Аннотация. В данной статье описана технология организации самостоятельной работы обучающихся при подготовке к ЕГЭ по английскому языку. Даны различные трактовки понятия «самостоятельная работа», а также ее методические преимущества. В ходе написания статьи были сделаны выводы о том, что организация самостоятельной работы учащихся активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала. Оптимальное использование всех её форм поможет успешно решить те задачи, которые ставятся перед средней школой и воспитать творческую личность.

Ключевые слова: самостоятельная работа, ЕГЭ, методика преподавания, английский язык, средняя школа

После определенного периода затишья (стабильного развития) сегодня вновь происходит кардинальное изменение сложившихся лингводидактических ценностей, и как никогда остро встает вопрос о поиске новых методических приоритетов, так как задачи образования зависят от социального заказа общества [6]. На данном этапе главным требованием общества к современной системе образования является формирование личности, способной самостоятельно решать различные задачи, мыслить критически, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, а также непрерывно пополнять и совершенствовать свои знания, умения и навыки путем самообразования. Кроме того, важной задачей образовательных учреждений является усиление личностного потенциала, обеспечение психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося [5].

Прежде всего необходимо рассмотреть сущность понятия «самостоятельная работа». Первые попытки дать определение данному термину были сделаны еще в 50-60 гг. XX века, но до настоящего времени в методике обучения нет единого мнения на определение данного понятия.

Н.Д. Гальскова и Е.Г. Тарева считают, что самостоятельная работа – это средство организации обучающегося, проявляющееся в умении определять перспективные цели учебно-познавательной деятельности, определять средства и способы их достижения, оценивать и корректировать процесс и результат учения и познания без непосредственного участия в этом процесса преподавателя [2].

Б.Т. Лихачев рассматривает самостоятельную работу обучающихся как активную и творческую форму, которая является системой организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью обучающихся, протекает в отсутствии преподавателя и без его непосредственного участия [3].

Э.Г. Азимов дает широко используемое определение, под этим термином понимая «вид учебной деятельности, выполняемый обучающимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу обучающихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения» [1, с. 66].

Учитывая большое количество трактовок данного понятия, можно сделать вывод, что оно используется различными авторами в разном значении и, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы можем выделить три основных варианта содержания понятия «самостоятельная работа»:

  • обучающийся сам выполняет знакомую ему работу без участия учителя;
  • от обучающегося требуются самостоятельные размышления и умозаключения, незнакомые ему раннее;
  • обучающемуся предоставляется выбор содержания и методов выполнения задания.

Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся на уроках иностранного языка – важный компонент учебно-воспитательного процесса. Научить обучающегося учиться, самостоятельно добывать знания и совершенствовать навыки и умения – такая задача стоит перед каждым учителем. Для этого необходимо вооружить обучающегося приемами выполнения задач, выработать определенные алгоритмы обработки того или иного материала, подготовить соответствующие наглядные пособия для кабинетов, которые были бы всегда перед глазами обучающихся.

При отработке употребления новой лексики Е.И. Пассов утверждает, что учителю необходимо организовать самостоятельный процесс усвоения новой лексики таким образом, чтобы:

  1. вызвать у обучающихся интерес к участию в работе;
  2. дать достаточное количество слов, чтобы их ответ был разнообразным.

Первое достигается показом обучающимся видеофайлов, прослушиванием аудио по изучаемой теме, зачитыванием текста или диалогом с обучающимися. Второе достигается с использованием таблиц. Таблица составляется с произвольным количеством строк и столбцов таким образом, чтобы дать возможность обучающимся на её основе составить связный текст. В первом столбце предлагаются вопросы, а в строках - краткие ответы на них. Далее обучающиеся преобразовывают вопрос и ответ в утвердительные предложения, дополняют их и получают текст по теме. Е.И. Пассов также рекомендует выполнять это упражнение с использованием средств аудирования для повышения эффективности работы обучающиеся слышат вопрос и варианты ответов, называя подходящий для себя. Так прорабатывается каждая горизонталь. Далее обучающимся предлагается составить свой рассказ по предложенной теме с использованием данной лексики.

После выполнения этого задания таблицы закрываются и выполняются речевые упражнения. Обучающимся предложено ответить на вопросы по теме, при этом вопросы не должны дублировать те, которые уже были представлены в таблице. Вопросы строятся таким образом, чтобы обучающиеся могли дополнить ответ собственным опытом. Работа с таблицами такого типа формирует лексические навыки говорения и способствует совершенствованию лексических навыков чтения и аудирования. Таким образом формирование лексических навыков происходит не в отрыве от грамматических и фонетических, а на их основе, при этом лексическая сторона становится объектом целенаправленного усвоения.

Дж. Скривенер для отработки лексики предлагает следующие виды деятельности:

  1. Письменная практика лексики. Обучающиеся получают раздаточный материал, на котором размещено графическое изображение по изучаемой теме и лексический минимум. Обучающиеся должны найти указанные слова на картинке и соединить их с изображением.
  2. Устная практика лексики. Обучающиеся делятся на пары и им дается задание вспомнить и описать их опыт, связанный с темой, далее описать его плюсы и минусы.
  3. Чтение для поиска особой информации. Дж. Скривенер предлагает дать обучающимся текст для быстрого прочтения. Это может быть текст из учебника, статья, буклет и т.д. Далее им следует найти ответы на вопросы, используя лексику из задания.
  4. Коммуникативная активность. Обучающиеся разыгрывают ситуацию, связанную с темой. Условия заранее задаются учителем.

Что касается подготовки к ЕГЭ, мы предлагаем разделить самостоятельное изучение и закрепление новой лексики на следующие этапы [4]:

1. Упражнения на уровне слова

  1. «Say in оne wоrd» - выразить то же самое значение с помощью одного слова;
  2. замена слов на антонимы и синонимы;
  3. выбор слов с наиболее общим значением (это упражнение устанавливает синонимические связи слов, а также учит обобщать понятия и генерализировать их);
  4. расположить слова по определенному признаку или принципу;
  5. «Chооse the оdd man оut» - выбор слова из группы, которое не входит в неё согласно какому-либо признаку;
  6. образовать как можно больше однокоренных слов;
  7. разгадывание кроссворда;
  8. заполнить пропуски в предложении;
  9. игры на запоминание.

2.Упражнения на уровне словосочетания

  1. составить словосочетания с предложенными учителем словами;
  2. соединить слова таким образом, чтобы получить пословицы/поговорки/идиомы;
  3. подобрать к одному существительному как можно больше прилагательных и глаголов.

3. Упражнения на уровне предложений и сверхфразового единства

  1. Ответы на вопросы. Вопрос здесь не запрашивает информацию, а несёт её. Соответственно, уровень вопроса предполагает какой-либо ответ в соответствии с ним.
  2. Поставить вопросы к определенным словам или составить вопросы, ответами на которые будут эти слова. Это задание позволяет повторить специальные вопросы, что позволяет готовить обучающихся к ведению диалога и формировать дискуссионную компетенцию.
  3. Закончить предложения. Здесь также следует обратить внимание на то, что если предложение начато примитивно, то будет закончено так же. Учителю следует составлять предложения, предполагающие множество вариантов продолжения.
  4. Соединить части предложений в связный текст.
  5. Дать развернутое определение слова.
  6. Прокомментировать пословицу.
  7. Сравнение героев произведений, городов, событий и т.д.
  8. Составить рассказ с использованием изучаемых слов.
  9. Описание картинки.

Для контроля лексических навыков предлагается использовать тесты. Тесты являются составной частью тестирования – метода исследования, предусматривающего выполнение испытуемым специальных заданий. Тесты должны составляться по принципу доступности и программным требованиям. Тесты используются на протяжении всего курса обучения с целью установить уровень усвоения как отработанного нового материала, так и знаний ранее пройденного, позволяя выявить общие типичные ошибки обучающихся. Важно использовать тестовый контроль на третьей ступени обучения, когда используемые учителем тесты построены исключительно в формате заданий, которые будут предложены выпускникам при сдаче ЕГЭ по английскому языку. Результаты проверки тестов служат, с одной стороны, показателем уровня знаний обучающихся, с другой стороны – самооценкой работы, что позволяет внести необходимые коррективы в процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок школьников.

Итак, самостоятельная работа выполняет одну из важнейших задач в образовательном процессе – воспитание самостоятельности у обучающихся как черты личности. Важно отметить, что нормативной базой для планирования и организации самостоятельной работы являются: требования ФГОС ООО, учебный план образовательного учреждения и положение о самостоятельной работе обучающихся.

Для успешного развития уровня самообразовательной компетенции при обучении овладению продуктивным видам иноязычной речевой деятельности необходима систематическая самостоятельная работа по приобретению и отработке обучающимися знаний, умений и навыков по планированию, организации и регулированию собственной деятельности.

Описанные выше упражнения позволяют задействовать все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо. Они могут быть использованы для изучения языка в группе или индивидуального обучения. Комплекс содержит упражнения, предполагающие как решение умственных задач (составить текст из предложенных частей, вставить слова, разгадать кроссворд по теме, соединить понятие и определение), так и самостоятельное создание творческого продукта по теме (написание сочинения, рассказ о личном опыте).

Contributing to the technology of organization of students’ individual work in preparation for the unified state examination in English (vocabulary)

Medvedeva Y.A.
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Matveeva Evgenia Evgenievna
Associate Professor, Department of Anglistics and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philology, Associate Professor.

Annotation. This article describes the technology of organizing students’ individual work while preparing for the state exam in English. Various interpretations of the concept of «independent work» are given, as well as its advantages in terms of methodology. The article conculdes that the organization of individual work of students activates various forms of perception and assimilation of educational material. The optimal use of all its forms will help to successfully solve the tasks that are set for secondary schools and mold a creative person.
Keywords: individual work, state exam, teaching methods, English, secondary school


  1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова, Е.Г. Тарева. М.: АРКТИ, 2000. 192 с.
  3. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Юрайт, 2001. 607 с.
  4. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. / Е.Н. Соловова. М.: Просвещение, 2006. 133 с.
  5. Сороковых Г.В. Интерактивные технологии в иноязычном образовании: исследование стратегий и опыта применения / Г.В. Сороковых, Х.Х. Каппушева, Н.И. Герасимова, Е.А. Олейникова, И.П. Короткова, Е.А. Баранова, И.А. Наджафов: коллективная монография. М.: Перспектива, 2013. 172 с.
  6. Тарева Е.Г. Коммуникативный подход: в поисках лингводидактических инноваций // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 98-103.
  1. Azimov E.G. New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching). M.: ICARUS Publishing house, 2009. 448 pages.
  2. Galskova, N.D. Modern methods of teaching foreign languages: a guide for teachers / N.D. Galskova E.G. Tareva. M.: ARKTI, 2000. 192 pages.
  3. Likhachev B.T. Pedagogy. M.: Yright, 2001. 607 pages.
  4. Methods of teaching foreign languages: basic course of lectures / E.N. Solovova. – M.: Prosveshcheniye, 2006. 133 pages.
  5. Sorokovykh G.V. Interactive technologies in foreign language education: research of strategies and application experience / G.V. Sorokovykh, X.X Kappusheva, N.I. Gerasimova, E.A. Oleynikova, I.P. Korotkova, E.A. Baranova, I.A. Nadgafov: collective monograph. M.: Perspectiva, 2013. 172 pages.
  6. Tareva E.G. Communicative approach: in search of linguodidactic innovations. // Pedagogical education and science. 2014. № 5. Page: 98-103.