Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей профориентации старшеклассников. Проведенный опрос средствами Google показал, что школьники рассматривают владение английским языком как неотъемлемую часть будущей профессии. Исследование выявило, что старшеклассникам хотелось бы больше работать над такими видами речевой деятельности как аудирование и говорение на уроках английского языка, а также обсуждать темы, связанные с предполагаемой специальностью. В статье сделаны выводы о том, как на базе уроков английского языка помочь тем, кто еще не уверен в своем выборе профессии. Также представлены практические задания и рекомендации, которые будут полезны педагогам, учителям английского языка, преподающих в старших классах, специалистам, занимающихся профориентацией выпускников.

Ключевые слова: профориентация, профессиональный выбор, образование, старшеклассники, школа, английский язык, социализация труда, занятость.

В настоящее время в мире существует множество разнообразных профессий. Профессиональная ориентация учащихся в школе – одна из важнейших психолого-педагогических и психологических проблем. Проблемы самоопределения при выборе профессии раскрыты в работах А.С. Рылеевой [7], Д.А. Парнова [5], М.В. Разумовой [6], С.Н. Усовой [10], Д.А. Микаэляна [4] и др. По мнению исследователей, современный школьник не обладает необходимым объемом знаний о специфике той или иной профессиональной деятельности, поэтому важно проведение качественной профориентационной работы с обучающимися.

Качество выпускника напрямую связано с качеством профориентационной работы (под ней понимается комплекс мер содействия человеку в самоопределении, выборе оптимального вида занятий с учетом его потребностей и возможностей, а также формирование у него компетентности при ориентации и адаптации на рынке труда с учетом социально-экономической ситуации). Правильно поставленная профориентационная работа помогает сформировать стабильный контингент студентов и довести их до квалифицированных специалистов [2, с.58].

Исследователи отмечают, что педагоги испытывают трудности в процессе осуществления профориентации и корректировке своей деятельности, поэтому профориентационная деятельность не достигает своей главной цели – формирования у обучающихся профессионального самоопределения.

Мы рассмотрели проблему профориентационной работы в лингвистической гимназии с углубленным изучением английского языка с помощью исследования, которое выявило ряд проблем в профориентационной работе. Обучающиеся старших классов хотели бы больше времени посвящать обсуждению различных специальностей на уроках английского языка: это помогло бы обучающимся сделать выбор относительно своего профессионального развития и развивать речевую деятельность.

В качестве принципов исследования взяты следующие научные положения:

  • тезис о необходимости развития творческого потенциала обучающихся [9, с. 28];
  • положение о самосознании своих особенностей и готовности к развитию своего творческого потенциала [1, с. 132].

Нами был проведен опрос среди обучающихся 8, 9, 11 классов лингвистической гимназии в возрасте 14-17 лет. В опросе участвовало 24 обучающихся выпускных классов, среди которых было 16 девочек и 8 мальчиков. Более половины опрошенных являлись участниками 11 классов. Нами был выбран метод анкетирования, так как таким образом можно охватить больше респондентов, и тестирование пройдет каждый индивидуально, не советуясь с остальными. Также с некоторыми обучающимися была проведена беседа, с целью выявления мотивации изучения английского языка. Если говорить о методах опроса, то можно охарактеризовать его как индивидуальный, заочный, письменный (устный), целенаправленный. В опросе преобладали вопросы закрытого типа. В опросе не анализировались статистические зависимости, так как главная задача – экспертная оценка мнений старшеклассников.

Целью исследования было выявление профессиональной направленности обучающихся выпускных классов, изучающих английский язык. Также перед нами стояла задача узнать, относятся ли обучающиеся к овладению английским языком, как к способу выделиться среди соискателей на смежную должность. Помимо этого, хотелось выявить проблемные моменты в профориентационной работе со старшеклассниками, изучающими английский язык.

Почти все обучающиеся (95,8%) активно изучают английский язык в школе. (см. рисунок 1).

Рис. 1. Изучаете ли английский язык в школе.

Рис. 1. «Изучаете ли английский язык в школе?».

Уровень владения английским языком у опрошенных был разным, при этом большинство опрошенных разделились по трем уровням: 45,8% – средний уровень (Intermediate), 33,3% - уровень выше среднего (Upper-Intermediate), 12,5% - уровень ниже среднего (Pre-Intermediate). (см. рисунок 2).

Рис. 2. Укажите ваш уровень владения английским языком.

Рис. 2. «Укажите ваш уровень владения английским языком».

Из всех опрошенных ровно половина планирует связать свою дальнейшую профессиональную жизнь с английским языком, 33,3% возможно будут использовать английский язык в качестве профессионального инструмента. Отсюда мы видим, что будущие студенты видят в изучении английского языка большой потенциал. Более того, 66,7% опрошенных полагают, что владение английским языком повлияет на их уровень профессиональной подготовки. (см. рисунок 3).

Рис. 3. Планируете ли вы связать будущую профессию с английским языком?»; «Как вы считаете, будет ли влиять уровень владения английским языком на ваш уровень профессиональной подготовки?

Рис. 3. «Планируете ли вы связать будущую профессию с английским языком?»; «Как вы считаете, будет ли влиять уровень владения английским языком на ваш уровень профессиональной подготовки?»

После личной беседы мы сделали вывод, что молодые люди мотивированы на изучение английского языка не только для того, чтобы показать владение им перед работодателем, но и для будущего профессионального развития.

Далее мнения респондентов разделились: 41,7% опрошенных считают, что при приеме на работу работодатель охотнее выберет кандидата, владеющего английским языком. 20,8% школьников не согласны с данным утверждением. 37,5% отчасти согласны. Эти цифры говорят о том, что большинство обучающихся старших классов отмечают владение иностранным языком как фактор, позволяющий выделиться среди соискателей на определенную должность. (см. рисунок 4).

Рис. 4. При приеме на работу работодатель охотнее выберет кандидата, владеющего английским языком. Согласны ли вы с данным утверждением?.

Рис. 4. «При приеме на работу работодатель охотнее выберет кандидата, владеющего английским языком. Согласны ли вы с данным утверждением?».

Исходя из полученных ответов, опрошенные старшеклассники планируют поступать на такие направления как журналистика, лингвистика, дизайн, управление персоналом, педагогика и др. Большинство этих направлений связаны с английским языком напрямую, остальные специальности не требуют знания английского для выполнения прямых профессиональных задач, однако его знание позволит любому специалисту выгодно выделяться среди коллег. (см. рисунок 5).

Рис. 5. Специальности, на которые планируют поступать опрошенные.

Рис. 5. Специальности, на которые планируют поступать опрошенные.

Теперь стоит перейти к вопросу о подготовке старших школьников к сдаче экзамена по английскому языку. Почти две трети опрошенных готовятся или собираются готовиться к сдаче ЕГЭ или ОГЭ с репетиторами. Это говорит о том, что обучающимся не хватает определенных аспектов при обучении иностранному языку в школе (см. рисунок 6).

Рис. 6. Готовитесь ли вы дополнительно к сдаче итоговых экзаменов по английскому языку?

Рис. 6. «Готовитесь ли вы дополнительно к сдаче итоговых экзаменов по английскому языку?»

Также при помощи опроса мы выяснили, что школьники больше всего развивают такие виды речевой деятельности как чтение и письмо. Этого недостаточно для полного овладения английским языком. В завершение мы узнали, что большинство старшеклассников хотели бы на уроках английского языка рассматривать темы, которые будут соответствовать их предполагаемой специальности (см. рисунок 7).

Рис. 7. Какой языковой опыт вы хотели бы получать в большем объеме на уроках английского языка», «Хотелось бы вам на уроках английского языка рассматривать темы, которые будут соответствовать вашей предполагаемой специальности?

Рис. 7. «Какой языковой опыт вы хотели бы получать в большем объеме на уроках английского языка», «Хотелось бы вам на уроках английского языка рассматривать темы, которые будут соответствовать вашей предполагаемой специальности?»

Таким образом, опрос показал, что большинство обучающихся старших классов понимают всю важность изучения английского языка для их будущего профессионального развития. Также опрос выявил старшеклассников, которые еще не выбрали будущую специальность, поэтому для них будут полезны профориентационные игры, потому что это увлекательно и активно вовлекает школьников в процесс самоопределения. Так как мы говорим конкретно об уроках английского языка и его возможностях, как базы для профориентационной работы, то данные игры целесообразно проводить на английском языке, организуя при этом языковую практику, которой, исходя из опроса, обучающимся очень не хватает. Для активизации речевых навыков, а также для решения профориентационных задач нами были разработаны дидактические игры, составленные для уроков английского языка.

Профориентационная игра «Наше государство»

Цель: формирование и развитие навыков аудирования и говорения, развитие навыков коммуникативной компетентности, расширение и актуализация знаний школьников о профессиях, повышение уровня информативности.

Предлагается, в начале, на ватмане всем вместе нарисовать очертания мира. Затем этот плакат делится на несколько частей и каждой группе обучающихся, на которые их заранее нужно разделить, дается по одной части. Школьники должны дать название своему государству, описать его, что для него характерно, рассказать о природе и традициях, возможно несколько фактов из истории. Главное сделать акцент на том, что важно описать сферы деятельности, численность населения, какие профессии наиболее востребованы, есть ли безработица, как развивается страна и какие профессии появятся и т.д. Хорошо, если обучающиеся продумают нестандартные ответы. Таким образом, школьники учатся командной работе, устной монологической и диалогической речи на иностранном языке, учатся анализировать аспекты, связанные с профессиями и трудоустройством.

Профориентационная игра «Собеседование с работодателем»

Цель: формирование и развитие навыков аудирования и говорения, развитие навыков коммуникативной компетентности, расширение и актуализация знаний школьников о профессиях, повышение уровня информативности, знакомство с прохождением собеседования на английском языке.

Класс делится на несколько групп, каждая из которых выбирает компанию и должность (профессию/специальность), на которую ищет работника. Можно поделиться на группы по 4 человека, где двое будут работодателями, а другие двое – претендентами, роли распределяют обучающиеся самостоятельно. Можно дать «работодателям» установку на отказ «претенденту» или предъявление высоких требований для придания игре творческого и реалистичного характера. Дается 5-7 минут на подготовку. Затем, каждая группа представляет свое «собеседование. После выступления всех групп, можно обсудить, что из сказанного было интересно и стоит взять на заметку, а что стоит исправить. В данной игре школьники учатся проходить собеседование на английском языке, что связано с практикой трудоустройства на некоторые должности.

Деловая игра «Кадровый вопрос»

Цель: формирование и развитие навыков аудирования и говорения, развитие навыков коммуникативной компетентности, повышение уровня информативности о кадровом процессе.

Необходимо поделить класс на группы по 3-4 человека. Каждая группа вытягивает бланк с кратким описанием какого-либо бизнеса, например фармацевтического, и списком профессий, которые там востребованы (например, школа английского языка; компания, занимающаяся литературным переводом и т.д.). Каждой группе необходимо придумать «бренд», на каждую вакансию подобрать конкретного человека, например из класса, чтобы данный выбор был аргументирован и сделан в соответствии с личными особенностями человека, которые могут отвечать требованиям выбранной профессии. Дальше необходимо продумать рекламную акцию товара, который вы хотите «производить» или рекламу услуги, которую вы будете реализовывать. Затем, каждая группа представляет свой проект. После защиты проектов обучающиеся делятся своими впечатлениями, какие интересные идеи можно было бы взять себе на заметку. Данная игра имитирует кадровый, производственный процесс в современной компании.

Помимо профориентационных игр, направленных на помощь обучающимся в выборе интересующей их специальности, мы разработали некоторые рекомендации для педагогов, которые занимаются профориентационной работой или непосредственно преподают английский язык у старшеклассников:

  1. Приглашать на уроки преподавателей высших учебных заведений. В дни открытых дверей направлять старшеклассников, чтобы показать обучение в университете изнутри.
  2. Направлять старшеклассников на вебинары. Некоторые университеты имеют каналы и страницы в социальных сетях, где появляется актуальная информация для абитуриентов. Также многие университеты организуют вебинары, часть из которых бесплатна, так что их использование возможно на уроках.
  3. Устраивать встречи выпускников со школьниками. Возможно студенты, которые раньше обучались в данной школе, с удовольствием расскажут об особенностях своего университета и специальности, проведут ряд мастер-классов, например, связанных с литературным переводом, что будет полезно для абитуриентов и для самих студентов, многие из которых проходят практику от университета.
  4. Проводить ролевые профориентационные игры. Предварительно можно провести опрос и выбрать актуальные для старшеклассников специальности. На уроках иностранного языка целесообразно использовать такие формы работы (ролевые игры, дискуссии), которые связаны с данными профессиями. Здесь одновременно идет языковая практика и при этом профориентация, в процессе которой можно затронуть больше профессий, которые, возможно, будут интересны ученикам
  5. Организовывать дебаты по актуальным провокативным вопросам, связанными с профессиями и трудоустройством. Еще одним из эффективных способов повышения уровня языковой компетенции и развития речевой деятельности у обучающихся является использование таких форм, как дебаты и ток-шоу. Можно поделить класс на несколько групп: если говорить о дебатах, то выбираем выступающих, журналистов, которые могут задавать им вопросы и т.д. Ток-шоу проводится в том же формате – в зависимости от темы, несколько групп с противоположными точками зрения, группа экспертов, ведущий. Предлагаем следующие темы, которые могут быть интересны: «Деньги или связи: что важнее?», «Знание английского языка влияет на мнение работодателя о вас, так ли это?», «Жить в большом городе лучше, чем в маленькой деревне?», «Новая специальность будет точно востребована?», «Реклама: нужна ли она?», «Москва не резиновая или самый богатый город России» и др.

Осуществление профориентационной работы обязательно для старшеклассников. Ведь «…выбор профессионального пути со всей остротой встает перед человеком в том возрасте, когда он, быть может, до конца не осознает всех отдаленных последствий, принятых в юности решений» [4, с. 99]. В данной статье мы постарались показать на примере уроков английского языка, как языковую практику и отработку материала можно объединить с профориентацией. Подобные занятия будут иметь большую эффективность, в результате школа выпустит подготовленных абитуриентов, которые точно не ошибутся в выборе будущей профессии и добьются высоких результатов уже в стенах университета.


Problems of career guidance for high school students in English lessons

Voevodina T.V.
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow
Rusinova А.А.
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Dugina Galina Alexandrovna,
Associate Professor, Chinese Language Department, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Ph.D., Associate Professor

Аnnotation. The article presents the results of a research conducted in 2020. Its purpose was to identify the characteristics of vocational orientation of high school students. A Google survey showed that schoolchildren view English as an integral part of their future profession. The study revealed that high school students would like to work more on such types of speech activities as listening and speaking in English lessons, as well as discuss topics related to their intended specialty. Conclusions are drawn on how, on the basis of English lessons, to help those who are not yet confident in their choice of profession. The article presents practical tasks and recommendations that will be useful to teachers, teachers of the English language teaching in high school, specialists involved in vocational guidance of graduates.
Keywords: career guidance, professional choice, education, high school pupils, school, English language, labor socialization, employment.


  1. Веретенникова Л.К., Ускова Г.А. Социальная работа. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала младших школьников: Учебное пособие. Часть I.М., РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. 158 с.
  2. Гарькин И.Н., Гарькина И.А. Реализация социально-образовательных проектов «СтройКадры» и «Юные исследователи» как одна из форм профориентационной работы // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. (дата обращения: 20. 12. 2020)
  3. Королева И.А., Кулакова А.Б. Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы со школьниками // Проблемы развития территории. 2013. № 3. с.83-92.
  4. Микаэлян Д.А. К вопросу о разработке модели психологического сопровождения формирования готовности учащихся к осознанному выбору будущей профессии // МНКО. 2013. №3 (40). c. 99-101.
  5. Парнов Д.А. Выпускник выбирает профессию... Программа «Моя будущая профессия и карьера» // Социальная педагогика. 2014. № 3. c. 67-74.
  6. Разумова М.В. К вопросу о трактовке понятия «профориентация» // Профессиональное образование и общество. 2014. № 1 (9). c. 51-59.
  7. Рылеева А.С. Формирование готовности подростков группы риска к жизненному самоопределению: дис. канд. пед. наук. Тюмень, 2008. 190 с.
  8. Селезнёв В.А. Проблема подготовки будущих учителей к профориентационной работе со школьниками в условиях профилизации школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. №1. с. 59-63.
  9. Ускова Г.А. Педагогические условия развития творческого потенциала учащихся начальных классов в школе полного дня: дис. канд. пед. наук. - Москва, 2005- 219 с.
  10. Усова С.Н. Профориентация в школе: актуальность и новые задачи // Профильная школа. 2019. Т. 7. № 1. С. 39-46.
  1. Veretennikova L.K., Uskova G.A. Social work. Psychological and pedagogical foundations of the development of creative potential of younger schoolchildren: a textbook. Part I.M., RIC MGGU im. M.A. Sholohova, 2008. 158 pages.
  2. Garkin I.N., Garkina I.A. Implementation of social and educational projects «Stroykadry» and «Young Researchers» as a form of career guidance // Modern problems of science and education. 2014. № 1. (application date: 20. 12. 2020)
  3. Koroleva I.A., Kulakova A.B. Psychological and pedagogical support of professional orientation work with pupils // problems of development of the territory. 2013. № 3. Page: 83-92.
  4. Mikaelyan D.A. To the issue of developing a model of psychological support for the formation of students' readiness for a conscious choice of their future profession // MNKO. 2013. № 3 (40). Page: 99-101.
  5. Parnov D.A. The graduate chooses a profession... Program «My Future profession and Career» // Social pedagogy. 2014. № 3. Page: 67-74.
  6. Razumova M.V. To the question of the interpretation of the concept of «Сareer guidance» // Professional education and society. 2014. № 1 (9). Page: 51-59.
  7. Ryleeva A.S. Formation of readiness of adolescents at risk for life self-determination: dis. Candidate of Pedagogical Sciences. Tyumen, 2008. 190 pages.
  8. Seleznyov V.A. The problem of preparing future teachers for career guidance work with schoolchildren in the context of school profiling // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. 2009. № 1. Page: 59-63.
  9. Uskova G. A. Pedagogical conditions for the development of the creative potential of primary school students in full-time school: dis. Candidate of Pedagogical Sciences. M.: 2005. 219 pages.
  10. Usova S.N. Career guidance in school: the importance of a new task // Profile school. 2019. T. 7. № 1. Page: 39-46.