Аннотация. статья посвящена рассмотрению локуса в романе Д.А. Глуховского «Текст». Исследуется образ России в романе, рассматривается образ Москвы с точки зрения описания автором города, обозначения точечных локусов в их соотнесенности с действительностью. В статье рассматривается также локус дома, выраженный в романе квартирой героя в подмосковной Лобне. Рассматриваются функции и значения отраженных в романе локусов.
Ключевые слова: Москва, локус, Д.А. Глуховский, «Текст», точечный локус, дом.
Локус и топос сосуществуют в семантически пересекающихся полях, поэтому терминологически их порой путают. Исследованиям художественного пространства в литературных произведениях посвящены работы М.М. Бахтина [1], В.Н. Топорова [7], Д.С. Лихачева [5]. М.Ю. Лотман [6] первый начал употреблять термин «локус» в контексте филологических исследований, заимствовав его из естественных наук. Исследователь отмечает, что герой привязан к местам в романе, и предлагает называть их как «функциональные поля». Разница между терминами представляется следующим образом: «топос» представляет открытые пространства, а «локус» – закрытые. Другими словами, обобщенное словесное обозначение «степи» или «дороги» говорит об открытости пространства, тогда как называние конкретного города или места из реальной действительности в художественном тексте обозначает закрытость пространства – локуса – в рамках которого существует герой.
Тремя наиболее значимыми категориями в контексте дискурса о локусах выступают образы страны, города и дома, помещенные в повествование как пространство для действий героев. Такие категории в тексте обозначаются словесно. В литературе существует описание действия в рамках фантастических, реальных и смешанных мест, примером последнего служит пространство романа «Метро 2033» [2].
Роман «Текст» Д.А. Глуховского написан в жанре реалистического романа, что предполагает описание действий героев в рамках реально существующих локусов. Описывая места действия, автор учитывает их изменений в рамках описываемого времени с 2009 по 2016 г., что усиливает читательское ощущение сближения реального и художественного локуса.
Место действия разворачивается в России, что позволяет Д.А. Глуховскому посредством локусов в художественном произведении высказывать свою точку зрения и отношение к стране: «На земле жизнь так организована, чтобы все люди непременно в ад попадали. Особенно в России» [3, с. 124]. Так автор выражает свою позицию посредством мыслей героя, размышляющего о справедливости своих и чужих поступков и последствий, с которыми он сталкивается, пытаясь восстановить свою личную справедливость. Герой, помещенный в такие обстоятельства, представляется маленьким человеком, вписанным в локус России. Согласно описанию обстоятельств, которые выпали на долю Ильи Горюнова, автор позиционирует их, демонстрирует их возможность к существованию исключительно в выбранном локусе страны, так как затрагиваемые в контексте России иные локусы несут в себе другое отношение автора. «Кто в лифтах гадит, а кто остановки громит. Ясно, почему. По-другому человеку никак государству честно не ответить и за жизнь не отомстить» [3, с. 112]. В оппозицию автор ставит Америку, она снится в романе главному герою, изображенная подобно раю, в которую хочется попасть из-за стереотипизации в человеческом сознании ее бесконечной свободы, приверженности американской мечте. Свободу выражает и другая страна – Колумбия. В нее Илья стремится сбежать, чтобы уйти от наказания за совершенное убийство. Колумбия – локус, обрастающий символическим значением свободы из-за знаменитой фигуры Пабло Эскобара, упоминаемой в романе, а также процветающей наркоторговли и, как следствие, мифа о свободе для преступной части населения. В контексте упоминания других стран локус России отождествляется автором с тюрьмой, в которой заточен герой, мечтающий вырваться на свободу, находящуюся за стенами этой тюрьмы. Таким образом, локус России образует оппозицию по отношению к остальному миру.
Локус в произведениях Д.А. Глуховского позволяет считывать сокрытые смысловые пласты, авторское отношение к текущей ситуации в мире. В романе «Текст» автор дает четкое описание передвижения главного героя Ильи Горюнова по узнаваемому читателем пространству – Москве. Часть текста, описывающая столицу, по праву может считаться «московским текстом». В.Н. Топоров, описывая «петербургский текст» [7], говорил о точечных локусах, подразумевая под ними общее обращение к городу и описание конкретных, узнаваемых его частей. В таком аспекте следует говорить о наличии точечных локусов в романе.
Повествование романа начинается с локуса дороги из Соликамска, протяженностью в три дня. Топографически реальный город находится в Пермском крае, но герой возвращается только из тюрьмы, которая расположена в этом городе. Илья, называя свой путь дорогой из Соликамска, сопрягает понимание топоса тюрьмы и города Соликамска, отождествляя их. «Нельзя было представить, что в мире, где находится Соликамск, возможно вот это» [3, с. 131]. Так говорит герой, наблюдая с экрана чужого смартфона пейзажи Капподикии в Турции, осмысляя их как противоположности. Илья, будучи заключенным, не имел возможности увидеть самого города, но семиотически приравнивает весь город к тюрьме, поэтому Соликамск приобретает негативный оттенок в речи и отношении Горюнова.
После трехдневной дороги герой прибывает на Ярославский вокзал: «Приехал он в Москву, но попасть еще не попал. Вокзал был еще территорией окружной, просоленной и засаленной России» [3, с. 6]. Москва выделяется в особый локус, отделенный от других мест в России. Вокзал – еще не сам город, как считает герой, столицу он выделял особым отношением, относясь к ней и описывая ее, как живую, олицетворяя: она то дышала, то обливалась потом от жары, даже постарела за семь лет его отсутствия. Домой Илья возвращается в Лобню, которая, в отличие от Москвы, не изменилась. В романе все описываемые места ставятся в оппозицию с локусом Москвы: пригородная Лобня и Соликамск. Наравне с историческим противостоянием Москвы и Петербурга, роман «Текст» показывает другие конфликты локуса Москвы с близлежащими городами: «полчаса всего электричкой, а казалось – в Соликамск приехал» [3, с. 13]. Локус столицы, центра, Москвы ставится в оппозицию со всей остальной Россией, герой отмечает, что родной город не изменился, пока Москва развивалась и процветала во время его отсутствия. «Ему Москва, ей – тоска» [3, с. 32] – так думал Горюнов, когда, будучи студентом, ехал с Верой в Москву и размышлял, что и кому на долю выпадет. Тогда он мечтал о переезде в Москву, осознавая, что Лобня мрачная, отдаленная. И даже по возвращении из тюрьмы герой отправляется гулять и вспоминает, как хотел жить в этом городе и писать Москву на картинах, как она есть, тем самым идеализируя ее.
Ситуация, в которую помещен герой, типична исключительно для Москвы, она подчеркивает свойственное локусу гротескное ощущение расслоения общества на маленьких людей и право имеющих. Столица описывается автором в точечных локусах, наиболее тождественных реально существующим. Убийство Петра Ильей происходит на реально существующей улице, близлежащей среди баров – Рочдельской улице, Трехгорной Мануфактуре. Точечный локус отправной точки повествования выступает клуб, в котором фабульно разворачивается эпилоговая часть романа. Территориально он обозначен в клубе «Рай», который по возвращении Ильи из тюрьмы переименован в «Icon». Локусы максимально тождественны существующим исходя из хронотопа романа. Вернувшись из Соликамска в 2016 г., Илья уже застает новый переименованный клуб. В действительности в 2007 г. был открыт клуб «Рай», а к 2012-му было принято его перезапустить в «Icon», что, согласно роману, позволяет Илье посетить в 2009 г. тождественный реальному клуб «Рай», а вернуться к уже реконструированному с другим названием. Такое точное обозначение места действия позволяет читателю узнать действительный адрес происходящего: Болотная набережная, дом 9.
Особый точечный локус выражен в словесном обозначении станций метрополитена. Илья, возвращаясь с места поисков закладки, спускается в метро: «Киевская», «Парк Победы», «Арбатская». Д.А. Глуховский передает путь героя по московскому метро с точностью. Перемещение Горюнова по Москве и метро можно нанести на действительную карту Москвы и понять, каким было его передвижение в художественном мире, базирующемся на реальной Москве. Так, например, когда Илья убегает из Больницы № 81, в которой посещал Нину, он использует наземный транспорт: «Подъезжал новый синий автобус со слишком большими для России окнами. Илья дотянулся до отправления, заскочил» [3, с. 181]. И направляется в метро: «Доехал до какого-то окраинного метро, пересел» [3, с. 182]. Рядом с реальной больницей есть две конечные станции метро: «Алтуфьево» и «Речной вокзал». Ввиду того, что роман написан в 2017 г., а текущие конечные станции «Ховрино» и «Беломорская» было построены 31 декабря 2017 г. и 20 декабря 2018 г. соответственно, их за «окраинные» станции в расчет мы не берем.
Илья «ехал в неверном направлении» [3, с. 181]. Если верное направление подразумевает возвращение в то же место, откуда Горюнов приехал в больницу, то есть на «платформу Лианозово» [3, с. 174], то неверное – в обратном направлении от серой ветки. Автор дает подсказку, сообщая, что в автобусе «за заляпанными окнами плыли громадные трубы ТЭЦ – серые бетонные конусы-котлы с основанием толщиной в стадион, жерла раскрашены в шашечку: над ними поднимались и упирались в пололок жирные рукодельные облака» [3, с. 181]. В действительной Москве в указанном районе такой вид из транспорта открывается по маршруту, проходящему через Ижорскую улицу, до конечной станции метро «Речной вокзал». Эту станцию Илья и использует, чтобы добраться до «Кутузовской», но ошибается при переходе с кольцевой на радиальную из-за невнимательности: «Станция «Парк Победы», – объявил диктор. – Следующая станция «Славянский бульвар». Очнулся. А где «Кутузовская»-то? Да это же не та линия, у них там целых три «Киевских» гроздью болтаются, синюю с голубой перепутал. Выскочил из метро: без семи двенадцать» [3, с. 184-185]. Таким образом, читая роман «Текст», можно восстановить полностью путь передвижения героя по Москве, даже если автор не называет конкретные места, как в данном случае с окраинным метро. Это достигается посредством детального описания местности и указанием временных промежутков.
Локус московского метрополитена важен в понимании всего творчества автора, так как выступает отсылкой к прошлой серии романов Д.А. Глуховского, посвященных постапокалиптическим обстоятельствам, место действия которых разворачивается в метро.
Городской локус дома в подмосковной Лобне семантически пересекается с восприятием героем Соликамска. Илья ассоциирует квартиру с клеткой, тюрьмой, в которой он мечется, заточен. Квартира матери Ильи, как локус, одушевлен мистическим присутствием покойной матушки, которое сын постоянно замечает: то выкипают щи на плите, и Илья думает, что это мама так злится на его вранье соседке, то сквозняк запирает дверь в ее комнату и Илья не может ее открыть, считая, что это мама его не впускает. Квартира не осознается героем как родной дом, так как локус не принимает изменившегося со временем персонажа, и единственным элементом, роднившим его с домом, становятся воспоминания о матери и собственном детстве.
Так, локус в романе «Текст» представлен в изображении России, посредством которого автора выражает свой взгляд на мир и страну, а также в обращении к локусу Москвы, который выступает оппозицией ко всему остальному миру России, подобно противостоянию двух столиц. Автор детально описывает пространство в романе посредством точечных локусов Москвы. Дом главного героя, представленный в романе квартирой в Лобне, показан в сопряжении с другими локусами произведения, помогая читателю понять отношение главного героя к собственной квартире.
Locus in the novel by D.A. Glukhovsky «Text»
Trubnikova A.Yu.
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Schelokova Larisa Ivanovna,
Associate Professor of the Department of the Russian Literature of the Institute of Humanities of the Moscow City University, PhD (Philology), Docent.
Annotation: the article is devoted to the consideration of the locus in the novel by D.A. Glukhovsky «Text». The image of Russia in the novel is studied, the image of Moscow is considered from the point of view of the author's description of the city, the designation of point loci relative to identity with reality. The article also considers the locus of the house, expressed in the novel by the hero's apartment in Lobn’a near Moscow. The functions and values of the loci reflected in the novel are considered.
Keywords: Moscow, locus, D.A. Glukhovsky, «Text», point locus, the house.
- Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике. // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234-407.
- Глуховский Д.А. Метро 2033. М.: Эксмо, 2005. 544 с
- Глуховский Д.А. Текст. М.: АСТ, 2020. 320 с.
- Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Роман в шести частях с эпилогом. М.: Худож. лит-ра, 1970. 525 с.
- Лихачев Д.С. Художественная среда литературного произведения. // Симпозиум «Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве», 21-25 дек. 1970 г.: тез. и аннот. Л., 1970. С. 7-9.
- Лотман Ю.М. Проблемы художественного пространства в прозе Н.В. Гоголя. // Труды по русской славянской филологии. Тарту, 1968. Вып. 202. С. 10.
- Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс; Культура, 1995. С. 259-367.
- Bakhtin M.M. Forms of time and chronotope in the novel: essays on historical poetics. // Questions of literature and aesthetics. M, 1975. Page: 234-407.
- Glukhovsky D.A. Metro 2033. M.: Eksmo, 2005. 544 pages.
- Glukhovsky D.A. Text. M.: AST Publishing House, 2020. 320 pages.
- Dostoevsky F.M. Crime and punishment. The novel in six parts with an epilogue. M.: Publishing house «Fiction», 1970. 525 pages.
- Likhachev D.S. The artistic environment of a literary work. // Symposium «Problems of rhythm, artistic time and space in literature and art», 21-25 Dec. 1970: tez. and annote. L., 1970. Page: 7-9.
- Lotman Yu.M. Problems of the art space in prose by N.V. Gogol. // Works on Russian Slavic philology. Tartu, 1968. Out. 202. Page: 10.
- Toporov V.N. Myth. Ritual. Symbol. Image: Research in the field of mythopoietic: Favorites. M.: Publishing group «Progress» – «Culture», 1995. Page: 259-367.