Аннотация: В статье разбираются основные составляющие электронной образовательной среды. Представлены компоненты указанной среды. Даётся определение данного понятия и его характеристика. Делается вывод о важных дидактических функциях электронной образовательной среды.

Ключевые слова: электронная образовательная среда, образовательная среда, субъект педагогической деятельности, ИКТ-компетенция, субъектно-деятельностный подход.

XXI век привнёс значительные перемены во многие сферы деятельности человека. Общество постепенно переходит от индустриального этапа развития к информационному. Появляются такие понятия, как «глобализация», «информатизация» и «цифровизация». Одной из первых сфер, подвергнутых изменениям, является сфера образования. «Среди актуальных вопросов и задач, которые ставит перед собой современная лингводидактика связаны с разработкой теоретических основ и практических аспектов формирования и совершенствования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся на основе индивидуализации и дифференциации образовательной парадигмы. В этой связи создание особой креативной среды цифрового поля в рамках иноязычного образования остаётся приоритетной задачей обучения и воспитания средствами языка» [9, с. 146]. «Общепризнано, что глобальная сеть стала неотъемлемой частью нашей действительности. Сегодняшние студенты – это новое поколение, выросшее в условиях компьютеризации жизни. Они принадлежат к так называемому Net Generation (Internet-поколение). Использование новых информационных технологий, Internet-ресурсов способствуют реализации личностно ориентированного подхода в обучении с учетом уровня обученности студентов, их способностей, склонностей и т.д. [2, с. 143].

Задача современного образования заключается в том, чтобы обеспечить ученику комфортное пребывание в информационной среде, познакомить его с информационной культурой. Именно поэтому внедрение электронных технологий в образовательную среду представляется столь необходимым.

Задачей любого государства является доступное и качественное образование. Использование ИКТ, «обеспечивающих максимальную субъектность деятельности, осмысление и рефлексию деятельности учения, переход к самообразованию и самовоспитанию (Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьева)» [3, с. 203], значительно облегчает задачу, поставленную перед педагогами – дать всем ученикам возможность обучаться на равных условиях. Имея доступ к сети Интернет, ребёнок может заниматься саморазвитием и иметь столько информации, сколько ему требуется. Но, для того, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с информацией, необходимо создание специальной образовательной среды. Само по себе понятие «образовательная среда» является многогранным, и к его определению существует большое количество подходов. Педагогический терминологический словарь даёт следующее определение образовательной среды: «часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов» [5]. Образовательная среда рассматривается как «совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности.» [11, с. 133]. Более того, образовательная среда имеет несколько уровней своей реализации, которые тесно взаимосвязаны между собой. На глобальном уровне образование рассматривается с точки зрения общемирового развития, региональный уровень направлен на систему образования одной страны, а локальный – на конкретное образовательное учреждение.

При создании, непосредственно, электронной информационно-образовательной среды, образовательные учреждения должны ориентироваться на Федеральный закон «Об образовании», в котором прописаны условия её реализации. Электронная информационно-образовательная среда включает в себя три основных блока:

  1. Официальный сайт образовательной организации;
  2. Электронная библиотека;
  3. Электронная образовательная среда [1, с. 92].

Если рассматривать компоненты образовательной среды, то необходимо упомянуть такие понятия, как субъект и объект педагогической деятельности. Первоначально, под субъектом понимался только учитель, как носитель активных знаний, которые он мог бы передать ученику. Но позже и обучающийся также стал восприниматься как субъект педагогической деятельности. Разделяя позицию Сороковых Г.В. отметим, что «субъектно-деятельностный подход в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе представляет собой способ познания и организации деятельности, направленной на формирование личности обучаемого как самоорганизующегося субъекта, способного самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность и осознанно управлять ею, брать на себя ответственность за результаты своих действий и поступков. Субъектно-деятельностный подход реализуется через активность, творчество, креативность, новейшие инновационно-информационные образовательные и педагогические технологии, через процесс самообразования» [7, с. 17].

Здесь необходимо отметить, что и учитель, и ученик, изначально являются субъектами учебной деятельности, представляя в совокупности общественный субъект, а именно сообщество педагогов и учеников. Субъект всегда является первичным, и под него уже подстраивается среда, в нашем случае образовательная, которая имеет определённую значимость. Именно поэтому сейчас с переходом общества в эпоху цифровых технологий и изменением потребностей субъекта образования (ученик, учитель, администрация школы, родители, органы управления образованием) возникает необходимость в изменении образовательной среды. Речь идёт о её информатизации. Появляется такое понятие, как электронная образовательная среда.

Переход от традиционного обучения к смешанному с использованием электронных технологий – процесс трудоёмкий и долгий. Необходимо учитывать все составляющие, чтобы субъекты образовательного процесса могли получать качественное образование. Но не только ученики должны иметь возможность получать знания, но и учителям надо умело использовать современные электронные средства для предоставления информации. Для этого необходимо ещё на этапе подготовки кадров развивать ИКТ-компетенцию. Наиболее точное определение данной компетенции дала О.Б. Зайцева, обозначив её как «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств» [4, с. 8]. Это значит, что каждый будущий учитель должен уметь самостоятельно собирать, анализировать и обрабатывать информацию, полученную при помощи технических средств, т.е. используя мультимедиа технологии, «совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно нескольким органам чувств. При этом информация предстает в наиболее привычных для современного человека форм; аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления) (М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков)» [3, с. 216].

Как полагают ученые «цифровая грамотность учителя как составляющая характеристики «мобильность обучения» может быть определена как способность педагога эффективно использовать цифровые технологии, коммуникационные и сетевые инструменты для доступа, управления, интеграции, оценки и создания учебной информации для функционирования полученных знаний в рамках разнообразного межкультурного общения» [10, с. 204].

Не стоит забывать, что электронное обучение требует своих методов реализации, ведь на дистанционном или онлайн-облучении традиционные подходы не будут иметь должного эффекта. Создаются различные методики, с помощью которых учителя могут преподавать, используя современные технические средства. На сегодняшний день при осуществлении онлайн обучения активно используются такие интерактивные методы, как вебинар, презентация, мозговой штурм, мастер-класс, метод проектов, тренинг и т.п.

Электронная образовательная среда осуществляется разными образовательными организациями по-разному. Помимо очного обучения используются специальные платформы, которые обеспечивают доступ любому обучающемуся и педагогу к занятиям при этом находясь в любой точке мира с выходом в сеть Интернет. Данные платформы можно разделить на две основные группы: программы для онлайн обучения, такие как Google Meet, Google Hangouts, Microsoft Teams, Zoom, Skype и т.п., которые обеспечивают обучение в режиме реального времени (видеоконференции); программы для дистанционного обучения, такие как Google Classroom, Moodle, Ё-СТАДИ, iSpring Online и т.п., которые помогают ученикам не отставать от школьной программы, выполнять задания, прикреплённые учителем, следить за своей успеваемостью, быть на связи с педагогом. Благодаря перечисленным платформам педагог может предоставлять ученикам необходимую для обучения информацию в виде ссылок, файлов, презентаций, приложений, таблиц, а также осуществлять педагогическую деятельность онлайн при непосредственном контакте с обучающимся. Естественно для этого необходимо программное обеспечение. Это могут быть стационарные компьютеры, ноутбуки, планшеты, электронные доски, требующие своевременного технического обслуживания.

Возвращаясь к электронной образовательной среде, необходимо отметить, что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» электронное обучение – это «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [13]. Использование электронных образовательных ресурсов (далее – ЭОР), таких как МЭШ, LearningApps, EdPuzzle, Thinglink и т.п. заметно влияет на мотивацию обучающихся, толкая их на самостоятельный поиск информации, у них также развиваются творческие и аналитические способности. Более того, электронная образовательная среда необходима для инклюзивного обучения.

На официальном сайте образовательной организации должна быть представлена основная информация о ней: документы, сертификаты, контакты, педагогические работники, сведения о дополнительном образовании, дополнительные сведения, профильное обучение, медицинское обслуживание, финансово-хозяйственная деятельность. Также может быть добавлены разделы актуальных новостей образовательного учреждения, галерея, электронные сервисы, блоги и т.п.

Помимо этого, необходимо наличие электронной библиотеки, оказывающей дополнительную информационную поддержку в процессе учебной деятельности. Учебные издания, предоставляемые электронной библиотекой должны соответствовать современным требованиям образовательных стандартов. Все преподаватели и ученики должны иметь доступ к содержимому из любой точки, используя сеть Интернет. Кроме этого, электронная библиотека может содержать полезную литературу и дополнительные ссылки на официальные онлайн-издания. Это поможет найти необходимую информацию обучающимся профильных направлений, или занимающимся дополнительным образованием, предоставляемым учебным учреждением.

Таким образом может быть осуществлено смешанное, дистанционное и заочное обучение. Электронную образовательную среду можно представить в виде взаимосвязанных и взаимосогласованных компонентов, следующим образом.

Обобщая всё вышесказанное, можно отметить, что информатизация образования и формируемая электронная образовательная среда имеют огромный потенциал для повышения качества обучения не только в учебный период, но и в течение жизни человека.

Подытоживая, отметим, что «Мультимедийная среда выполняет в процессе профессиональной подготовки учителя ряд дидактических функций, способствующих успешному становлению педагога. Например, можно отметить, что использование различных компьютерных систем с интерактивной поддержкой аудио- и видеозаписей и интерактивных средств взаимодействия позволяют работать с различными типами текстов, статическими и динамическими изображениями, применять видеоролики, использовать средства синхронной видео-интернет-коммуникации, которые позволяют обмениваться информацией в реальном режиме времени. Разнообразные онлайн-дебаты и онлайн-дискуссии успешно развивают у педагогов навыки аргументативного профессионального общения» [8, с. 10].

Преимуществами же использования мультимедийной среды являются:

  • создание комфортной среды обучения для студента;
  • повышение мотивации и создание потребности в изучении иностранного языка;
  • интенсификация и индивидуализация обучения в сочетании с лучшими возможностями для коллективной работы на уроке;
  • большие возможности наглядного предъявления языкового материала (анимированные и мультимедийные презентации в Power Point);
  • развитие всех видов речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение);
  • развитие информационной культуры личности студента;
  • совершенствование навыка самостоятельного обучения и исследования;
  • объективная оценка результатов действий студентов [2, с. 145].

Таким образом, образовательную среду можно рассматривать с широкой точки зрения, как было представлено выше, и с узкой точки зрения, как окружение одного индивида. Индивид – человек, рассматривается в образовательной среде, как саморазвивающаяся, сложная, открытая система. Данная теория раскрывается многими учёными, такими как Н.Н. Моисеев, Э.Г. Юдин, В.Г. Афанасьев, Т. Парсонс и др. и имеет общенаучное название, как теория синергетики, которая говорит о том, что в процессе обучения должны преобладать саморегуляция и самоорганизация (система открытого типа). Согласно исследованиям, развитие личности напрямую зависит от того, какие системы (открытые или закрытые) применялись в процессе обучения [12].

Characteristics and components of the electronic educational environment

Safonova M.A.
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Sorokovykh Galina Viktorovna,
Professor, Department of French Language and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor.

Annotation. The article examines the main components of the electronic educational environment. The definition of this concept and its characteristics are given.
Keywords: Electronic educational environment, educational environment, subject of pedagogical activity, ICT competence, subject-activity approach.


  1. Брыкин Ю.В. Электронная образовательная среда: нормативные и содержательные составляющие // Вестник РМАТ. 2018. №3. С. 91-94.
  2. Жаркова Т.И. Современные технологии обучения иностранному языку в неязыковых вузах // Лингвометодические аспекты профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: традиции и инновации: монография / коллектив авторов под ред. В.П. Барбашова, И.И. Климовой, М.В. Мельничук, Л.С. Чикилевой. М.: Финансовый университет, 2014. С. 136-164.
  3. Жаркова Т.И., Сороковых Г.В. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку. М.: Флинта: Наука, 2017. 320 с.
  4. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Брянск, 2002. 168 с.
  5. Педагогический терминологический словарь URL: https://gufo.me/dict/pedagogy_terms (дата обращения: 25.11.2020).
  6. Подымова Л.С., Сергеева В.П., Сороковых Г.В. Интерактивные методы обучения и воспитания в системе общего, среднего и высшего профессионального образования. Учебное пособие. М.: Тезаурус, 2011. 248 с.
  7. Сороковых Г.В. Субъектно-деятельностный подход в лингвистической подготовке студентов неязыковых вузов. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук Курск, 2004. 378 с.
  8. Сороковых Г.В. Мультимедийное пространство профессиональной подготовки учителя иностранного языка // Наука и школа. 2018. №6. С. 9-15.
  9. Сороковых Г.В. Цифровое поле межкультурного иноязычного общения студентов // Теория и практика преподавания языков и культур: традиции, новации, перспективы. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Отв. редактор Е.Я. Григорьева. 2020. С. 146-155.
  10. Сороковых Г.В. Цифровая грамотность учителя, как феномен нашего времени // Педагогический дискурс: качество речи учителя. Материалы II Всероссийской конференции. Под редакцией Л.Г. Викуловой. Москва, 2020. С. 204-210.
  11. Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. №3. С. 133-138.
  12. Учитель, личность, реформатор. Монография. Сороковых Г.В., Жаркова Т.И., Вишневская Е.М., Латыш А.Ф., Зыкова А.В. Бобунова А.С., Волкова Н.С., Нечаева Е.С., Карандасова Е.Д., Кутепова О.С., Иванова Н.В., Старицына С.Г., Шаманова Х.Х. / Под науч. ред. Г.В. Сороковых, Т.И. Жарковой. М.: УЦ «Перспектива», 2020. 280 с.
  13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.11.2020).
  1. Brykin Y.V. Electronic educational environment: normative and content components // RMAT Gazette. 2018. № 3.Page: 91-94.
  2. Zharkova T.I. Modern technologies of teaching a foreign language in non-linguistic universities // Linguometodic aspects of professionally oriented teaching of foreign languages: traditions and innovations: monograph / collective of authors edited by V.P. Barbashov, I.I. Klimova, M.V. Melnichuk, L.S. Chikileva. M.: Financial University, 2014. Page: 136-164.
  3. Zharkova T.I., Sorokovykh G.V. Thematic dictionary of methodological terms in a foreign language. M.: Flinta: Nauka, 2017. 320 pages.
  4. Zaitseva O.B. Formation of information competence of future teachers by means of innovative technologies: author's abstract of dis. ... cand. ped. science: 13.00.08. Bryansk, 2002. 168 pages.
  5. Pedagogical terminology dictionary URL: https://gufo.me/dict/pedagogy_terms (date of the address: 25.11.2020).
  6. Podymova L.S., Sergeeva V.P., Sorokovykh G.V. Interactive methods of teaching and upbringing in the system of General, secondary and higher professional education. Textbook. Moscow: Thesaurus, 2011. 248 pages.
  7. Sorokovykh G.V. Subject-activity approach in the linguistic training of students of non-linguistic universities. Dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences. Kursk, 2004. 378 pages.
  8. Sorokovykh G.V. Multimedia space of foreign language teacher’s professional training // Science and school, 2018, № 6. Page: 9-15.
  9. Sorokovykh G.V. Digital field in intercultural foreign language communication of students // Theory and practice of teaching languages and cultures: traditions, innovations, prospects. Materials of the IV International scientific and practical conference. Edited by E. Y. Grigorieva. 2020. Page: 146-155.
  10. Sorokovkh G.V. Digital literacy of teachers as a phenomenon of our time // Pedagogical discourse: the quality of teacher's speech. Materials of the II all-Russian conference. Edited by L.G. Vikulova. Moscow, 2020. Page: 204-210.
  11. Tarasov S.V. Educational environment: concept, structure, typology // Leningrad state University named A.S. Pushkin Gazette. 2011. № 3. Page: 133-138.
  12. Teacher, personality, reformer. Monograph. Sorokovykh G.V., Zharkova T.I., Vishnevskaya E.M., Latysh A.F., Zykova A.V. Bobunova A.S., Volkova N.S., Nechaeva E.S., Karandasova E.D., Kutepova O.S., Ivanova N.V., Staritsyna S.G., Shamanova Kh.Kh. / Under scientific. ed. G.V. Sorokovs, T.I. Zharkova. M.: UC «Perspective», 2020. 280 pages.
  13. Federal law «About education in the Russian Federation» of 29.12.2012 № 273-FZ // ConsultantPlus URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (date of the address: 25.11.2020).