Аннотация: В статье рассматривается отношение российской общественности к Международному Обществу Сознания Кришны.

Ключевые слова: Вайшнавизм, Кришнаизм, МОСК, Прабпухада

Российское Общество Сознания Кришны существует уже более тридцати лет и является едва ли не самым крупным в мире, насчитывая в своих рядах десятки тысяч человек. Основатель Международного Общества Сознания Кришны Абхай Шрила Прабхупада. Родился в Калькутте в состоятельной религиозной семье, получил престижное образование (Шотландский церковный колледж). Закончив колледж, занимался семейным фармацевтическим бизнесом, был прекрасным семьянином, придерживался взглядов Ганди, пока не встретил своего духовного гуру, который просил его проповедовать учение Кришны на английском языке на Западе, несмотря на оккупацию Индии англичанами; ведь правительства и режимы приходят и уходят, а божественная истина вечна. Так или иначе, но лишь потеряв бизнес, семью, ну и интерес к материальному миру в целом, Абхай решился, будучи уже очень пожилым человеком (в возрасте 69 лет), сесть на корабль до Америки. Среди кришнаитов существует легенда, что Прабхупада плыл в трюме, имея 12 долларов в кармане. Но есть документы, которые свидетельствуют о том, что спонсоры оплатили ему каюту первого класса. Благодаря своему таланту проповедника, комментатора и, собственно, прекрасному английскому языку, Абхай сумел в короткое время найти сторонников и последователей среди молодежи и в 1966 году основать Международное Общество Сознания Кришны. Через несколько лет представительства общества появились почти во всех городах США, а также Западной Европы.

Зарождение Общества Сознания Кришны в России началось с того момента, как Свами Прабхупада в 1971 году, незадолго до смерти, посетил Москву [1, c. 316], где познакомился с известным исследователем Индии, Котовским Г.Г. и «первым русским кришнаитом», Анатолием Пиняевым. Позднее МОСК на территории СССР существовал в «подполье». Андропов Ю. В. сделал заявление [2], в котором обозначил движение кришнаитов, как «наиболее реакционную группу». Вслед за этим начались репрессии, например, Анатолий Пиняев был несколько раз отправлен на принудительное лечение в психиатрический диспансер.

Расцвет движения на территории России пришёлся на конец восьмидесятых – начало девяностых. После изменения политики государства и последующего его распада, люди заинтересовались новыми идеями, в том числе и религиозными практиками. Таким образом, Общество Сознания Кришны в России приобретало новых сторонников и начало проявляться в массовой культуре (например, в творчестве группы Аквариум).

В нашей работе мы выдвинули гипотезу, что появление необычного и яркого религиозного течения на улицах нашего города могло поспособствовать толерантности общества, разрушению стереотипа «не такой – стало быть плохой», и пробудить интерес в изучении практик и традиций разных народов. Мы также хотели выяснить влияние Москвы как современного мегаполиса на Общество Сознания Кришны.

Для выяснения взаимного влияния и для подтверждения или опровержения нашей гипотезы мы выбрали несколько инструментов:

  • изучение статей специалистов-религиоведов;
  • анализ статей журналистов об Обществе Сознания Кришны;
  • интервью с московскими кришнаитами;
  • анонимный опрос в интернете.

В процессе работы в интервью и опросах, для исключения отрицательной коннотации, мы не использовали слово секта.

Основываясь на интервью с тремя представителями Общества Сознания Кришны, и просмотрев информацию из открытых источников, а именно СМИ и социальных сетей, мы получили информацию об устройстве организации. В каждом регионе существует коллегиальный орган управления Обществом. Члены МОСК утверждают, что нет никакого центрального финансирования, но есть открытые источники, из которых точно известно о существовании банка ББТ [5], который финансирует покупку недвижимости, издание литературы и проведение мероприятий. Есть ашрамы (сейчас они располагаются в загородных коттеджах), в которых живут и работают монахи-кришнаиты, есть прихожане в миру. Монахи соответственно живут в аскезе, целибате, проповедуют веганство и занимаются религиозными практиками. Для монахов существуют жесткие правила. Обычные прихожане могут идти к Кришне различными путями. Например, если человек не может не есть мяса, он старается читать мантры, не принимать одурманивающих средств и не практиковать недозволенный секс (не для рождения ребенка). То есть делает приемлемое, то, что позволяет ему тело в нынешнем воплощении. Это удлиняет путь к богу, но все равно считается, что человек праведник. Потому что человек на правильном пути, и он рано или поздно встретится с Кришной. То есть система чрезвычайно гибка.

Также были отвергнуты кастовые и националистические догмы предположительно с целью привлечения людей любых национальностей и социальных групп. Идя в ногу со временем и привлекая все больше последователей, учение постоянно претерпевает изменения. Например, определенные мантры необходимо было раньше произносить ежедневно 64 раза (а у неофитов это занимало около 8 часов). Сначала их количество снизили до 32, а потом и вовсе до 16 раз. Недавно было принято решение, что гуру может стать женщина, что раньше было абсолютно немыслимо.

Итак, цель последователей Кришны – найти личные отношения с богом, поскольку Кришна единственный, кто позволяет человеку вступать с собой в такие отношения. Метафору такой любви мы можем найти в книгах Прабхупады: «Генерал, командующий огромной армией, посреди сражения закрывается в своем кабинете и позволяет себе быть лошадкой в игре с маленьким внуком». Это любовь, порой экстатическая любовь, абсолютное доверие, жертвенность и стремление к близости. Аватари бога метафорически – свеча, от которой зажигаются все остальные свечи. Как бы пантеон богов ни был огромен, но бог един. Таким образом, вайшнавизм близок к единобожию. При этом сами кришнаиты декларируют преемственность индуистской религии, как самой древней и несущей божественную истину. Кришнаиты, основываясь на авторитете Вед и Пуран, считают, что дживы (то есть отделенные души) в материальной Вселенной проходят через процесс духовной эволюции, последовательно воплощаясь в более и более развитых телах. А совершенное же человеческое тело позволит пройти путь духовного совершенства и возвратиться после смерти в вечную обитель Кришны в духовном мире – Голоку.

Появление кришнаитов на улицах Москвы можно охарактеризовать, как яркое. Поющие, танцующие, счастливые люди в необычных одеждах, охотно вступающие в беседу, раздающие литературу и прасад. В отличие от ортодоксального православия и квазирелигиозного марксизма-ленинизма, кришнаиты, как могло показаться, были очень живыми и могли вызвать неподдельный интерес горожан.

Анализируя материалы, мы отметили, что разрастание МОСК и других нетрадиционных религиозных течений на территории Москвы, помимо увеличения культурного разнообразия, вело к межконфессиональным дискуссиям. Главным противником подобных течений были представители Российской Православной Церкви. Среди основных претензий к МОСК можно выделить следующие:

  • представители вайшнавизма спекулируют на заинтересованности молодого поколения в культуре Индии и других восточных государств. Хотя учение, собственно, не может быть частью индуистской традиции в силу её особенностей;
  • учение МОСК является несуразным синтезом идей всех известных религий, и его представители вводят людей в заблуждение, ссылаясь на близкие их культурному коду идеи и облекая их в восточную оболочку;
  • в отношении кришнаизма неоднократно применяется термин «секта», что вызывает ассоциацию с такими организациями, как Церковь Саентологии или Свидетелей Иеговы, а также с радикальными деструктивными сектами, с историей которых связана череда громких преступлений.

Одним из самых ярких моментов, иллюстрирующих неприязнь со стороны представителей РПЦ к МОСК, является скандал, разросшийся вокруг идеи о постройке кришнаитского храма. В 2004 году было снесено здание на Хорошёвском шоссе, которое было центром Российского Общества Сознания Кришны. Появилась необходимость поиска нового здания, и был разработан проект будущего храма. Однако данная инициатива встретила сопротивление со стороны православной общественности. Здание обещало стать достаточно крупным религиозным центром, были найдены инвесторы, которые вложили крупные суммы в постройку этого храма. Многие православные деятели высказались против этого проекта, ссылаясь на то, что это акт религиозной экспансии. Особенно примечательно обращение уфимского архиепископа Никона [7]. Он обратился к действующему тогда мэру Москвы Лужкову с требованием запретить постройку храма, однако за кришнаитов вступилась индийские религиозные деятели, политики и бизнесмены. В конечном итоге проект здания был одобрен с целью наладить российско-индийские отношения и в 2012 году члены МОСК провели церемонию, посвящённую началу строительства храма. До сих пор храм так и не был построен, и предпринимались все новые попытки запретить строительство.

Данный конфликт, разразившийся в начале XXI века, стал причиной появления множества материалов, отражающих отношение московской общественности к МОСК. Среди них многочисленные материалы СМИ, которые могут стать интересной основой для исследования вопроса об Обществе Сознания Кришны на территории РФ.

В процессе проведенной работы мы поняли, что Общество Сознания Кришны в Москве частично изменило способ и стилистику своей миссионерской деятельности. Из центра города Храмы и ашрамы переместились в подмосковные коттеджи. Шествия в основном проходят в рамках фестивалей Индийской Культуры, где изначально люди доброжелательно настроены к представителям этого течения. Есть сети ресторанов, связанные с МОСК. Но большая часть деятельности переместилась в интернет, где работают первоклассные дизайнеры, SMM-щики, ЗОЖ-проповедники, журналисты и религиоведы. Нынешняя Москва стала крепким орешком для Общества Сознания Кришны, так как любые мероприятия требуют согласования.

Для того, чтобы использовать результаты нашего опроса в качестве серьёзного аргумента для подтверждения или опровержения нашей гипотезы, массива полученных данных пока недостаточно, из-за небольшого количества участников. В анонимном опросе приняли участие 20 человек. Из них: 10 в возрасте от 20 до 25 лет (пять девушек и пять юношей), 10 участников от 35 до 40 лет (восемь женщин и двое мужчин).

По полученным данным наша гипотеза скорее не подтверждается, так как в ходе опроса не наблюдается взаимосвязь между отношением людей к МОСК и непосредственной встречей с представителями данной религиозной группы. Однако надо отметить, что больше 60% опрошенных скорее настроены дружелюбно по отношению к кришнаитам.

Результаты опроса приведены на рисунках 1-3.

Рис. 1. Ответы на вопрос Как Вы относитесь к членам общества сознания Кришны?

Рис. 1. Ответы на вопрос «Как Вы относитесь к членам общества сознания Кришны?»

Рис. 2. Ответы на вопрос Видели ли вы на улицах членов общества сознания Кришны?

Рис. 2. Ответы на вопрос «Видели ли вы на улицах членов общества сознания Кришны?»

Рис. 3. Ответы на вопрос Какие эмоции вызвала у вас встреча с кришнаитами?

Рис. 3. Ответы на вопрос «Какие эмоции вызвала у вас встреча с кришнаитами?»

Журналисты преимущественно пишут об Обществе либо как о деструктивной секте, либо как о нелепом явлении, не вписывающемся в привычную картину мир. Иллюстрировать отношение СМИ к кришнаитам может, например, статья на Credo Press «Кришна без крыши» [6].

Религиоведческие статьи чуть более объективны, но опять же, полны отрицательных оценок, непримиримости и сочувствия людям, которые исповедуют данное религиозное течение. Из недавних работ интересна статья Ясной Т.В, «Международное общество сознания Кришны как участник глобализации культур» [4, с. 178-184]. В ней МОСК рассматривается, как фактор распространения индийской культуры на территории России. Однако в данной статье автор также приходит к выводу, что данный процесс вызывает сопротивление со стороны Российских граждан. Примечательна также работа Дерягиной Е.Э. «К вопросу о «традиционности» российского кришнаизма» [3, с. 105-113]. В ней автор доказывает, что кришнаизм не может восприниматься, как традиционная российская религия и не допускает возможность интеграции идей данного религиозного течения в российскую культуру.

Между тем, сами опрошенные вайшнависты считают себя счастливыми людьми, большая часть из них находят удовлетворение в работе на благо Организации, любви к Кришне, а главное в общении со своими единомышленниками. Они испытывают абсолютную терпимость и доброжелательность к другим религиозным и этическим учениям, москвичам и людям в целом.

Ментальность людей меняется крайне медленно, возможно, не меняется десятилетиями. Все, что не нельзя идентифицировать, как «наше», чаще всего воспринимается негативно. Однако данный вывод пока не может являться окончательным, и данная тема определённо требует дальнейшего исследования.


Metropolis and the Society for Krishna Consciousness.

Batkov D.S.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Lepenkova M.V.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Annotation: The article examines the attitude of the Russian public towards the International Society for Krishna Consciousness.
Keywords: Vaishnavism, Krishnaism, ISKCON, Prabpuhada.


  1. Андерсон Д. Движение Харе-кришна в СССР // Религия в коммунистических странах. 1986. с. 316-317.
  2. Андропов Ю.В. Памятные послания // Журнал «Коммерсантъ Власть» №31 от 10.08.2009, стр. 47. (дата обращения: 20.12.2020).
  3. Дерягина Е.Э. К вопросу о «традиционности» российского кришнаизма // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009.Т.27. № 4. С.105-113.
  4. Ясная Т.В. Международное общество сознания Кришны как участник процесса глобализации культур// Концепт: философия, религия, культура. 2019. № 4(12) С.178-184.
  5. ББТ как банк Международного общества сознания Кришны // Инфопедия (дата обращения: 22.12.2020).
  6. Кришна без крыши // Credo Press (дата обращения: 24.12.2020).
  7. Ответ архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона (Васюкова) // Русская линия (дата обращения: 23.12.2020).
  1. Anderson D. Hare Krishna Movement in the USSR // Religion in Communist’s Lands. 1986 Page: 316-317.
  2. Andropov Yu. V. Memorable messages // Kommersant Power magazine № 31 of 10.08.2009, Page: 47. (date of the address: 20.12.2020).
  3. Deryagina, E.E. On the question of the «traditionalism» of Russian Krishnaism // State, religion, church in Russia and abroad. 2009.T.27. № 4. Page.105-113.
  4. Yasnaya, T.V. International Society for Krishna Consciousness as a Participant in the Process of Globalization of Cultures // Concept: philosophy, religion, culture. 2019. № 4 (12) Page:178-184.
  5. GBT as a bank of the International Society for Krishna Consciousness // Infopedia (date of the address: 22.12.2020).
  6. Krishna without a roof // Credo Press (date of the address: 24.12.2020).
  7. Answer of Nikon (Vasyukov), Archbishop of Ufa and Sterlitamak // Russian line (date of the address: 23.12.2020).