Аннотация. В статье рассмотрен интерес к астрологии со стороны науки (угасший было в XVII-XIX вв.) на основе трудов советского ученого биофизика А.Л. Чижевского.

Ключевые слова: солнечная активность, астрология, космос, солнце, космизм, космические факторы.

В древности считалось, что за все происходящее несут ответственность боги, и они же определяют судьбы людей. Одним из первых в этих убеждениях усомнился Фалес Милетский, который стал искать рациональные, а не сверхъестественные объяснения окружающим явлениям и событиям. Преобразуя мифологическое мировоззрение в философское и основываясь на достижении научного знания своего времени, Фалес смог предсказать солнечное затмение в 585 г. до н.э., за что философ получил всеобщую славу и признание. За ним последовал ряд великих мыслителей, которые полагали, что миром управляет единая сущность, ответственная за связи между организмом и окружающей средой.

Очевидно, что на фундаменте этой идеи долгое время активно развивалась астрология в тандеме с астрономией. Впрочем, уже с XVIII в. окончательно прояснилось, что паранаучный характер астрологии противоречит бурно накапливающемуся багажу естественнонаучных знаний, основанному на результатах эмпирических исследований. Целенаправленная апробация научного метода к астрологии обнаружила целый ряд неразрешимых внутренних логических противоречий. Однако критическая оценка компетенции астрологии как науки не произвела значительного эффекта на общественное сознание и ментальность основной массы социальных групп и отдельных индивидов. Вместе с тем, с развитием естествознания в XX в. происходит возрождение идеи живого Космоса, которая, так или иначе, разрабатывается в научных трудах ряда ученых [1, с. 153]. Одним из выдающихся ученых, мыслителей, посвятивших свои труды изучению влияния космических факторов на биосферу, является А.Л. Чижевский (1897-1964).

Философия Александра Чижевского находится в центре внимания философии русского космизма ХХ в. Его фундаментальные научные взгляды самым серьезным образом повлияли не только на развитие последней, но и на всю совокупность естественнонаучных знаний в целом. Мыслителю удалось опередить время своей эпохи ХХ в., показав, что процессы, происходящие в земной биосфере, детерминируются процессами, происходящими в короне солнца и его глубинах. Тем самым обозначились центральные проблемы космизма – проблемы Мироздания и взаимодействия с ним человека, пропущенные сквозь призму восприятия бытия, здоровья, бессмертия, эволюции, существования живого в космическом пространстве.

Александр Чижевский – один из выдающихся представителей естественнонаучного крыла русского космизма, основоположник гелиобиологии, аэроионификации, электрогемодинамики, внесший существенный вклад в учение биофизики, космической биологии. С точки зрения Чижевского в представлениях воплощенного общественного идеала значительное место занимают астрологические положения, кардинально побудившие философа к саморефлексии с позиций современной ему науки. В творчестве Чижевского также нашли отражение призывы ученого к синтезу наук [6, с.13]. В его понимании применение методов одних наук к другим приводит к все более плотной связи математики, физики, химии, биологии, психологии, истории, статистики.

В конце ХХ в. философ П. Фейерабенд, известный своими трудами в области методологии науки, призывал к изменениям консервативного взгляда на процесс научного познания, и утверждал, что в науке не существует универсальных методологических правил: «Приверженность демократии, неизбежная неполнота всякой критики, осознание того, что господство некоторой точки зрения никогда не было результатом применения рациональных принципов, – все это приводит к мысли о том, что попытку оживить прежние традиции и ненаучные воззрения следует приветствовать, как начало новой эры Просвещения, когда нашей деятельностью будет руководить понимание, а не пустые и часто бессмысленные лозунги» [2, с. 402]. Таким образом, Чижевский был одним из первых ученых ХХ в., которые пытались соединить методологические возможности и потенциал всех мировоззрений, а не только научного. Его теория о влиянии солнечной активности на биосферу одновременно ставила новые задачи в различных отраслях науки, таких как исторические, психологические, медицинские, химические, физико-математические. Появилась необходимость в исследованиях, в основе которых лежал бы междисциплинарный подход. Существующие на тот момент знания открылись с совершенно неожиданной стороны и, надо сказать, научное сообщество оказалось к этому не готово.

Тем не менее, Чижевский не расположен к разграничению научных и псевдонаучных совокупностей познания, принадлежащих непосредственно к области учения о методах и процессах научной деятельности, в свою очередь холистически проводя отождествление соразмерности биосферы и Вселенной, утверждая, «что в науках о природе идея о единстве и связанности всех явлений в мире и чувство мира как неделимого целого никогда не достигали той ясности и глубины, какой они мало-помалу достигают в наши дни» [6, с.13]. Методология науки Чижевского основана на интуитивном постижении этого целого, а затем, выстраивании предположений и выводов, необходимых для того, чтобы понять его в деталях. Философ создает очень сложную и сильную физическую картину области, лежащей далеко за пределами человеческого восприятия.

В работе «Космический пульс жизни» Чижевский демонстрирует описание небывалого роста популярности и значимости практической науки о звездах, известной сейчас как астрология, принципиально отличавшейся от многих других способов проникновения в тайны будущего. Ведь по убеждению античных и средневековых мыслителей она опиралась не на магические, а на строгие естественнонаучные основания. Чижевский отождествляет астрологию с мировой панацеей человечества: «Объясняя мировой процесс вибрацией космических сил, астрология тем самым освобождала мысль от гнёта церковной догмы и освежала её дуновеньем широчайших просторов, шествовала впереди всех наук как их лучшее философское завершение, как передовой боец за свободу человеческого духа» [5, с. 502].

Чижевским была проделана фундаментальная работа по изучению и анализу статистических данных. Также были собраны материалы наблюдений астрологов, летописцев, ученых всех времен и народов о явлениях эпидемий и пандемий. Это позволило ученому «прийти к заключению, что в распределении этих эпидемий во времени периодическая деятельность солнца играет несомненную роль» [4]. Солнце является центром проблемы эволюции всего живого на Земле, включая человека. Чижевский, рассматривая исторические данные распространения мировых эпидемий и пандемий, приходит к выводу, что очевидные трансформации функционирования животных организмов всей иерархии биологической систематики зависят от совокупности факторов окружающей среды, обязательным условием которой является наличие первичного источника – физического воздействия «космо-теллурической среды».

Чижевский придерживается фундаментальной концепции периодичности космических событий, при которых третья планета от Солнца со всей биосферой участвует в постоянном движении материи Вселенной и является составляющей «парада планет». По мнению ученого на заре человеческого существования именно древнейшая «наука астрология» явилась рациональным плодом понимания идеи «связи между человеком и силами внешней природы». Так, известно, что во многих теологических течениях лежит двенадцатилетний эпизодический цикл. Предполагается, что такая регулярность могла быть предопределена циклом солнечной активности с длительностью около 11 лет («цикл Швабе»). Целый ряд процессов на Земле связан с такой регулярностью: стихийные бедствия, техногенные аварии, смена общественно-экономических формаций, динамики развития эпидемий и пандемий, смертности и рождаемости, психофизиологических процессов человека и животных, урожайности и т.д. и т.п. [3, с. 36].

Опираясь на проведенный анализ исторической закономерности проявления грозных и важных событий мирового масштаба, а также на феномены существенного сходства в понимании систем предзнаменования у большинства народов мира, Чижевский подытоживает, что «эти соотношения не простая случайность, а та тонкая и неуловимая связь, около вскрытия которой бродит современная нам наука» [6, с. 34]. Научные интересы ученого имеют прочный философский фундамент: «Мы привыкли придерживаться грубого и узкого антифилософского взгляда на жизнь как на результат случайной игры только земных сил. Это, конечно, неверно. Жизнь же, как мы видим, в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное» [6, с. 21].

Особенно интересным является тот факт, что на момент исследований Чижевского не был до конца понятен механизм поведения элементарной частицы – фотона. На сегодняшний день установлено, что световая энергия в результате сложных процессов преобразования участвует в фотосинтезе, тем самым дает основу и питание для жизни растений. Таким образом, на наших глазах происходит преобразование «нематериального» в «материальное». Также в исследованиях была установлена связь солнечной активности с выработкой гормонов в организме человека и синтезом в коже человека витамина Д – важного элемента в формировании костной системы детского организма и ответственного за минерализацию костей.

Примечательно, что не владея знаниями в области распространения фотонов и механизма их воздействия на биосферу, Чижевский выдвинул теорию о существенном влиянии космических факторов на многие сферы человеческой жизнедеятельности.

Подтверждаются умозаключения ученого, т.к. в действительности современные специалисты все больше и больше обращают внимание в исследованиях на интенсивность и одновременность протекания особо опасных явлений природы и землетрясений, сердечно-сосудистых кризов и изменения гормонального фона, стремясь установить связи между ними. Метеорологами, геофизиками в настоящее время выработан содержательный арсенал методов прогнозирования опасных природных явлений. Из области медико-биологических наук в настоящее время также известно, что значительный вклад в процесс возникновения сердечно-сосудистых заболеваний у людей и животных вносят гелиофизические факторы космической погоды, и прежде всего геомагнитные эффекты и метеовоздействия.

Космос для человека до сих пор является тайной. Многие идеи Чижевского ещё ждут своего воплощения в различных областях наук, потому что ритм Солнца – основа всего. Ученый окончательно довершает ломку геоцентризма: «Из всего богатейшего излучения Солнца наша планета получает только миллиардную долю энергии, источаемой им. Однако этого количества энергии достаточно для того, чтобы наполнить Землю всевозможными проявлениями жизнедеятельности» [6, с. 62].

В свете этого воззрения становится очевидно, что научная мысль все чаще проводит интеграцию в поле своих интересов вопросов, детерминирующих исследования, в основе которых лежит междисциплинарный подход. Изучение и исследование предмета с разных сторон и методами познания различных отраслей науки дает более полную и подробную картину, позволяет сделать неожиданные и важные открытия. В своем труде «Прощай, разум» к похожему умозаключению приходит и Фейерабенд: «Абстрактная традиция заменялась исторической традицией в периоды кризисов и революций, что подтверждает мой тезис о том, что хорошая наука является искусством или гуманитарной дисциплиной, а не наукой в традиционном смысле этого слова» [2, с. 390].

На примере философии Чижевского отчетливо видно, как наука с ее критическим анализом и скепсисом и астрология с ее примитивными допущениями, переплетаясь, рождают новые жизнеспособные теории, и на понятном для себя языке освещают постоянно действующие связи биосферы с космическими факторами. Мы видим, что характер современного знания в ХХI в. приобретает мультивариантную направленность, но вместе с тем научный метод Чижевского изучения влияния солнечной активности на биосферу оставляет шанс астрологии на существование.


Astrology as a tool for perception of the scientific picture of the world by A. L. Chizhevsky

Repetenko A.L.,
graduate student of the Moscow City University, Moscow

Annotation. The article describes the interest in astrology on the part of science (which was extinguished in the XVII-XIX centuries) based on the works of the Soviet biophysicist A.L. Chizhevsky.
Keywords: solar activity, astrology, space, sun, cosmism, cosmic factors.


  1. Букурова А.В. Астрология в свете современных тенденций развития науки // Вестник Гуманитарного университета № 2. 2013. С. 150-154.
  2. Фейерабенд П. Прощай, разум / пер. с англ. А.Л. Никифорова. М.: АСТ: Астрель, 2010. 477 с. (Philosophy).
  3. Чибисов С.М. Космос и биосфера: влияние магнитных бурь на хроноструктуру биологических ритмов. // Вестник Российского университета дружбы народов № 3. Серия: медицина. М.: 2006. C. 35-44.
  4. Чижевский А.Л. Астрология наших дней // Климат и погода № 5-6. Л.: 1927. C. 129.
  5. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М., 1995. 768 c.
  6. Чижевский А.Л. Земля и космос. Земное эхо космических бурь. М.: Академический проект, 2014. 274 с.
  1. Bukurova A.V. Astrology in the light of modern trends in the development of science // Bulletin of the Humanities University № 2. 2013. Page: 150-154.
  2. Feyerabend P. Farewell to Reason / per. s Engl. A.L. Nikiforov. Moscow: AST: Astrel, 2010. 477 paged (Philosophy).
  3. Chibisov S.M. Space and the biosphere: the influence of magnetic storms on the chronostructure of biological rhythms. // Bulletin of the peoples ' friendship University of Russia № 3. Series: medicine. M.: 2006. Page: 35-44.
  4. Chizhevsky L. Astrology of our days // Climate and weather № 5-6. Leningrad: 1927. Page: 129.
  5. Chizhevsky L. Cosmic pulse of life, Moscow, 1995. 768 pages.
  6. Chizhevsky L. Earth and space. Earth echo of cosmic storms, Moscow: Academic project, 2014. 274 pages.