Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу особенностей психологического сопровождения в процессе оказания юридической помощи лицам подросткового и юношеского возраста. Выделены возрастно-психологические особенности, которые необходимо учитывать при формировании стратегии и тактики работы психолога при оказании юридической помощи подросткам и юношам.

Ключевые слова: психологическое сопровождение при оказании юридической помощи, возрастные особенности.

В настоящее время в условиях преобладания виртуального общения реальности практика психологического сопровождения в подростковом и юношеском возрастах имеет ряд характерных особенностей. Прежде всего, как в подростковом, так и в юношеском возрасте наблюдается существенный рост случаев обращения за психологической помощью.

Можно предположить, что с одной стороны, это может быть связано самым непосредственным образом с повышением активности самих обращающихся за помощью – подростков и юношей, их родителей, а с другой – обращения именно в данных возрастных периодах в значительной мере стимулируются общественной рекламой и наличием большого числа вполне доступных технологий психологической помощи, к примеру, телефона доверия [12, с. 23] и онлайн служб.

Сегодня наблюдается существенное расширение самого диапазона возможных запросов к специалистам-психологам – все области жизнедеятельности подростка и юноши могут по большому счету являться причинами обращения за консультацией. При этом сам разброс возможных запросов довольно обширен: ведь и подростковый, и юношеский возраст как периоды так называемого включения во взрослость требует самоопределения подростка и юноши во множество областей жизни с учетом характерных особенностей и закономерностей социально–личностного формирования и развития. Так, содержание запросов к специалисту может включать в себя обращения, как за психологической помощью, так и за правовой, юридической.

Рассмотрим примеры возможных запросов через диапазон проблематики ювенальной психологии, подробно описанный в статьях Е.Г. Дозорцевой. Ювенальная психология тесно связана со многими отраслями юридической психологии и ориентирована на сопровождение детей и подростков [2]. Среди юношеской клиентуры при психологическом сопровождении юридической помощи проблематика ювенальной психологии также актуальна, так как юноши только вступают в совершеннолетие, и проблемы подросткового возраста тесно связаны с проблемами юношеского. К проблематике ювенальной психологии относятся как общие классические вопросы, такие как вопросы формирования девиантного, делинквентного и криминального, в том числе агрессивного поведения; проведения судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы в уголовном и гражданском процессе; сопровождения подростков и юношей в судебном следствии; ресоциализации и реабилитации несовершеннолетних осуждённых; правовой социализации и формирования правосознания подростка и юноши; профилактики социальных аномалий в развитии подростка и юноши [2].

Сегодня актуальными стали вопросы, обусловленные современными условиями: вопросы, связанные с компьютерными технологиями и виртуальным общением [3, с. 122], ксенофобия, терроризм, эскстремизм [4]. Не теряют актуальности вопросы диагностики личностных расстройств правонарушителей, профилактика поведенческих отклонений, агрессии и насилия в молодёжной среде. Особую важность имеют вопросы суицидального поведения подростков и юношей и помощи суицидентам. Ф.С. Сафуанов в своем интервью РИА Новости утверждает, что приоритетными вопросами психологического сопровождения юридической помощи на сегодняшний день являются обеспечение сопровождения несовершеннолетних в судах, участие в допросах подростков, исследование подростков по направлениям органов опеки и попечительства, а также гармонизация родительских отношений при решении вопроса о месте жительства несовершеннолетних [11].

В ситуации обращения подростка и юноши к психологу за юридической помощью основной задачей является ориентация клиента на то, где он может получить профессиональную помощь, а также содействие при поиске соответствующего специалиста [6, c. 114].

Также заслуживает внимания тот факт, что подростки и юноши могут быть не только объектом психологической поддержки, они сами могут стать субъектами обращения к специалисту. До подросткового возраста психологическая поддержка детям преимущественно проходит на основе запросов от их родителей, которые могут быть весьма обеспокоены появляющимися у их ребенка различными психологическими трудностями. Необходимо отметить, что подросток в силу своих социально-психологических и возрастных особенностей уже самостоятельно способен отрефлексировать собственные психологические затруднения и принять решение о целесообразности обращения к консультанту. Хотя это вовсе не значит, что только подросток решает обращаться к психологу; в нашей стране распространена практика, когда социально-психологическая работа осуществляется по запросам взрослых, прежде всего родителей. Но характерная особенность состоит в том, что возникает возможность самостоятельного решения подростка о его обращении за помощью, порой даже без необходимого информирования об этом его родителей.

Есть информация, свидетельствующая о том, что в ситуации, когда инициаторами обращения за помощью являются родители, а не сами подростки, может существенно увеличиваться сложность установления доверительного контакта с подростками, понижается искренность и открытость подростка, а кроме этого, возможны проявления негативизма и агрессии, повышенной тревожности и беспокойства. Все это требует от специалиста большего времени и усилий с целью установления оптимального доверительного контакта и достижения конечного итога в виде оказания эффективной психологической поддержки подростку и юноши [7, с. 119].

Таким образом, указанные выше особенности, выражающиеся в таких аспектах как увеличение количества случаев обращения за психологической консультацией, рост широты диапазона возможных вариаций запроса, самостоятельность и активность подростка и юноши – детерминируют саму специфику сопровождения подростков и юношей при оказании юридической помощи.

Далее представляется целесообразным более предметно остановиться на характеристиках подросткового и юношеского возраста, которые непосредственно оказывают влияние на особенности оказания психологической поддержки при оказании юридической помощи, а также определить специфику самого понятия о психологическом сопровождении как виде психологической профессиональной деятельности.

Итак, определим специфические характеристики подросткового возраста [8, с. 39]:

  1. Общее половое созревание, которое сопровождается довольно быстрым физическим ростом, изменением роста и веса, изменением самих пропорций тела.
  2. Формируются и развиваются так называемые вторичные половые признаки. Увеличивается интерес к лицам противоположного пола.
  3. Развиваются способности логически мыслить, оперировать некоторыми абстрактными категориями, фантазировать. Активно интересуются различными философскими или социально-психологическими учениями, обнаруживают склонность к спорам на философские и иные темы.
  4. Обнаруживается способность к эмпатии, навык сопереживать окружающим людям, при этом сами эмоциональные переживания становятся глубже, а чувства – более выраженные.
  5. Коммуникации со своими сверстниками становятся практической потребностью, что дает в полной мере подростку выражать собственные эмоции, делиться ими, а кроме этого, дает возможность совершенствованию правил поведения в социуме.
  6. Общение со своими родителями и родственниками уходит на второй план, по причине преобладания общения со сверстниками.
  7. Развивается практическое желание принимать на себя обязанности и права взрослых людей.
  8. Стремительно развивается самооценка ребенка, способность принимать как собственные положительные, так и отрицательные особенности.

Характерные особенности юношеского возраста можно определить в следующих основных аспектах [8, с. 68]:

  1. Юношеский возраст в сравнении с подростковым характеризуется прежде всего ростом уровня самоконтроля и саморегуляции. Однако в данный период юноше еще вполне свойственна выраженная изменчивость настроения с переходами от веселья к унынию и комбинации целого ряда полярных качеств.
  2. Обнаруживается особенная чувствительность к оценкам окружающими собственной внешности, способностей, вместе с этим повышенная критичность по отношению к людям.
  3. Мышление как психический базовый процесс у юношей обретает личностно-эмоциональный формат. Личностный характер мышления юноши напрямую связан с тем, что в данный возрастной период активно развивается обобщение представления о самом себе, а также понимание и переживание своего внутреннего «Я», собственной индивидуальности и уникальности своей личности.
  4. Центральными психологическими новообразованиями юношеского периода представляется профессиональное самоопределение и мировоззрение.
  5. Юность как возрастной период представляет собой период формирования собственных жизненных планов. Из мечты и идеала, как недосягаемого образца поэтапно определяется уже определенный реалистичный, направленный на окружающую действительность структурированный план действий.
  6. Немаловажное психологическое приобретение юности – это обнаружение ценности собственного внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя, через возможность рефлексировать.

Теперь определим специфику психологического сопровождения как вида психологической профессиональной деятельности при оказании юридической помощи подросткам и юношам. Следует отметить, что в научной психологической литературе сопровождение как одна из ведущих форм деятельности специалиста-психолога рассматривается уже достаточно давно. Деятельность по сопровождению практически исследовалась и анализировалась через понятия условия, обеспечения, собственно сопровождения в аспекте психологической помощи (либо поддержки). Определенная энтропия с вышеуказанными понятиями в свою очередь закономерно привела к довольно неоднозначному трактованию феномена психологического сопровождения при оказании юридической помощи. И, как следствие, это привело к проведению научных исследований для насыщения конкретным содержанием данного психологического явления. Хотя и на данном этапе не сформировался еще целостный методологический подход к определению основной сущности психологического сопровождения. В общем плане можно заключить, что психологическое сопровождение определяется и как система профессиональной деятельности, и как существенный метод работы, и как коучинг-технология, и как отдельное направление [7, с. 18].

Так, М.В. Корехова определяет психологическое сопровождение как некую систему профессиональной деятельности психолога, которая в первую очередь ориентирована на формирование и последующее развитие социально–психологических условий для эффективного обучения, психологического развития подростка и юноши в ситуации взаимодействия. Эта работа психолога в аспекте обеспечения деятельности организуется с позиций и ведущих задач психологической практики [7, с. 29].

Н.Н. Обозов определяет психологическое сопровождение подростка и юноши как одно из ведущих направлений и технологию профессиональной работы психолога–консультанта. Как направление, т.е. возможное поле профессиональной деятельности психолога, оно включает в себя меры сопровождения развития какого-либо определенного феномена; некоторую поддержку в различных ситуациях жизнедеятельности; психологическое ориентирование определенного процесса [10, с. 42].

Как технология, т.е. реальный процесс в целостном пространстве профессиональной деятельности, психологическое сопровождение при оказании юридической помощи подросткам и юношам представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, наполненный различными психологическими методами и приемами, которые производятся для предоставления наиболее оптимальных социально–психологических условий для сохранения психологического здоровья, полноценного развития личности и его развития как субъекта жизнедеятельности.

Следует отметить, что основная идеология психологического сопровождения при оказании юридической помощи подросткам и юношам имеет собственные преимущества перед другими видами психологической работы, а именно [6, с. 79]:

  • психологическое сопровождение опирается на определенные личностные достижения, которые имеются реально у подростка и юноши, и оно находится в определенной логике и его собственного развития;
  • в процессе психологического сопровождения специалист стимулирует как подростка, так и юношу к поиску своих собственных самостоятельных решений, тем самым помогает возложить на себя ответственность за свою жизнь и принимаемые решения;
  • психологическое сопровождение при оказании юридической помощи имеет своей основной целью активное целенаправленное воздействие на те социальные условия, в которых подросток или юноша непосредственно живет и развивается.

Стратегия и тактика психологического сопровождения при оказании юридической помощи в подростковом и юношеском периоде, на наш взгляд, должна опираться на особенности возрастно-психологического подхода к консультированию.

Таким образом, особенности психологического сопровождения подростков состоят в том, что постановка целей и задач психологического сопровождения при оказании юридической помощи требует соотнесение жалоб, запросов и признаков социально-психологического неблагополучия с основными критериями психологического возраста. Можно заключить, что само определение психологического возраста по факту детерминирует ведущую методологическую схему возрастного подхода к диагностике и коррекции определенных проблем подростка и юноши.

В профессиональной подготовке психологов необходимо обратить особое внимание на развитие компетенций, связанных с готовностью специалистов к оказанию психологической помощи в разных контекстах профессиональной деятельности (юридической, медицинской, экономической и др.). Безусловно, базовыми (инвариантными) компетенциями выступают структурно-содержательные характеристики профессионального самосознания психологов [5]. Понимание особенностей стиля мышления, ценностных ориентаций молодежи, специфики их профессионального и личностного самоопределения способствует выстраиванию диалогического общения с целью совместного изучения конкретной психологической ситуации и ее совместного разрешения.

Features of psychological support in providing legal assistance to adolescents and youth people

Belousova V.N.
Bachelor of 4 courses of the Moscow Pedagogical State University (MPSU), Moscow

Research supervisor:
Dugarova Tuyana Tsyrenovna
Professor, Department of Psychology of Personality Development, Institute of Pedagogy and Psychology of the Moscow State Pedagogical University (MGPU), Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor

Annotation. This article is devoted to the analysis of the features of psychological support in the process of providing legal assistance to persons of adolescence and youth. Age–psychological features are highlighted, which must be taken into account when forming the strategy and tactics of a psychologist in providing legal assistance to adolescents and young people.
Keywords: psychological support in the provision of legal assistance, age characteristics.


  1. Аминов И. И. Юридическая психология. М.: Союз, 2019. 311 с.
  2. Дозорцева Е.Г. Юридическая психология и проблемы детей и подростков // Ананьевские чтения 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии. 2010. (дата обращения: 19.11.2020 г.).
  3. Дозорцева Е.Г. Актуальные проблемы ювенальной юридической психологии // Коченовские чтения. 2010. С. 121-123. (дата обращения: 19.11.2020 г.).
  4. Дугарова Т.Ц. Психологические механизмы профилактики ксенофобии и экстремизма в поликультурной среде // Современные тенденции и перспективы изучения родных языков и поликультурного воспитания детей и молодежи. Материалы межрегионального научно–практического симпозиума // Под общей редакцией Б.Б. Дамбаевой, С.З. Кимовой, Е.Д. Дугаржаповой. 2019. С. 13-16.
  5. Дугарова Т.Ц., Прохоренко Е.О. Профессиональное самосознание студентов магистратуры, обучающихся по направлениям «Психология» и «Педагогика» // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 8 (76). С. 53-60.
  6. Еникеев М. И. Юридическая психология. М., Аспект-пресс, 2019. 406 с.
  7. Кон И.С. В поисках себя. М., 2016. 311 с.
  8. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Союз, 2018. 302 с.
  9. Мельник С.Н. Психология личности. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2017. 377 с.
  10. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. М.: Лыбидь, 2017. 614 с.
  11. Сафуанов Ф.С. Работая с детскими проблемами, надо помнить о компетенции // Сайт РИА новости. 2011. (дата обращения: 19.11.2020г.)
  12. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. М., Аспект-пресс, 2019. 423 с.
  13. Юдина Е. В. Юридическая психология. М., Союз, 2017. 218 с.
  14. Ядов В.А. Социальные и социально–психологические механизмы формирования идентичности личности // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Бахрах. М.: 2017. 689 с.
  1. Aminov I.I. Legal psychology. M.: Soyuz, 2019. 311 pages.
  2. Dozortseva E.G. Legal Psychology and Problems of Children and // Ananyev readings 2010. Modern applied areas and problems of psychology. 2010. (date of the address: 19.11 .2020.).
  3. Dozortseva E.G. Topical problems of juvenile legal psychology // Kochenov readings. 2010. Page: 121-123. (date of the address: 19.11 .2020.).
  4. Dugarova TC. Psychological mechanisms for the prevention of xenophobia and extremism in a multicultural environment / Modern trends and prospects for the study of native languages and multicultural education of children and youth. Materials of the interregional scientific and practical symposium // Edited by B.B. Dambaeva, S.Z. Kimova, E.D. Dugarzhapova. 2019. Page: 13-16.
  5. Dugarova TC, Prokhorenko E.O. Professional identity of master's students studying in the areas «Psychology» and «Pedagogy» // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2020. № 8 (76). Page: 53-60.
  6. Enikeev M.I. Legal psychology. M., Aspect press, 2019. 406 pages.
  7. Con I.S. In search of himself. M., 2016. 311 pages.
  8. Con I.S. Psychology of early youth. M., Soyuz, 2018. 302 pages.
  9. Melnik S.N. Psychology of personality. Vladivostok: TIDOT DVSU, 2017. 377 pages.
  10. Obozov N.N. Psychology of interpersonal relations. M.: Lybid, 2017. 614 pages.
  11. Safuanov F.S. Working with children's problems, you need to remember about competence // RIA Novosti website. 2011. (date of the address: 19.11 .2020.).
  12. Chufarovsky Yu. V. Legal psychology. M., Aspect press, 2019. 423 pages.
  13. Yudina E.V. Legal Psychology. M., Soyuz, 2017. 218 pages.
  14. Yadov V.A. Social and socio–psychological mechanisms for the formation of personality identity//Psychology of self–consciousness: textbook. Samara: Bahrah–M, 2017. 689 pages.