Соавторы: Алешникова Валерия Викторовна, бакалавр 2 курса ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва; Петропавловская Елизавета Владиславовна, бакалавр 2 курса ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва; Попова Наталья Алексеевна, бакалавр 2 курса ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва; Скрипниченко Юлия Дмитриевна, бакалавр 2 курса ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва
Научный руководитель: Матвеева Евгения Евгеньевна, доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации института иностранных языков ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 372.881.111.1

Аннотация. В статье рассматриваются возможные методики обучения фонетическому аспекту в рамках русского языка как иностранного (РКИ) с учетом специфики иностранного языка. Были проанализированы наиболее частотные артикуляционные трудности, возникающие у иностранцев, приступающих к изучению русского языка. В частности, была рассмотрена проблема твердости и мягкости согласных при обучении РКИ. Разработаны конкретные упражнения, ориентированные на формирование фонетических навыков произношения твердых и мягких согласных русского языка и направленные на разрешение проблем, связанных с особенностями произношения, дано детальное описание разработанного комплекса упражнений для изучающих РКИ.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, фонетические навыки, согласные, произношение, произнесение, твердые согласные, мягкие согласные.

Формирование фонетических навыков занимает особе место в практике преподавания русского языка как иностранного. Как известно, фонетика – раздел языкознания, который занимается изучением формирования звуков человеческой речи и их акустических свойств [4]. Для изучающих РКИ фонетика является одним из ключевых аспектов, поскольку лежит в основе лингвистической компетенции. Фонетика неразрывно связана с разнообразными видами речевой деятельности со слушанием, чтением, говорением и письмом.

Внимание к звуковой форме речи особенно актуально в настоящий момент, поскольку вопрос о культуре речи и произносительной норме стоит остро, как отмечают Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая, М.В. Гордина [1].

Л.В. Щерба подчеркивал, что произношение слова влияет не только на речь говорящего, но и на его возможность понимания речи в языковой среде [6]. Незначительное изменение звука может показаться говорящему, изучающему язык, маловажным, при этом значение слова нередко может быть искажено. Коммуникативная функция языка непосредственно связана с фонетикой, так как именно звучащая речь является исходной формой речевой коммуникации.

Таким образом, можно сделать вывод, что фонетическим навыкам в процессе обучения РКИ следует уделять значительное внимание, так как данные навыки осуществляют смыслоразличительную функцию.

При обучении иностранному языку необходимо учитывать ряд фонетических особенностей, связанных с родным языком говорящего [3]. В процессе обучения РКИ в спектр задач преподавателя входит не только формирование навыков произношения звуков и их дифференциация в устной и письменной речи, но и развитие фонематического восприятия учащихся. Актуальность исследования заключается в наличии проблемы формирования произносительных и рецептивных фонетических навыков в условиях системы согласных русского языка.

В основе обучения фонетическому аспекту русского языка лежат такие общедидактические принципы, как наглядность, доступность и посильность, активность, индивидуализация, учет родного языка. При обучении фонетическим навыкам нужно учитывать место и роль изучаемых навыков в языке, содержание обучения фонетике, особенности формирования фонетических навыков на различных этапах обучения [4].

Рассматривая наиболее частотные трудности студентов, изучающих русский язык как иностранный, необходимо подчеркнуть, что у большинства англоговорящих студентов затруднение вызывает артикуляция звука [ы]; навык дифференциации произношения мягких и твердых согласных не сформирован; в потоке речи характерна подмена переднеязычного звука [р] и [р’] близким к родному языку единицам и ряд других фонетических явлений. Актуальность данного исследования заключается в том, что вопрос о различии согласных по твердости-мягкости является одним из ключевых при изучении РКИ носителями английского языка, поскольку твердость и мягкость согласных тесно связаны со смыслоразличительной функцией языка [5, с. 123].

С целью решения проблемы разграничения твердых и мягких согласных в русском языке был разработан интерактивный комплекс упражнений на материале лексики на тему «Кухня. Кухонные принадлежности», что определило цель проектной работы. Предложенные упражнения направлены на эффективное формирование фонетических навыков с учетом артикуляционных трудностей слухо-произносительных навыков обучающихся по теме «Мягкие и твердые согласные русского языка». В процессе обучения следует учитывать, что согласные в английском языке перед гласными звуками переднего ряда могут быть относительно палатализованными, однако это явление не рассматривается как фонологическое. При сочетании данного явления с рядом гласных в русском языке у студентов возникают трудности в дифференциации и произнесении твердых и мягких согласных.

В ходе работы над исследовательским проектом были решены следующие задачи: определены основные фонетические трудности при изучении русского языка англоговорящими обучающимися; отобраны лексические единицы по теме: «Кухня. Кухонные принадлежности», соответствующие языковому уровню; на материале УМК «Золотое кольцо России» А-1 [2] разработан комплекс упражнений с использованием современных, мультимедийных, интерактивных ресурсов, направленных на формирование фонетических навыков использования твердых и мягких согласных.

Проблемы обучения фонетике подробно исследовали в своих работах многие ученые, в частности Л.В. Щерба, А.М. Антипова, Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов, А.А. Леонтьев и другие. На основе анализа исследований, посвященных проблеме формирования фонетических навыков, и научных работ по теории и методике преподавания иностранных языков и РКИ был разработан онлайн-тренажер по теме «Твердые и мягкие согласные» для изучающих РКИ к учебно-методическому комплекту «Золотое кольцо России».

Тренажер представлен в видеоформате, следовательно, может быть размещен на онлайн-платформах в свободном доступе. Хронометраж видеокомплекса составляет 8 минут 31 секунду. Тренажер состоит из нескольких частей. Первая часть представлена теоретическим обоснованием фонетического явления дифференциации твердых и мягких согласных. Объяснения правил приведены на английском языке.

Твердые согласные:

  1. Talking about hard consonants remember the following rules: 1. If vowels А, О, У, Э, Ы follow the consonant, it is a hard one.
  2. If the consonant is at the end of the word and another consonant follows, it is also a hard consonant.
  3. Consonants Ж, Ш, Ц are always hard.

Мягкие согласные:

  1. If vowels Е, Ё, Ю, Я, И follow the consonant, it is a soft one.
  2. If the alphabetical character ь follows the consonant, it is also a soft consonant.
  3. Consonants Й, Ч, Щ are always soft ones.

С учетом общедидактического принципа доступности и пассивности правила были разбиты на подпункты. К теоретической части предусмотрено аудиосопровождение. Для оформления были выбраны яркие цвета и красочные изображения, появляющиеся последовательно (см. рисунок 1).

Рис. 1. Представление теоретического материала

Рис. 1. Представление теоретического материала

Теоретический материал сопровождается комплексом практических заданий. Тренажер состоит из трех блоков, направленных на отработку дифференциации согласных по твердости-мягкости. Каждый блок состоит из трех упражнений с аудиосопровождением. Упражнения расположены в соответствие с принципом от простого к сложному.

Блок 1 направлен на постановку и коррекцию согласных /б/, /б’/ (см. рисунок 2). Первое упражнение предполагает прослушивание и повторение лексических единиц за диктором. Особое внимание уделено выявлению твердости-мягкости согласных. В словах отмечены ударения, твердые и мягкие согласные выделены отдельным цветом, к каждому слову предусмотрено изображение. Во втором упражнении обучающимся предлагается повторить скороговорку за диктором, содержащую изучаемый звук и определить, в каких случаях звук /б/ (твердый), а в каких /б’/ (мягкий). Таким образом, упражнение отвечает следующим задачам: дифференциация звуков по твёрдости/мягкости, развитие фонематического слуха, формирование навыка чтения. Третье упражнения данного блока предполагает работу с таблицей. Учащимся предлагается назвать изображенные предметы на картинке и подобрать слово к английскому эквиваленту. Ко всем заданиям предусмотрены ответы с аудиосопровождением и дополнительными примечаниями. Упражнение решает следующие задачам: отработка навыков произношения; закрепление изученных пар фонем; усвоение лексического материала.

Рис. 2. Блок с заданиями на отработку звуков /б/, /б’/

Рис. 2. Блок с заданиями на отработку звуков /б/, /б’/

Блок 2 направлен на постановку и коррекцию звуков /в/ и /в’/ (см. рисунок 3). Первое задание, как и в предыдущем блоке, направлено на прослушивание и повторение лексических единиц, содержащих данные фонемы. Вспомогательная разметка и изображения идентичны логике задания 1 блока 1. Второе задание – скороговорка, содержащая звуки /в/ и /в’/, при этом обучающимся предложено не только повторить скороговорку за диктором, но и определить твердые и мягкие согласные. Третье задание направлено на соединение слов «свёкла», «овощи», «тыква», «виноград», содержащих звуки /в/ и /в’/, с графическим изображением звука. С учетом общедидактического принципа наглядности к каждому слову было предусмотрено графическое изображение. После прохождения блока 2 предусмотрено время для просмотра и прослушивания ответов.

Рис. 3. Блок с заданиями на отработку звуков /в/, /в’/

Рис. 3. Блок с заданиями на отработку звуков /в/, /в’/

Блок 3 содержит упражнения на постановку и коррекцию фонем /м/, /м’/ (см. рисунок 4). Первое задание представляет новые лексические единицы с данными согласными; примечания, изображения и аудиозапись предусмотрены. Второе упражнение данного блока представлено четырьмя изображениями. Обучающимся предложено дать названия изображенным предметам на русском языке. Третье задание – рифмованная скороговорка. Обучающимся необходимо прослушать и повторить её за диктором, учитывая особенности в произношении твердых и мягких согласных.

Рис. 4. Блок с ответами к заданиям на отработку звуков /м/, /м’/

Рис. 4. Блок с ответами к заданиям на отработку звуков /м/, /м’/

Разработанный видеоматериал не только способствуют устранению фонетических ошибок, связанных с твердостью/мягкостью согласных русского языка, но и служит средством дистанционного обучения, что особенно актуально на сегодняшний день. Следует заметить, что преимуществом этого тренажера является то, что он может использоваться студентами многократно в рамках самостоятельной работы.

Разработанный тренажер содержит теоретический фонетический материал и лексический минимум по теме «Кухня. Кухонные принадлежности». Выбранные звуки (/в/, /б/, /м/) аналогичны звукам английского языка, однако в русском языке данные согласные имеют пару по мягкости. Представленные в тренажере лексико-фонетические упражнения по теме: «Кухня. Кухонные принадлежности» способствуют опережающему формированию произносительных и слухо-произносительных навыков. Упражнения направлены на постановку и коррекцию как отдельных звуков, так и сочетаний данных фонем с другими звуками.

В заключение следует отметить, что проблема формирования фонетических навыков при обучении РКИ особенно актуальна в современных условиях. Разработанный комплекс упражнений представлен в наглядном, практико-ориентированном виде. Обучающиеся смогут отметить взаимосвязанность и взаимообусловленность фонетических явлений в русском языке. Предложенный материал может использоваться на любом этапе изучения языка: как на первой стадии обучения, так и в условиях развития слухо-произносительных навыков.

Скачать презентацию

Скачать видео

Linguodidactic Aspect of Overcoming Phonetic Difficulties in Teaching Russian as a Foreign Language (Hardness and Softness of Consonants)

Aleshnikova V.V.
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Knyazeva V. A.
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Petropavlovskaya E.V.
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Popova N. A.
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Skripnichenko Y. D.
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Matveeva Evgenia Evgenievna,
Associate Professor, Department of Anglistics and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philology, Associate Professor

Annotation. The article focuses on potential methods of teaching the phonetic aspect of Russian as a foreign language considering the specifics of the English language. The most frequent problems encountered by foreigners learning Russian as a foreign language have been analyzed. In particular, the problem of hardness and softness of consonants was reviewed. Specific exercises aimed at the formation of phonetic skills in terms of Russian hard and soft consonants have been developed to resolve problems concerning pronunciation peculiarities. A detailed description of the set of exercises developed for learners of Russian as a foreign language is given.
Keywords: Russian as a foreign language; phonetic skills; consonants; pronunciation, pronouncing, hard consonants, soft consonants.