Научный руководитель: Демидова Марина Юрьевна, профессор, ведущий научный сотрудник Дирекции образовательных программ ГАОУ ВО МГПУ, доктор педагогических наук
Код уникальной десятичной классификации: 37-1174

Аннотация. В статье рассмотрены методы формирования самооценки учащихся в начальной школе, возможности портфолио как интегративного средства формирования самооценки.

Ключевые слова: портфолио, самооценка ученика, начальная школа, ФГОС

В настоящее время задача по формированию ответственного, самостоятельного, проявляющего инициативу человека – одна из первостепенных задач, стоящих перед системой образования Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве одного из превалирующих направлений определяет «развитие способности ребенка соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свои поступки и поведение, проявлять самостоятельность и инициативность в жизнедеятельности» [17, с. 3-4].

По мнению авторов Международного проекта «Универсальные компетентности и новая грамотность» для успешной жизнедеятельности в современном обществе человек должен обладать не только базовыми навыками и предметными умениями, у него должны быть сформированы soft-skills (гибкие навыки) [13, с. 126]. Одним из важных «гибких навыков» является способность человека к самооценке и оценке действий и результатов других людей.

Говоря о самооценке как предмете научного исследования, мы неизбежно сталкиваемся с многоаспектностью и многозначностью его определения. Одним из первых понятие «самооценка» закрепил в науке Уильям Джеймс в фундаментальном труде «Принципы психологии» (1890 год). Он предложил ввести данный элемент как составной компонент в структуре личности. В разработке диагностического инструментария для определения уровня сформированности самооценки американский учёный М.Розенберг учёл обобщённое отношение к себе индивида, сформулировав новый термин «глобальное самоуважение» (global self-esteem). Самооценка, по М. Розенбергу, есть «отражение степени развитости у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему, что входит в сферу собственного «Я» [10].

Нестандартна позиция в отношении выделения оснований самооценки, высказанная С. Куперсмитом, предложившим несколько вариантов:
«1) власть (воздействие/контролирование окружающих); 2) значимость (ценность для других/принятие окружающими); 3) добродетель (соблюдение морально-нравственных норм); 4) компетентность, или успех в достижении поставленных целей» [9, с. 28].

Анализ отечественной и зарубежной научной литературы позволил выделить основные векторы в проблематике определения, формирования и диагностике самооценки:
• социально-психологический аспект деятельности личности наиболее ярко представлен в работах А.А. Бодалева [5]; самооценка как возможность формирования «Я-концепции» с позиции Е.В. Ишмаметьевой [8]; В.Н. Мясищев [11] акцентировал внимание на самооценке как условии становления моральных качеств, направленности личности; труды Б.Г. Ананьева [2], А.Т. Фатуллаевой [16], П.М. Якобсона [20] исследуют происхождение самооценки, её структуру структуры, формы, степень устойчивости;
• изучение самооценки в учебной деятельности, самоконтроля при решении задач заложено в работах Г.А. Цукермана [19]; самооценочной мотивации посвящены исследования Ш.А. Амонашвили [1]; попытка установления взаимосвязи между личностной и учебной самооценкой, уровнем притязаний отмечены в работах М.Н. Андреевой [3];
• учитывали специфику формирования самооценочной деятельности у обучающихся с нарушениями в интеллектуальном и физическом развитии Н.А. Жулидова [6], О.В. Науменко [12], И.Н. Никулина [14].

Резюмируя анализ феномена самооценки, можно сделать вывод, что самооценка является объектом изучения в разных плоскостях науки. Под самооценкой мы будем понимать способность человека к оцениванию своей деятельности, имеющихся качеств и способностей. В формировании самооценки значительную роль играют внутренние и внешние условия, а среди многообразия видов самооценки общепризнанными являются адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) самооценка.

Наличие у индивида адекватной самооценки определяет его возможность к осуществлению выбора, характер отношений с окружающими и уровень развития личности в целом. Младший школьный возраст занимает в формировании самостоятельной оценочной деятельности особое место, поскольку является наиболее сенситивным для появления и развития новообразований психики. Именно в этом возрасте происходит расширение осваиваемых видов и способов деятельности, формируется способность к установлению социальных контактов, в процессе чего у ребёнка возникают основы для формирования адекватной самооценки в будущем.

Существует ряд методик, инструментов для определения уровня сформированности самооценки обучающихся. Наиболее часто предлагаются отдельные методики: «Лесенка», составитель В.Г. Щур; «Какой Я?», модификация методики О.С. Богдановой; «Три оценки» А.И. Липкиной; проба Де Греефе; методика Дембо-Рубинштейн, модифицированная А.М. Прихожан.

В работах большинства исследователей данные методики упоминаются в единственном числе либо комбинируются друг с другом, что вызывает затруднение в получении комплексной объективной информации об уровне сформированности у младших школьников самооценивания. Интегративным методом формирования и определения динамики предметных, метапердметных и личностных результатов в общем и самооценки в частности некоторые авторы называют портфолио. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования портфолио определяется как система для объединения результатов и продуктов накопительной (итоговой) и формирующей оценки.

В отечественной педагогике наблюдается многообразие в определении понятия «портфолио» и конкретизации его содержания. Наиболее полными, методически-насыщенными являются работы Е.Н. Могилевкина [10], Н.В. Новиковой, М.А. Пинской и A.C. Прутченкова [15]. Общим признаком для выделения портфолио обучающегося является его возможность систематизировать работы и результаты деятельности в различных областях. Основная функция портфолио, выделяемая практически всеми исследователями, состоит в организации системы оценивания личностных, предметных и метпредметных образовательных достижений.

Мы разделяем мнение В.К. Загвоздкиной [7] и Т.Г. Новиковой [15] о том, что среди многообразия функций портфолио немаловажной является его роль в формировании учебной мотивации, позволяет организовывать с детьми постановку целей и задач, способствует формированию адекватной дифференцированной самооценки, содействует самоорганизации и саморазвитию личности.

Определение портфолио, предложенное американским педагогом Деборой Майер, считаем одним из наиболее отражающих цель и задачи его внедрения в начальной школе: «Это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор … содержания, определения критериев … отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства рефлексии учащегося» [4, с. 32].

В каждой образовательной организации требования к виду, структуре и контенту портфолио обучающихся определяются самостоятельно локальным актом. Проанализировав локальные акты ряда образовательных организаций г. Москвы, можно выделить общие функциональные компоненты портфолио, являющиеся базовыми: раздел, содержащий персонифицированную информацию о ребенке (ФИО, дата рождения, адрес проживания, ФИО родителей и т.д.); раздел, содержащий информацию о результатах (материалы диагностики предметных и метапредметных результатов, всех видов работ по оцениванию сформированности предметных результатов, комплексных работ, ВПР); раздел, включающий официальные документы, которые могут подтвердить образовательные и личностные достижения ребенка в рамках урочной и внеурочной деятельности (удостоверения, сертификаты, благодарности, почётные грамоты, свидетельства); рефлексивный раздел (комплекс материалов наблюдений за процессом овладения ребенком предметными знаниями и навыками, диагностические материалы педагога-психолога/дефектолога/логопеда, результаты самооценивания ребенком уровня универсальных учебных действий).

Апробация портфолио с целью формирования самооценки в образовательном процессе проходила на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 1547» в период с августа 2017 по апрель 2021 гг. На первом этапе (июнь-сентябрь 2017 года) был проведён анализ нормативных документов, рабочей программы начального общего образования, локальных актов по организации оценочной деятельности младших школьников с позиции формирования самооценивания. Для определения первоначального уровня сформированности самооценочной деятельности педагогом-психологом образовательной организации в сентябре 2017 года было проведено специально организованное индивидуальное тестирование обучающихся с использованием методики «Лесенка» В.Г. Щур. В течение адаптационного периода были проведены диагностики по методикам «Какой Я?» (модификация методики О.С. Богдановой), проба Де Греефе. Использование комплекса методик необходимо для обеспечения валидности результатов исследования. В результате проведения данной диагностики были получены следующие статистические данные: из 27 человек у 59 % первоклассников уровень самооценки завышен, у 22,5 % сформирована адекватная самооценка, у 11,5 % преобладает низкий уровень, у 7 % – резко заниженная самооценка.

Проанализировав результаты диагностики на первом этапе совместно с педагогом-психологом было принято решение о создании специальных педагогических условий по формированию адекватной самооценки обучающихся через урочную и внеурочную деятельность. Для систематизации результатов определена форма «портфолио» как наиболее предрасположенная для комплексного и систематического оценивания достижений обучающихся.

В октябре 2017 года в классе было проведено родительское собрание, на котором актуализировалась проблема нарушения самооценки младших школьников, психологом были даны рекомендации для родителей по формированию самооценки в домашних условиях. Классный руководитель ознакомил родителей с локальными актами по оцениванию предметных, метапредметных и личностных результатов младших школьников, с положением о портфолио в начальном образовании. Совместно с родителями была выбрана оптимальная структура портфолио младшего школьника, даны рекомендации по его оформлению и наполнению для родителей (см. таблицу 1).

Таблица 1. Структурные компоненты портфолио.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1. Здравствуйте, это я!

2. Моя семья.

3. Наши обязанности.

4. Правила на уроке.

5. Секреты успеха на уроке.

6. Мои достижения.

7. Мои работы.

8. Чему я научился за год…

 

1. Как я провёл это лето…

2. Мой кружок, секция.

3. Учусь общаться и, общаясь, учусь.

4. Мои поручения.

5. Мои учебные задачи.

6. Мои достижения.

7. Мои работы.

8. Чему я научился за год…

1. Школа и Я.

2.Родительский уголок.

3.Мой путь к успеху.

4.Класс и Я.

5. Мои учебные задачи.

6. Мои достижения.

7. Мои работы.

8. Чему я научился за год…

 

 

1. Я и моё лето.

2.Родительский уголок.

3.Мой путь к успеху.

4. Мои цели

5. Мои учебные задачи.

6. Мои достижения.

7. Мои работы.

8. Каким я был и каким я стал …

 

С октября 2017 года началась систематическая работа по формированию самооценки обучающихся с использованием возможностей урочной и внеурочной деятельности. Опишем её через основные направления:

  1. Целенаправленная деятельность педагога-психолога по формированию адекватной самооценки у детей в зависимости от типа.
  2. Система по формированию оценивания с помощью специальных форм и методов, применяемых учителем: оценочные листы (в 1 классе на каждом уроке (начиная со 2 четверти) мы используем лист оценивания работы на уроке. Данный оценочный лист позволяет ребёнку увидеть и оценить всю деятельность на протяжении урока, листы вкладываются в портфолио в раздел «Секреты успеха на уроке», в конце недели каждый ребёнок может увидеть динамику в сводном оценочном листе, который также помещается в портфолио; надпредметный курс в рамках внеурочной деятельности с Л.Г. Петерсон «Мир деятельности» (1-4 класс). Данный курс позволяет выстроить работу по самооценке таким образом, что инструменты «Копилка моих достижений», «Лесенка оценивания» применяются учащимися на каждом уроке и становятся обязательными элементами учебного процесса. Именно регулярность применения позволяет детям и учителю выработать единый подход к оцениванию, пронаблюдать с помощью индивидуальной карты динамику своих метапредметных знаний и умений и отслеживание учителем динамики их освоения; создание оценочных ситуаций; комплекс методических приёмов: выполнение самоанализа собственной работы (в рабочих тетрадях), критериальное оценивание.

Результаты всех материалов по самооцениванию размещались в портфолио, к ним мы обращались при проведении итоговой самооценки в конце триместра и конце учебного года для определения наличия/отсутствия положительной динамики. Данная работа проводилась как с обучающимися, так и с родителями на родительских собраниях.

На заключительном этапе исследования (январь 2021 – апрель 2021 года) для определения уровня сформированности самооценочной деятельности у обучающихся после проведения формирующего этапа педагогом-психологом образовательной организации в апреле 2021 года было проведено повторное индивидуальное тестирование обучающихся с использованием методик, которые были взяты для первого этапа.

Сравнивая результаты 1 и 2 тестирования по комплексу методик можно сделать вывод о положительной динамике в становлении адекватной самооценки младших школьников: снизилось количество детей с высокой и завышенной самооценкой на 10 человек (37 %), увеличилось количество детей с адекватной самооценкой на 14 человек (51 %), уменьшилось количество детей с низким уровнем самооценки на 4 человека (14 %).

Обобщая результаты, полученные в ходе проведения исследования, мы пришли к следующим выводам: портфолио обучающегося является эффективным средством для формирования самооценки младших школьников при соблюдении ряда условий:

  • Определены основные структурные компоненты портфолио и требования к содержательному наполнению каждого из них.
  • Для определения эффективности проделанной работы педагог использует оптимальные методики для выявления динамики самооценки младших школьников, привлекая специалистов.
  • Работа по формированию самооценки носит системный характер и включает в себя формы и методы, позволяющие задействовать обучающихся с разным уровнем самооценки: завышенным, адекватным и заниженным.
  • По мере продвижения обучающихся в освоении основной образовательной программы формы и методы самооценки расширяются, тем самым позволяя ребёнку делать самостоятельный выбор.

Portfolio as a means of forming students’ self-esteem in primary school

Romanko M.G.,
undergraduate of the Moscow City University, Moscow

Scientific supervisor:
Demidova Marina Yuryevna, professor, leading researcher at the Directorate of Educational Programs of the Moscow City University, doctor of pedagogical sciences

Annotation: The paper considers the means of forming students’ self-esteem in primary school taking into account age characteristics of students from the first to the fourth grade
Keywords: portfolio, student’s self-esteem, primary school, FSES