Научный руководитель: Щелокова Лариса Ивановна доцент кафедры русской литературы института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 821.161.1

Аннотация: ситуация выбора перед ребенком в русской литературной сказке, рассмотренная на примере трёх произведений: «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского, «Цветик-семицветик» В.П. Катаева и «Старик Хоттабыч» Л.И. Лагина. Тема смыкается с мотивом «исполнения желаний».

Ключевые слова: выбор, исполнение желаний, русская литературная сказка.

Жанр литературной сказки появился в XVIII веке и за это время стал популярен среди авторов и читателей. Интересно наблюдать, как разные герои проявляют себя в ситуации выбора, как принимают решения и на что опираются. Занятнее, когда главный герой – ребенок, ведь он оценивает обстановку и рассуждает иначе. Мы решили рассмотреть ситуацию выбора в литературной волшебной сказке, ведь тут персонажу предоставляется возможность получить желаемое, не прилагая усилий.

Мы хотели бы проанализировать ситуацию выбора и способ принятия решения героем-ребенком. Посмотреть, как разные авторы представляют рассуждения детей в русской литературной сказке на примере произведений: «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского, «Цветик-семицветик» В.П. Катаева и «Старик Хоттабыч» Л.И. Лагина. Исследований, в которых бы ранее предпринимался сравнительный анализ этих текстов в аспекте ситуации выбора, нами не был обнаружен.

В выбранных сказках представлены герои разного пола и возраста, которые разными способами получили волшебный предмет и имеют разный запас желаний.

Алёша – мальчик из сказки «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского, которому не более 10 лет, проживает в пансионе, далеко от родителей [5, c. 4]. Он получил конопляное семечко, потому что совершил добрый поступок: спас курицу Чернушку от гибели [5, c. 27]. За сохранение жизни министру Подземного народа местный король предлагает ему в награду исполнить желание [5, c. 27].

Его ответственность перед выбором была очень высока. Алёша мог пожелать лишь что-то одно и времени на раздумья у него было мало. Мальчик старается быть вежливым и не заставлять ждать ответа короля и министров: «Если б дали ему более времени, то он, может быть, и придумал бы что-нибудь хорошенькое; но так как ему казалось неучтивым заставить дожидаться короля, то он поспешил с ответом» [5, c. 27]. То есть сам ребенок понимает, что он попросил не то, чего истинно хотел. Алёша просит, чтобы он всегда «знал урок», но ничего не учил.

Король считает, что желание мальчика характеризует его как ленивого человека, поэтому озвучивает свою негативную оценку: «Не думал я, что ты такой ленивец…» [5, c.27]. Кроме того, перед мальчиком стоит строгое условие, что он никому не должен рассказывать о подземных жителях [5, с. 27].

История разворачивается печальным образом: из-за волшебного семечка у мальчика не остается друзей, и он теряет авторитет перед учителем. Выронив однажды зернышко во дворе, он не смог ответить на уроке, а на следующий день ему никто не поверил. Алёша не выдерживает напряжения и раскрывает тайну о подземных жителях, после чего они вынуждены переехать. Ему приходится нести ответственность за свой поступок, ребенка пугает то, что он совершил, и он сильно заболевает.

Об этом пишет исследователь Е.М. Неёлов в статье ««По щучьему велению...»: литературная трансформация фольклорного мотива», замечая, что желание детей не учиться, но иметь знания – «постоянно в детских литературных сказках XIX-XX веков». Автор статьи считает, что герои получают отрицательный результат, потому что «исполнение желаний» не переходит на надличный уровень [4, c. 48]. Он подтверждает свои слова примером из сказки «Чёрная курица, или Подземные жители» [4, c. 49].

Рассмотрим следующую сказку и ее главного героя. Волька – пионер, которому «неполные 13 лет», из Москвы. Мальчик находит глиняный сосуд на дне речки и решает, что это клад, «имеющий огромное научное значение». Он считает, что про него обязательно напишут заметку в газете, где скажут, какой он замечательный ныряльщик. То есть цели найти волшебный предмет или существо у него так же, как и у героя предыдущей сказки, не было.

В сосуде оказался джин, который согласился служить Вольке. Мальчик при этом получает безграничный запас желаний.

Пионер сразу думает об учебе, что подтверждает слова статьи Е.М. Неёлова: «Не гложет ли тебя тоска? – Гложет, – застенчиво отвечал Волька. – у меня сегодня экзамен по географии» [3]. Однако мальчик осознанно выбирает это желание, причем говорит об этом неоднозначно. Хоттабыч самостоятельно предлагает помочь на экзамене, поддаваясь манипуляции: «Спасибо, только никаких подсказок мне не надо. Мы – пионеры – принципиально против подсказок» [3]. Л.И. Лагин показывает, как ребенок может найти разные способы показать, чего он желает, в зависимости от условий, ведь он не хотел показаться нечестным перед джином.

И тут ни к чему хорошему волшебство не приводит: Волька не смог сдать экзамен с помощью волшебных сил, а Хоттабыч только усугубил ситуацию, рассказав учителю устаревшую информацию. Снова, как и у Алёши из сказки А. Погорельского, отрицательный опыт – в случае, когда герой преследует личные цели.

Однако во всей сказке «Старик Хоттабыч» Волька часто загадывает желания. Часть из них направлена на исправление ошибок джина: чтобы исчезла борода, вернуть Женю из рабства [3], и т.д. Другая часть – на развлечения для себя и друзей: билеты в кино, цирк, на футбол, на «Ладогу», закрыть солнце облаком, чтобы оно не мешало футболистам, теплая одежда и другое [3]. Тут отсутствует какой-либо яркий отрицательный опыт, возможно, потому что желания не такие важные для героя, к тому же какие-то из них имеют надличный уровень – направлены на получение удовольствия несколькими людьми.

Перейдем к третьему произведению и посмотрим на его главную героиню – Женю. Про возраст девочки из сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик» напрямую не сказано, в тексте указано, что она уже умеет читать и считать, загибая пальцы [2, c. 7, 11]. Ни одно ее желание не было связано со школой, можно предположить, что она еще не пошла в 1 класс.

Свой волшебный предмет Женя получает от старушки, которая жалеет потерявшуюся девочку. Для исполнения желания ребенок должен оторвать лепесток и прочитать стихотворение. Здесь герой может обдумывать свое решение и осуществить не одно, а 7 желаний [2, c. 8].

Героиня сказки В.П. Катаева вспоминает о том, что ее тревожит именно в данный момент времени. Поэтому первая просьба Жени: «чтобы я была дома с баранками» [2, c. 9]. Важно, что она не забывает про баранки, которые ее попросила купить мама для всей семьи. Потом девочка разбивает мамину вазу и вновь отрывает лепесток, чтобы ее починить [2, c. 11].

Поссорившись с мальчиками на улице, Женя решает оказаться на Северном полюсе и тут же желает вернуться обратно [2, c. 14]. Сильная зависть заставляет ее пожелать, чтобы «все игрушки, какие есть на свете» [2, c. 17] стали ее, и следом просит отметить это [2, c. 20].

Всё, что девочка загадывает только для себя, помещает ее в пугающие условия: сильный холод, преследование миллионов кукол. То есть у ситуаций вновь негативный исход, что подтверждает слова Е.М. Неёлова.

Несмотря на юный возраст, она осознает: «Шесть лепестков, оказывается, потратила – и никакого удовольствия» [2, c. 21] – поэтому последнее желание девочка начинает обдумывать. При этом она говорит: «…все это я велю и съем. И ничего не останется» [2, c. 21] – то есть действительное удовольствие, по ее мнению, может быть только от чего-то долговечного.

Возможно, именно это влияет на последнее желание Жени. Витя, которого она встречает на детской площадке, – хромой, он произносит: «Это на всю жизнь» [2, c. 22] – один лепесток сможет изменить жизнь мальчику, а это именно то долговечное, что искала Женя, также это совпадает с ее желанием поиграть в салки в данный момент. Вновь у ситуации надличного уровня положительный исход, как в сказке «Старик Хоттабыч».

Во всех произведениях, выбранных для анализа, поведение ребенка соответствует возрастным особенностям [1, c. 295]. То, что дети отдают приоритет происходящему в данный момент, является нормальным. Авторы смогли верно заметить эту важную деталь, которая отличает взрослых персонажей от маленьких.

Ситуация выбора в анализируемых текстах смыкается с мотивом «исполнения желаний», но герои-дети из широкого спектра возможностей волшебного предмета отдают предпочтение сиюминутным потребностям. Алёша и Волька первым делом думают о легком получении оценок, ведь это то, что их заботит в настоящее время. Женя – человек настроения, поэтому принимает решения под влиянием эмоций. Она просит «все игрушки на свете» из-за зависти, а из-за обиды оказывается на Северном полюсе. Дети решают бытовые проблемы с помощью волшебства, так, например, Волька просит у Хоттабыча «чего-нибудь т-тёпленького из одежды», билеты в кино и цирк, а героиня «Цветика-Семицветика» желает оказаться «дома и с баранками». Выбор мотивируется происходящим здесь и сейчас, хотя позже Алёша и Женя осознают, что потратили желания «впустую», Волька в свою очередь не думает об этом, ведь Хоттабыч способен выполнить неограниченное число просьб. В силу своего возраста они проявляют легкомыслие, свойственное всем детям.

The situation of choice in a Russian literary fairy tale

Zhukova A.V.
student of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Shchelokova Larisa Ivanovna
Associate Professor of Russian Literature, Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation The situation of choice in a Russian literary fairy tale, where the main character is a child, is considered on the example of three works: «The Black hen, or Underground inhabitants» by A. Pogorelsky, «Tsvetik-Semitsvetik» by V.P. Kataev and «Old man Hottabych» by L.I. Lagin. The theme coincides with the motif of «wish fulfillment».
Keywords: choice, wish-fulfillment, the Russian literary fairy tale.