Научный руководитель: Демидова Марина Юрьевна, профессор, ведущий научный сотрудник Дирекции образовательных программ ГАОУ ВО МГПУ, доктор педагогических наук
Код уникальной десятичной классификации: 371.32

Аннотация. В статье рассматривается проблема организации учебного процесса в формате дистанционного режима обучения. К основным проблемным вопросам можно отнести выбор методик при объяснении нового материала и проведение оценочных процедур для объективной оценки качества знаний и усвоения пройденного.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, оценка качества знаний.

Процесс получения общего образования в Российской Федерации реализуется на основании федерального закона об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) «Об образовании в Российской Федерации» [3], где прописаны различные формы обучения: очная, очно-заочная или заочная. Содержание образования определяется образовательными программами, соответствующими уровням общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование.

Традиционно, реализация образовательных программ проходила в классно-урочной форме с обязательным посещением образовательного учреждения. При такой организации учебного процесса, как правило, проблем с объяснением нового материала, проведением оценочных процедур не возникало. Уроки проводились в привычном для обучающихся формате, с использованием педагогами различных технологий и применением разнообразных видов оценочных процедур, таких как: тест, контрольная работа, зачет, лабораторная работа, практикум и т.п. Проверочные материалы отбирались исходя из специфики предмета, требований утвержденной программы и возраста обучающихся, а также оценки учителем уровня освоения материала обучающимися.

Однако современные реалии вносят свои коррективы. С марта 2020 года школы города Москвы, а затем и других регионов, были вынуждены перейти на электронное обучение с применением дистанционных технологий. В «Законе об образовании» организации учебного процесса в таком режиме получения образования посвящена статья 16, в которой «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.» [3] Хотелось бы отметить, что вышеуказанные технологии применялись в образовательном процессе и ранее, но разнообразие форм и методов, используемых педагогами при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий было весьма ограниченным.

Основная задача при переходе на дистанционный режим заключалась в ином подходе к организации учебного процесса. Выявились проблемы, связанные с различными аспектами проведения дистанционного урока, такие как соблюдение норм СанПиН при работе с гаджетами, проведение опроса обучающихся, объективность выполнения контрольных и проверочных работ и т.п. Появилась необходимость пересмотра структуры урока, проведения анализа и выявления резервного временного пространства для рационализации деятельности при помощи рабочего тайминга, работ по проведению оценочных процедур для объективной оценки качества знаний и усвоения материала с учетом новых реалий.

С проблемой объяснения нового материала в наше информационное время справились легко. При проведении урока стали использовать различные образовательные платформы, работать с современными техническими средствами. Одним из наиболее востребованных ресурсов стала Московская электронная школа МЭШ), в библиотеке которой есть не только отдельные элементы урока, но и целые сценарии, электронные учебные пособия, целью создания которых было качественное проведение занятий.

Таким образом, с проблемой объяснения материала справились достаточно быстро, в то время как с выбором и применением форм оценочных процедур разобраться быстро не удалось.

В чем же состояла основная проблема? При традиционном уроке наиболее распространенными формами контроля был устный опрос, индивидуальные тестовые задания, общая контрольная работа на бумажном носителе и прочие формы, которые предполагали контроль со стороны учителя и нахождение обучающегося в классе. При переходе на дистанционный режим начали использовать видеоконференции (ВКС), участие в которых предполагало наличие дополнительных технических средств, необходимых для коммуникации, таких как камеры и микрофоны. Поскольку переход на дистанционный режим произошел достаточно стремительно, оказалось, что не у всех участников ВКС есть в наличии все необходимое оборудование, поэтому устный опрос стал затруднен, а использование бумажных носителей вообще невозможно. Передача заданий и получение ответов посредством электронной почты не гарантировало их самостоятельного выполнения обучающимися и не могло стать основанием для объективной оценки качества усвоения пройденного материала.

Частичным выходом из создавшейся ситуации стало использование тестовых заданий, выложенных в библиотеке МЭШ. Однако, решить задачу контроля знаний в процессе проведения урока это помогало не всегда. Особенно сложным это представлялось при работе с теми предметами, количество часов которых не превышает одного в неделю, как, например, «Обществознание».

Одним из основных способов для выхода из сложившейся ситуации стало использование Google Forms. Google Формы – один из облачных сервисов Google, связанный с облаком и таблицами. Как и для использования любых других продуктов Google, для авторизации достаточно просто иметь почтовый ящик на Gmail.

Гугл-формы – простой, удобный и надёжный инструмент. Он интуитивно понятный, лёгкий в освоении, быстро внедряется и, что немаловажно, бесплатный. [2] Каждая форма в Google Формах представляет собой веб-страницу, на которой размещается анкета или квиз. Все, что нужно для работы с формами, – это иметь аккаунт в Google. С помощью Google Форм возможно сделать: онлайн-регистрацию на мероприятие; онлайн-исследование; сбор фидбека; бриф; голосование и т.д. Весьма эффективной и часто используемой Google Формой работы является тест. Данный контент имеет весьма разнообразный набор настроек и компонентов для создания теста различного уровня сложности по любому предмету. Использование Google Форм позволяет отвечать на опрос не более одного раза с одного аккаунта, перемешивать вопросы, а также включает дополнительные настройки, доступные при создании формы: назначать количество баллов на вопрос и автоматически оценивать прохождение теста каждым участником. Данный онлайн-сервис является наиболее простым и удобным в создании и использовании различных оценочных материалов при работе с обучающимися. Он получил широкое распространение среди педагогов московских школ и стал весьма востребованным.

Примером использования Google Forms на уроке обществознания может быть проверочный тест по теме «Духовная сфера жизни общества».

Целью данной проверочной процедуры было проведение текущего контроля для оценки качества знаний, обучающихся по теме «Духовная сфера». Перечень элементов содержания проверочной работы соответствует содержанию учебника по обществознанию под ред. Л.Н.Боголюбова [3] за 8 класс. Это такие темы как сфера духовной культуры и ее особенности, наука в жизни современного общества, образование и его значимость в условиях информационного общества, религия, религиозные организации и объединения, мораль, гуманизм.

Работа включает в себя 9 заданий: 7 заданий с кратким ответом и 2 задания с развёрнутым ответом. По уровню сложности: 5 заданий базового уровня и 4 задания повышенного уровня. К каждому заданию 5-8 предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник выбрал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным, если выбран номер неправильного ответа. В заданиях 3, 4, 9 ответ даётся в виде символов, поставленных в правильно выбранные ячейки. Ответы на задания 1, 2 самостоятельно формулируются и записываются участником в развёрнутой форме. Проверка их выполнения проводится учителем на основе специально разработанной системы критериев.

Правильно выполненная работа оценивается 14 баллами. Задания с выбором одного верного ответа оцениваются 1 баллом, задания на множественный выбор и соответствие – 2 баллами, задания с развернутым ответом – в соответствии с предложенными критериями оценивания. Время на выполнение работы – 20 минут.

При создании теста в Google Forms в настройках во вкладке «Общие» выбирается «Отправлять форму не более одного раза», во вкладке «Презентация» – «Перемешать вопросы», во вкладке «Тесты» – сдвинуть курсор «Тест», что позволит назначать количество баллов за ответы и включить автоматическое оценивание. Вкладка «Предпросмотр» – можно посмотреть, как ваши адресаты увидят форму. Эта кнопка пригодится в конце формирования опроса. Нажав на кнопку «Отправить», вы можете выбрать способ и параметры отправки. Форма отправляется по почте, ссылкой на форму, через встраиваемый код или соцсети. При отправке по почте есть возможность включить форму в тело сообщения. Ваш адресат сможет заполнить опрос не переходя по внешним ссылкам сразу из письма. К сожалению, такая опция хорошо работает только с Gmail. С другими почтовыми сервисами эта функция работает некорректно.

Переходим к конструктору теста. Панель конструктора находится справа. Для добавления раздела кликните на нижнюю иконку. Чтобы вставить дополнительный материал, например, картинки, видео или текстовое описание, кликните на соответствующую иконку. Чтобы вставить вопрос нажмите на «+» в верху панели. Введите название вопроса (это может быть картинка – кликните на иконку иллюстрации, чтобы ее вставить) и выберете тип вопроса из раскрывающегося меню справа.

Типы вопросов представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Типы вопросов.

Рис. 1. Типы вопросов.

Примером использования картинки и типа вопроса «Текст (абзац)» может быть задание с диаграммой.

Задание: В ходе социологических опросов совершеннолетних граждан страны Z им задавали вопрос: «Какие задачи должна решать современная школа?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы (см. диаграмму 1). Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

Диаграмма 1. Ответы на вопрос Какие задачи должна решать современная школа?

Диаграмма 1. Ответы на вопрос «Какие задачи должна решать современная школа?»

Для ответа обучающихся в типе вопросов необходимо выбрать «Текст (абзац)». Этот тип вопроса предполагает развернутый ответ. Его удобно использовать при запросе развернутого фидбека.

Еще одним типом вопросов может быть задание на установление соответствия. Для этого необходимо в типе вопроса выбрать «Сетка (множественный выбор)». Этот тип вопроса предполагает оценку нескольких единиц по предложенной шкале.

Примером использования может служить такое задание (см. рисунок 2).

Рис. 2. Тип вопроса Сетка (множественный выбор

Рис. 2. Тип вопроса «Сетка (множественный выбор»

Тип вопроса «Сетка флажков» предполагает оценку параметров по нескольким критериям. Он удобен при выполнении заданий на сравнение (см. рисунок 3). .

Рис. 3. Тип вопроса Сетка флажков

Рис. 3. Тип вопроса «Сетка флажков»

Работа проводится в начале урока. После изложения инструкции обучающимся предлагается ссылка на тест. По окончании времени проведения форма закрывается и участникам, которые не успели отправить свой ответ, приходит сообщение: эта форма закрыта, ответы больше не принимаются.

Исходя из вышеизложенного, можно смело утверждать, что многие технологии, освоенные в период дистанционного режима обучения, прочно вошли в учебный процесс, решив многие проблемы проведения текущего и промежуточного контроля в условиях быстро меняющихся требований современного образования.

Problems of current monitoring of students during distance learning

Tuzova O.B.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Demidova Marina Yuryevna,
Professor, Leading Researcher, Directorate of Educational Programs of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences

Аnnotation. The article deals with the problem of organizing the educational process in the format of a distance learning mode. The main problematic issues include the choice of methods for explaining new material and carrying out evaluation procedures for an assessment of the knowledge quality.
Keywords: e-learning, distance learning technologies, knowledge quality evaluation.