Аннотация. В статье рассматривается образовательный проект «Символисты вблизи». Автор предлагает вариант адаптации школьной программы к условиям дистанционного обучения. Проект предполагает углубленное изучение темы «Символизм» современными школьниками с помощью создания уникальной платформы блогов символистов. В статье предлагается рассмотреть конкретный банк заданий для учащихся и таблицу планирования деятельности учеников и учителя, а также наметить возможные результаты данного проекта.
Ключевые слова: символисты вблизи, старшие символисты, младосимволисты, литература начала XX в., дистанционное образование в современной школе, образовательный проект, дистанционное самообучение.
«Символисты вблизи» – это совместная учебно-познавательная и творческая деятельность учеников и учителя, основанная на различных программах 11 класса по литературе. Нами был проведен анализ действующих УМК и выведены пересечения, позволяющие любой школе реализовать подобный проект в рамках федеральных программ, направленных на повышение информационной грамотности граждан, развитие междисциплинарного подхода в образовании и реализации дистанционного обучения.
Учащиеся 11 класса изучают тему «Символизм» в рамках главы «Серебряный век русской поэзии» раздела «Литература начала XX века». Здесь они знакомятся с творчеством «старших символистов» и «младосимволистов». На уроках большое внимание уделяется личностям писателей, так как с помощью знаний об их жизни, окружении и обстановке в стране в целом можно проследить эволюцию литературных, философских и культурных направлений, к которым относятся рассматриваемые авторы. Поскольку молодежь считается глобальной медиа аудиторией, а современная эпидемиологическая ситуация диктует образованию новые правила, мы предлагаем создать проект, который будет обучать детей пользоваться базовыми средствами дистанционной коммуникации и помогать им вместе с тем освоить образовательную программу.
Для начала учителю предлагается привлечь учеников (11 класс) к данной деятельности с помощью видеоролика: например, показанной на первом уроке по теме «Символизм» видеорекламы «Буду символистом» (учитель готовит слайд-трейлер проекта, который будет выполнять роль рекламы, привлекающей к деятельности потенциальных участников). Для формирования у школьников интереса к проекту нами был выбран именно рекламный формат современного кино, так как таким образом можно ярко представить и быстро донести мысль до учащихся. В условиях дистанционного обучения это – самый удобный вариант привлечения людей к той или иной деятельности.
Предлагаемый проект будет состоять из нескольких шагов, которые в процессе реализации должны будут сделать ученики и контролирующий их учитель (см. таблицу 1).
Таблица 1. Таблица описания каждого шага
Шаг | Описание |
---|---|
1 | Учитель с учетом индивидуальных предпочтений участников проекта распределяет между ними роли методом жеребьевки (т.к. не знакомы с личностями, которых им предстоит изображать). Если выпавшая роль не подходит ученику и он желает с кем-то поменяться, можно сделать это на организационном занятии сразу после жеребьевки. Также на этом этапе учитель сразу должен оговорить список ЭБС, которыми могут воспользоваться ученики для поиска дополнительных материалов (принцип работы выбранных систем и их пользу для всего процесса обучения можно объяснить как на своем уроке, так и объединиться с учителем информатики, который выделит для этого несколько минут одного из своих занятий). |
2 | Учитель распределяет обязанности всех участников и создает для символистов, контролера и себя аккаунт в Google, под руководством которого спроектируется сайт «Символисты вблизи», и будет возможность делать какие-либо изменения в нем. |
3 | Учащиеся обдумывают, как будут представлять выделенную им роль. |
4 | Школьники разрабатывают ресурс для общения с людьми с помощью сайтов Google. |
5 | Учитель регистрирует аккаунт администрации в Google для получения возможности комментирования сайта пользователями сети. |
6 | Учащиеся начинают общаться друг с другом и по-своему модифицировать сайт: символисты отвечают на вопросы по теории литературы и делятся своими размышлениями, меняют и модернизируют личные страницы, провоцируют дискуссию и т. п.; пользователи сети реагируют на «тематические вызовы» символистов и общаются с ними. В данной ситуации учитель выступает в роли организатора-консультанта, т.е. он удаляет некорректные высказывания и следит за соблюдением учениками норм сетевого этикета, вмешиваясь в запущенный процесс только по мере необходимости. Этот шаг предполагает последовательное оценивание учителем участников проекта по заранее подготовленным критериям (см. таблицу 5). |
7 | Через две недели ученики в костюмах символистов, собранных из подручных материалов, собираются на конференции в Skype, делая запись инсценировки-диалога с помощью Bandicam, и обсуждают понимание сути символизма и его особенностей своими якобы современниками и учениками XXI в., после чего «писатели» формулируют выводы о значимости изучения данной темы и перспективах развития проекта, подводят итоги теоретического обучения. |
8 | Представление учениками готового продукта к отчету о проделанной работе в формате видеоролика (запись конференции программой Bandicam), оглашение учителем итоговых оценок каждому участнику. |
Этот проект подразумевает использование групповой и индивидуальной форм работы. Адресатом будут все пользователи сети (в случае апробации – учащиеся 11 класса), куратором и консультантом – учитель (он отвечает на вопросы, помогает подобрать и переработать материал, советует литературу и компьютерные программы). Планируемая длительность проекта: 2-2,5 недели (это апробация на уровне одного класса). Необходимое оборудование/ресурсы: персональный компьютер или ноутбук, веб-камера, микрофон, интернет-соединение, подручные средства для создания «костюма символиста» (требуется ученикам – «символистам») для видеоролика (запись конференции программой Bandicam). Основные приложения проекта: Skype, Сайты Google и программа Bandicam.
Продукт проектной деятельности (сайт) позволит привлечь общественность и особенно школьников в интерактивной форме к прочтению того или иного произведения литературы, знакомству с личностями и биографиями авторов, изучению некоторых особенностей исследуемого кураторами ресурса периода истории России. Возможно, у пользователей сети, которые ищут интересные способы дистанционного самообучения, появится желание принять в этом участие, что побудит их прочесть предложенные «авторами», их «современниками» и представителями XXI в. книги/статьи/материалы.
В первую очередь, проект «Символисты вблизи» создан для того, чтобы попробовать перевести традиционные уроки в русло интерактивной и занимательной деятельности, которая не будет перегружать ученика и в то же время в игровой форме погрузит его в теоретический материал. Программный минимум по теме в любом случае должен быть освоен, а с помощью этого проекта мы можем дать ученикам возможность легко запомнить нужную информацию, так как класс сразу будет применять ее на практике. Кроме того, уйдет элемент психологического давления, который на традиционных уроках часто не позволяет школьнику показать свои знания после освоения материала. В данном случае мы даем возможность каждому ученику высказаться (ребенок психологически раскован, так как не чувствует явного контроля), а учителю – увидеть в процессе анализа общения участников, кто и как изучил тему.
Такая деятельность, кроме всего прочего, приводит к решению проблемы популяризации как индивидуального, так и коллективного/группового чтения, способствует ликвидации системного кризиса читательской культуры и повышает осведомленность населения в вопросах, которые затрагивают нюансы различных периодов истории России. Важно отметить, что подобные сайты могут помочь повысить интерес людей к литературе разных веков (в данном случае – конца XIX-начала XX в.).
Также следует конкретизировать цели предлагаемого проекта: мы стремимся познакомить учащихся с творчеством старших и младших символистов методом полного погружения в историко-литературный материал и сформировать навыки работы с разными видами информации (в частности: учебника по литературе для 11 класса, интернет-источников, обучающих фильмов о символистах (например, канала «Культура») и т.д.); проект направлен на развитие исследовательских умений (учащиеся вживаются в роль выбранных ими исторических лиц, ищут подробную информацию о них, чтобы правдоподобно изобразить своих «героев» и т.п.); обучение одиннадцатиклассников самостоятельному приобретению знаний и умению креативно представить результаты в процессе изучения и реализации проекта с использованием информационно-коммуникационных технологий в рамках дистанционного формата (тем самым ученик пополняет свою индивидуальную литературоведческую базу и осваивает различные компьютерные программы).
Создавая свой вариант адаптации школьной программы к условиям дистанционного обучения, мы поставили несколько задач. Проект должен:
- способствовать: усвоению основных понятий литературы и других областей знаний (истории и ИКТ), осмыслению общественной, практической, личностной значимости содержания данной темы (раскрывается важность понимания развития литературных направлений для создания общей картины эволюции общества и культуры России);
- способствовать освоению принципов работы различных программ и сервисов: сайтов Google, Skype и Bandicam;
- создавать необходимые условия для становления учащихся как субъекта деятельности;
- способствовать развитию критического мышления и пополнять активный словарный запас учащихся путем их погружения в контекст другой эпохи;
- прививать интерес к чтению классики.
Также нами выстроен ход работы и создана таблица варианта планирования деятельности учеников и учителя. В ней мы прописали конкретные этапы проекта и описали, что на какой ступени предстоит делать ученику и учителю (см. таблицу 2).
Таблица 2. Планирование деятельности учеников и учителя
Этапы | Деятельность ученика | Деятельность учителя |
---|---|---|
1.Организационный | Выбор роли, изучение общих вопросов темы. | Создание эмоционального настроя, агитация учащихся (представление видеоролика «Буду символистом»). |
2.Актуализация знаний | Формирование представлений о том, чем ученик хочет заниматься в данном проекте на основе имеющихся первичных знаний. | Распределение обязанностей всех участников (высылает им на почты письма с инструкциями «Ожидания от роли») и актуализация тем параграфа, которые обязательно должны затронуть действующие лица проекта. |
3.Подготовительный | Формулировка проблемы и целей проекта. | Выявление имеющихся базовых знаний. |
4. Отработка и закрепление полученных знаний | Дети участвуют в диалоге с учителем, работают с текстами, занимаются поиском, отбором и систематизацией информации и т. д. | Направление и помощь в формулировке целей и проблемы проекта. |
5. Защита проекта (отчет) | Дети участвуют в диалоге с учителем, работают с текстами, занимаются поиском, отбором и систематизацией информации и т.д. | Направление и помощь в выполнении заданий и администрировании сайта/ техническая консультация. |
6. Итоги | Подготовка и сдача группового продукта к отчету о проделанной работе (видеоролик). | Контроль ведения сайта/ проверка итогового продукта/ просмотр ролика, формирование выводов о проделанной учениками работе/ выставление отметок. |
Отметим, что проект способствует формированию базовых универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных и логических. Также в процессе такой проектной деятельности у учеников формируются базовые навыки МИГ.
Для желающих дать старт этому проекту на базе своей школы мы подготовили примерный банк писем с инструкциями «Ожидания от роли», которые, безусловно, могут корректироваться учителем (см. таблицу 3).
Таблица 3. Примеры заданий для участников проекта (по ролям)
Роль | Задание |
---|---|
Брюсов, Белый, Сологуб и др. | Максимально изучить личность каждого автора, историю его жизни и особенности творчества, используя учебник и рекомендованную литературу; подключить дополнительные материалы, самостоятельно найдя их на доступных ресурсах, предварительно перепроверив достоверность информации (в данной ситуации ученик может воспользоваться ЭБС). |
Для окружения авторов | Выбрать для себя одного близкого выпавшему вам автору человека и подробно изучить его личность, биографию и историю его знакомства и общения с писателем (пример: Брюсов – Е. Маслова), используя учебник и рекомендованную литературу; подключить дополнительные материалы (то есть самостоятельно найти их на доступных ресурсах, предварительно перепроверив достоверность информации (например, воспользоваться ЭБС). |
Для контролера | Контролировать этику и соответствие речи общающихся историческому периоду, к которому они приписаны, используя знания, полученные в результате чтения учебника и рекомендованной литературы; подключить дополнительные материалы (самостоятельно найти их на доступных ресурсах, предварительно перепроверив достоверность информации, например, воспользоваться ЭБС). |
Для представителей современников символистов | Максимально изучить период, который Вы представляете, используя учебник и рекомендованную литературу и подключая дополнительные материалы (самостоятельно найти их на доступных ресурсах, предварительно перепроверив достоверность информации, например, воспользоваться ЭБС); соответствовать времени в своих ролевых взглядах (выберите, приверженцем какого направления Вы будете), этике и манере общения. |
Для представителей XXI в. | Вступайте в дискуссию со всеми участниками, изучайте тему, общаясь с символистами. Используйте для подготовки вопросов дискуссий учебник и рекомендованную литературу, подключая дополнительные материалы (самостоятельно найти их на доступных ресурсах, предварительно перепроверив достоверность информации, например, воспользоваться ЭБС). |
Примеры базовой рекомендуемой литературы и ссылок для учеников и дополнительных ресурсов с краткими биографическими данными авторов или с текстами фигурирующих в проекте писателей также были подобраны нами заранее (см. таблицу 4).
Таблица 4. Примеры базовой литературы и дополнительных ресурсов
Примеры базовой рекомендуемой литературы и ссылок для учеников (минимум, который требуется для реализации проекта) | - Учебник (Пример: Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений: В 2 ч. Ч. 1 / [Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; сост. Е.П. Пронина]; под ред. В.П. Журавлева. 17-е изд. М.: Просвещение, 2012. 399 с. [4]. - Bandicam. Record Everything on your PC URL: https://www.bandicam.com/ru/. - Google Workspace URL: https://gsuite.google.com/products/sites/. - Microsoft. Скачать Skype URL: https://www.skype.com/ru/get-skype/. |
Примеры дополнительных ресурсов с краткими биографическими данными авторов / с текстами фигурирующих в проекте писателей | - А. Белый: http://az.lib.ru/b/belyj_a/ [2]; - А. Блок: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-6423.htm [1]; - В. Брюсов: http://az.lib.ru/b/brjusow_w_j/indexdate.shtml [3]. |
Для удобства учителя мы разработали и критерии оценивания как всех участников проекта, так и для тех, кто играл символистов (см. таблицу 5). Баллы проставляются учителем предположительно по шкале от 1 до 5.
Таблица 5. Критерии оценивания участников
Участники (по ролям) | Критерии оценивания |
---|---|
Для всех | - Углубленное изучение вопроса и подключение обязательных для освоения темы понятий в процессе общения. - Знание основных понятий темы. - Знание основных текстов программы и их обсуждение с участниками дискуссий в каждом блоге. - Необычная и креативная подача своей роли. - Активность на ресурсе. - Привлечение к ресурсу других пользователей сети (знакомых, друзей и т.д.). |
Для «символистов» – дополнительные критерии | - Углубленное дополнительное изучение биографии и текстов авторов. - Отсутствие отхода от авторских взглядов на различные культурные и литературные вопросы. |
Бонус «символистам» | Можно попытаться понять особенности авторской манеры письма по их дневникам (ссылки на доступные в сети выдаст учитель) и попробовать ее передать. |
В результате проектной деятельности у класса должен получиться коллективный продукт с перспективой развития – готовый сайт для постоянного его ведения школой в будущем, макет которого Вы можете посмотреть по следующей ссылке: https://sites.google.com/site/simvolistyvblizi/home. Стоит также сказать о перспективах развития этого проекта: сайт может пополняться новыми блогами с включением других авторов; платформа может работать круглогодично, меняя из года в год классы, которые ее ведут (каждый 11 класс постоянно может принимать участие в разработке платформы и ее модернизации в процессе изучения темы). Отметим, что любой период русской литературы также можно изучать с помощью таких платформ, а создание корпуса подобных ресурсов позволит облегчить задачу дистанционного обучения и реализацию самообразования граждан страны в рамках школьного курса «Литературы».
Educational project «Symbolists nearby» as a way of adapting the school curriculum to the conditions of distance learning
Polumordvinova A.A.,
undergraduate of 2 course of Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Research supervisor:
Vilandeberk Anna Arnoldovna,
Associate Professor of the Department of Educational Technologies in Philology of Herzen State Pedagogical University of Russia, Candidate of Philology, Associate Professor.
Annotation. The article discusses the educational project «Symbolists nearby». The author offers a way of adapting the school curriculum to the conditions of distance learning. The project involves an in-depth study of the topic «Symbolism» by modern schoolchildren through the creation of a unique platform of symbolists’ blogs. The article proposes to consider a specific bank of tasks for students and a table for planning the activities of students and teachers, as well as outline the possible results of this project.
Keywords: nearby symbolists, senior symbolists, young symbolists, literature of the early 20th century, distance education in a modern school, educational project, distance self-study.
- Белинков А.В. Блок А. / А.В. Белинков, О.Н. Михайлов. (дата обращения: 02.10.2020).
- Белый Андрей. Собрание сочинений. (дата обращения: 02.10.2020).
- Брюсов В.Я. Собрание сочинений. (дата обращения: 02.10.2020).
- Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1 / Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; под ред. В.П. Журавлева. М.: 2012. 399 с.
- Belinkov A.V. Block A. / A.V. Belinkov, O.N. Mikhailov. (date of the address: 02.10.2020).
- Beliy Andrew. Collected works / Andrei Bely (date of the address: 02.10.2020).
- Bryusov V.Ya. Collected works. (date of the address: 02.10.2020).
- Literature. Grade 11. Textbook for general education institutions: In 2 hours. Part 1 / L.A. Smirnova, O.N. Mikhailov, A.M. Turkov, etc.; ed. V.P. Zhuravleva. Moscow: 2012. 399 pages.