Научный руководитель: Коханова Валентина Александровна, заведующий кафедрой кафедры русского языка и методики преподавания филологических дисциплин института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук, доцент.
Код уникальной десятичной классификации: 37.022

Аннотация. В данной статье рассматривается путь становления метода проектов как технологии личностно-ориентированного подхода в обучении. Несмотря на то, что метод проектов называют технологией XXI в., он имеет более чем трехсотлетнюю историю. Проектная деятельность предполагает самостоятельную работу учеников по поиску и исследованию информации, творческую деятельность, умение работать с различными источниками, что соответствует современным требованиям ФГОС.

Ключевые слова: метод проектов, проект, личностно-ориентированный подход, проектная технология, педагогическая технология.

На сегодняшний день метод проектов является одной из эффективных технологий учебной деятельности, так как направлен на развитие творческих способностей ученика, самостоятельной поисковой деятельности, планирования, способности работать в коллективе, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками. Организация проектной деятельности обучающихся является одним из требований ФГОС. В соответствии с ФГОС ООО, «программа основного общего образования должна содержать описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений» [4, с. 26, п. 18.2.1]. Также в соответствии с ФГОС «материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность <…>» [4, с. 38, п. 24].

Сегодня метод проектов преподносится как инновационная технология, хотя его история началась еще в XVI в. в архитектурных мастерских Италии. Позднее, в 1702 г., метод был апробирован в Королевской Академии Архитектуры во Франции, где был объявлен конкурс строительных планов, эскизы которых назывались проектами. Ученики делали несколько проектов ежемесячно и демонстрировали их на конкурсах. Это было главенствующей формой обучения и входило в сетку расписания. Так метод проектов приобретал статус педагогической технологии. В конце XVIII в. метод проектов приобрел популярность в Австрии, Германии, Швейцарии, но использовался там в основном в формате рабочей школы или в профессиональном техническом образовании.

В 1879 г. в Америке при Вашингтонском университете в Сент-Луисе была основана Школа ручного обучения, где был использован метод проектов. В 1908 г. заведующий отделом воспитания сельскохозяйственных школ Д. Снезден впервые употребил термин «метод проектов», а в 1911 г. Бюро воспитания ввело термин «проект» в официальный оборот.

Несмотря на все вышесказанное, основоположниками метода проектов принято считать Джона Дьюи и Уильяма Килпатрика, которые впервые попытались теоретически понять и дать описание данному методу. Основной стала ориентация, в первую очередь, на выбор и интересы учеников, которые самостоятельно ставили задачи, планировали работу и оформляли результаты в удобной для них форме. Однако концепция Дьюи существенно отличалась от понимания метода проектов Килпатриком. Джон Дьюи считал, что метод проектов может осуществляться лишь на основе плодотворного сотрудничества учителя и ученика, при этом роль учителя была основной, так как именно он должен был организовывать процесс и управлять всей познавательной деятельностью учащихся. Ни в одной из работ Дьюи термин «проект» не употребляется применительно к педагогической технологии, но каждая из них буквально описывает тесную связь школы с жизнью, личным опытом ребенка и общества в целом. А это, по сути, является основной формой организации образовательного процесса, в котором приоритетной является проектная деятельность.

Килпатрик же считал, что метод должен быть ориентирован исключительно на интересы обучающихся. По его мнению, весь проект ученики должны были выполнять самостоятельно, без участия учителя. И именно он в 1918 г. дал описание данного метода в своей статье «Метод проектов», а в 1921 г. уточнил его в следующей публикации. «Популярность метода определялась просто: интеграция теории и практики при решении жизненно важных проблем приносила желаемые результаты. Метод проектов раскрывает возможности учащихся, учит их самостоятельно конструировать имеющиеся и приобретенные знания. Метод проектов развивает познавательные интересы, учит детей работать как индивидуально, так и в группах, уважая мнение партнеров, проявляя толерантность» [1]. Эта система быстро распространилась и получила широкое распространение среди учителей американских школ.

Однако так же быстро теория Килпатрика вызвала осуждение, в том числе со стороны прогрессивно настроенных учителей. И главный протест был связан с узкой направленностью на интересы детей и на их полную самостоятельность. В числе критиков оказался и Джон Дьюи, который считал, что все методы обучения должны базироваться на научном знании и опыте, коим может обладать лишь учитель. В отличие от Килпатрика, Дьюи не считал метод проектов универсальным методом, способным решить все педагогические проблемы. Он определял метод проектов как один из возможных эффективных методов обучения. Дьюи утверждал, что использовать проектный метод нужно без отрыва от других, зарекомендовавших себя традиционных методов обучения.

Критика возымела свое действие, и, начиная с 30-х г. XX в., популярность метода проектов в Америке стала снижаться, и технология осталась в сфере образования лишь в теоретических разработках. Метод проектов вернулся в педагогическую практику на Западе только в 60-х г. XX в. Проектная технология была переосмыслена, но, как и ранее, она продолжала восприниматься как альтернатива традиционному обучению. Этот период связан с трудами И. Бастиона, Б. Бутмана, Г. Гейслера и др.

В России метод проектов так же привлек внимание педагогов. Основоположником метода считается П.П. Блонский, который считал, что именно в школе нужно формировать трудовые навыки, необходимые человеку в дальнейшей профессиональной деятельности. Теоретические положения Блонского попробовал реализовать на практике ученый-педагог С.Т. Шацкий. Именно он наиболее близко подошел к методу проектов в своей педагогической практике, организовав в 1906 г. собственную школу – детский поселок «Сетлемент», а в 1911 г. – колонию «Бодрая жизнь». Личный интерес учащихся являлся необходимым условием результативной деятельности, педагоги же выступали в роли консультантов. При поддержке советской власти по примеру Шацкого было создано несколько подобных трудовых колоний. Но советские школы вводили в практику метод проектов лишь на основе теории, не проработав детали. Это привело к ряду проблем, таких как: недостаточная подготовка учителей, отсутствие специальной литературы и т.д. В итоге в 1931 г. стало понятно, что метод проектов не может быть универсальным, его объявили вредным для обучения и запретили к использованию в практике советских школ.

Метод проектов вернулся в практику в России только в 1980-х г., когда вновь возник интерес к идеям свободного воспитания и личностно-ориентированного обучения. С этого времени многие педагоги проявляли повышенный интерес к методу проектов в своих трудах. Также повышенное внимание теперь стало уделяться использованию проектной технологии в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях, но уже с учетом ранее допущенных ошибок. В последние годы проектная технология была детально проработана. Сформировалась четкая структура метода, появилась классификация, типология по различным признакам, также были четко сформулированы требования. На данный момент о методе проектов можно говорить как о самостоятельной педагогической технологии, которая включает в себя другие методы обучения, главным образом творческие.

В современной педагогической науке метод проектов связан с именами таких ученых-педагогов, как Е.С. Полат, В.Н. Стернберг, Н.Ю. Пахомова и др. Все они по-разному определяют метод проектов и четко описывают его структуру, типологию, основные требования к нему. Например, В.Н. Стернберг в своей диссертации делает вывод, что «метод проектов представляет собой творческую работу учащихся в рамках заданной темы» и отмечает «интегрированный характер метода проектов, его способность вмещать в себя различные методы обучения» [6, с. 76-77]. М.Л. Сердюк считает, что метод проектов является системой, «<…> при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов» [5, с. 20]. Н.Ю. Пахомова дает определение учебному проекту с точки зрения учащегося, как «возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде целей и задач, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей», а так же отмечает важность «практического применения знаний и умений» [2, с. 12]. Е.С. Полат пишет: «На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [3, с. 67]. «Применительно к предмету «Литература» метод проектов – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта» [7, с. 255].

Как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема, для решения которой требуется владение большим объемом знаний и умений. Существуют и определенные требования к использованию метода проектов вне зависимости от типа проекта, его продолжительности, количества участников.

Для того чтобы внедрить метод проектов, каким мы видим его сегодня, в практику обучения было проведено множество исследований. В нашей системе образования метод проектов фигурирует как целая технология, которая объединяет в себе несколько методов.

Проектная деятельность обладает большими возможностями в развитии интереса школьников к изучению русского языка и литературы, особенно в условиях снижающегося интереса к школьным предметам. На уроках русского языка и литературы нужно помочь детям научиться самостоятельно мыслить, видеть проблему и решать ее, умея использовать для этого знания из разных областей, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Наличие важной для ученика проблемы помогает ученикам развивать мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Использование проектной технологии на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы и методы работы и помогает повысить уровень качества знаний учащихся. На данный момент это становиться все более значимым в современной педагогике. Ребенок учится выполнять работу как сам, так и в группе, при этом происходит развитие культуры умственного труда учеников, также развиваются их творческие способности. Проектная деятельность позволяет мотивировать учеников на самостоятельное осознанное чтение произведений, как представленных в программе, так и вне ее.

Таким образом, проектная технология имеет огромные педагогические возможности, но, исходя из опыта прошлых лет, должна использоваться в тесной связи с традиционными методами обучения.

На сегодняшний день в соответствии с ФГОС проектная технология является неотъемлемой частью содержания школьного филологического образования.

Project method as a technology of modern philological education: historical aspect

Fedorova E.A.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kokhanova Valentina Aleksandrovna,
Head of the Department of the Russian Language and Methods of Teaching Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.

Annotation. This article discusses the path to the development of the project method as a technology of a personality-oriented approach to learning. Despite the fact that the project method is called the technology of the 21 century, it has more than three hundred years of history. Projects are good in that they are diverse, as are the forms of their implementation. Project activity involves independent work of students in the search and research of information, creative activity, the ability to work with various sources, which meets the modern requirements of the Federal State Educational Standard.
Keywords: project method, project, personality-oriented approach, project technology, pedagogical technology.