Аннотация: в статье автор раскрывает понятие «коллаж», его значение и роль в изобразительном искусстве. Затрагиваются понятия современных тенденций применения «коллажа» в произведениях художников сегодняшнего дня. Также автором рассматривается значение и возможности использования приёма «цветной коллаж» для развития художественных творческих способностей учащихся среднего школьного возраста на занятиях по живописи. В статье автором приводятся примеры творческих заданий с применением приема «цветной коллаж» на занятиях по живописи для учащихся среднего школьного возраста.

Ключевые слова: творчество, способности, коллаж, цветной коллаж, художественный приём, искусство, восприятие, композиция.

В наше стремительно развивающееся время преподаватель изобразительного искусства, независимо от используемых им образовательных методик, не может стоять на месте в своём развитии, ему необходимо непрерывно заниматься самообразованием, чтобы он мог качественно передавать свой художественный опыт и знания учащимся. Полноценное образование – это, прежде всего становление личности, духовности, творческого начала, обретение своего образа в непосредственной связи с историей государства.

Художественное образование – это процесс приобщения человека к художественной культуре, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства, эстетических чувств.

Актуальность исследования заключается в необходимости повышения качества художественного образования, развития художественно-эстетических аспектов понимания искусства учащимися. «Изучение изобразительного искусства в школе среди многих других имеет цели: знакомство с героическим прошлым России, ее культурой и историей; формирование устойчивого интереса к искусству, к художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры. Реализация современных задач воспитания предполагает координацию традиционных и современных форм существования культуры и искусства» [1, с. 214].

Актуальность исследования обусловливается требованиями ФГОС основного общего образования к предметной области «Изобразительное искусство», где подчеркивается важность и необходимость формирования основ художественной культуры учащихся. При этом целью художественного образования остается развитие художественно-творческих способностей учащихся, формирование высокоинтеллектуального, креативно мыслящего человека. Вместе с тем очевидно, что разнообразие художественного опыта, реализованного человечеством в искусстве, становится достоянием не каждого человека.

«Коллаж (от фр. Collage – приклеивание), – технический приём в искусстве, состоящий из наклеивания на основу материала, отличающегося от неё по фактуре и цвету» [4, с.139].

Приём коллажа известен и находит применение в разных направлениях искусства, например, это дизайн, скульптура, архитектура, графика, живопись, а также музыкальное и хореографическое искусство.

Искусство цветного коллажа представлено в работах таких знаменитых художников как Жорж Брак, Хуан Грис, Анри Матисс, Пабло Пикассо. Коллаж как явление и как метод в композиции, по общепринятому мнению, был изобретён Жоржем Браком предположительно в 1912 году, в период развития кубизма. Примерно в это же самое время Пабло Пикассо создавал свои произведения с применением коллажа. Эти произведения произвели огромное впечатление на общество, так как были очень эффектны и необычны. Пространственный коллаж Пабло Пикассо осуществлялся в виде скульптур, смонтированных из обрезков дерева, металла, картона, верёвок. Первым художником, работавшим исключительно в технике коллажа, стал Курт Швиттерс. Его небольшие, но изысканные по композиции произведения состояли из кусочков бумаги, автобусных билетов, этикеток, купонов и т.п.

В русском искусстве первым, кто стал применять технику коллажа, был Аристарх Лентулов. Неутомимый экспериментатор сочетал в своих полотнах живописные фрагменты с наклеенными кусочками фольги и цветной бумаги. Наиболее яркими работами, созданными в подобной технике, являются панно «Москва», «Собор Василия Блаженного», «Корабль».

К технике коллажа прибегали также А.М. Родченко, С.Б. Телингатер, А.Р. Брусиловский и другие. Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении – смесь разнородных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов.

В 2006 году в Русском музее в Санкт-Петербурге состоялась большая выставка «Коллаж в России. XX век».

Многие отечественные учёные рассматривали такое явление как коллаж. Особого внимания в этом вопросе заслуживают работы И.В. Березкиной, Т.В Кудряшёвой, Т.А. Мазуриной, Е.В. Максимовой, С.Е. Молчановой, Т.В. Орловой, М.В. Решетовой, И.Б. Рыжкиной и др.

Многие преподаватели Московского Городского Педагогического Университета использовали в своём художественном творчестве и в своей педагогической практике приём цветного коллажа. Это преподаватели живописи и декоративно-прикладного искусства Буровкина, В.М. Дубровин, С.П. Рощин, М.А. Семёнова и многие другие.

Многие современные художники-коллажисты создают свои произведения, которые пользуются популярностью в сегодняшней реальности. Это такие художники как: Роксана Азар, Брайан Ву, Мелинда Гибсон, Луиш Доураду, Кейдзи Ито, Эва Лэйк, Тасико Окануэ, Маша Румянцева и другие.

В современном мире дизайнерам, художникам, художникам-педагогам необходимо следить за современными тенденциями в искусстве: в живописи, в дизайне, в скульптуре, в архитектуре. Это необходимо для того, чтобы не быть оторванными от реальности, чтобы быть интересными своим ученикам и обществу в целом. Современные тенденции изобразительного искусства, в частности живописи, на сегодняшний день активно используют технику коллажа, сегодня эта техника невероятно актуальна.

Научная новизна данного исследования состоит в систематизации материалов по проблеме коллажа как способа художественного мышления, как изобразительной техники и как прием преподавания живописи учащимся среднего школьного возраста.

Картины в технике коллажа необычны тем, что у зрителя есть возможность самостоятельно дорисовывать в своём воображении и сознании детали изображения, тем самым зритель вовлекается в творческий акт, инициированный художником произведения. Зачастую авторы произведений не ограничиваются формой, пытаются изменить привычное представление о предметах в живописи.

Метод цветного коллажа позволяет экспериментировать с формами и цветом, используя различные элементы, вырезки из журналов, книг. Трансформируя изображение и создавая новое произведение, художник имеет возможность быстро передавать свое эмоциональное состояние, создавать новую реальность, новое пространство и давать ощущение новых миров в своих художественных произведениях. В этих работах есть современный взгляд молодого поколения. Такие работы имеют огромное значение для поиска новых идей, для создания новых дизайнов, новых концепций и художественных произведений. Произведения в технике коллажа отличаются эффектностью в наибольшей её степени. Современные художники так или иначе обращаются к приему цветного коллажа, так как в наше стремительно развивающееся время, это наиболее быстрый способ расставить акценты, передать эмоциональное духовное состояние художника, тем самым надёжно выстраивается связь художника и зрителя через произведение.

В наше время очень сложно придумать что-то новое, так как за плечами история поисков, исканий художников и творческих личностей. В следствие этого сказать что-то новое затруднительно. Вот и здесь прием цветного коллажа может прийти на помощь, так как, сочетая необычным способом различные фрагменты и элементы, можно прийти к чему-то новому и интересному.

В 2020-ом году техника коллажа становится очень популярной и даже модной. В связи с этим также необходимо упомянуть о материалах, используемых при создании коллажа. Это такие материалы как картон разной толщины, дизайнерская бумага, вырезки из журналов, газет, бумага для детского творчества, бумага всевозможных цветов и фактур, а также разнообразный текстиль. В создании произведений искусства сейчас очень популярна тема «экологии». Это находит отражение и в выборе материалов, с которыми работают художники. Например, это фактурная бумага, где используются натуральные волокна, натуральные пигменты, а также художники используют уже привычные акрил, масло, акварель.

Велика роль использования такого приёма, как «Коллаж» и в решении вопросов композиции.

Вопросами композиции занимаются многие художники и педагоги. Все они отдают композиции важнейшее значение в создании художественно-образного произведения. «Рощин С.П. в учебном пособии для студентов и преподавателей «Живопись. Основы теории и практики» пишет, что композиция, как художественное понятие, в контексте создания художественного образа, занимает ведущее место в изобразительном искусстве. Целостность и неделимость композиции как понятия предполагает такое состояние художественного произведения, где все сюжетные, пластические и другие решения направлены на выражение образа, подчинены общей идее и находятся в состоянии внутреннего равновесия» [9, с. 78]. «В этой связи не возникает сомнений в актуальности занятий композицией с детьми и поисков новых методов ведения этой работы» [8, с. 255]. Таким методом как раз может стать приём «цветной коллаж».

Очень важно развивать эстетические чувства и восприятия у детей. «Важно предоставлять детям возможность использовать различные материалы и техники изобразительной деятельности в качестве инструмента самовыражения. Для достижения максимальной эффективности поисковых видов деятельности, дети должны иметь определенный багаж знаний в области изобразительного искусства и эстетических впечатлений. Значит, необходимо ежедневно, включая в различные виды деятельности, обогащать эстетические впечатления, эстетический опыт детей, знакомя их с различными произведениями искусства, предлагая для художественного творчества различные материалы и техники их использования» [2, с 5].

Включая приём «цветного коллажа» в программу преподавания живописи учащимся среднего школьного возраста можно добиться развития не только композиционной грамотности, но и творческого мышления, пространственного воображения учащихся. Приём цветного коллажа позволяет быстро визуализировать образ, быстро поменять направление в работе (вариативность), тем самым найти более выразительное решение. Если, например, использовать небольшие цветные квадраты разных цветов, то, располагая их определенным образом, можно передавать на бумаге настроение, эмоции.

Очень интересен такой прием как «рваный коллаж». С помощью этого приема работы учащихся получаются особенно выразительными и необычными. Учащиеся получают возможность взглянуть на творчество по-новому, освежить свое восприятие цвета, формы и художественного творчества в целом. На занятиях по живописи детям можно давать разнообразные творческие задания, связанные с коллажем, например, делать копии натюрмортов известных художников, используя прием цветной коллаж, а после этого написать тот же натюрморт красками. Можно дать детям задание создать натюрморт по учебной постановке, а потом также дать задание учащимся написать его красками. Можно дать задание учащимся определить основные отношения в натюрморте кусочками цветной бумаги, приклеив фрагменты на лист бумаги: определить самый тёмный цвет, самый светлый и, например, средний по тону фрагмент, а потом писать эту работу красками.

В результате этих практических заданий учащиеся среднего школьного возраста будут ориентироваться на готовые образцы, и это поможет им правильно выстроить работу на занятиях по живописи. Прием «цветной коллаж» поможет учащимся работать быстро и уверенно красками. Учащиеся среднего школьного возраста могут упражняться в лепке формы на бумаге, например, при работе над натюрмортом вылепить вазу, фрукт, драпировку, используя кусочки цветной бумаги, применив приём «цветной коллаж». Учащимся при использовании приема «цветной коллаж» так выдается возможность тактильно ощутить предметы, изображаемого ими натюрморта. Эта практическая работа подарит им нечто новое: чувство осязаемости своей работы. Такой опыт развивает у учащихся наблюдательность, объемное мышление и воображение (см. рисунок 1-3). Также на занятиях по живописи, используя приём «цветной коллаж» можно развивать у учащихся среднего школьного возраста умение работать в команде, если дать задание по созданию большой творческой работы усилиями всех учащихся.

Занятие по живописи с использованием приёма цветной коллаж для детей 10 лет в Арт-класс Митино, Москва

Рис.1.Занятие по живописи с использованием приёма «цветной коллаж» для детей 10 лет в «Арт-класс» Митино, Москва

Рис.2.Творческая работа (девочки 12 лет) с использованием приёма цветной коллаж в Арт-класс Митино, Москва

Рис.2.Творческая работа (девочки 12 лет) с использованием приёма «цветной коллаж» в «Арт-класс» Митино, Москва

Творческая работа (девочки 13 лет) с использованием приёма цветной коллаж в Арт-класс Митино, Москва

Рис.3.Творческая работа (девочки 13 лет) с использованием приёма «цветной коллаж» в «Арт-класс» Митино, Москва

 

Применение приема «цветной коллаж» на занятиях по живописи, даёт быстрый отклик в результатах творческой работы учащихся. Применение приема «цветной коллаж» на занятиях по живописи обогащает художественную деятельность, вызывает эмоциональный подъем, развивает наблюдательность и глазомер учащихся, развивает эстетически, повышает уровень композиционного и пространственного мышления, а также повышает творческий потенциал учащихся. Это способствует приобретению учениками уверенности в своих творческих силах, способностях и возможностях.

«Color collage», as a method of developing artistic creativity of secondary school students

Kalinina N.A.
undergraduate of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Semenova Maria Alexandrovna
Professor, Department of Fine, Decorative Arts and Design, Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation. In the article, the author reveals the concept of «collage», its meaning and role in the visual arts. The concepts of modern trends in the use of «collage» in the works of artists of today are touched upon. The author also considers the significance and possibilities of using the «Color collage» technique for the development of artistic and creative abilities of secondary school students in painting classes. In the article, the author provides examples of creative tasks using the «color collage» technique in painting classes for secondary school students.
Keywords: creativity, abilities, collage, color collage, artistic technique, perception, art, composition.


  1. Буровкина Л.А. Ноздрачёва М.В. Народная культура как комплексная система трудового, духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения // Перспективы развития современной культурно-образовательной среды столичного мегаполиса. М.: УЦ Перспектива, 2018. С. 214-220.
  2. Быковская М.А. Семёнова М.А. Роль эстетического воспитания в гармоническом развитии личности ребёнка // Интернет-журнал «Мир науки», 2018. №1. (дата обращения: 01.12.2020).
  3. Векслер А.К. Коллаж как особый вид декоративного искусства // Традиции художественной школы и педагогика искусства. СПб.: РГПУ, 2008. № 9 С. 121-129.
  4. Дубровин В.М. Основы изобразительного искусства. Практическая композиция: монография // Практический и методологические аспекты. М.: МГПУ, 2017.152 с.
  5. Дубровин В.М. Современное искусство и художественное. Музыка и живопись как средство коммуникации // Сборник научных статей по материалам науч.- практич. конференции 21 марта 2012 г. М.: МГПУ, 2012. С. 56-60.
  6. Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды / /Дисс. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Корешков Валерий Викторович. М.:1994. 371с.
  7. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. М.: 1998. 336 с.Рощин С.П. Барбашова Н.А. Решение проблемы целостной композиции на основе иллюстрирования книги обучающимися детской художественной школы. М.: МГПУ, 2018. С. 255-258.
  8. Рощин С.П. Барбашова Н.А. Решение проблемы целостной композиции на основе иллюстрирования книги обучающимися детской художественной школы. М.: МГПУ, 2018. С. 255-258.
  9. Рощин С.П. Живопись. Основы теории и практики: учебное: пособие. М.: ЦентрМедиаПроектов «АБФ», 2008. 216 с.
  10. Семёнова М.А. Искусство акварельной живописи в формировании профессионализма педагогов изобразительного искусства // журнал «Педагогика искусства» М.:МГПУ, 2010. №4.С. 232-239.
  1. Brovkina L.A. Nozdracheva, M.V. Folk culture as a complex system of labour, moral and aesthetic education of the younger generation // Prospects of development of modern cultural-educational environment of the capital city. M: UTS the Future, 2018. Page: 214-220.
  2. Bykovskaya M.A. Semenova M.A. The Role of aesthetic education in harmonious development of the personality of the child // «Mir nauki» online magazine, 2018, no.1. (date of the address: 01.12.2020).
  3. Veksler A.K. Collage as a special type of decorative art // Art school traditions and art pedagogy. Saint Petersburg: HerzenUniversity, 2008, no. 9, Page: 121-129.
  4. Dubrovin V.M. Fundamentals of fine art. Practical composition: monograph // Practical and methodological aspects. Moscow: MСU, 2017. 152 pages.
  5. Dubrovin V.M. Modern art and art. Music and painting as a means of communication // Collection of scientific articles based on the materials of the scientific and practical conference on March 21, 2012. Moscow: MСU, 2012. Page: 56-60.
  6. Koreshkov V.V. Formation of the student's personality in the process of decorative activity on the artistic and aesthetic organization of the environment // Diss. doctor of pedagogical Sciences: 13.00.02 / Koreshkov Valery Viktorovich. M.: 1994. 371 pages.
  7. Kuzin V.S. Fine art and methods of its teaching. Moscow: 1998. 336 pages.
  8. Roshchin S.P. Barbashova N.A. Solving the problem of integral composition on the basis of illustrating a book by students of a children's art school. Moscow: MСU, 2018. Page: 255-258.
  9. Roshchin S.P. Painting. Fundamentals of theory and practice: training: stipend. Moscow: center for Media Projects «ABF», 2008. 216 pages.
  10. Semenova M.A. the Art of watercolor painting in the formation of professionalism of teachers of fine arts // Journal «Pedagogy of art» Moscow: MСU, 2010. №4. Page: 232-239.