Научный руководитель: Щелокова Лариса Ивановна доцент кафедры русской литературы института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 82-31

Аннотация. В статье подробно изучается амбивалентность тыла через призму детского мировосприятия в произведении А.Г. Алексина. Особое внимание уделяется характерным чертам военной прозы данного автора.

Ключевые слова: военная проза, детская литература, война, амбивалентность.

Детская и юношеская литература – это особый художественный текст, у которого есть свои критерии, специфика. Такие произведения выполняют конкретные социальные и воспитательные функции, так как являются носителями ценностных ориентиров для читателей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Одним из важнейших аспектов детской и подростковой литературы является формирование патриотического сознания и готовности к выполнению гражданского долга во имя защиты интересов Родины. В основном это свойственно военной прозе. Особой ценностью обладают произведения фронтовиков, участников боевых действий, так как они обладают уникальным опытом личного свидетельства.

Советская военная проза активно развивалась, ее по праву можно считать эталоном батального жанра в литературе. Особый интерес представляют произведения, где представлен детский взгляд на войну. Мы обращаем внимание на длительное и глубоко осмысленное постижение событий войны ребенком. Поколение детей, детство которых окончилось после начала Великой Отечественной войны, привлекало внимание многих писателей, среди которых А.Г. Алексин.

Творчество А.Г. Алексина еще с советских времен привлекало внимание литературоведов, но большая часть работ была посвящена иным проблемам, затрагиваемым в произведениях этого автора. К основным исследователям и критикам мы можем отнести В. Воронова, Ю. Дюжева, К. Икрамова, Л. Кассиля. В частности, повесть «В тылу как в тылу» находилась в их сфере внимания, и здесь можно особо отметить работы В. Бавиной, В. Воронова, А. Комарова. Однако именно проблематика детского мировосприятия в военные годы в контексте работ А.Г. Алексина не была освещена в полной мере. В этой связи мы ставим цель расширить исследование творчества этого автора в данном ключе. На примере его трилогии «В тылу как в тылу» (1976) мы хотим показать амбивалентность тыла через призму детского мировосприятия, а также понять, чем война является для ребенка.

А.Г. Алексин в отличие от других авторов, к примеру Н.Н. Носова, С.Я. Маршака, стремится наиболее полно осветить внутреннее состояние и индивидуальность юного персонажа, делая акцент на частной жизни. В повести «В тылу как в тылу» он не дифференцирует психологию взрослого и ребенка. Современный исследователь О.В. Токарь в работе «Оценка читательского восприятия произведений А. Алексина» обращает внимание на то, что особенности природы реализма творчества Алексина и по сей день сохраняют востребованность его произведений. «Повести выстроены как диалог взрослых и детей, при этом ребенок имеет право судить взрослых, даже самых близких людей», – отмечает Токарь [3; с. 36]. На наш взгляд, «диалог взрослых и детей» реализован в названной трилогии через отношение ребенка к событиям войны, т.к. война – это явление взрослой жизни. К примеру, Дмитрий Тихомиров, главный герой повести, вспоминает тяжелые военные годы, и на момент повествования ему было одиннадцать лет. Примечателен эпизод описания школы, где учебный процесс происходил в несколько смен. Автор отмечает, что в здании висел плакат с патриотическим лозунгом «В тылу как на фронте!», и здесь мы видим, что он отсылает к мысли об амбивалентности двух «сторон» военных действий. В сознании юного героя формируется идея о важности тыла, который, по словам его мамы, являлся «зоной безопасности» [1].

В этой связи возникает проблема амбивалентного восприятия тыла, особенно через призму детского восприятия он отражается именно в тех эпизодах, где юный герой был задействован для какой-либо важной работы. Так, Дима помогал отцу печатать тексты для строительной многотиражки, а также отправлялся вместе с одноклассниками на расчистку подъездных путей. В представлении героя это было «приобщением к важному делу» [1]. Достаточно серьезной работой ребенок считал также перебирание продуктов, которое именовалось «объединением продуктовых запасов» [1].

Алексин показывает героя в основном во взаимодействии со взрослыми. «Повести выстроены как диалог взрослых и детей», – отмечает О.В. Токарь. Действительно, по большей части произведение строится на разговорах главного героя с родителями, Подкидышем, Олегом. Похожую мысль высказывает также и детский писатель, литературный критик И. Лисова: «Для писателя ребенок является равноправным субъектом общения. <…> При этом ребенок – не только равноправный участник диалога, а в ряде ситуаций он превосходил взрослых по своим нравственным характеристикам и по зрелости принимаемых решений» [2]. В этой связи является примечательным эпизод беседы мальчика с мамой после ухода отца на фронт. Герои разговаривали на равных, и мама делилась своими истинными чувствами («Мама входила беззвучно <…> Задавала мне несколько главных вопросов…»). Действительно, характер юного героя раскрывается не только через внутренний монолог, но и посредством диалога, преимущественно с членами семьи, в особенности с мамой.

Дима считает себя взрослым, несмотря на объективно юный возраст, и здесь мы видим, как прослеживается важная идея о том, что война – это именно то событие, когда человеческое сознание коренным образом меняется. «Как будто и во время войны одиннадцатилетний мог считаться ребенком», – такие мысли посещают Тихомирова [1]. Также степень своей «взрослости» мальчик определял умением любить по-настоящему («Ну какая любовь в этом возрасте? – рассуждал я. – Вот у нас, в четвертом классе… Это другое дело!»). Герой считает серьезными чувства своих ровесников, определяя их как взрослых и, соответственно, тем самым самого себя отождествляет со уже зрелым человеком.

Война в представлении ребенка – испытание, делящее жизнь на «до» и «после». Это подтверждают его размышления о ценности мгновения («Я знал, что хорошее начинаешь гораздо острей ценить, когда оно от тебя уходит» [1]). Мальчик понимает, что ранее волновавшие его вещи он «не разглядел бы теперь ни в один микроскоп» [1]. Примечательно, что Алексин наделяет своего героя совершенно не детской мудростью, умением анализировать многие философские вещи. «Ценишь, когда теряешь – эту истину война все упрямей, с жестокой прямолинейностью вдалбливала мне в сердце и в голову» [1] – такие мысли одиннадцатилетнего мальчика не могут не удивлять, и здесь мы можем сказать, что психологизм изложения достигается автором именно посредством внутреннего монолога, задействованием ребенка-рассказчика.

Таким образом, Алексиным создается образ мудрого, морально крепкого не по годам ребенка, понимающего, что «на передовую позицию жизни выкатывались орудия главного калибра: <…> будничная отвага и готовность жертвовать и терпеть» [1]. Алексин погружает героя в достаточно тяжелые условия, но тот справляется. «Мы одержимо стремились к взрослости, но оставались детьми» [1], – именно эта фраза, на наш взгляд, является ключевой. Мы изучили этапы осмысления тяжелого положения, которое появляется в сознании ребенка, чье детство закончилось с наступлением Великой Отечественной войны.

В заключение стоит отметить, что вопрос детского восприятия войны весьма популярен и хорошо изучен, однако необходимо добавить, что данная тема именно в контексте творчества А.Г. Алексина нуждается в дальнейшем рассмотрении литературоведами.

The war through the eyes of a child in a story of A.G. Aleksin «In the rear as in the rear»

M.A. Sokolova
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Shchelokova Larisa Ivanovna
Associate Professor of Russian Literature, Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. Ambivalence of the rear through the prism of children’s worldview in the story of A.G. Alexin «In the rear as in the rear» is studied in details in this article. Special attention is devoted to the characteristic of the military prose of this author.
Keywords: military prose, children’s literature, war, ambivalence.