Научный руководитель: Дугина Галина Александровна, доцент кафедры китайского языка института иностранных языков ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, кандидат педагогических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 372.881.111.1

Аннотация. В статье раскрывается суть коммуникативной компетенции и особенности работы по её формированию в дошкольном и младшем школьном возрасте на занятиях по английскому языку. Показана связь развития речевых навыков с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Приводятся конкретные примеры заданий, которые можно использовать как в детском саду, так и в начальной школе. Материал данной статьи учитывает возрастные и психологические особенности детей. Исследование по изученному вопросу позволит воспитателям и учителям внести разнообразие в занятия и уроки по английскому языку.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, речевые навыки, игровые технологии, интерактивные технологии.

В процессе развития межкультурных связей на первый план выходит владение иностранными языками на высоком уровне. Родители отдают своих детей с раннего возраста в языковые школы, нанимают репетиторов. В связи с распространенным желанием знать английский язык образовательные организации не могут проигнорировать данный запрос общества. Поэтому, уже с детского сада, проводятся занятия по иностранному языку.

При анализе федеральных государственных стандартов дошкольного и начального общего образования мы увидели, что развитие ребёнка в дошкольном учреждении значительно отличается от начальной школы: целенаправленного изучения иностранного языка не предусмотрено [4]. Но требования к результатам позволяют понять, что развитие речи и умение вступать в диалог предполагают возможность формирования этих умений и на не родном языке. На этапе начального общего образования в стандартах начинают предъявляться требования к предметным результатам по английскому языку [5]. Таким образом, перед педагогами ставится основная задача: развивать речевой компонент ребят на раннем этапе. За развитие речевых навыков отвечает коммуникативная компетенция. Именно её формирование становится актуальной частью обучения в детском саду и начальной школе. В исследованиях Г.В. Роговой, И.Н. Верещагиной и Н.В. Языковой можно найти глобальную цель – это «формирование иноязычной коммуникативной компетенции» [6, с. 7].

Цель нашей работы заключается в том, чтобы изучить и показать наиболее приемлемые задания по английскому языку для эффективной работы по формированию коммуникативной компетенции в раннем обучении детей. Это направление педагогического процесса также влияет и на социализацию обучающихся [1, с. 79].

Мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. рассмотреть теоретические аспекты, характеризующие коммуникативную компетенцию;
  2. познакомиться с методами и приёмами работы по английскому языку на начальном этапе обучения;
  3. предложить систему практических заданий по формированию коммуникативной компетенции.

Рассмотрим коммуникативную компетенцию более подробно. Данный термин состоит из двух частей «коммуникация» и «компетенция». Коммуникация – это сообщение, передача информации, а компетенция – это перечень областей знаний, в которых субъект обладает высокой осведомленностью. Таким образом, коммуникативная компетенция – это хорошее владение коммуникативными навыками и умениями, возможность грамотно строить свои высказывания, а также понимать собеседника для обмена информацией и общения в целом.

Коммуникативная компетенция формируется в процессе общения. Так же, как и любой другой аспект языка, она имеет свои составляющие: способности, знания и умения [3]. Коммуникативная способность является врождённым качеством. Каждый человек имеет разные возможности к восприятию речи и общению. Поэтому важным аспектом при формировании коммуникативных навыков у ребят являются их индивидуальные и психологические особенности. Так в дошкольном возрасте у детей только начинает формироваться речь. На этапе дошкольного образования предполагается, что ребёнок научится владеть активной речью, сможет включаться в общение со взрослыми и сверстниками сначала на родном языке. Поэтому, прежде чем вводить занятия по английскому, у дошкольников необходимо полностью сформировать их речевые навыки.

Вторым аспектом компетенции является коммуникативное знание. Оно предполагает, что человек понимает свои речевые возможности, знает, из чего состоит общение, какие его виды бывают [7]. Данная составляющая не является главной, если мы говорим о раннем обучении. При изучении иностранного языка важно научится владению практическими навыками для развития спонтанной речи. За это отвечает третий компонент коммуникативной компетенции: коммуникативные умения. Они отражают именно практическое взаимодействие между людьми. Коммуникативная компетенция включает в себя многие составляющие, которые охватывают весь учебный материал английского языка, а также его непосредственное применение в жизни. Поэтому в начале обучения необходимо опираться лишь на самые главные и основные моменты [2].

Таким образом, на содержание занятий и используемые методы и приёмы по предмету иностранного языка большое влияние оказывают психологические и возрастные особенности дошкольного и младшего школьного возраста. Например, важно помнить, что дошкольники не могут писать и читать, поэтому на занятиях по языку рекомендуется давать такие задания, чтобы дети могли воспринимать информацию на слух, через игровую деятельность. Безусловным преимуществом изучения иностранного языка, начиная с раннего возраста, является еще и то, что в коммуникациях «проявляется индивидуально-личностные особенности обучающегося» [8, с. 4].

Игры на занятиях по английскому языку помогают применять различные речевые конструкции на практике, повышают мотивацию к изучению иностранного языка, а также способствуют снятию языкового барьера. В начальной школе игры также являются актуальным способом изучения языка. Необходимо помнить, что обязательное условие занятий – это активное участие каждого ребёнка. С течением времени игры будут становиться всё более разнообразными и освещать все виды речевой деятельности. Кроме этого, в начальной школе можно использовать различные формы групповой работы, в том числе, интерактивные технологии обучения. Но важно помнить, что ученики должны быть психологически готовы к подобным заданиям. Поэтому вводить данную форму рекомендуется постепенно. Сначала ученики работают в парах, затем количество участников в группах увеличивается. Для того, чтобы заинтересовать ребят, ускорить процесс обучения и улучшить коммуникативные навыки, учителями применяются интерактивные методы обучения, которые позволяю обучающимся не только проявлять активность, но и стать главными в своей деятельности, без явного присутствия учителя. Подбираемые задания должны носить практический характер. Если ученики будут видеть пользу от упражнений в реальной жизни, то легче и качественнее запомнят материал.

Таким образом, можно сделать вывод, что задания, направленные на формирование языковой компетенции в раннем обучении иностранному языку, должны соответствовать следующим критериям:

  • игровые приёмы обучения;
  • активная деятельность в говорении каждого ученика;
  • комфортная работа в группе, для снятия языкового барьера;
  • интерактивные формы обучения, для присутствия элемента самостоятельности;
  • практикоориентированность.

Изучив специфику заданий, которые помогают развивать у детей коммуникативные навыки, мы предлагаем использовать подобранные примеры упражнений, которые позволят учителям иностранного языка (английского) и воспитателям разнообразить свои занятия.

Детский сад

«Hello, friends!»

Воспитатель и каждый ребёнок берут свои любимые игрушки, садятся в круг и знакомятся друг с другом (представляют другим ребятам, как зовут его игрушку / себя самого).

«Сегодня ваши друзья игрушки побывали в Англии и узнали, как здороваются люди в этой стране. А сейчас они хотят научить этому вас.

Воспитатель показывает пример: «Hello! I am Tima. And you?».

Игра «What can you do?»

Ребята знакомятся с действиями на английском языке, после чего им нужно представить, что они животные и на вопрос «What can you do?» они должны ответить: «I can run / jump / swim / fly».

Игра «Угости гномиков»

Набор продуктов: апельсин, клубника, банан, яблоки разных цветов, груша, киви. Перец разных цветов; помидор, огурец, кабачок, тыква.

«Сказочные гномики пришли к вам в гости. Угостите их. Подумайте, какие фрукты и овощи любят гномы. Например, гномик в желтом колпачке любит желтую грушу, а в красном – красное яблоко. Дайте полакомиться гномикам овощи и фрукты тех цветов, которые они любят. Называйте цвета на английском языке».

Подвижная игра «Светофор»

Выбирается ведущий, который будет «светофором», остальные дети – участники дорожного движения. «Светофор» произносит названия цвета на английском языке. Дети должны либо идти, либо стоять на месте. Кто ошибся – выбывает из игры.

Перечисленные игры можно комбинировать, изменять под изучаемые темы.

Начальная школа

Игра «Магазин»

Ученикам необходимо «сделать покупки» в магазине (одежда / продукты / мебель и т.д.). У каждого покупателя в распоряжении некоторая сумма денег, которая позволяет ему купить что-то нужное.

Продавцы должны продать тот товар, который просит покупатель.

Фразы-шаблоны для покупателей:

I want to buy a / an …
I need a …
I have … rubles

Фразы-шаблоны для продавцов:

What would you like?
What color do you need?
It costs … rubles

Игра «Вы откуда?»

Ученики разбиваются на иностранцев (Франция, Англия, Америка) и жителей страны, в которую они приехали. Всего класс делится на 6 групп: 3 группы иностранцев разных стран, 3 группы местных жителей для каждой страны.

«Иностранцам» учитель раздаёт карточки с опорным материалом: название страны, национальная еда, одежда и достопримечательности страны. Задача «местных жителей» отгадать страну, из которой приехал гость, задавая вопросы.

Изучение теоретико-методологических работ отечественных исследователей по направлениям развития иноязычной коммуникативной компетенции детей в детском саду и начальной школе, позволяет сделать вывод: грамотно выстроенная работа по формированию данного навыка будет положительно сказываться на обучении английскому языку в целом. Выполняя интересные задания, ребята смогут активно принимать участие в учебной деятельности на занятиях, не терять мотивацию к изучению иностранного языка.

Formation of communicative competence in preschool and young school age in English language lessons

Zub G.S.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Dugina Galina Alexandrovna,
Associate Professor, Chinese Language Department, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Ph.D., Associate Professor

Annotation. The article reveals the essence of communicative competence and the peculiarities of its formation at pre-school and primary school age in the classes of English. The link between the development of speech skills and the requirements of the federal state educational standards is shown. Specific examples of tasks, which can be used both in kindergarten and elementary school, are given. The material of this article takes into account the age and psychological peculiarities of children. The research on the studied issue will allow educators and teachers to add variety to English classes and lessons.
Keywords: communicative competence, speech skills, game technology, interactive technology.