Аннотация. В статье рассматривается необходимость совершенствования интонационных навыков, обучающихся среднего общего образования в рамках требований нормативных документов. Описывается художественная декламация как средство совершенствования интонационных навыков обучающихся. Дается определение «художественной декламации», анализируется ее связь с «мелодекламацией» и рассматриваются условия выразительного чтения. Предлагаются рекомендации по работе с художественной декламацией на занятиях.

Ключевые слова: художественная декламация, мелодекламация, интонация, интонационные навыки, фонетическая компетенция.

На сегодняшний день формирование иноязычной коммуникативной компетенции является основной целью обучения иностранному языку. Социальный заказ современного общества предъявляет требования к результатам освоения программы по предмету «Иностранный язык», указанные во ФГОС: сформированность иноязычной коммуникативной компетенции как инструмента межкультурного общения в поликультурном мире и успешной социализации и самореализации [12, с. 10].

Принимая во внимание тот факт, что английский стал интернациональным языком общения, выпускники образовательных организаций должны овладеть на высоком уровне не только грамматическими и лексическими навыками, но и произносительными, поскольку нормативное произношение является одним из главных элементов культуры иноязычной речи. Кроме того, Примерная основная образовательная программа предъявляет требования к сформированности фонологической компетенции: отсутствие ярко выраженного акцента, передача смысловых нюансов высказывания с помощью соответствующей интонации [10, с. 40, 46]. Однако практика показывает, что на сегодняшний день сформированность интонационных навыков, обучающихся среднего общего образования, остается на среднем уровне, а значит требует более тщательной отработки на уроках. Основными ошибками обучающихся являются неправильная расстановка логического ударения, отсутствие ритмичности, частое использование низкого нисходящего тона. По мнению Н.А. Кармановой, совершенствование «интонационных навыков представляет собой самую большую трудность, и, как показывает практика, именно в интонационном оформлении высказывания учащиеся допускают большее количество ошибок» [5, с. 42].

Интонационные навыки нельзя совершенствовать только посредством чтения текстов вслух, так как мелодическое оформление чтения и говорения различно. При чтении вслух обучающиеся ограничивают свою речь интонационными характеристиками чтения, а в случае переноса в звучащую речь интонационная оформленность станет искусственной и неестественной. Таким образом, учителю необходимо создать такие условия для обучающиеся, при которых они как можно чаще бы слышали образцы аутентичной звучащей речи на английском языке и далее имитировали речь говорящего, тем самым осваивая ритмико-интонационные особенности.

Одним из эффективных способов совершенствования интонационных навыков является применение художественной декламации на занятиях со старшеклассниками. По мнению Е.И. Михалевой, «разучивание и инсценировка пьес или рассказов на английском языке позволит достичь желаемого положительного результата в освоении фонологической базы английского языка, расширении лингвистического кругозора, а также понимании того, что речь актеров является одним из основных приемов для достижения наибольшей выразительности на сцене или экране, так как именно речь способна передать психическое и эмоциональное состояние говорящего, описать его принадлежность к определенному социальному кругу, его отношение к собеседнику или каким-либо обстоятельствам» [8, с.1].

Художественная декламация представляет собой форму литературного (или ораторского) искусства, в котором текст говорится с соблюдением выразительной интонации и музыкальных пауз.

Говоря о связи художественной декламации с риторикой (наукой об ораторском искусстве), нужно отметить, что речь оратора всегда должна быть выразительной, чтобы воздействовать на чувства и мысли слушающих. Еще в Древней Греции учителя практического красноречия (или риторы) в ораторской школе обучали своих учеников правильному построению художественной речи и ее произносительным сторонам. Тогда текст декламировался сначала учителем (демонстрировалась модель), а затем воспроизводился учеником. Во время обучения большое внимание уделялось не только правильности произношения, но и ритму речи [2, с. 63].

О важности грамотного просодического оформления речи в процессе публичного выступления, о влиянии и воздействии просодии на аудиторию указывает в своих работах Ю.Е. Иванова, отмечая, как умелое сочетание в речи различных просодических компонентов позволяет оратору сделать свою речь максимально эффективной и достигнуть необходимого коммуникативного эффекта [3], поскольку «именно коммуникативным намерением говорящего определяется выбор просодического оформления высказывания» [4, с.137].

Чтобы овладеть ораторским искусством, нужно знать условия выразительного чтения, которые состоят из трех групп:

  1. технические;
  2. логические;
  3. художественные [6, с. 77].

К техническим условиям относится непосредственно голос и его характеристики, а именно: тембр, подвижность, объем и благозвучность. Н.А. Абрамова также отмечает громкость голоса, поскольку благодаря ее повышению выделяются наиболее важные в смысловом отношении части высказывания [1, с. 106]. Д.Д. Коровяков [6] включает в данную группу дыхание, т.к. умение правильно дышать во время декламации – это тоже искусство, состоящее в способности поддерживать постоянный запас воздуха в легких и в умении его равномерного расходования так, чтобы этого не было слышно и заметно во время выступления. Не менее важным условием является и нормативное произношение, которое согласно требованиям, предъявляемым к сформированности фонетической компетенции, должно быть правильным применительно ко всем звукам английского языка. Однако известно, что при желании воссоздать и передать художественный образ героя актеры часто прибегают к использованию таких фонетических средств как акценты, демонстрируя их наиболее яркие черты, соответствующие существующим прототипным моделям [8].

Логические условия подразумевают логическое тонирование текста, то есть его деление на синтагмы благодаря расстановке пауз и фразового ударения. Паузы играют важную роль в успешности публичного выступления – очевидно, что их количество и долгота не должны быть чрезмерными, иначе такое выступление не произведет должного впечатления.

Ключевой группой условий выразительного чтения являются художественные, к которым относится интонация, поскольку именно она призвана придать надлежащую окраску всему выступлению. Интонация занимает важное место в структуре любого языка, являясь одним из признаков звучащей речи и помогая не только распознать коммуникативное намерение говорящего, но и правильно выстроить свое высказывание, чтобы оно звучало лаконично и интонационно верно в конкретной коммуникативной ситуации. Д. Кристал определил функции интонации, к которым относятся эмоциональная, информационная и психологическая. Эмоциональная заключена в выражении отношения (удивление, сарказм, гнев, сдержанность и др.), информационная призвана привлечь внимание к тому, что является уже известным и новым в предложении (в слове, которое интонационно ярче выражено, будет содержаться новая информация высказывания) и психологическая, заключенная в организации текста таким образом, чтобы он легче воспринимался и запоминался слушающими [13, с. 261].

Необходимо помнить, что условия выразительного чтения должны использоваться умело, иначе интонирование текста приобретет:

  • Монотонность (отсутствие изменения в высоте тона);
  • Слишком высокий тон (как результат чрезмерного увлечения спикера своим выступлением);
  • Слишком низкий тон (наоборот, отсутствие заинтересованности спикера);
  • Недостаток выразительности в значимых словах (что может привести к непониманию основного содержания речи);
  • Одинаковые интонационные обороты [7, с. 36-37].

Нельзя не отметить связь художественной декламации с мелодекламацией, которая определяется как соединение выразительного чтения текста с музыкой. В отличие от ораторского искусства, мелодекламация стала популярной в конце XIX – начале XX веков в опере, а позднее она стала самостоятельным видом искусства и звучала не только в театрах, но и в школах.

С.Д. Волков-Давыдов отмечал в своей теории мелодекламации, что одним из важных правил ее использования является необходимость музыки точно следовать за содержанием и более того иллюстрировать его. Музыка должна быть своего рода помощником в донесении основной мысли текста и ни в коем случае не заглушать речь самого оратора [см. по: 9, с. 95]. Еще одна теория музыкального чтения была выдвинута М.Ф. Гнесиным. Он утверждал, что музыкальное чтение – это прежде всего чтение со всеми свойственными ему особенностями, своего рода чтение по нотам с четким соблюдением ритма. Так, ритм и интонация являются главными категориями этой теории, поскольку разные ритмы имеют разную семантику и выражают разные эмоции (ритмически ровный рисунок служит для спокойного повествования, а если в тексте передаются сильные эмоции, то в чтении используется больше пауз с учащающимся повышением и понижением голоса). Приведенные привычные для музыканта ритмические закономерности впервые были перенесены М.Ф. Гнесиным на область чтения [там же].

Важно, чтобы во время декламации текста чтец не говорил нараспев и неестественно растягивал слова, подстраиваясь под музыку. Музыкальное сопровождение призвано, во-первых, помочь ощутить характер и настроение декламируемого произведения, а, во-вторых, усилить влияние выступления на слушающих. Музыка и слово выступают в роли союзников, взаимодействуя друг с другом и воздействуя на слушателя.

Для того, чтобы обучающиеся смогли найти баланс соответствия внутреннего замысла с внешней реализацией текста, эффективной представляется доказавшая свою результативность модульная система работы над поэтапным развитием и совершенствованием фонетических и интонационных навыков [11]. Наличие верного с точки зрения интонации текста-образца для дальнейшей имитации, безусловно, является важным условием отработки произношения. Однако, не имея должной теоретической базы, обучающимся сложно будет, во-первых, воспринимать функциональное использование интонации с целью реализации художественного замысла звучащего текста, а во-вторых, фиксировать ее графически для дальнейшей осознанной работы с текстом. Для этого учителю целесообразно посвятить несколько занятий теоретическим основам художественной декламации и ознакомлению учащихся с основными просодическими понятиями: интонация, мелодика, темп, паузация, громкость, низкий нисходящий и восходящий ядерный тон и их условными обозначениями с целью дальнейшего применения.

На последующих занятиях обучающиеся вместе с учителем прослушивают тексты-образцы, определяют жанровую принадлежность (лирика, проза или публичные выступления спикеров) и обсуждают особенности интонационной составляющей речи. Так, делается акцент на ритмичности звучания, хорошей дикции оратора, повышении и понижении громкости голоса, ускорении и замедлении темпа. Первое прослушивание текста должно помочь обучающимся услышать общую интонационную картину, почувствовать настроение произведения. До отработки чтения учителю необходимо снять возможные произносительные трудности, для этого учащиеся записывают в фонетической транскрипции выбранные слова из текста для декламации и читают вслух учителю, который контролирует грамотность артикуляции. Также не менее важным аспектом является отработка чтения словосочетаний из текста: транскрибируются словосочетания и отрабатывается их связное чтение (linking) и редукция. Во время дальнейших прослушиваний аудиозаписи обучающиеся делают ее интонационную разметку, применяя теоретические знания, полученные ранее. На завершающих этапах ученики отрабатывают чтение по разметке и декламируют его без аудио сопровождения.

Для успешной реализации основной цели художественной декламации (развитие выразительности речи с помощью начального освоения ораторского искусства) учителю нужно следовать рекомендациям:

  1. тексты для декламации должны быть подобраны с учетом возрастных особенностей и языковых способностей обучающихся;
  2. на начальном этапе обучения выразительному чтению учителю нужно подбирать небольшие стихотворения, включать запись для первого прослушивания с целью представления общей интонационной картины текста, а во время второго прослушивания – останавливать текст, когда заканчивается синтагма, и размечать отрезок вместе с обучающимися. После разметки учителю следует попросить несколько человек прочитать предложение так, как оно звучало в записи. Такая практика поможет им быстрее привыкнуть к особенностям декламации, чтобы впоследствии работать самостоятельно;
  3. в случае, если обучающийся не может после серии прослушиваний прочесть интонационно верно текст самостоятельно, учитель может облегчить задание и еще раз включить аудио, но тихо, так, чтобы обучающийся слышал мелодию текста и читал вместе с диктором, применяя технику теневого чтения (shadow reading). Однако на следующем уроке обучающийся должен будет продекламировать текст без аудио-опоры;
  4. в качестве фонетической разминки можно предложить обучающимся прочесть лимерики, небольшие и веселые стихотворения, в которых рифмуются 1-2-5 и 3-4 строки (aabba). Для более ритмичного чтения учитель может включить метроном, настроив подходящий для обучающихся ритм. Такой формат работы будет интересен обучающимся и послужит отличным дополнением к основной работе с текстами.

В заключение необходимо отметить, что художественная декламация – явление многогранное, сочетающее в себе литературный (текст, который декламируется) и музыкальный аспекты (ритм, темп, паузация). Использование художественной декламации на занятиях английского языка не только сделает обучение интересным и увлекательным, но и познакомит обучающихся с особенностями фонетической стороны английского языка, а также поможет сформировать и усовершенствовать как слухопроизносительные, так и ритмико-интонационные навыки.

The art of artistic recitation as a way of improving intonation skills of students

Abdrakhmanova A.R.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mikhaleva Elena Igorevna,
Associate Professor of English Language Teaching and Business Communication Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, candidate of philological sciences, associate professor

Annotation. The article looks at the necessity of improving intonation skills of high school students within the framework of the requirements document. The peculiarities of the usage of artistic recitation as a way of improving intonation skills of students are described. The author gives the definition of «artistic recitation», describes the connection with «melodeclamation» and highlights the factors of artistic recitation. Some recommendations for using artistic recitation during lessons are given.
Keywords: Artistic recitation, melodeclamation, intonation, intonation skills, phonetic skills.


  1. Абрамова Н.А. Риторика / Н.А. Абрамова, С.И. Володина, И.А. Никулина; отв. ред. С. И. Володина: учебное пособие для бакалавров. М.: Проспект, 2021. 280 с.
  2. Бочкарева Т.Н. Этапы становления и развития искусства художественного чтения // Воспитательный потенциал семейного чтения в эпоху цифровизации и глобализации: сб. ст. междунар. научно-практ. конф. / Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, 2019. С. 62-70.
  3. Иванова Ю.Е. Отражение смены регистра на степени выразительности американской публичной речи. / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2013. № 2. С.37-44.
  4. Иванова Ю.Е. Аргументация и ее просодическое оформление в американской публичной речи. / Ярославский педагогический вестник. 2013. Т.1. № 3. С. 137-142.
  5. Карманова Н.А. Развитие фонологической компетенции на уроках английского языка в старших классах. // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. Барнаул, 2019. № 1 (38). С. 39-43.
  6. Коровяков Д.Д. Этюды выразительного чтения художественных литературных произведений. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 184 с.
  7. Кузнецов И.Н., Современная деловая риторика: Учебно-практическое пособие. М.: ГроссМедиа Ферлаг, 2007. 338 с.
  8. Михалева Е.И. Развитие фонетических навыков учащихся через язык драмы // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2009. (дата обращения: 21.05.2021).
  9. Ольшевская А.В. Русская мелодекламация (Серебряный век): дис….канд. искусствоведения: 17.00.02 / А. В. Ольшевская; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2016. 298 с.
  10. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. М.: 2016. 569 с.
  11. Твердохлебова И.П., Михалева Е.И. Pronunciation in Practice. Year II. Undergraduate Course in Practical Phonetics: Учебное пособие по практической фонетике для студентов-бакалавров II курса по направлению: педагогическое образование. \ М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2017. 144 с.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: 2012. 45 с.
  13. Crystal, D. The Cambridge Encyclopedia of the English Language. 3rd Ed. Cambridge: C.U.P., 2018. Page: 260-261.
  1. Abramova N.A. Rhetoric / N.A. Abramova, S.I. Volodina, I. A. Nikulina; ed. by S.I. Volodina: textbook for bachelors. Moscow: Prospekt, 2021. 280 pages.
  2. Bochkareva T.N. Stages of formation and development of the art of artistic reading. // Educational potential of family reading in the era of digitalization and globalization: collection of articles of the international scientific and practical Conference / Kazan (Volga Region) Federal University. Kazan, 2019. Page: 62-70.
  3. Ivanova Y.E. Correlation of pitch variations on the emphasis of American public speaking // Russian Journal of Linguistics. 2013. № 2. Page: 37-44.
  4. Ivanova Y.E. Argumentation and its prosodic features in American public speaking // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2013. T. 1 № 3. Page: 137-142.
  5. Karmanova N.A. Development of phonological competence in English lessons in high school. // Bulletin of the Altai State Pedagogical University. Barnaul, 2019. № 1 (38). Page: 39-43.
  6. Korovyakov D.D. Etudes of expressive reading of artistic literary works / D. D. Korovyakov. Moscow: LIBROKOM, 2012 184 pages.
  7. Kuznetsov I.N. Modern business rhetoric: An educational and practical guide. Moscow: GrossMedia Verlag, 2007. 338 pages.
  8. Mikhaleva E.I. Development of phonetic skills of students through the language of drama // Festival of Pedagogical Ideas «Open Lesson» 2009. Retrieved from: (date of the address: 21.05.2021)ю
  9. Olshevskaya A.V. Russian melodeclamation (Silver age): Doctoral dissertation PhD in History of Arts: 17.00.02 / A.V. Olshevskaya; Moscow State Conservatory named after P. I. Tchaikovsky. Moscow: MGK named after P. I. Tchaikovsky, 2016. 298 pages.
  10. Approximate basic educational programme of secondary education. Moscow: 2016. 569 pages.
  11. Tverdokhlebova I.P., Mikhaleva E.I. Pronunciation in Practice. Year II. Undergraduate course in Practical Phonetics: Textbook on Practical Phonetics for bachelor students. II year. Teacher education. Moscow: MCPU, 2017. 144 pages.
  12. Federal state educational standard of secondary education / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow: 2012. 45 pages.
  13. Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of the English Language. 3rd Ed. Cambridge: C.U.P., 2018. Page: 260-261.