Podymova, G.V. Sorokovykh [and others]. Moscow: Federal State Autonomous Educational Institution of Additional Professional Education Academy of Advanced Training and Professional Retraining of Educational Workers, 2013. 168 pages.
  2. Methods of teaching a foreign language: textbook and workshop for academic bachelor's degree / O.I. Trubitsina [and others]; edited by O.I. Trubitsina. Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. 384 pages. // Educational platform Urayt [website]. (date of the address: 31.12.2021).
  3. Protasova E.Yu. Methods of early teaching of a foreign language: a textbook for universities / E.Yu. Protasova, N.M. Rodina; edited by E.Yu. Protasova. 2nd ed., revised. and additional. Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. 255 pages. (Series: Bachelor. Academic course).
  4. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated October 17, 2013 № 1155 (as amended on January 21, 2019) «On approval of the federal state educational standard for preschool education» (Registered in the Ministry of Justice of Russia on November 14, 2013. № 30384) // Rossiyskaya Gazeta. 25.11.2013. № 265.
  5. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated October 6, 2009 № 373 (as amended on December 11, 2020) «On approval and implementation of the federal state educational standard for primary general education» (Registered in the Ministry of Justice of Russia on December 22, 2009 No. 15785) // Bulletin of normative acts federal executive authorities. 22.03.2010. № 12.
  6. Rogova G.V. Methods of teaching English. Grades 1-4: a manual for teachers and students of pedagogical universities / G.V. Rogova, I.N. Vereshchagina, N.V. Yazykova, G.V. Rogova, I.N. Vereshchagin, N.V. Yazykova. 4th edition, revised. Moscow: Joint-Stock Company «Publishing House» Prosveshchenie», 2008. 223 pages.
  7. Suleimanova O.A. Workshop on the culture of speech communication: in 2 volumes. T. 1. English Communication Perspectives: in 2 books. Book 1: textbook for students. institutions of higher prof. education / O.A. Suleimanova, K.S. Kardanova, N.N. Beklemesheva and others; ed. O.A. Suleimanova. Moscow: Publishing Center «Academy», 2013. 240 pages.
  8. Tareva E.G. Factors of modernization of school education in the subject area «foreign languages» / E.G. Tareva, N.V. Yazykova. Foreign languages at school. 2018. № 4. Page: 2-8. (date of the address: 18.01.2022).