Аннотация: Статья посвящена результатам исследования по разработке технологии развития национально-культурного самоопределения студентов при анализе художественного текста на практических занятиях по английскому языку в языковом ВУЗе. Описываются цель, содержание, принципы, методы и средства технологии. Приводятся результаты апробации технологии в институте иностранных языков МГПУ, которые свидетельствуют о том, что технология эффективна.

Ключевые слова: национально-культурная идентичность, национально- культурное самоопределение, обучение иностранным языкам.

Формирование и развитие национально-культурного самоопределения (далее – НКС) является одним из центральных ориентиров современного межкультурного языкового образования. С одной стороны, можно говорить о то, что сам процесс межкультурного иноязычного образования призван обогатить знания особенностей родного языка и культуры обучающихся, поскольку «чужой язык и культура действуют как зеркало, которое отражает неосознаваемые особенности родного языка и собственной культуры» [4, с. 310]. Проникновение в смыслы отдельных явлений родной культуры, понимание национальных ценностей, организуемое преподавателем при реализации межкультурного подхода при обучении иностранным языкам, уже фактически является способом социализации личности, формирования ее национальной идентичности [6 с. 279]. Однако, с другой стороны, мы не можем не признать, что процесс формирования и развития национально-культурного самоопределения в вузе до сих пор не носит характер «социального стратегического проектирования» (в авторской концепции В.А. Гончаровой [1]. Потребность в системном развитии «индивидуально осознанной и осмысленной личностной онтологии бытия в поликультурном глобальном мире» [1, с. 141] определяет актуальность данного исследования.

Разрабатываемая технология развития национально-культурного самоопределения исходит из принципов аксиологического, межкультурного, личностно-деятельностного подходов. В качестве основных для разрабатываемой технологии были выбраны принципы: междисциплинарности, принцип межкультурной направленности, аксиологической направленности, аутентичности, проблематизации. Методами обучения в рамках разрабатываемой технологии являются информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический, исследовательский [Лернер И.Я, 1981].

Разработанная технология включает 4 последовательных этапа: диагностический, проблематизирующий, проблемно-развивающий и рефлексивный этап).

Компонентами содержания обучения в рамках разрабатываемой технологии являются следующие знания, умения, ценности, отношения:

Знания:

  • Система знаний об основных понятиях НКС (нация, национальность, идентичность, самоопределение), проблемных вопросах и содержании НКС.
  • Знание о возможных причинах кризиса идентичности.
  • Знание ценностей русской культуры.
  • Знание исторических деятелей России и основных исторических событий.
  • Знание природных достопримечательностей России.
  • Понимание роли России в мировых исторических процессах.
  • Понимание вклада России в мировую художественную культуру, науку, медицину, архитектуру и т.д..
  • Знание о степени влияния глобализации на НКС личности.
  • Знание определенного аспекта НКС (влияние исторических событий на НКС личности, традиционные ценности, современные ценности, влияние глобализации на НКС личности).

Умения:

  • Интерпретировать значение исторических событий для НКС личности.
  • Интерпретировать влияние семьи, окружения, родного языка на НКС личности.
  • Интерпретировать роль национальных ценностей в становлении НКС личности.
  • Интерпретировать значение глобализации на НКС личности.
  • Актуализировать и интерпретировать ценности родной культуры.
  • Анализировать собственную НКС с позиции разных аспектов.
  • Сопоставлять ценности и центральные исторические события российской и других культур.
  • Осуществлять национальную интерпретацию исторических событий.
  • Самостоятельно искать информацию о культуре, истории своей страны, ее ценностях.
  • Оценивать место своей страны и вклад России в мировые исторические процессы.

Ценности:

  • Национальные ценности.
  • Ценность культуры и истории своей страны.
  • Ценность осознания собственного НКС для психического и психологического здоровья личности.

Отношения:

  • Отношение к НКС как гаранту гармонического развития личности.
  • Осознание влияния кризиса идентичности на НКС, обусловленного конфликтом в семье, национальным или гражданским конфликтом в стране, идеализацией культуры и истории страны изучаемого языка, эмиграцией.
  • Осмысление и анализ своего НКС, развитие ценностных ориентаций студентов.
  • Позитивное отношение к своей стране.
  • Национальная интерпретация истории.

Рассмотрим каждый из этапов технологии отдельно. На первом диагностическом этапе проводится анкетирование с целью определения уровня сформированности НКС. Анкета, разработанная нами для этих целей, была составлена согласно теоретическому материалу, обобщенному в ходе написания первой главы диссертации. При разработке анкеты учитывалась трехуровневость НКС, компоненты и аспекты НКС.

Для анкеты нами были разработаны следующие вопросы:

  1. What do you think it means to be Russian?
  2. Can you say that you are proud to be Russian?
  3. Are planning to stay and work in Russia after graduation? If you had a chance to work in another country what would be the country of your choice?
  4. What does the word combination "Russian culture" mean for you?
  5. Does Russian culture comprise any other cultures? What cultures have influenced the development of Russian culture?
  6. Could you name any historic events which have been crucial in the history of Russia? Why were they important?
  7. What could you name as traditional Russian values? Do you share these values? Why yes? Why no?
  8. 8. Could you name any Russian customs? What do they mean for you? Do you or your family follow any?
  9. What famous Russian books, paintings, films do you remember? Do you think that there are any modern Russian films worth seeing, any modern books worth reading, any modern Russian art worth having a look at?
  10. Could you name any Russian Military Heroes? What are they famous for? Could you imagine a situation when you had to defend Russia?
  11. Could you name any Russian, who was the first… (the first human in space, the first doctor, who…)? Do you know any Russian scientists, explorers, researchers who have influenced the World Science?
  12. What Russian landmarks could you name?

Результаты обработки анкет, разработанных для первого этапа реализации технологии развития национально-культурного самоопределения, показали, что знания студентов об истории России, ее ценностях – традиционных или современных, весьма поверхностны. 80 % опрашиваемых оказались не способны ответить на вопросы, касающиеся деятелей России, важных исторических событий в истории страны, и прибегли к помощи интернета. Данный вывод был сделан на основе увеличения объема и пространности ответов. Так, описание одного исторического персонажа при ответе на соответствующий вопрос могло доходить до 20 строк и походило больше на энциклопедическую статью, нежели на воспоминания студента со школьного периода. Даже когда студенты упоминали отдельные исторические фигуры, они не могли проследить влияния данных событий и личностей на судьбу России, мировую художественную культуру, науку и т.д. Ответы на подобные вопросы сводились к простому перечислению дат, фактов и лиц. Анализу и рефлексии со стороны студентов подвергалась только Великая Отечественная Война и вклад советских солдат в победу над фашизмом.

При ответе на вопрос про традиции, русские ценности и обычаи, многие студенты описывали суеверия, общечеловеческие ценности, празднование дней рождения и семейных праздников. Наблюдалось и смешение понятий, когда под «семейными традициями» студент подразумевал церковные обряды (такие как крещение, похороны и т.д.). Кроме того, 40 % опрашиваемых хотят уехать после окончания учебы в другую страну на постоянное место жительства. Остальные 60 % нельзя назвать абсолютными, так как среди причин изъявления желания остаться в России были следующие: «я боюсь переезжать в другую страну», «скорее всего я не смогу найти работу в другой стране, поэтому я останусь в России», «я пока не решил, но скорее всего буду жить в России».

Результаты анкетирования показали, что на ответы всех опрашиваемых оказала влияние культура страны изучаемого языка. Так на вопрос: «Does Russian culture comprise any other cultures? What cultures have influenced the development of Russian culture?» Был дан следующий ответ: «английская, французская, итальянская (в зависимости от первого иностранного языка группы)». Данный вопрос был включен в анкету для дальнейшего обсуждения идеи многонациональности нашей страны и толерантности. Только 20 % опрашиваемых вспомнили о многонациональности России и 10 % о влиянии культур стран бывшего Советского союза.

Таким образом, согласно уровням сформированности, разработанным в диссертационном исследовании М.В. Шуклиновой [Шуклинова, 2005], можно утверждать, что у 70 % опрашиваемых НКС сформировано на поверхностном уровне, 10 % - на среднем уровне и 20 % на глубинном.

Наиболее трудными вопросами анкеты, по мнению студентов, оказались вопросы о русских ценностях и влиянии культур на культуру России. Сложности при ответе на вопрос о гордости за свою страну опрашиваемые объясняли тем, что национальность не может являться предметом гордости. Вопрос о природных достопримечательностях также вызвал трудности у студентов. Прежде всего это было связано с неверной интерпретацией английского слова landmark. Кроме того, 80% опрашиваемых привели в качестве ответа на данный вопрос идентичную колонку архитектурных достопримечательностей. Идентичность ответов и их оформления свидетельствуют об использовании глобальной сети Интернет.

На следующем проблематизирующем этапе проводится дискуссия с целью осмысления ключевых понятий, проблемных вопросов и содержания российского национального определения, генерация идей (brainstorming) относительно современных ценностей России. Кроме того, проводится расширение знаний студентов о природных достопримечательностях и деятелях России при помощи вспомогательных визуальных материалов в формате компьютерной презентации. Каждый слайд содержит фото достопримечательности и краткое описание (название, место расположения) или портрет исторического деятеля и его основные достижения. Таким образом, анкета и ее последующее обсуждение служат не только средством диагностики, но и развития НКС студентов.

Собственно текстовый этап, который мы назвали "проблемно-развивающим", состоит из нескольких подэтапов, следующих логике технологии чтения: дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы. Однако в силу специфики содержания технологии в данные этапы вносятся частно частнодидактические уточнения. Целью дотекстового подэтапа является создание ориентировочной основы для развития НКС в процессе чтения художественного текста. Так на дотекстовом подэтапе проводится антиципация событий, явлений художественного текста по предтекстовым вопросам; экспозиция к тексту для введения студентов в тему, связанную с определенным аспектом НКС; обсуждение ключевых для развития НКС понятий, актуализируемых в тексте. Цель текстового подэтапа: провести анализ художественного текста с позиции развития НКС. На данном этапе проводится работа с текстом: чтение и осмысление текста, выбор верного/ неверного утверждения, подбор англоязычных эквивалентов из текста, соотнесение слов и их значений, завершение предложений, вычленение основной смысловой информации, задания на ценностную интерпретацию текста, задания на интерпретацию НКС героев, ответ на открытые вопросы. Цель послетекстового подэтапа – развить НКС посредством проекции осмысления НКС героев на личный опыт осмысления НКС. На данном подэтапе проводится дискуссия по определенному аспекту НКС; проектная работа на тему сопоставления культурных ценностей России и национальных ценностей героя художественного произведения/сопоставления ключевых исторических событий текста и равнозначных по силе влияния на НКС исторических событий в России.

Тематика занятий в рамках данного этапа технологии включает 4 центральные, по нашему мнению, опоры развития НКС: влияние исторических событий на НКС личности, фундаментальные ценности русской культуры, проблематика национально-культурного самоопределения в современном глобализирущемся мире, современные ценности русской культуры.

Приведем примеры типовых заданий для каждого из подэтапов.

Предтекстовый этап:

  • How do you believe one's identity is connected to one's family history? To the history of one's country?
  • How well do you know your family history?

На текстовом этапе производится анализ художественного текста с позиции развития НКС, обсуждение ценностных мотиваций героя:

  • When did Jack start to think about his cultural belonging?
  • Why didn't Jack's mother want to learn English? Why didn't she want to talk English with her son? What did speaking Chinese mean to her?
  • What were the attributes of the mother’s cultural identity? Which of them were vitally important to her?
  • What changes did Jack’s identity undergo in the story?

На послетекстовом этапе организовывается осознание определенного аспекта НКС в контексте проекции НКС героев художественного произведения на собственный опыт осмысления НКС:

  • Does your cultural identity differ from your parents' one? Why? How?
  • Can you name any historic events in Russia that have influenced your parents' or grandparents' lives, their self-identification (collectivization, the civil war, The Great Patriotic War, Stalin's terror, collapse of the Soviet Union)?
  • Have there been any historic events in the last two decades that have influenced your cultural identity?
  • Do you have any relatives who fought in WWI or in The Great Patriotic War? Are you proud of them? Will you tell your children about their feat? Why yes? Why no?
  • Do you participate in the annual Immortal Regiment on May 9th? Why yes? Why no?
  • What does the Victory Day on May 9th mean for you? Are you proud of your country on this day? Can you feel being a part of Russia’s history? Why yes? Why no? Do your parents feel the same?

На заключительном рефлексивном этапе, целью которого является оценка динамики развития НКС студентов, студентам предлагается написать эссе на одну из предложенных тем: «What understanding of your national identity have you gained throughout the course» или «What changes has your national identity undergone throughout the course». Необходимо отметить, что рефлексия осуществляется не только студентами, но и преподавателем. На основе анализа анкет, последующего обсуждения вопросов анкеты преподаватель делает выводы о возникших при ответе на вопросы анкеты трудностях и корректирует вопросы для более чёткого понимания студентами. Учитель может перефразировать некоторые вопросы или добавить новые, уточняющие. На основе анализа проведенных занятий, промежуточной и итоговой рефлексии студентов преподаватель может увеличить курс на одну или несколько пар с целью более детальной проработки определенных аспектов НКС в зависимости от исходного уровня сформированности НКС студентов.

По результатам рефлексии можно утверждать, что абсолютное большинство опрашиваемых не задумывалось о собственной культурной идентичности до курса. Вопросы анкеты, ее последующее обсуждение, чтение текста и последующая работа с ним возбудили у студентов интерес к данной теме и дальнейшему изучению себя, своей культурной идентичности, истории и культуры своей страны.

«I have gained a better understanding of my identity because we have discussed many issues connected to Russian culture and values and, moreover, the story we read made me think and appreciate every culture, always remember your roots and your identity, be proud of it and not pretend someone else».

«I think I have gained a better understanding of my identity, but another important thing is that I simply started to think about it: to think about our culture, our customs, about what it’s like to be Russian and share some values like compassion, generosity, empathy, the importance of family bounds, etc. Because nowadays our society is becoming Americanized and young people may not even know what Russian culture is about».

Апробация разработанной технологии позволила сделать вывод не только об эффективности данной технологии и необходимости ее внедрения в учебный процесс языкового вуза, но и о недостаточности знаний, выносимых студентами из школьного курса Истории России. Исторический и аксиологический аспекты тесно взаимосвязаны в структуре НКС: принятие и приятие национальных ценностей также означает приверженность национальной интерпретации истории своей страны, ее роли в мировых исторических процессах и вклада в мировую науку. Представляется, что развитие национально-культурного самоопределения учащихся невозможно без равного внимания к обоим аспектам.

Developing language university students’ national identity

Gorditsa V.A.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Smirnova Ulyana Viktorovna,
Associate professor of the Moscow City University, candidate of philological sciences

Аnnotation. The article discusses the procedure for developing students' national identity in the process of reading literary fiction at classes of English at a language university. The research encompasses the goal, content, principles, methods, and means of the procedure. The article also summarizes the practical results of teaching at the Institute of Foreign Languages MCU, which prove the procedure quite effective.
Keywords: national identity, cultural identity, foreign language teaching


  1. Гончарова В.А. Глобальная идентичность как онтологический проект межкультурного языкового образования // Успехи гуманитарных наук. 2021. с. 141-146.
  2. Горностаева Е.Е. Культурное самоопределение старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.Е. Горностаева. Волгоград, 2016. 226 с.
  3. Мурасова А.Р. Педагогическое сопровождение культурного самоопределения студентов. Ульяновск, 2008. 192 с.
  4. Тарева Е.Г. Система культуросообразных подходов к обучению иностранному языку // Язык и культура. 2017. № 40. с. 302-320.
  5. Шуклинова М.В. Национально-культурная идентичность студентов провинциальных вузов: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.06 / М.В. Шуклинова. Москва, 2005. 17 с.
  6. Языкова Н.В. Актуальные проблемы реализации межкультурного подхода в иноязычном образовании и пути их решения // В сборнике трудов конференции «Язык-культура. Мышление-познание. Интегративные исследования», 2018. с. 275-282.
  1. Goncharova V.A. Global identity as an ontological project of intercultural language education // Successes of the humanities. 2021. Page: 141-146.
  2. Gornostaeva E.E. Cultural self-determination of high school students in training in social and humanitarian disciplines: dis.... Cand. ped. sciences: 13.00.01 / E.E. Gornostaeva. Volgograd, 2016. 226 pages.
  3. Murasova A.R. Pedagogical support of cultural self-determination of students. Ulyanovsk, 2008. 192 pages.
  4. Tareva E.G. System of cultural approaches to teaching a foreign language // Language and culture. 2017. № 40. Page: 302-320.
  5. Shuklinova M.V. National-cultural identity of students of provincial universities: autoref. dis.... Candidate of Social Sciences: 22.00.06/M.V. Shuklinova. Moscow, 2005. 17 pages.
  6. Yazykova N.V. Topical problems of the implementation of intercultural approach in foreign-language education and ways to solve them//In the collection of works of the conference «Language-Culture. Thinking-cognition. Integrative Studies», 2018. Page: 275-282.