Аннотация. В статье рассмотрены методы формирования самооценки учащихся в начальной школе, возможности портфолио как интегративного средства формирования самооценки.
Ключевые слова: портфолио, самооценка ученика, начальная школа, ФГОС
В настоящее время задача по формированию ответственного, самостоятельного, проявляющего инициативу человека – одна из первостепенных задач, стоящих перед системой образования Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве одного из превалирующих направлений определяет «развитие способности ребенка соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свои поступки и поведение, проявлять самостоятельность и инициативность в жизнедеятельности» [17, с. 3-4].
По мнению авторов Международного проекта «Универсальные компетентности и новая грамотность» для успешной жизнедеятельности в современном обществе человек должен обладать не только базовыми навыками и предметными умениями, у него должны быть сформированы soft-skills (гибкие навыки) [13, с. 126]. Одним из важных «гибких навыков» является способность человека к самооценке и оценке действий и результатов других людей.
Говоря о самооценке как предмете научного исследования, мы неизбежно сталкиваемся с многоаспектностью и многозначностью его определения. Одним из первых понятие «самооценка» закрепил в науке Уильям Джеймс в фундаментальном труде «Принципы психологии» (1890 год). Он предложил ввести данный элемент как составной компонент в структуре личности. В разработке диагностического инструментария для определения уровня сформированности самооценки американский учёный М.Розенберг учёл обобщённое отношение к себе индивида, сформулировав новый термин «глобальное самоуважение» (global self-esteem). Самооценка, по М. Розенбергу, есть «отражение степени развитости у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему, что входит в сферу собственного «Я» [10].
Нестандартна позиция в отношении выделения оснований самооценки, высказанная С. Куперсмитом, предложившим несколько вариантов:
«1) власть (воздействие/контролирование окружающих); 2) значимость (ценность для других/принятие окружающими); 3) добродетель (соблюдение морально-нравственных норм); 4) компетентность, или успех в достижении поставленных целей» [9, с. 28].
Анализ отечественной и зарубежной научной литературы позволил выделить основные векторы в проблематике определения, формирования и диагностике самооценки:
• социально-психологический аспект деятельности личности наиболее ярко представлен в работах А.А. Бодалева [5]; самооценка как возможность формирования «Я-концепции» с позиции Е.В. Ишмаметьевой [8]; В.Н. Мясищев [11] акцентировал внимание на самооценке как условии становления моральных качеств, направленности личности; труды Б.Г. Ананьева [2], А.Т. Фатуллаевой [16], П.М. Якобсона [20] исследуют происхождение самооценки, её структуру структуры, формы, степень устойчивости;
• изучение самооценки в учебной деятельности, самоконтроля при решении задач заложено в работах Г.А. Цукермана [19]; самооценочной мотивации посвящены исследования Ш.А. Амонашвили [1]; попытка установления взаимосвязи между личностной и учебной самооценкой, уровнем притязаний отмечены в работах М.Н. Андреевой [3];
• учитывали специфику формирования самооценочной деятельности у обучающихся с нарушениями в интеллектуальном и физическом развитии Н.А. Жулидова [6], О.В. Науменко [12], И.Н. Никулина [14].
Резюмируя анализ феномена самооценки, можно сделать вывод, что самооценка является объектом изучения в разных плоскостях науки. Под самооценкой мы будем понимать способность человека к оцениванию своей деятельности, имеющихся качеств и способностей. В формировании самооценки значительную роль играют внутренние и внешние условия, а среди многообразия видов самооценки общепризнанными являются адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) самооценка.
Наличие у индивида адекватной самооценки определяет его возможность к осуществлению выбора, характер отношений с окружающими и уровень развития личности в целом. Младший школьный возраст занимает в формировании самостоятельной оценочной деятельности особое место, поскольку является наиболее сенситивным для появления и развития новообразований психики. Именно в этом возрасте происходит расширение осваиваемых видов и способов деятельности, формируется способность к установлению социальных контактов, в процессе чего у ребёнка возникают основы для формирования адекватной самооценки в будущем.
Существует ряд методик, инструментов для определения уровня сформированности самооценки обучающихся. Наиболее часто предлагаются отдельные методики: «Лесенка», составитель В.Г. Щур; «Какой Я?», модификация методики О.С. Богдановой; «Три оценки» А.И. Липкиной; проба Де Греефе; методика Дембо-Рубинштейн, модифицированная А.М. Прихожан.
В работах большинства исследователей данные методики упоминаются в единственном числе либо комбинируются друг с другом, что вызывает затруднение в получении комплексной объективной информации об уровне сформированности у младших школьников самооценивания. Интегративным методом формирования и определения динамики предметных, метапердметных и личностных результатов в общем и самооценки в частности некоторые авторы называют портфолио. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования портфолио определяется как система для объединения результатов и продуктов накопительной (итоговой) и формирующей оценки.
В отечественной педагогике наблюдается многообразие в определении понятия «портфолио» и конкретизации его содержания. Наиболее полными, методически-насыщенными являются работы Е.Н. Могилевкина [10], Н.В. Новиковой, М.А. Пинской и A.C. Прутченкова [15]. Общим признаком для выделения портфолио обучающегося является его возможность систематизировать работы и результаты деятельности в различных областях. Основная функция портфолио, выделяемая практически всеми исследователями, состоит в организации системы оценивания личностных, предметных и метпредметных образовательных достижений.
Мы разделяем мнение В.К. Загвоздкиной [7] и Т.Г. Новиковой [15] о том, что среди многообразия функций портфолио немаловажной является его роль в формировании учебной мотивации, позволяет организовывать с детьми постановку целей и задач, способствует формированию адекватной дифференцированной самооценки, содействует самоорганизации и саморазвитию личности.
Определение портфолио, предложенное американским педагогом Деборой Майер, считаем одним из наиболее отражающих цель и задачи его внедрения в начальной школе: «Это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор … содержания, определения критериев … отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства рефлексии учащегося» [4, с. 32].
В каждой образовательной организации требования к виду, структуре и контенту портфолио обучающихся определяются самостоятельно локальным актом. Проанализировав локальные акты ряда образовательных организаций г. Москвы, можно выделить общие функциональные компоненты портфолио, являющиеся базовыми: раздел, содержащий персонифицированную информацию о ребенке (ФИО, дата рождения, адрес проживания, ФИО родителей и т.д.); раздел, содержащий информацию о результатах (материалы диагностики предметных и метапредметных результатов, всех видов работ по оцениванию сформированности предметных результатов, комплексных работ, ВПР); раздел, включающий официальные документы, которые могут подтвердить образовательные и личностные достижения ребенка в рамках урочной и внеурочной деятельности (удостоверения, сертификаты, благодарности, почётные грамоты, свидетельства); рефлексивный раздел (комплекс материалов наблюдений за процессом овладения ребенком предметными знаниями и навыками, диагностические материалы педагога-психолога/дефектолога/логопеда, результаты самооценивания ребенком уровня универсальных учебных действий).
Апробация портфолио с целью формирования самооценки в образовательном процессе проходила на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 1547» в период с августа 2017 по апрель 2021 гг. На первом этапе (июнь-сентябрь 2017 года) был проведён анализ нормативных документов, рабочей программы начального общего образования, локальных актов по организации оценочной деятельности младших школьников с позиции формирования самооценивания. Для определения первоначального уровня сформированности самооценочной деятельности педагогом-психологом образовательной организации в сентябре 2017 года было проведено специально организованное индивидуальное тестирование обучающихся с использованием методики «Лесенка» В.Г. Щур. В течение адаптационного периода были проведены диагностики по методикам «Какой Я?» (модификация методики О.С. Богдановой), проба Де Греефе. Использование комплекса методик необходимо для обеспечения валидности результатов исследования. В результате проведения данной диагностики были получены следующие статистические данные: из 27 человек у 59 % первоклассников уровень самооценки завышен, у 22,5 % сформирована адекватная самооценка, у 11,5 % преобладает низкий уровень, у 7 % – резко заниженная самооценка.
Проанализировав результаты диагностики на первом этапе совместно с педагогом-психологом было принято решение о создании специальных педагогических условий по формированию адекватной самооценки обучающихся через урочную и внеурочную деятельность. Для систематизации результатов определена форма «портфолио» как наиболее предрасположенная для комплексного и систематического оценивания достижений обучающихся.
В октябре 2017 года в классе было проведено родительское собрание, на котором актуализировалась проблема нарушения самооценки младших школьников, психологом были даны рекомендации для родителей по формированию самооценки в домашних условиях. Классный руководитель ознакомил родителей с локальными актами по оцениванию предметных, метапредметных и личностных результатов младших школьников, с положением о портфолио в начальном образовании. Совместно с родителями была выбрана оптимальная структура портфолио младшего школьника, даны рекомендации по его оформлению и наполнению для родителей (см. таблицу 1).
Таблица 1. Структурные компоненты портфолио.
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
1. Здравствуйте, это я! 2. Моя семья. 3. Наши обязанности. 4. Правила на уроке. 5. Секреты успеха на уроке. 6. Мои достижения. 7. Мои работы. 8. Чему я научился за год…
|
1. Как я провёл это лето… 2. Мой кружок, секция. 3. Учусь общаться и, общаясь, учусь. 4. Мои поручения. 5. Мои учебные задачи. 6. Мои достижения. 7. Мои работы. 8. Чему я научился за год… |
1. Школа и Я. 2.Родительский уголок. 3.Мой путь к успеху. 4.Класс и Я. 5. Мои учебные задачи. 6. Мои достижения. 7. Мои работы. 8. Чему я научился за год…
|
1. Я и моё лето. 2.Родительский уголок. 3.Мой путь к успеху. 4. Мои цели 5. Мои учебные задачи. 6. Мои достижения. 7. Мои работы. 8. Каким я был и каким я стал …
|
С октября 2017 года началась систематическая работа по формированию самооценки обучающихся с использованием возможностей урочной и внеурочной деятельности. Опишем её через основные направления:
- Целенаправленная деятельность педагога-психолога по формированию адекватной самооценки у детей в зависимости от типа.
- Система по формированию оценивания с помощью специальных форм и методов, применяемых учителем: оценочные листы (в 1 классе на каждом уроке (начиная со 2 четверти) мы используем лист оценивания работы на уроке. Данный оценочный лист позволяет ребёнку увидеть и оценить всю деятельность на протяжении урока, листы вкладываются в портфолио в раздел «Секреты успеха на уроке», в конце недели каждый ребёнок может увидеть динамику в сводном оценочном листе, который также помещается в портфолио; надпредметный курс в рамках внеурочной деятельности с Л.Г. Петерсон «Мир деятельности» (1-4 класс). Данный курс позволяет выстроить работу по самооценке таким образом, что инструменты «Копилка моих достижений», «Лесенка оценивания» применяются учащимися на каждом уроке и становятся обязательными элементами учебного процесса. Именно регулярность применения позволяет детям и учителю выработать единый подход к оцениванию, пронаблюдать с помощью индивидуальной карты динамику своих метапредметных знаний и умений и отслеживание учителем динамики их освоения; создание оценочных ситуаций; комплекс методических приёмов: выполнение самоанализа собственной работы (в рабочих тетрадях), критериальное оценивание.
Результаты всех материалов по самооцениванию размещались в портфолио, к ним мы обращались при проведении итоговой самооценки в конце триместра и конце учебного года для определения наличия/отсутствия положительной динамики. Данная работа проводилась как с обучающимися, так и с родителями на родительских собраниях.
На заключительном этапе исследования (январь 2021 – апрель 2021 года) для определения уровня сформированности самооценочной деятельности у обучающихся после проведения формирующего этапа педагогом-психологом образовательной организации в апреле 2021 года было проведено повторное индивидуальное тестирование обучающихся с использованием методик, которые были взяты для первого этапа.
Сравнивая результаты 1 и 2 тестирования по комплексу методик можно сделать вывод о положительной динамике в становлении адекватной самооценки младших школьников: снизилось количество детей с высокой и завышенной самооценкой на 10 человек (37 %), увеличилось количество детей с адекватной самооценкой на 14 человек (51 %), уменьшилось количество детей с низким уровнем самооценки на 4 человека (14 %).
Обобщая результаты, полученные в ходе проведения исследования, мы пришли к следующим выводам: портфолио обучающегося является эффективным средством для формирования самооценки младших школьников при соблюдении ряда условий:
- Определены основные структурные компоненты портфолио и требования к содержательному наполнению каждого из них.
- Для определения эффективности проделанной работы педагог использует оптимальные методики для выявления динамики самооценки младших школьников, привлекая специалистов.
- Работа по формированию самооценки носит системный характер и включает в себя формы и методы, позволяющие задействовать обучающихся с разным уровнем самооценки: завышенным, адекватным и заниженным.
- По мере продвижения обучающихся в освоении основной образовательной программы формы и методы самооценки расширяются, тем самым позволяя ребёнку делать самостоятельный выбор.
Portfolio as a means of forming students’ self-esteem in primary school
Romanko M.G.,
undergraduate of the Moscow City University, Moscow
Scientific supervisor:
Demidova Marina Yuryevna, professor, leading researcher at the Directorate of Educational Programs of the Moscow City University, doctor of pedagogical sciences
Annotation: The paper considers the means of forming students’ self-esteem in primary school taking into account age characteristics of students from the first to the fourth grade
Keywords: portfolio, student’s self-esteem, primary school, FSES
- Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 544 с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
- Андреева М.Н. Моделирование системы педагогического стимулирования самооценки младших школьников: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / М.Н. Андреева. Москва, 2007. 207 с.
- Баранов С.П. Педагогика. М.: Просвещение,1987. 34 с.
- Бодалёв А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
- Жулидова Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического. // Дефектология. 1981. № 4. С. 84-90.
- Загвоздкин В. К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого-педагогические аспекты (на основе материалов зарубежных источников) // Психол. наука и образование. 2004. № 4. С. 5-10.
- Ишмаметьева Е.В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 10. С. 17-22.
- Куперсмит С. Предпосылки самооценки. М.: Просвещение, 1959. 129 с.
- Могилевкин Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов // Управление персоналом. 2006. № 5. (дата обращения: 3.04.2021).
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МПСИ, 2005. 158 с.
- Науменко О.В. Формирование познавательного интереса во взаимосвязи с самооценкой у учащихся классов педагогической поддержки: дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. 307 с.
- Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: новая грамотность. Онлайн: сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции (г. Москва, Россия, 18-19 июня 2020 года) / сост. Н. И. Шевченко. М.: МГПУ, 2020. 306 с.
- Никулина Г.В. Развитие самооценки в условиях зрительной недостаточности: моногр. / Г.В. Никулина, И.Н. Никулина; под ред. Е.И. Гилилова; РГПУ им. А.И.Герцена, Комплекс соw.--трудов. реабилитации инвалидов «Контакт». СПб.: Изд-во РГПУ, 2006. 211 с.
- Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Региональный опыт использования технологии портфолио в практике Российской школы // Методист. 2005. №4. С.31-36.
- Фатуллаева А.Т. Самооценка как основа личностного становления младшего школьника // Среднее профессиональное образование. 2009. № 6. С. 69-70.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт начального образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г., №373 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: 2009г.
- Фокеев Ф.В. Проблема единства и многообразия в прагматизме У. Джеймса// Институт философии Российской академии наук.2007. (дата обращения: 12.04.2021).
- Цукерман Г.А. и др. Оценка без отметки. Москва-Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. 144 с.
- Amonashvili S.A. Humane-personal approach to children. M.: Institute of Practical Psychology; Voronezh: NGO MODEK, 1998. 544 pages.
- Ananyev B.G. Man as a subject of knowledge. St. Petersburg: Peter, 2001. 288 pages.
- Andreeva M.N. Modeling of the system of pedagogical stimulation of self-esteem of junior schoolchildren: dis. Cand. ped. sciences: 13.00.01/M.N. Andreeva. Moscow, 2007. 207 pages.
- Baranov S.P. Pedagogy. Moscow: Enlightenment, 1987. 34 pages.
- Bodalev A.A. Personality and communication. Moscow: International Pedagogical Academy, 1995. 328 pages.
- Zhulidova N.A. Some features of prognostic self-esteem and the level of claims of younger schoolchildren with mental retardation // Defectology. 1981. № 4. Page: 84-90.
- Zagvozdkin V.K. The role of the portfolio in the educational process. Some psychological and pedagogical aspects (based on materials from foreign sources) // Psychol. science and education. 2004. № 4. Page: 5-10.
- Ishmametyeva E.V. Development of self-esteem in junior school age//Elementary school plus Before and After. 2014. № 10. Page: 17-22.
- Coopersmith S. Prerequisites for self-assessment. Moscow: Enlightenment, 1959. 129 pages.
- Mogilevkin E. Portfolio of career advancement as a modern technology for planning and career development of university graduates // Personnel management. 2006. № 5. (date of the address: 3.04.2021).
- Myasishchev V.N. Psychology of relations. M.: MPSI, 2005. 158 pages.
- Naumenko O.V. Formation of cognitive interest in connection with self-esteem in students of classes of pedagogical support: dis. Cand. ped. sciences. Volgograd, 2000. 307 pages.
- Continuing education in the context of the idea of the Future: new literacy. Online: a collection of scientific articles on the materials of the III International Scientific and Practical Conference (Moscow, Russia, June 18-19, 2020 ) / Co. N.I. Shevchenko. Moscow: MGPU, 2020. 306 pages.
- Nikulina G.V. Development of self-esteem in conditions of visual insufficiency: monogram. / G.V. Nikulin, I.N. Nikulin; ed. E.I. Gililov; Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, Complex cow.-trudov. Rehabilitation of disabled persons «Contact». St. Petersburg: Publishing House of the Russian State Pedagogical University, 2006. 211 pages.
- Novikova T.G., Prutchenkov A.S., Pinskaya M.A. Regional experience of using portfolio technology in the practice of the Russian school // Methodist. 2005. №4. Page: 31-36.
- Fatullayeva A.T. Self-esteem as the basis of personal formation of a junior student // Secondary vocational education. 2009. № 6. Page 69-70.
- Federal State Educational Standard for Primary Education: approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated October 6, 2009, № 373 / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow: 2009.
- Fokeev F.V. The problem of unity and diversity in pragmatism of W. James // Institute of Philosophy of the Russian Academy of Science 2007. (date of the address: 12.04.2021).
- Zuckerman G.A. et al. Evaluation without elevation. Moscow-Riga: PC «Experiment», 1999.
- Jacobson S.G. Psychological problems of the ethical development of children. M.: Pedagogy, 1984, 144 pages.