Аннотация. В статье рассмотрен образ дома в повести «Республика ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева. Дом представлен как вновь обретенная родина и новая форма жизни в стране, пережившей революцию и строящей новый мир. Повесть «Республика ШКИД» показана как произведение социалистического реализма, как «роман воспитания», анализируются образы шкидовцев и директора школы, проводятся параллели с произведениями русской классической литературы, написанными в это же время.

Ключевые слова: дом, образ дома, повесть «Республика ШКИД», Белых и Пантелеев, топос, соцреализм, коммунизм.

Тема дома в русской литературе интересует многих русских и зарубежных литературоведов. Образ дома неразрывно связан с семьей, родным гнездом, родиной. В своих работах М.Ю. Лотман [3], А.И. Смирнова [7], И.И. Матвеева [4], Ю.С. Степанов [7], А.И. Разувалова [5], О.Ю. Осьмухина, М.М. Морараш и др. обращают внимание на то, что становление героя неразрывно с его окружением, с домом, где он родился, рос и воспитывался. Дом – это не только место, где человек может укрыться от внешнего мира, от угрозы извне, но и «сложный субъективный феномен, <…> отразивший экономическую и политическую ситуацию в стране. Это и объект, имеющий некую метафизическую сущность, обращенную к мирозданию и душе человека» [4, с. 34], это и микрокосм, сакральное пространство, в котором устанавливаются свой уклад и правила.

«Республика ШКИД» (1926) – автобиографическое произведение, так как в художественной форме повествует о подростковом периоде жизни ее авторов, которые после Гражданской войны, оставшись без родителей, беспризорничали. Школа заменила им семью, родителей, стала домом.

В литературе 1920-1930-х гг. тема дома и «родного гнезда» [5] неизменно сопряжена с темой революции и Гражданской войны. В произведениях И. Шмелева («Солнце мертвых»), И. Бунина («Окаянные дни»), М. Булгакова («Белая гвардия»), М. Шолохова («Тихий Дон») показывается, как родное гнездо разрушается, семья погибает, семейные традиции отходят на второй план. Так, в романе «Белая гвардия», несмотря на детали, говорящие о прочности дома Турбиных: библиотека, изразцовая печь с пометками о посещении театра, абажур, белоснежная скатерть, розы, – дружная семья с ее прекрасными семейными традициями под ударами Гражданской войны разрушается, утрачивает былую сплоченность.

В повести Г. Белых и Л. Пантелеева дом, «родное гнездо» изображено иначе. После революции множество учебных заведений старого типа было закрыто, но открывались новые, принципиально другие, соответствующие новой действительности. Для детей-беспризорников создавались специальные школы, где дети жили и учились, приобретали навыки социального взаимодействия. Именно такое учебно-воспитательное заведение становится объектом изображения в повести – школа имени Ф.М. Достоевского (ШКИД).

Повесть начинается с описания школы, где невозможно жить: «Ветер и дождь попеременно лизали каменные стены опустевшего училища, выкрашенные в чахоточный серо-желтоватый цвет. Холод проникал в здание и вместе с сыростью и плесенью расползался по притихшим классам, оседая на партах каплями застывшей воды» [1, с. 14]. Но постепенно бывшее коммерческое училище преображается, государство дает дрова и прочий материал для обустройства.

Когда в школе появляются первые дети, оставшиеся без дома, с тяжелым характером и судьбой, школа наполняется детскими голосами. К этому времени она практически обустроена, и это дает ребятам, которых «холодная» улица многому научила, надежду на новую, более счастливую жизнь. Они понимают, что теперь находятся в безопасности и кому-то нужны. Ребята собираются у печки (символ домашнего очага), делятся своими историями, душевно согреваются, сближаются друг с другом, обретают друзей и семью.

В каждом доме есть хозяин или несколько хозяев. Школу имени Достоевского возглавляет Виктор Николаевич Сорока-Росинский (Викниксор – так прозвали его дети). Этот литературный герой иллюстрирует идею коммунистического воспитания, он, по словам Л. Гинзбург, дан «в движении от идеи к выражающему ее единичному» [2, с. 7]. Викниксор руководит всеми областями жизни детей. Он не только учит их, но и воспитывает, проводит с ними свободное время, поет, разрешает возникшие конфликты. Виктор Николаевич не верит, что шкидовцы «дефективны», считает, что они такие же, как и обычные благополучные дети, просто судьба лишила их семьи и дома, поэтому им нужно помочь обрести их.

С появлением в школе Викниксора, устанавливаются новые правила, режим дня, запреты, традиции. Поначалу ограничение вольницы встречается «в штыки», и Виктору Николаевичу приходится доказывать свою силу, действовать жестко, наказывать, ограничивать свободу.

Плодотворная коллективная жизнь начинается с правильной организации учебы. Как обычные дети, шкидовцы любят лениться, бузить, дерзить учителям, но они понимают, что без образования они навсегда останутся с ярлыком «дефективности», не смогут встроиться во взрослую жизнь, поэтому постепенно вливаются в учебный процесс, начинают любить литературу, иностранный язык. Шкидовцы видят заботу учителей об их успеваемости, и это помогает детям чувствовать себя защищенными.

Викниксор в повести предстает не только как директор школы, но и как наставник, отец шкидовцев. Он постоянно думает о ребятах, предлагает им полезные занятия, оберегает от плохих учителей, показывает ближайшие и отдаленные цели. Он строг, но справедлив, и порой проявляет истинный талант воспитателя. Так, в эпизоде с кражей табака Викниксор продемонстрировал мудрость и дипломатические качества. Весть о дерзкой краже разнеслась по всей школе, поэтому ученики с ужасом ждали наказания за проступок. Однако после педсовета ребята с облегчением узнали, что их не будут наказывать. В тот момент они испытали чувство благодарности учителям. Викниксор дал ребятам понять, что они имеют право на ошибку. Решение педсовета еще больше сблизило ребят с Викниксором. С этого момента он для них перестал быть грозой и суровым диктатором, но превратился в старшего товарища, от которого зависит их будущая судьба.

Викниксор в игровой форме строит в ШКИД маленькое государство, дает задание ребятам придумать гимн и герб школы. Игра увлекает ребят, придает значимости и школе, и им самим. Увлеченность литературой сказывается на способе мышления шкидовцев. Так, в черновых вариантах повести первое название школы было «Королевство ШКИД», таким же было и первое рабочее название произведения. Но время становления советской государственности потребовало от авторов более демократичного названия, поэтому книжное и романтическое «королевство» заменяется на революционное «республика». Тем не менее, оба слова – «королевство» и «республика» – задают некую государственную модель жизни. Под командованием Викниксора школа с его одобрения переходит на самоуправление. Дети самостоятельно выбирают старост, организуют свою прессу (выпускают газеты, плакаты), занимаются творчеством (пишут стихи, ставят сценки).

Повесть «Республика ШКИД» – произведение соцреалистическое, цель которого во многом идеологическая, воспитательная. Республика ШКИД – это замкнутый мир школы, в котором осуществляется «перековка» человеческого материала. В повести редко встречается описания улиц или других домов. Лишь в конце повести, в главе «Шкида влюбляется», молодые люди, повзрослевшие и идеологически окрепшие, покидают замкнутый мир школы, выходят из него – первоначально с целью познакомиться с девочками-ровесницами, а затем и в более широкий мир, для того чтобы жить в нем полноценной взрослой жизнью.

Авторы повести жили и учились в школе имени Достоевского, поэтому они изобразили ее глазами детей. На протяжении всего действия школа эволюционирует: в начале ШКИД – это место, где заставляют учиться, ходить по стойке смирно, но к концу повествования для всех ребят школа имени Достоевского стала домом, «родным гнездом». В конце повести они сравнивают себя, прибывших в школу неотесанными, грубыми и невоспитанными, с нынешними – образованными молодыми людьми с грандиозными планами на жизнь. Они получили воспитание, образование, новых друзей и самое главное – ощущение дома, нужности в этом большом мире.

История беспризорников иллюстрирует притчу о блудном сыне, который наконец вернулся в свой родной дом. Так и для беспризорников школа становится местом возврата к дому, отлучение от которого они ощущают как самое суровое наказание. Здесь ребята научились вести общественно полезную жизнь. Они навсегда ушли с улицы с ее бандитскими правилами, распростились с хулиганством и воровством. Ребята получили возможность начать жизнь заново. Идея Викниксора о том, что «дефектных» детей можно переучить, действительно сработала. Вера учителя в полезность своего труда, в учеников и педагогов помогли ему в воспитании трудных подростков.

В финале повести подросшие беспризорники чувствуют себя птенцами, которые вот-вот покинут ШКИД. Название предпоследней главы «Птенцы оперяются» усиливает образ школы как родного отчего дома – дома, который скоро опустеет, но через некоторое время вновь наполнится голосами новых воспитанников.

Таким образом, повесть «Республика ШКИД» – это яркий образец соцреалистического произведения, в котором первые ростки новой государственности показаны как типичное явление. Это повесть о героях, которые от «бездомья» приходят к новому «дому» [3, с. 315], объединены идеей построения нового государства и «нового человека». ШКИД становится символом нового дома, новой школы с иными – товарищескими – отношениями между педагогами и учениками, наконец, домом-государством. И хотя детей и педагогов объединяют не родственные связи, но их еще теснее сплачивают общие цели.

В повести новая семья – это Родина, которая способна заменить мать и отца. Викниксор, управляющий маленькой республикой и поставляющий большой стране качественный человеческий материал, – это символическое изображение нового управления страной, сочетающего с себе строгость и демократизм, единоначалие и самоуправление.

The peculiarity of the image of the house in the story of G. Belykh and L. Panteleev «The republic of SHKID»

Orlova P.V.
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Matveeva Irina Ivanovna,
Associate Professor of the Department of the Russian Literature of the Institute of Humanities of the Moscow City University, PhD (Philology), Docent.

Annotation. The article examines the image of a house in the story «Republic of ShKID» by G. Belykh and L. Panteleev. The house is presented as a newfound homeland and a new form of life in a country that has survived a revolution and is building a new world. The story «Republic of ShKID» is shown as a work of socialist realism, as a «novel of education», the images of Shkidovites and the school director are analyzed, parallels are drawn with the works of Russian classical literature written at the same time.

Key words: house, image of the house, story «Republic of ShKID», Belykh and Panteleev, topos, socialist realism, communism.


  1. Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид. Л.: Музыка, 1981. 312 с.
  2. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. СПб.: Сов. писатель, 1979. 221 с.
  3. Лотман Ю.М. Дом в «Мастер и Маргарите». Семиосфера. СПб.: Искусство, 2000. С. 313-319.
  4. Матвеева И.И. Феномен дома и его художественное воплощение в творчестве А. Платонова. // Вестник МГПУ. Сер. «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2014. № 3. С. 27-35.
  5. Разувалова А.И. Образ дома в русской прозе 1920-х годов / А.И. Разувалова. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Красноярск, 2004. (дата обращения: 30.04.2021).
  6. Смирнова А.И. Локус дома в современной русской прозе. // Вестник МГПУ. Сер.: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2015. № 3. С. 8-14.
  7. Степанов Ю.С. Дом, уют. // Константы: словарь русской культуры. М.: Школа «Языки культуры», 1997. С. 694-698.
  1. Belykh G., Panteleev L. Republic of Shkid. M.: Music, 1981. 312 pages.
  2. Ginzburg L.Ya. About psychological prose. About a literary hero. SPb.: Sov. Pisatel’, 1970. 221 pages.
  3. Lotman M.Yu. The house in «Master i Margarita». Semiosphere. SPb.: Iskusstvo, 2000. Page: 313-319.
  4. Matveeva I.I. The phenomenon of the house and its artistic embodiment in the work of A. Platonov. // Bulletin of the MCU. Ser.: Philology. Theory of language. Language education. 2014. № 3. Page: 27-35.
  5. Razuvalova A.I. The image of the house in Russian prose of the 1920s. / A.I. Razuvalova. Autoref. dis. ... candidate of philology. Krasnoyarsk, 2004. (date of the address: 30.04.2021).
  6. Smirnova A.I. Locus of the house in the modern Russian prose. // Bulletin of the MCU. Ser.: Philology. Theory of language. Language education. 2015. № 3. Page: 8-14.
  7. Stepanov Yu.S. Dom, comfort. // Constants: dictionary of Russian culture. M.: School «Yaz’ki kultury», 2004. Page: 694-698.