Аннотация. В работе проводится описание профессионально-ориентационной деятельности, в современных социально-экономических условиях российского общества, проводимой в таких социальных институтах как семья и школа. Подвергаются критике некоторые устоявшиеся представления о профориентации, которые изжили себя и не удовлетворяют потребностям, как общества, так и государства. Проводится сравнительное описание зарубежного опыта, с целью экстраполяции положительных результатов на российскую специфику.

Ключевые слова: профориентация, выбор профессии, профессионально-ориентационная деятельность.

«…Профессии кажутся нам самыми возвышенными, если они пустили
в нашем сердце глубокие корни, если идеям, господствующим в них, мы
готовы принести в жертву нашу жизнь и все наши стремления.
того, кто принялся за них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту»
К. Маркс

На сегодняшнем этапе развития российского общества, в условиях рыночной экономии и быстроменяющейся цифровой индустрии, рынку труда необходимы высококвалифицированные, мобильные, умеющие креативно мыслить и быстро реагировать на изменения кадры, которые способны в короткие сроки переобучится, соответствовать современным реалиям и уметь принимать решения в нестандартных ситуациях. В связи с этим, возникает необходимость взвешенного и стратегически правильного выбора профессии, что является одним из главных вопросов для старшеклассников и их родителей. Отсутствие понятной, логично выстроенной информации, алгоритма действии и т.д. являются триггерами ошибочно выбранной траектории профессионального развития, а это, в совокупности с неосведомленностью и не полными знаниями о будущей профессии, порождает неудовлетворённость полученной специальностью, которая, в свою очередь, отражается на текучести кадров, низкой производительности труда и, как итог, смене трудовой деятельности.

Другим не менее важным и актуальным аспектом исследуемой проблематики является перепроизводство невостребованных на рынке труда специалистов, подготовка работников с недостаточной квалификацией, невысокая доля занятости выпускников и т.д. Все перечисленные проблемы в большинстве своем являются результатом отсутствия современной системы профессиональной ориентации.

В рамках нашего небольшого исследования мы попробуем рассмотреть имеющиеся возможности профессиональной ориентации старшеклассников, сравнить с положительным опытом зарубежных стран, подвергнуть критике некоторые устоявшиеся траектории профессиональной ориентации и попытаемся предложить современный подход к проблематике выбора профессии.

В общетеоретическом ключе проблемы профессиональной ориентации, исследовались в разное время нашими отечественными учеными – Е.Ю. Бикметовым, К.М. Гуревичем, В.В. Гаврилюком, А.Е. Голомштоком, Е.А. Климовым, Т.В. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, В.Я. Нечаевым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, М.Н. Руткевичем, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой и др.. Кроме этого, необходимо отметить ряд зарубежных ученых, исследовавших проблемы профессиональной ориентации подрастающего поколения, в частности – А. Анастази, У. Джейда, Э. Дюркгейма, А. Маслоу, Ф. Парсонса, З. Фрейда, К. Роджерса, Д. Сьюпера, Л. Тайлора, Д. Голланда и др.

Научные труды перечисленных авторов помогли нам сформировать системное представление о профориентационном поле, кроме этого выявить основную проблематику, которая нуждаются в дальнейшей разработке. Проработанный эмпирический материал и изучение определенных сторон профориентации послужили основой для обозначения проблемы исследования.

Научная проблема исследования состоит в противоречии между потребностями современного рынка труда и удовлетворении потребностей старшеклассников, а также их неготовностью выстраивать профессиональную траекторию.

Таким образом, объектом исследования становится процесс профессиональной ориентации старшеклассников, предметом исследования – содержание профессиональной ориентации старшеклассников, целью исследования – изучение и анализ на теоретическом и эмпирическом уровне содержания и процессов профессиональной ориентации старшеклассников в современных условиях.

В связи с вышеизложенным, можно выделить следующие задачи исследования:

  • изучение и описание содержания профессиональной ориентации;
  • изучение зарубежного опыта в области профессиональной ориентации старшеклассников;
  • формулировка возможностей развития профессиональной ориентации.

Методологическую основу исследования составляют: диалектика как наиболее общий познавательный метод, а также базирующиеся на ней специальные и общенаучные методы: логический, исторический, статистический, системно-структурный, сравнительно-правовой. Сбор первичной информации осуществлялся методами наблюдения, анализа документов по проблеме, в частности просмотра видео записей бизнес тренингов, размещенных в сети интернет и выступлений руководителей различного уровня, проведением анкетирования.

Кроме того, в качестве эмпирической базы исследования были использованы результаты вторичных данных, собранных различными отечественными исследовательскими центрами: ФОМ, ВЦИОМ, «Левада-центр».

Гипотеза исследования заключается в том, что дефицит актуальной информации и знаний в области профессиональной ориентации, в связи с изменениями, происходящими на рынке труда, существенно сказывается на эффективности развития данного направления. В частности, отсутствует система взаимосвязи школа-вуз-рынок труда, вследствие чего большинство молодежи после завершения обучения имеют трудности самореализации. Если повысить порог призывного возраста с 18 до 20 лет, многие старшеклассники не будут, в силу ограниченности времени, поступать на не желаемую и не востребованную специальность. Использование положительного зарубежного опыта поможет провести диагностику имеющихся проблем в сравнении и предупреждения возможных стратегических рисков, порождаемых недостатками именно в профессионально-ориентационной работе.

Проблема выбора профессии в той или степени затрагивает большинство старшеклассников во всем цивилизованном мире, которая является объяснимой и понятной потребностью человечества, заключающаяся в необходимости и условии эволюционного развития. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что важность данного направления осознается и на государственном уровне, так как социальный капитал является стратегическим ресурсом страны «внутри» и на геополитическом пространстве.

В начале 2018 года в «Послании Президента РФ Федеральному Собранию», глава государства отметил – «…с нового учебного года запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». Он позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны. Уже в этом году выделяем на эту инициативу 1 миллиард...» [8]. Кроме этого существует «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения России», утвержденное Постановление Минтруда [9]. Так же следует отметить Федеральный закон №124 (в редакции 2018 г.) который гласит, что «В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет» [12].

Вместе с тем, на сегодняшний день существует масса всевозможных учреждений, организации, фондов, программ, основой деятельности которых является профессиональная ориентация, но надо подчеркнуть, что цель у каждой из них своя (установленные или государством, или конъюнктурой рынка). Из этого можно сделать вывод, вопросам профессиональной ориентации, уделяется серьезное внимание, что подтверждается достаточно продуманной правовой базой и организационно-структурными элементами.

Однако следует отметить, что, как и большинство социальных проблем, корнем которых являются «противоречия», с одной стороны, мы наблюдаем, что вроде бы все нацелено на успех в профессиональной ориентации старшеклассников, а с другой, видим отсутствие какой-либо системной работы и стратегии в целом. Другими словами, при всем при этом на сегодняшний день у многих старшеклассников нет четкого понимания и «видения» своей будущей профессиональной траектории, что является серьезным фактором неопределенности, фрустраций и неудовлетворенности у старшеклассников и их родителей. Ученики хотят найти ответы на вопросы «кем мне быть?», «какая профессия престижнее?», «будет ли актуальна завтра работа, которая мне нравится?» и др.

В соответствии с этим, нам бы хотелось акцентировать внимание на интересные данные, которая показала ранняя профессиональная ориентация школьников, проведенная союзом «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)». В результате которой установлено, что «…более 70 процентов школьников «неосознанно некомпетентны», то есть не имеют ни малейшего представления о том, какую профессию хотели бы получить и чем хотели бы заниматься в жизни» [7]. Примерно такое же количество старшеклассников (67 %) опрошенных нами в г. Королев пояснили, что в настоящее время нет четкого видения будущей профессии и что выберут профессию по результатам ЕГЭ. Не менее интересна позиция других старшеклассников (31 %), которые пояснили, что собираются поступать «хоть куда, главное на бюджет и чтоб не идти в армию». В апреле 2020 интернет канал «FOR STUDENTS», провели свое исследование (3891 подписчиков), почему большинство студентов впустую тратят 5-6 лет своей жизни «пассивного обучения» и идут работать не по профессии, одной из главных причин, как оказалось: «Это точно лучше, чем служить в армии» [5].

Таким образом, вырисовывается следующая картина, которую условно можно назвать неопределенностью, т.е. старшеклассники и их родители не в полной мере понимают, что они выбирают, но вместе с тем знают свои сильные стороны, возможности и, опираясь на это, совершают свой выбор (от способностей к приемлемой профессии). Так построено большинство тестов по профориентации, что, по нашему мнению, является ошибочным.

Что же получается? Мы описали стандартное представление о выборе профессии: «что хорошо получается, что нужно и что возможно», из совокупности трех данных, вырисовывается, что-то более-менее приемлемое. Попробуем детально разобраться в устоявшихся представлениях о профессиональной ориентации старшеклассников.

Во-первых, ошибочным является представление о выборе профессии, как о единичном и завершённом процессе, ведь старшеклассники, поступая в вуз, сами выбирают, какие книги им читать, на какие дополнительные курсы ходить, с кем общаться и т.д., наблюдается «накопительный эффект», и в результате множества «выборов» происходит становление студента, как профессионала в будущем. Здесь важно понимать, что понятие выбора профессии необходимо соизмерять с событийностью на единицу времени, через всю жизнь.

Во-вторых, устоявшееся понятие термина профессия, в современных реалиях в некотором роде архаично. В большинстве постиндустриальных стран, в профессиях, характерных в основном в среднем и высшем классе, значение термина «профессия» все чаще заменяется понятием – «Проект». Это понятие несет иную смысловую нагрузку, а в масштабах времени, в большинстве случаев, не является долгосрочным.

В-третьих, не выдерживает критики связь сферы образования и рынка труда. Так, согласно данным сервиса Работа.ру и портала Rambler, в результате проведенных соцопросов в сентябре 2020 года, «64 % опрошенных пояснили, что не работают по профессии, на которую обучались вузе или училище, а 24 % работали, но в прошлом» [6].

Если обратиться к опыту европейских стран, то в настоящее время большинство из них придерживаются политики – «профориентация на протяжении всей жизни». Для этого, специально создана сеть «European Lifelong Guidance Policy Network», основной функцией которой является содействие развитию сотрудничества стран европейского союза, в сфере перманентной профориентационной работы, включающей поддержку и создание соответствующих организационных структур в области образования и дальнейшего трудоустройства [10].

Большинством исследователей признается, что в авангарде профессионально-ориентационной работы Европы находится Франция. Работа по профессиональной ориентации старшеклассников в этой стране – системная, опирается на соответствующую нормативно-правовую базу, и контролируется государством, в частности министерством труда, образования и здравоохранения [14]. «Национальное бюро информации и профессии», как созданная на государственном уровне организация, информирует молодежь о возможностях, перспективах, особенностях выбора той или иной профессии.

Немаловажным фактором является и то, что во Франции существует довольно масштабная сеть «спец-центров» по профессиональной ориентации [3]. Более 500 «спец-центров» которые расположены по всей стране, в своей работе глубоко интегрированы с родительскими ассоциациями, с государственным сектором, а также с частными бизнес-структурами, непосредственно связанными с трудоустройством. Персонал «спец-центров», обладает всеми необходимыми компетенциями и полномочиями для решения проблем молодежи связанных с обучением, т.е. они могут направлять молодых людей обучаться с учетом их пожелания, а также в соответствии с дефицитом на рынке труда.

Другой, не менее интересной страной Евросоза в плане профессиональной ориентации является Германия. Особенностью профессиональной ориентации является то, что все школьники ведут специальные тетради, где указывают общую информацию, которую можно условно назвать «портфолио». Информация, вносимая на протяжении обучения – в основном увлечения, творческие наклонности, видение себя в будущей профессии, также семья и быт, хобби. В последующем записи указанной тетради вместе со школьными баллами, результатами тестирования и другой информацией, являются базой, на основании которой проходят консультации, по поводу будущей профессии. Кроме этого профконсультант может воспользоваться услугами медицинских и психологических служб [11]. Немаловажным фактором при трудоустройстве в Германии, является то, что фактически это является монополией государства (в лице Федерального института занятости). Т.е. фактически, существует преемственность между выбором профессии и трудоустройством. При этом, бизнес-структуры и государственные школы не имеют права заниматься профориентацией и трудоустройством выпускников.

Наиболее демократичной и, судя по всему, наиболее продвинутой в мире считается система профессиональной ориентации и образования Дании. Здесь ключевым является замысел: «Открытого образования» (можно учиться дома, в школе, на курсах, т.е. там, где и как это наиболее комфортно). В Дании система профориентации и образования не нацелена на воспитание элиты, как в материальном, так и в интеллектуальном смысле. Кроме этого старшеклассники не испытывают «ужаса», что могут «завалить» ЕГЭ и не поступить в ВУЗ.

После прослушивания обязательного курса школы учащиеся получают сертификат (studentereksamen). Этот документ является необходимым и достаточным для подачи заявления в высшее учебное заведение. Кстати, уже на последнем этапе обучения школы Дании учащиеся могут определиться с подходящей для себя специализацией в одной из нескольких областей:

  • общенаучной, с сертификатом Secondary School Leaving Certificate;
  • коммерческой, с сертификатом Higher Commercial Examination;
  • технической, с сертификатом Higher Technical Examination.

Кто еще не полностью определился с будущей траекторией своего профессионального развития, либо не совсем уверен или испытывает трудности в социализации, могут поступить в «Пост школу». В «Пост школе» на протяжении еще одного года проводятся занятия, не проводившиеся в школе, целью которых является раскрытия возможных талантов, спорта, труда. Еще немаловажным аспектом является то, что профконсультанты создают персональную для каждого старшеклассника траекторию обучения, разумеется, с учетом пожеланий и потребностей. Далее, разработанная индивидуальная траектория подается на утверждение в «Объединенный совет института», который и соединяет вузы и информационные центры. Наряду с открытым образованием, в Дании существуют народные школы, в которые можно поступить, в любом возрасте, где развивают творческое начало и учат жить в социуме.

Изучая зарубежный опыт в области профессиональной ориентации, невозможно обойти стороной основоположника профориентации в Америке, исследователя Френка Парсона, книга которого «Выбор профессии» является настольной для американских специалистов в области профориентации. Ученый придерживался научного подхода к выбору профессии, так же под его началом была создана в 1908 году «Бюро по выбору профессии». В настоящее время в США существует служба психолого-педагогической консультации «Гайденс», которая помогает в сложных жизненных ситуациях и в возможности применения полученных знаний. Консультанты заводят индивидуальное «досье» на каждого обучающегося и впоследствии передают в службы, занимающиеся трудоустройством. Структура указанной службы децентрализована и имеет сложную оргсхему [4].

В рамках даного исследования, при анализе деятельности систем профориентации развитых зарубежных стран, была обнаружена закономерность, которая заключается в том, что чем больше уделяется внимание (финансирование, административное урегулирование и т.п.) данному виду деятельности, тем выше благосостояние государства. Еще одним интересным аспектом исследуемой проблематики является то, что элементы профессиональной ориентации во многих системах образования, пусть и не явно, начинается с младших классов. При этом собственно выбор профессии отложен, имеется возможность смены траектории, при обнаружении несоответствия избранным изначально предпочтениям.

Общим и объединяющим системы профориентации развитых стран, является то, что во главе угла находится ученик. В большинстве развитых зарубежных стран проводится мониторинг достижений учащихся, а также их хобби и склонности. На основании этого, «условно» разрабатываются «портфолио» куда вносится вся имеющееся информация, опираясь на которую специалисты проводят профессиональную консультацию. Далее, с учетом потребностей и возможностей, принимая во внимание пожелания учащихся, проводится мероприятия направленные на продолжение обучения в профессиональном колледже и вузе.

В нашей стране, как известно, для поступления в вуз, требуются определенные результаты ЕГЭ. В большинстве случаев это неоправданно, поскольку большинство старшеклассников поступают куда хватает балов, а не туда, где они видят сферу приложения своих способностей и желаний. Возникает вполне закономерный и логичный вопрос, а если все так «запутано» и школьники не знают, чего хотят и от их желания мало что зависит, то как можно помочь старшеклассникам, что делать для того, чтобы они могли максимально реализовать свои способности? Забегая вперед, отметим, что не все так «сумрачно» и у педагогов есть возможность правильно показать горизонты и стратегии, опираясь на знания в области социологии образования, профессии и управления.

В общих чертах описанная нами проблема понятна, теперь определимся, чем может помочь старшекласснику семья, педагоги, исследователи и законодатели. На наш взгляд, для решения данной проблемы необходимо следующее:

  • перейти от понятия будущая «профессия» к понятию выбор профессиональной стратегической траектории личностного развития, провести работу, нацеленную на разъяснение старшеклассникам четкого понимания «официального» от «реального»;
  • предметно изучить, что на самом деле и как организовано в вузе. Ознакомить старшеклассников в общих чертах с трудами французского социолога П. Бурдье «теория капиталов» и с «теорией человеческого капитала» американского социолога Г. Беккера, доказавшего экономическую эффективность качественного образования [2];
  • разъяснить и расширить представление о вузах, акцентируя внимание на том, что высшее образование – это не только повышение статуса и энциклопедических знаний, но и возможность накопления различных капиталов и дальнейшее их конвертирование;
  • с младших классов в школе необходимо развивать навыки стратегического и дивергентного мышления, чтоб уже в старших классах могли сформировать определенную образовательную стратегию и несколько тактических вариантов ее достижения;
  • учитывая зарубежный опыт, целесообразно закрепить профессионально ориентационную работу за министерствами труда, образования и здравоохранения, кроме этого рассмотреть возможность переноса призывного возраста с 18 до 20 лет, чтоб в аналогии с Датской системой профориентации у старшеклассников была возможность после школы (для тех, кто не определился с будущей профессией), поступить бесплатно в «пост школу»;
  • опираясь на богатый, и успешный опыт в прошлом, модернизировать и ввести в школах УПК (учебно-производственный комбинат), где старшеклассники имеют возможность ознакомиться с профессиями в реальных условиях, так же следует реанимировать студенческие «стройотряды», где студены имеют возможности получения новых знаний, навыков и коммуникаций;
  • видоизменить (не только пропаганда определенных профессии) и модернизировать существующую модель профессионального просвещения, которая является одним из важнейших компонентов профессиональной ориентации старшеклассников.

В нашей работе была предпринята попытка провести критических анализ некоторых устоявшихся направлений профессиональной ориентации. Следует отметить, что предлагается не отказ от существующей системы профориентации, а указываются на ее наиболее проблемные моменты и предлагаются основные направления для ее реформирования. На первый взгляд может показаться неправильным, но мы исходили из того, что для многих научных специалистов, приведенные нами доводы, не являются чем-то «краеугольным», но вместе с тем, разделяемые в академических кругах знания, не находят применения в практике. Основной акцент нашего небольшого исследования был направлен на выявление существующего противоречия между научными воззрениями и их практической реализацией. В заключении следует отметить, что успешная карьера, гармония труда и досуга – это не цели, а результаты стратегически правильно организованной и профессионально сориентированной жизнедеятельности.

The problem of choosing a profession among high school students at the modern stage of the development of Russia

Dzhanteev Islam Taugerievich
student of the 10th grade of the lyceum No. 19 of Korolev, Moscow Region

Annotation. The work describes vocational and orientation activities, in the modern socio-economic conditions of Russian society, carried out in such social institutions as the family and school. Some well-established ideas about career guidance are criticized, which have outlived themselves and do not meet the needs of both society and the state. A comparative description of foreign experience is carried out with the aim of extrapolating positive results into Russian specifics.
Keywords: career guidance, choice of profession, vocational-orientation activity,


  1. Астафьев Я.У., Шубкин В.Н. Социология образования в СССР и России // Мир России. 1996. Т. V. № 3. С. 161-178.
  2. Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: ЭПИ. 1993. № 11. С. 109-118
  3. Гриншпун С.С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции // Педагогика. 2004. № 7. С. 85-91.
  4. Гриншпун С.С. Профессиональная ориентация школьников в США // Педагогика. 2005. № 9. С. 65-72.
  5. Исследование показало, сколько выпускников вузов работают по специальности. (дата обращения: 02.04.2021).
  6. Карьеры разошлись с дипломами в разные стороны. (дата обращения: 02.04.2021).
  7. Пойду туда, не знаю куда. (дата обращения: 02.04.2021).
  8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию (01.03.2018).
  9. Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». (дата обращения: 02.04.2021).
  10. Профессиональная ориентация как инструмент взаимосвязи образования и рынка труда в России // Вестник ТвГУ. 2013. Вып. 3. С. 24-33.
  11. Профессиональная ориентация школьников. Аналитическая записка / под ред. Н. М. Клыгина, Н. А. Лифантьевой. Вологда, 2010. 81 с.
  12. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». (дата обращения: 02.04.2021).
  13. Чердниченко Г.А. Новое в образовании и профессиональной деятельности// Социологические исследования, № 7, Июль 2009, C. 119-125.
  14. Шамсутдинова И.Г., Павлова О.И. Профессиональная ориентация учащихся во Франции // Педагогика. 2007. № 4. С. 101-111.
  1. Astafyev Y.U., Shubkin V.N. Sociology of education in the USSR and Russia // World of Russia. 1996. T. V. № 3. Page: 161-178.
  2. Becker G. Human capital (chapters from the book). Impact on earnings of investments in human capital // USA: EPI. 1993. № 11. Page: 109-118
  3. Grinshpun S.S. Experience in creating a public career guidance service in France // Pedagogy. 2004. № 7. Page: 85-91.
  4. Greenshpun S.S. Professional orientation of schoolchildren in the USA // Pedagogy. 2005. № 9. Page: 65-72.
  5. The study showed how many university graduates work in the specialty. (date of the address: 02.04.2021).
  6. Careers diverged from diplomas in different directions. (date of the address: 02.04.2021).
  7. I'm going there, I don't know where. (date of the address: 02.04.2021).
  8. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly (01.03.2018).
  9. Decree of the Ministry of Labor of the Russian Federation dated 27.09.1996 № 1 «On the approval of the Regulation on professional orientation and psychological support of the population in the Russian Federation». (date of the address: 02.04.2021).
  10. Professional orientation as a tool for interconnecting education and the labor market in Russia // Bulletin of TVSU. 2013. Out. 3. Page: 24-33.
  11. Professional orientation of schoolchildren. Analytical note/edited by N.M. Klygin, N. A. Lifantieva. Vologda, 2010. 81 pages.
  12. Federal Law of 24.07.1998 N 124-FZ (ed. From 04.06.2018). «On basic guarantees of the rights of the child in the Russian Federation». (date of the address: 02.04.2021).
  13. Cherdnichenko G.A. New in education and professional activities // Sociological research, № 7, July 2009, Page: 119-125.
  14. Shamsutdinova I.G., Pavlova O.I. Professional orientation of students in France // Pedagogy. 2007. № 4. Page: 101-111.