Научный руководитель: Сороковых Галина Викторовна, профессор кафедры французского языка и лингводидактики института иностранных языков ГАОУ ВО МГПУ, доктор педагогических наук, профессор
Код уникальной десятичной классификации: 81-119

Аннотация. В статье рассмотрено определение дополнительного образования школьников, выявлены особенности и описаны специфические характеристики относительно современной системы российского образования.

Ключевые слова: определение дополнительного образования школьников, характеристика дополнительного образования, особенности дополнительного образования.

Тема дополнительного образования для современных родителей и образовательной системы в целом является крайне актуальной. Посредством дополнительного образования раскрываются многие вопросы обучения для отдельных категорий учащихся, а также решаются проблемы и находятся пути реализации этих решений для специфических вопросов или всестороннего развития обучающегося, его глубокого изучения тематики. Дополнительное образование не является обязательной нормой и не входит в терминологию общего образовательного процесса, так как носит характер неформального дополнительного изучения предмета, но вместе с тем является неотъемлемой частью обучения, посредством которого учащиеся получают значимые результаты в важных для них сферах. В организациях дополнительного образования для учащихся предлагаются образовательные программы для полного удовлетворения образовательных и культурных потребностей обучающихся.

Сам термин «дополнительное образование» раскрывается многими авторами, которые считают, что данное определение появилось в 1992 году, когда им было заменено определение «внешкольное воспитание» [4]. Предполагается, что вместе с этим должно было расшириться общее образование. В рамках неформального образования «программа-концепция обучения и воспитания учащихся на основе субъектно-деятельностного подхода предполагает не только реализацию компетентностной модели, но и личностное развитие и саморазвитие обучающегося» [7, 108].

Остановимся на основах определения термина «дополнительное образование», представленных в педагогическом словаре и в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Термин «дополнительное образование» в Педагогическом энциклопедическом словаре гласит «Дополнительное образование детей – составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ [11]. При анализе данного определения обнаруживается нехватка включения цели данного образования, которая должна выявлять и провоцировать к развитию мотивацию учащегося к познанию и творчеству. А также реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах не только личности, но и общества и государства в целом. Если обратиться к определению термина «дополнительное образование» в Федеральном законе, то найдем более развернутую дополненную версию с установленными характеристиками. «Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования; Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование» [14].

Дополнительное образование является обособленной образовательной системой. Являясь «сферой иноязычного образования, которая должно стать фактором формирования новых установок личности, дополнительное образование напрямую связано с потребностью становления нового уклада жизни каждой образовательной организации. Дополнительная иноязычная образовательная среда выступает в качестве субъекта культуры, «становясь своеобразным посредником между учеником и культурой, вбирая в себя, отражая в себе основные тенденции развития современного общества и культуры, что позволяет обучающемуся приобрести начальный опыт культуры социального творчества» [1, 29]. «Дополнительное образование с его гибкими рамками, инновационными программами, междисциплинарным характером является не только: 1) площадкой для тестирования образовательных инноваций, но и важным центром 2) формирования личности школьника. Дополнительное лингвистическое образование сочетает в себе многие характеристики «школы будущего» и обладает особым потенциалом для формирования вторичной языковой личности обучающихся» [8, 262].

Дополнительное иноязычное образование имеет потенциал для поэтапного формирования вторичной языковой личности в плане освоения ею вербально-семантического и лингвокогнитивного фондов изучаемого языка» [8, 263]. Мы солидарны с авторами, которые пишут о том, что дополнительное иноязычное образование имеет специфические характеристики, а именно: 1) предоставляет возможность школьникам раскрытия своих творческих возможностей через сценическую деятельность, креативные задания, организацию тематических праздников и создание собственных проектов; 2) коммуникативная направленность дополнительного иноязычного обучения и наличие носителей изучаемого языка в качестве преподавателей сферы дополнительного образования формирует активного субъекта, способного самостоятельно принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации; 3) позволяет педагогам свободно выбирать языковой материал с учетом их возрастных, индивидуальных, интеллектуальных возможностей, что способствует развитию мотивационной сферы школьников» [8, 263].

Успешность реализации программ дополнительного образования мы видим в автономности и самостоятельности выбора учащимися траектории своего саморазвития. Что, в свою очередь предполагает согласованность тематики элективных курсов допобразования с их потребностями и требованиями ФГОС, основанным на мотивации к обучению как источнику активности и направленности личности [9, 267].

Буйлова Л.Н считает, что каждый ученый в данной тематике вкладывает в это понятие многообразные наполняющие, от чего происходит дополнение данного термина сопроводительными составляющими. Большинство склоняются к тому, что называют дополнительное образование действием, в рамках которого учащийся по собственному желанию выбирает поле познания, вытекающее за границы обязательного образования, сосредоточенное на утоление жажды интересов, развитию способностей. Данное поле знаний подает вспомогательный потенциал для духовного и физического развития. А учащийся самореализуется в условиях развивающейся среды, посредством интеллектуальных, психолого-педагогических и образовательных услуг. Таким образом и происходит этногенез личности ребенка. Формируется культура здорового и безопасного образа жизни, укрепляется физическое и психического здоровье. В предоставленном специальном образовательном пространстве происходит становление разных социальных ролей и формирования отношений, где реализовываются не только воспитывающие познавательные действия, но и появляются источники для жизненного самоопределения учащихся.

Интерес к дополнительному образованию достаточно высокий, но вместе с этим нет общедоступности для участия в разнообразных познавательных программах. Существуют государственные организации и все больше частных предприятий. Попасть в первые представляется достаточно сложным процессом, либо необходимо предоставить разнообразные подтверждающие льготные документы для участия в проектах, либо ограниченность количества мест является препятствием для записи или прохождения курса дополнительного образования. Строго ограниченные бюджетные места разбираются с молниеносной скоростью, не оставляя шанса на пробные занятия для других желающих. С введением новой системы сертификатов, некоторые бесплатные программы дополнительного образования приобретают статус платных, стоимость которых частично или полностью готово покрыть государство, но система пока настолько несовершенна, что приобретение сертификата и его корректное использование представляется крайне непростой задачей.

В связи с тем, что нет строгих критерий оформления программы и оценки качества проводимого курса, зачетные условия по дополнительному образованию устанавливаются организациями, реализовывающими данную деятельность. А соответствие диплома образовательной программы высшего образования соискателя на преподавание определяется работодателем. Благодаря введению нового закона от 08.06.2020 № 165-ФЗ к занятию педагогической деятельностью по дополнительным программам допускаются лица, прошедшие обучение по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных программ и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Педагоги имеют возможность свободно планировать программы занятий, учитывая интересы учащихся и их индивидуальные способности в познавательном плане, формируя образовательный процесс таким образом, чтобы каждый учащийся мог выявить заинтересованности в отдельных областях и получить комплексное представление об окружающей жизни.

Подводя итоги, отметим, что дополнительное иноязычное образование считается полноценным компонентом актуальной системы образования, который направляет на формирование и развитие способностей учащихся, удовлетворяя их потребности в интеллектуальном, культурном, физическом становлении в условиях организации грамотного и эффективного проведения свободного времени. Оригинальность дополнительного образования состоит из добровольного и целенаправленного использования свободного времени для полного развития потенциала учащегося. Дополнительное образование дает возможность учащемуся понять свое предназначение в жизни, задать вектор развития и сузить круг интересов. Любая образовательная организация дополнительного образования – это своего рода дополнительная ступенька в достижении благополучия и формирования развитого общества.

Система дополнительного образования выступает поддержкой в воспитании разных категорий учащихся. «Взгляд на личность как индивидуальность и социальный тип позволяет понять, что чем шире возможности, предоставляемые средой, тем неповторимее жизненный путь и самобытнее ученик» [6, 124]. «Дополнительное языковое образование отвечает вызовам современного общества, в котором растет значимость изучения иностранных языков в условиях усиления глобализации и межкультурной коммуникации. Дополнительное образование обладает набором уникальных возможностей для формирования вторичной языковой личности, которая заключается в интеграции индивида в иноязычную среду через усвоение им социокультурных норм и ценностей, к которым принадлежит и язык» [8, 264]. Считаем, что вложение государства в созревании системы дополнительного иноязычного образования школьника представляет из себя долгосрочные инвестиции в будущее российского общества, обеспечивая потенциал для развития интеллектуального, творческого и культурного конгломерата.

Characteristics and features of additional foreign language education for schoolchildren

Korableva A.A.
undergraduate of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Sorokovykh Galina Viktorovna,
Professor, Department of French Language and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Annotation. The article considers the definition of additional education for schoolchildren, identifies the features and describes the characteristics of the relatively modern system of Russian education.
Keywords: definition of additional education for schoolchildren, characteristics of additional education, features of additional education.