Аннотация. В статье рассмотрены возможности применения коучингового подхода в школьном образовании, его соотнесенность со ФГОС ООО, описаны основные компоненты коучинга, применяемые в обучении, а также перспективы его применения в школе и практический опыт отечественного и зарубежного использования коучинга в образовании.
Ключевые слова: коучинг, коучинговый подход, школьное образование, инновационные инструменты в образовании.
Образование, как и другие сферы общественной жизни, нуждается в своевременной модернизации и должно применять современные технологии и новые подходы. Одним из инновационных решений в рассматриваемой сфере стало использование коучинга в образовании, дающего преподавателям и учащимся новые возможности и идеи, положительно влияющие на результаты обучения.
В последние десятилетия интенсивно развиваются идеи личностно-ориентированного обучения, в том числе они официально заявлены в стандартах образования большого количества стран, в том числе в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС), а также получили свое развитие идеи о необходимости подготовки школьника к диалогу культур [5]. Тем не менее, разработка практических технологий реализации личностно-ориентированного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки преподавателей, в нашей стране находится, скорее, на стадии зарождения. Именно поэтому коучинг может рассматриваться как эффективный инструмент модернизации учебного процесса, так как является апробированной на практике системой развивающего взаимодействия.
Цель коучинга в образовании, как утверждает Е.И. Рогов, – помогать учащимся учиться сознательно, с интересом приобретать знания, находить и максимально раскрывать потенциал, развивать навыки и умения, эффективнее усваивать программу и выполнять задания [6, с. 12].
Необходимо отметить, что требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, закрепленные во ФГОС ООО, включают в себя метапредметные требования, к которым в числе прочих относятся умение самостоятельно определять цели деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, а также построение индивидуального образовательного маршрута [7, с. 29]. Применение коучинга в образовании призвано помочь школьникам эффективно освоить эти навыки.
Для того, чтобы появилась возможность полноценно применять коучинг в образовании, учителям необходимо научиться выполнять роль коучей. Как утверждают А.В. Павлов и Е.С. Койава, коуч в своей работе опирается на следующие принципы: 1) Вера в себя и в других людей, что помогает добиваться раскрытия способностей в учащихся; 2) Доверие к миру, что предполагает веру в то, что мир «поддерживает нас, когда мы идем своим путем» [3, с. 132]; 3) Осознанность, что помогает ясно понимать, что и как делает коуч, что он при этом ощущает и зачем это ему нужно; 4) Вера в то, что в каждом человеке уже заложены все необходимые ему ресурсы для реализации своей цели; 5) Готовность ставить смелые цели, что предполагает, как уже упоминалось ранее, практический подход в работе с учащимся. Коуч подбирает свои психологические инструменты и программы индивидуально для каждого ученика, обеспечивая реализацию этих основных принципов работы.
Стоит также выделить следующие компоненты коучинга, применяемые в образовании, согласно Т.А. Никитиной: коучинг предполагает развитие навыков на практике, то есть все этапы достижения цели должны быть реализованы в действии [1, с. 17]. Также необходимо проводить анализ компонентов конкретных навыков, технологий и окружающей среды в целях оказания помощи учащимся. Кроме того, коучинговый подход предполагает распределение нагрузки на каждом из этапов, выражающийся в переходе от простых заданий к более сложным, что соответствует принципу доступности в обучении. Наконец, в процессе работы с коучем происходит раскрытие потенциала, выявление сильных сторон и использование талантов и возможностей учащегося. Можно сделать вывод, что для достижения своих целей ученик использует те ресурсы, которые изначально в нем были, что поможет школьникам поверить в свои силы и научиться использовать внутренние ресурсы.
Рассмотрим, для чего необходимо внедрить коучинговый подход в систему образования уже на школьном уровне. Возвращаясь к требованиям ФГОС, Н.Н. Никулина, С.В. Березина и И.И. Ушаков в работе «Сущность и роль коучинга в образовании и воспитании» отмечают, что «современные ФГОС предполагают, что 50-70% объема образовательной программы обучаемые должны изучать самостоятельно» [2, с. 168]. Как известно, задачи образовательного учреждения составляют не только передача учащимся необходимых знаний, умений и навыков, но и формирование у них своей активной жизненной позиции, развития личности. Коучинг помогает школьникам стать самостоятельнее, развиться как личностям, а не просто накопить знания. Как утверждают А.В. Павлов и Е.С. Койава, «наиболее распространенный результат коучинга – разработанная стратегия и пошаговый план достижения поставленной цели, алгоритм решения задачи» [3, с. 133]. Таким образом, проведя с учащимися сессии коучинга и научив их применять его инструменты, преподаватели могут помочь им стать более стрессоустойчивыми, научиться спокойно и последовательно преодолевать трудности, раскрыть свой внутренний потенциал и определять актуальные цели. На практике коучинг может помочь учащимся, например, в выборе профессии, в подготовке к сдаче экзаменов, в решении внутренних и межличностных конфликтов. Сессии коучинга могут проводиться внутренним психологом образовательной организации в специально выделенные для этого внеурочные часы. Согласно статье «Коучинг в образовании», благоприятным результатом коучинга является «осознанное принятие учащимся ответственности за свою жизнь, за свои поступки и решения». В результате сессий с коучем человек также обретает навыки самокоучинга, что позволяет в любой момент времени и в любом месте самостоятельно решать возникающие задачи и достигать поставленные цели.
Обратимся к зарубежному опыту применения коучингового подхода в обучении. Как показало исследование Рэйчел Лофтхаус, Дэвид Лит и Карл Таулер, наиболее эффективной формой коучинговой работы с учениками является беседа и детальное наблюдение за их деятельностью с последующей корректировкой образовательного процесса [8, с. 14]. Исследователи утверждают, что для успешной модернизации обучения необходимо проговаривать с учениками следующие моменты: 1) Что учащиеся поняли и как это соотносится с поставленными целями обучения? 2) Как себя ощущали учащиеся во время урока, был ли этот опыт одинаков для всех или различен? 3) Какие формы совместной работы (групповая, парная) сопровождали процесс обучения? Как они могут быть охарактеризованы? 4) Считают ли ученики, что информация, полученная в ходе урока, была им полезна? Считают ли они атмосферу и язык общения учителя приемлемыми и комфортными? 5) Какие у учеников есть предложения по улучшению уроков, какими полезными ресурсами они бы хотели поделиться с одноклассниками? Ответы на эти вопросы помогут учителям лучше понимать своих учеников, помогут избежать конфликтов и в целом улучшить отношения в коллективе, а также эффективнее модернизировать учебный процесс.
Однако, у коучинга все же есть ряд ограничений, которые он накладывает на образовательный процесс. Как утверждает П.В. Плотников, применение данного подхода целесообразно не ранее старших классов школы, так как «коучинг ориентирован на раскрытие потенциала уже сформировавшейся личности, на повышение эффективности учащегося, имеющего определенный опыт, как жизненный, так и образовательный» [4, с. 47]. Кроме того, не должно быть тотальной ориентации только на коучинг, он должен быть именно одним из инструментов обучения, используемых учителем для модернизации образовательного процесса.
Помимо вышеперечисленного, П.В. Плотников также утверждает, что для успешного использования коучингового подхода в обучении необходимо личное желание ученика, необходима его готовность работать над собой, анализировать [4, с. 49]. Преподаватель-коуч может лишь подтолкнуть ученика к этому желанию, к осознанию необходимости этой работы над собой, но не заставить сделать, так как это противоречит сути этой методики обучения. Данный подход требует от учеников осознания, что это необходимо лично им, а не преподавателю, а также требует личной ответственности, но далеко не все учащиеся готовы ее проявить.
Таким образом, применение коучинговых инструментов способствует повышению у студентов уровня ясности относительно профессионального и личного будущего, развитию личной ответственности, заинтересованности в самообразовании и разностороннем развитии. Немалую роль в успешности внедрения данного метода является личная мотивированность ученика. Коучинг дает человеку возможность эффективно мыслить, продуктивно преодолевать возникающие трудности с поддержкой коуча.
Implementing coaching technology into school education
Ostapchuk M.V.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Lukoshus Oksana Gennadyevna,
Associate Professor, Acting Head of the Department of English Language Teaching and Business Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philology.
Annotation. The paper considers the possibility of implementing coaching approach into school education, its correlation with the National Curriculum, the main components of coaching used in teaching, as well as the prospects for its application in Russian schools and foreign practice of coaching in education.
Keywords: Coaching, coaching approach, school education, innovative tools in education
- Никитина Т.А. Коучинг. Психология и технология // Наука и современность. 2010. № 2. С. 15-24.
- Никулина Н.Н., Березина С.В., Ушаков И.И. Сущность и роль коучинга в образовании и воспитании // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 165-168.
- Павлов А.В., Койава Е.С. Коучинг в образовании // Успехи в химии и химической технологии. 2012. № 8 (137). С. 131-134.
- Плотников В.П. Коучинг и перспективы его использования в современном высшем образовании // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 3. С. 45-48.
- Профессиональное становление учителя иностранного языка в системе педагогического образования: Материалы межд. конф., посвященной памяти профессора Галины Владимировны Роговой в связи со 100-летием со дня рождения / Под общ. ред. Н.В. Языковой, Л.Г. Викуловой. М.: Языки Народов Мира, 2017. 310 с.
- Рогов Е.И., Панкратова И.А. Коучинг в образовании. Издательство Ипполитова, 2016. 88 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО) / КонсультантПлюс. 1997-2021. (дата обращения: 03.02.2021).
- Lofthouse, L., Leat, D., Towler, C. Coaching for teaching and learning: a practical guide for schools // GfBT: Education trust, 2010. 35 pages.
- Nikitina T.A. Coaching. Psychology and technology // Science and Modernity. 2010. № 2. Page: 15-24.
- Nikulina N.N., Berezina S.V., Ushakov I.I. The essence and role of coaching in education and upbringing // Education. The science. Scientific personnel. 2019. № 3. Page: 165-168.
- Pavlov A.V., Koyava E.S. Coaching in education // Advances in chemistry and chemical technology. 2012. № 8 (137). Page: 131-134.
- Plotnikov V.P. Coaching and the prospects for its use in modern higher education // Theory and practice of service: economics, social sphere, technologies. 2019. № 3. Page: 45-48.
- Professional development of a foreign language teacher in the system of pedagogical education: Materials of Int. Conf. dedicated to the memory of Professor Galina Vladimirovna Rogova in connection with the 100th anniversary of her birth / Under total. ed. of N.V. Yazykova, L.G. Vikulova. Moscow: Languages of the Nations of the World, 2017. 310 pages.
- Rogov E.I., Pankratova I.A. Coaching in education. Materials of the All-Russian scientific-practical conference. Ippolitova Publishing House, 2016. 88 pages.
- Federal state educational standard of secondary (complete) general education / ConsultantPlus. 1997-2021. (date of the address: 03.02.2021).
- Lofthouse L., Leat D., Towler C. Coaching for teaching and learning: a practical guide for schools // GfBT: Education trust, 2010. 35 pages.