Аннотация. Статья посвящена анализу относительно новой в современном образовании технологии «перевернутый класс» или «flipped classroom». Дается определение данного понятия, перечисляются принципы использования «перевернутого класса», а также описывается использование интернет-ресурсов в организации «перевернутого» урока английского языка у старших школьников.

Ключевые слова: «перевернутый класс», технология, принципы обучения, интернет-ресурсы, видеолекция, интернет, урок

Технология «перевернутого урока» отлично зарекомендовала себя как разновидность смешанного обучения, главная особенность которой заключается в том, что с теоретической частью занятия обучающийся знакомится в комфортных для него домашних условиях, тогда как на практическую отработку полученных знаний выделяется классное занятие.

Идея «перевернутого урока» существовала еще до возникновения данного термина; в 90-е годы Г. Мазур, Э. Кинг, С. Ханн рассуждали о том, что привычную схему обучения, где в классе обучающемуся предоставляется лекционный материал, а до самой «сути» он доходит, выполняя домашнее задание и не имея при этом возможности проконсультироваться с преподавателем, нужно «перевернуть» и дать возможность отрабатывать материал под присмотром педагога, однако, самыми успешными популяризаторами данной концепции являются Джон Бергман и Аарон Самс [3].

«Flipped classroom» представляет собой новую методическую стратегию преподавания, так как сочетает традиционные аудиторные занятия под контролем преподавателя и современные технологии. Ведение урока по технологии «перевернутого класса» является актуальным и имеет позитивный отклик у обучающихся, так как идет в ногу со временем. Дело в том, что современные обучающиеся лучше понимают язык технологий и интернета, который и используется в «перевернутом классе». Преимущество данной технологии в комбинировании традиционного классного занятия, эффективность которого проверена годами, и современных цифровых средств [4].

Основной принцип «перевернутого урока» состоит в том, чтобы поменять местами домашнюю работу и работу на уроке, выделяя ценное аудиторное время на совершенствование полученных навыков. Популяризаторы технологии считают, что куда важнее не преподнести материал обучающимся, подробно объяснить его, прочитав лекцию, а отработать его на практике. Дж. Бергман и А. Самс убеждены, что учитель куда более полезен в роли наставника, который направляет обучающихся в нужное русло, систематизирует полученную информацию и контролирует ее усвоение, восполняя пробелы, возникающие в ходе выполнения упражнений непосредственно на занятии [8]. Ведение урока по технологии «перевернутый класс» способствует реализации актуального в настоящее время личностно-ориентированного или индивидуализированного подхода. Благодаря тому, что обучающийся самостоятельно знакомится с предлагаемым материалом, ему предоставляется возможность выбрать комфортный темп обучения. Так, разница между более сильными и слабыми обучающимися на практике сводится к нулю. Те, кому нужно немного больше времени для освоения материала, могут просмотреть лекцию заново, или остановиться на непонятных моментах, подробнее их изучить и достичь более точного понимания, при этом не отнимая ограниченное время аудиторных занятий [1].

Ведение «перевернутого» занятия исключает возникновение неловкости и незаинтересованности на уроке со стороны обучающихся. Они имеют возможность заранее подготовить вопросы по изученной дома лекции, предоставленной в удобном формате, и тем самым, каждая минута очного занятия пройдет с максимальной продуктивностью и вовлеченностью.

«Flipped classroom» во многом опирается на коммуникативный подход. Преподаватели стремятся организовать работу на занятии таким образом, чтобы вовлечь наибольшее количество обучающихся в дискуссию и активное выполнение практических заданий. У преподавателя есть возможность организовывать коллективную и парную работу, осуществлять фронтальный контроль и мешать более сильных и слабых обучающихся, позволяя им обучать друг друга [2].

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями нуждаются в личностно-ориентированном подходе, так как ввиду состояния здоровья или иных факторов на усвоение изучаемого материала им может потребоваться большее количество времени и более детальное объяснение. Благодаря возможности изучить подготовленный материал в удобном для них темпе и условиях, обучающиеся с ООП успешно готовятся к уроку наравне со сверстниками, не испытывая при этом трудностей. Реализация концепции инклюзивного образования происходит более эффективно благодаря принципам организации «перевернутого урока» [5].

Внедрение концепции «перевернутого класса» дает преподавателю возможность проявить себя с творческой стороны, так как в его распоряжении оказывается большое количество ресурсов, в том числе и интернет-ресурсов. Известно, что для более эффективного усвоения материала обучающимися нужно давать информацию в той форме, которая является для них наиболее актуальной и востребованной [7]. В данном случае, использование интернет-технологий на занятии по английскому языку является для них наиболее интересным.

Для создания и организации «перевернутого урока» необходим компьютер или любое другое устройство, позволяющее просмотреть записанную заранее видеолекцию по изучаемому материалу, и желателен выход в интернет. Ранее, когда технология только зарождалась, ее основатели самостоятельно записывали лекции, направляя на себя камеру во время аудиторного занятия. Но не каждый преподаватель чувствует себя уверенно перед камерой и может четко и корректно изложить свою мысль, не видя реакции обучающихся. Сейчас обучающий может спокойно воспользоваться заранее составленными и подготовленными материалами.

Такие ресурсы как Академия Хана, Интернет-урок, МЭШ, Лекториум, популярный видеохостинг Youtube предоставляют большое количество видеоматериала на любую тему в открытом доступе. Для проведения урока по английскому языку преподаватели могут использовать видео, взятые с сайтов EngVid.com, LinguaLeo, Puzzle English, Coursera, TED. Для наибольшей вовлеченности на уроке преподаватель может пользоваться онлайн-карточками Quizlet для отработки лексики, ресурсами Google classroom, Yandex Учебник, платформой Padlet и приложениями Plickers и Socrative, успешно внедренными в концепцию «перевернутого класса».

Использование интернет-ресурсов в обучении английскому языку актуально как для младших школьников, так и для основной общей ступени образования. Вышеперечисленные платформы и приложения позволяют разнообразить учебный процесс и сделать изучение языка максимально удобным и интересным за счет привнесения элемента игры.

Таким образом, можно сделать вывод, что технология «перевернутый класс» является хоть и не новой, но довольно инновационной в обучении английскому языку. Изначально предназначенный для помощи отстающим от программы в связи с болезнями или спортивными мероприятиями обучающимся, «перевернутый класс» стал востребованным и эффективным и в классическом обучении. Благодаря технологии, основным принципом которой является смена местами предоставления теории и практики, обучающимся становится комфортнее находиться на занятии, так как они могут быть уверены в том, что получат ответы на свои вопросы и преподаватель обязательно проконтролирует правильность выполнения заданий. Более того, обучение по такой схеме позволяет минимизировать разницу в знаниях между обучающимися и организовать деятельность в классе так, чтобы обеспечить максимальный уровень взаимодействия и взаимопомощи на уроке.

Как правило, грамматический материал дается обучающимся наиболее тяжело. А ведение урока по технологии «перевернутый класс» способно облегчить понимание темы и сделать урок более разнообразным и практически направленным. Так, для введения и отработки важной в 10 классе темы «Conditionals 1,2,3 + wish clauses» был разработан конспект «перевернутого» урока и практические упражнения на основе УМК «Spotlight» 10 класс, авторов В. Эванс, Дж. Дулли, Б. Оби, О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой. Согласно разработанному плану занятия, целью которого является овладение грамматическим аспектом английского языка – употребление форм Conditionals + wishes, основной теоретический материал изложен в коротком видеоролике, ссылка на который предварительно отправляется обучающимся. Далее, непосредственно на аудиторном занятии, преподаватель кратко обозначает общие положения темы и начинает разбирать с обучающимися непонятные моменты. Затем, происходит отработка материала, посредством выполнения подготовленных преподавателем практических заданий. Преподаватель старается внедрять различные виды работы, опрашивать обучающихся по отдельности, организовывать парную и групповую работу на уроке. А самое главное, что во время выполнения обучающимися заданий, преподаватель следит за правильностью их выполнения и на ходу корректирует возникающие ошибки и трудности. Основное отличие и преимущество ведения урока по технологии «перевернутый класс» от традиционного занятия заключается в элементе новизны, выраженном через предоставление короткой видеолекции с использованием интернет-ресурсов и в отведении практической отработки знаний большей части занятия, что в перспективе способно дать положительные академические показатели у обучающихся, а также способствовать проявлению интереса к изучению английского языка.

Для преподавателя, «перевернутый класс» – способ проявить творческий подход в организации занятия, составить авторский курс лекций или взять готовые материалы, пользуясь интернет-ресурсами. Ведение такого занятия позволяет преподавателю стать консультантом на уроке, выявлять пробелы в знаниях обучающихся в ходе выполнения заданий и своевременно их восполнять. Полностью контролируя практическое усвоение приобретенных знаний, можно добиться большего успеха в усвоении материала, чем на традиционном классном занятии. А использование интернет-технологий делает процесс обучения английскому языку еще более эффективным и познавательным для обучающихся, так как они начинают получать информацию в наиболее привычном и комфортном для них формате.


«Flipped classroom» in teaching English at high school level

Tumanova E.E.
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Molchanova Maria Alexandrovna
Associate Professor, Deputy Head for Scientific Work, Department of English Studies and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. The article is dedicated to the analysis of the relatively new technology called a «flipped classroom». The paper defines the notion of the «flipped classroom», lists the main principles of implementing it and describes the application of internet-resources in arranging a «flipped» English class for senior pupils.
Keywords: «flipped classroom», technology, teaching principles, internet-resources, video lecture, the internet, the lesson.


  1. Альпаков В.Г. Использование современных средств обучения и интернет-технологий в обучении иностранным языкам // Отечественный и зарубежный опыт. 2012. №1 С. 71-75.
  2. Гладких Д.С. Использование технологии Flipped classroom при обучении иноязычной письменной речи в старшей школе // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2018. № 14. С. 118-123.
  3. Енбаева Л.В. Технология Flipped classroom на уроке английского языка. 2017. С. 131-135.
  4. Ишханова Н.И. «Flipped Classroom» в современном образовании (на примере занятий по английскому языку) // Профессиональная коммуникация и мультикомпетентность. 2015. №5. С. 57-64.
  5. Кулиева О.Н. Перевернутая классная комната (Flipped classroom) как учебная стратегия смешанного обучения // Роль университетского образования и науки в современном обществе. 2019. С. 363-369.
  6. Сороковых Г.В Интерактивные технологии в иноязычном образовании: исследование стратегий и опыта применения / Г.В. Сороковых, Х.Х. Каппушева, Н.И. Герасимова, Е.А. Олейникова, И.П. Короткова, Е.А. Баранова, И.А. Наджафов. Коллективная монография. Москва, 2013. 172 с.
  7. Фукна А.Е. Некоторые особенности обучения английскому языку в старших классах средней школы // Научные горизонты. 2019. № 11. С. 103-108.
  8. Bergmann J. Flip Your Classroom: Talk To Every Student In Every Class Every Day / J. Bergman, A. Sams. – Washington, DC: ISTE, 2012. 113 с.
  9. Marshall H. Three reasons to flip your classroom // Bilingual Basics. 2013. URL: http://newsmanager.commpartners.com/tesolbeis/issues/2013-08-28/6.html (дата обращения: 11.11.2020).
  1. Alpakov V.G. The use of modern teaching tools and Internet technologies in teaching foreign languages // Domestic and foreign experience. 2012. №1. Page: 71-75.
  2. Gladkikh D.S. The use of Flipped classroom technology in teaching foreign language writing in high school // Problems of Romano-Germanic philology, pedagogy and methods of teaching foreign languages. 2018. № 14. Page: 118-123.
  3. Enbaeva L.V. Tekhnologiya Flipped classroom technology in an English lesson. 2017. Page: 131-135.
  4. Ishkhanova N.I. «Flipped Classroom» in modern education (on the example of English classes) // Professional communication and multi-competence. 2015. №5. Page: 57-64.
  5. Kulieva O.N. Flipped classroom as a blended learning strategy // The role of university education and science in modern society. 2019. Page: 363-369.
  6. Sorokovikh G.V. Interactive technologies in foreign language education: research of strategies and application experience. / G.V. Sorokovykh, Х.Х Kappusheva, N.I. Gerasimova, Е.А. Oleynikova, I.P. Korotkova, Е.А. Baranova, I.A. Nadzhafov. – Kollektivnaya monografiya. Moskva, 2013. 172 pages.
  7. Fukina А.Е. Some features of teaching English in high school // Scientific Horizons. 2019. № 11. Page: 103-108.
  8. Bergmann J. Flip Your Classroom: Talk To Every Student In Every Class Every Day. Washington, DC: ISTE, 2012. 113 pages.
  9. Marshall H. Three reasons to flip your classroom. // Bilingual Basics. 2013. URL: http://newsmanager.commpartners.com/tesolbeis/issues/2013-08-28/6.html (date of the address: 11.11.2020).