Научный руководитель: Матвеева Евгения Евгеньевна, доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации Института иностранных языков ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 81.33

Аннотация. На сегодняшний день реклама является одним из основных инструментов продвижения образовательных услуг, в связи с чем особенно остро стоит необходимость анализа и систематизации специфики рекламного текста с лингвистической точки зрения. В данной статье представлен анализ фонетических и некоторых графических особенностей 15 англоязычных рекламных текстов зарубежных университетов и образовательных платформ.

Ключевые слова: лингвистический анализ, рекламные тексты в сфере образования, фонетические особенности, графические особенности.

В связи с развитием и широким распространением информационных технологий, а также ростом роли СМИ в современном обществе, на сегодняшний день реклама является одним из главных инструментов продвижения образовательных услуг и средством формирования имиджа образовательной организации, а «игра на эмоциях адресата представляет собой основное направление имиджеологии» в контексте рекламного дискурса [6, с. 208]. Особый интерес в этом случае представляет рекламный текст как объект лингвистического исследования, а именно его фонетические и графические особенности. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью анализа и систематизации фонетических средств, встречающихся в рекламных текстах, а также важностью рассмотрения рекламного текста как средства воздействия на потребителя образовательных услуг посредством языка.

Вначале необходимо рассмотреть определение понятия «рекламный текст». Так, С.В. Ильясова и Л.П. Амири в своей работе «Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы» понимают «рекламный текст» как «текст, представленный в устной или письменной форме, заранее подготовленный, обладающий автономностью изначально направленный на донесение до адресата определенной информации, с превалирующей коммерческой целью – привлечение внимания адресата к тому или иному виду товара» [3, с. 27]. Можно выделить несколько стилевых принципов, которым должен соответствовать любой рекламный текст, согласно Ю.С. Бернадской: краткость, конкретность и точность, логичность, убедительность, простота и доходчивость, а также оригинальность [1, с. 95].

Следует отметить, что реклама в сфере образования отличается от других видов потребительской рекламы. «Образовательная реклама имеет ярко выраженный идеологический модус и отличается от торгово-промышленной рекламы по параметру оценочности. Основные ценностные координаты знакового пространства данной сферы, его аксиологические доминанты задаются базовыми концептами образовательного дискурса» [2, с. 7]. Кроме того, А.А. Калашаова, подчёркивает, что «целевая аудитория образовательной рекламы имеет возрастные, интеллектуальные, социально-культурные и другие особенности, требующие пристального внимания со стороны рекламодателей» [4, с. 31]. «Реклама в педагогической сфере – один из активно развивающихся типов рекламного дискурса, который отличается специфическим набором ключевых слов и использованием устойчивых риторических средств. Она направлена на продвижение образовательных услуг, предоставляемых в процессе образовательной деятельности, и ставит перед собой задачу сформировать у потребителя убеждение в необходимости прибегнуть к услугам именно этого образовательного учреждения» [5, с. 72].

В ходе настоящего исследования было отобрано и проанализировано 15 англоязычных рекламных текстов зарубежных университетов и образовательных платформ. В результате проведенного анализа было выявлено, что в своих рекламных текстах университеты часто используют написание слов заглавными буквами в качестве графического средства привлечения внимания к наиболее значимым словам или фразам. Например, в рекламном тексте Катарского университета «TOGETHER we will engineer a better world. TOGETHER we will educate the future generations», слово «together» написано заглавными буквами, что подчеркивает важность идеи объединения и сплоченности студентов. В рекламном тексте университета Royal Holloway «My WHY is illuminating who we are. My WHY is inspiring change-makers. Find your WHY» слово WHY, выделенное заглавными буквами и метафорически заменяющее слово «purpose» придает тексту разные значения в зависимости от его восприятия и интерпретации разными людьми. А Австралийский университет Нотр-Дам сделал свою рекламу уникальной и привлекающей внимание благодаря перестановке букв в словах рекламного текста, но таким образом, чтобы его можно было прочесть: «Lraen to bcmeoe a bteter pblroem seolvr».

В ходе проведенного исследования было также выявлено, что среди фонетических средств выразительности наиболее частотным является аллитерация, придающая тексту особую звуковую выразительность.

Например, она часто встречается в рекламных текстах Мельбурнского университета: «Where science collides with music» – повторение согласных звуков /s/ и /z/, «When biomechanics collides with medicine» – повторение звуков /k/ и /s/, а также «Made Possible by Melbourne» – повторение согласного звука /b/.

Университета Трента: «We offer degrees in «I never looked at it that way» – повторение согласного звука /t/.

Университета Шеффилд-Халлам: «Learn how to talk out of your bottom line» – повторение звука /t/.

Кроме того, аллитерация встречается в рекламных текстах образовательных онлайн-платформ, например, у Pluralsight: «Build better products» – повтор согласных звуков /b/ и /d/, и Skillshare: «Discover Lifelong Learning» – повторение звука /l/.

Следует отметить, что в рекламных текстах Университета Трента и Антверпенского университета встречается ассонанс, придающий тексту мелодику и выразительность: «The most powerful search engine is between your ears», «Will you make sure women are seen equally as men?» – повторение звуков /iː/ и /ɪ/.

Кроме того, в своих рекламных текстах образовательные организации часто прибегают к использованию таких средств выразительности, как ритм и рифма, которые делают текст хлёстким, запоминающимся и лаконичным, например: Университет Гранд Вэлли – «Best in the Midwest», университет Мэсси – «Make the rest of the year the best of the year» и Бирмингемский городской университет – «A single thought can change the world».

Таким образом, создатели рекламных текстов часто используют фонетическую и графическую стороны языка, что делает рекламу образовательных услуг запоминающейся и привлекает внимание потребителей. Проанализировав фонетические и некоторые графические особенности рекламных текстов в сфере образования, можно сделать вывод, что наиболее частотным средством выразительности является аллитерация, что обусловлено благозвучием и простотой восприятия подобных текстов.

Phonetic features of English advertising texts in the sphere of education

Levasheva S.S.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Matveeva Evgeniia Evgenievna,
Associate Professor of English Philology Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Ph.D, Docent

Annotation. Nowadays, advertising is one of the main tools for promoting educational services and therefore the urge to analyze and systematize the characteristics of an advertising text from a linguistic point of view is especially acute. This article contains an analysis of the phonetic and some graphic features of 15 English advertising texts of foreign universities and educational platforms.
Keywords: linguistic analysis, advertising texts in the sphere of education, phonetic features, graphic features.