Аннотация. В статье рассмотрено явление цветописи в лирике О.Ф. Берггольц и определены функции цветов в творчестве поэтессы. Особенно часто употребляются цвета – красный, зеленый, золотой, черный и голубой.

Ключевые слова: Берггольц, лирика, цветопись, цвет, военная поэзия, женская поэзия.

Ольга Федоровна Берггольц (1910-1975) прожила очень непростую жизнь. В годы Великой Отечественной войны ее называли голосом блокадного Ленинграда. В своем творчестве она отразила всю боль, которую ей пришлось пережить.

На наш взгляд, одной из важных стилевых особенностей лирики Берггольц является использование цветописи, что позволяет более ярко и правдиво изобразить события действительности, передать свое отношение к ним. Поэтесса в своих стихотворениях использует один или несколько цветов, в том числе в поэзии военного периода. Мы ставим задачу проследить взаимодействие тех или иных оттенков в лирике поэтессы с событиями, без которых невозможна ее биография. Наша цель – выявить функции цвета в военной лирике О.Ф. Берггольц.

Цветопись – это способ передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного произведения, еще Г.Р. Державин писал, что поэзия и есть «говорящая живопись» («Рассуждения о лирической поэзии и об оде», 1812). С давних пор люди придавали большое значение символике цвета. В лирике цвет способен создавать художественный мир поэта, выступает в качестве одной из основных характеристик состояния лирического героя, передавая глубины его душевного переживания. По мнению Ф.Н. Новикова, цвет является одним из ключевых компонентов художественного произведения. Ученый отмечает: «Цветообозначения играют важную роль в создании текстового семантического поля и способствуют воссозданию картины, так как цвет – универсальная характеристика, приписываемая человеком любому видимому (а иногда и невидимому) объекту, которая быстро распознается читателем, вызывая у него определенные эмоции» [4, с. 187].

Цветовой спектр поэтического мира активно анализируется исследователями в творчестве поэтов и поэтесс XX века: Блока [3], Есенина [6], Маяковского, Ахматовой, Цветаевой [1]. Цветовой мир каждого автора по-своему уникален. Он помогает глубже проникнуть в идейный смысл художественного произведения.

Анализируя лирику О.Ф. Берггольц, стоит отметить, что ее поэтический мир насыщен цветовыми эпитетами, среди часто употребляемых цветообозначений можно отметить красный, зеленый, золотой, черный, голубой.

Один из распространенных цветов – красный. Он выполняет ряд функций. Во-первых, красный является художественной деталью, определяющей социально-политическую ситуацию. Такая цветовая детализация становится характерной для восприятия истории и войны в целом. Так, в стихотворениях «Майя» (1933), «Встреча» («На углу случилась остановка…») (1934), «Первый день» (1941), «Февральский дневник» (1942), «Песня о «Ване-коммунисте» (1953) употребляются такие эпитеты «Красная армия» [2, с. 29], «на маленькую красную звезду» [2, с. 26], «красные знамёна» [2, с. 107], «красные полки» [2, с. 107], «Умрем, но Красный Питер не сдадим!..» [2, с. 138], «дом на проспекте Красных командиров» [2, с. 141], «Ой, ты, красное, родное знамя...» [2, с. 243]. Стихотворения наполнены любовью к Родине, желанием жить, победить.

Причем «Дом Красной Армии» и «Дом на проспекте Красных командиров» появляются как символы родного, чего-то памятного, в стихотворении 1934 года и уже после, в 1942. Это повторение образов дома показывает, как они дороги поэтессе и сколько теплых воспоминаний с ними связано.

Красный у Берггольц, вопреки традиционной агрессивной семантике, воспринимается как цвет праздника, он не несет в себе негативной окраски, не соотносится с валентным образом «кровь». Например, в стихотворении «Дальним друзьям» (1940) употребляется сочетание «красный угол» [2, с. 96] как традиционное место в доме, куда сажают дорогих сердцу гостей. В стихотворении «Твой путь» (1945) представлен эпизод, когда появляется «И первый гроб, обитый кумачом, // проехавший на катафалке красном…» [2, с. 196]. Он обрадовал людей, к ним как будто возвращалась жизнь, ведь до этого они давно не видели гробов, потому у людей «сил недоставало на этот древний горестный обряд» [2, с. 196].

Однако для описания характеристик мира природы красный не употребляется. Здесь вводится розовый оттенок, что соотносится с красотой, юношеской легкостью, мечтами о светлом будущем. В стихотворении «Борису Корнилову» (1940) есть строки: «Звезда горит над розовой Невою, // заставские бормочут соловьи…» [2, c. 95]. Розовый цвет изображает романтическую картину природы. Или в стихотворении «Мой дом» (1946) образ дома создается так: «Он розоватый, праздничный, нарядный» [2, c. 214], что сразу делает его нежным, памятным.

Неоднократно употребляется «розовая заря», так же, как и «румяные зори». Эти эпитеты у автора практически тождественны, они символизируют туманность будущего, но вместе с тем – надежду, которая не может угаснуть, несмотря на все ужасы вокруг.

Зеленый цвет в лирике О.Ф. Берггольц – это цвет природы. Он наделен однозначно положительными коннотациями и широко употребляется. У Ольги Федоровны есть стихотворение «Я люблю сигнал зеленый...» (1935) в нем «зеленые огоньки природы» освобождают путь лирического героя «от любви и от тоски» [2, c. 32]. Зеленый цвет передает безмятежную картину природы, где автор обретает гармонию, освобождается от тяжелых дум и может чувствовать себя хорошо.

Зеленый цвет напрямую обозначает мир, все живое: в стихотворениях «Послесловие» (1936), «Песня дочери» (1936), «Ирэне Гурской» (1940), «Аленушка» (1941), «Сестре» («Машенька, сестра моя, москвичка!..») (1941).

В стихотворении «Песня о жене патриота» (1943) приводится прямое сравнение:

... в зеленых, как вешние листья, конвертах,
сердечные письма жены [2, c. 172].

Но, когда муж женщины умирает, приходит ответ от нее в таком же зеленом конверте, в котором говорится:

... не плачет, не плачет вдова патриота,
покамест бушует война [2, c. 173].

Зеленый является символом надежды и силы, которая заложена в человеческой природе.

В двух стихотворениях зеленый противопоставляется другому цвету. В одном – «зеленое кладбище» «красной звезде» («Майя», 1933), а в другом – «малиновые и золотые нашивки» «медали на ленточке зеленой» («Второй разговор с соседкой», 1944). Нам кажется, такие противопоставления можно трактовать как противопоставление естественного и искусственного.

Палитра синего цвета в лирических произведениях Берггольц представлена голубым и синим. Синий приобретает оттенок насыщенности, глубины: «под небосводом синего стекла» («Твой путь», 1945) [2, c. 193], «синие заливы» («Севастополь», 1935) [2, c. 35], «В синей-синей глубине эфира» («Ленинградская поэма», 1942) [2, c. 156]. Синий цвет выражен не только прилагательным, но и глаголом, существительным: «синела», «синева».

С образом неба ассоциируется голубой, он придает легкость и воздушность происходящему. В стихотворении «Молодость» (1940) говорится о «голубом крыле любви». То есть голубой связан с самыми светлыми чувствами. Понятие молодости и голубого цвета сопоставляются также в стихотворении «Полковник ехал на гнедом коне» (1945), в котором у маленькой девочки голубой бант и синие глаза. Она сидит с отцом-полковником на коне белая и румяная и гордо кивает народу, который празднует, ликует, бросает цветы перед всадником. Стихотворение заканчивается так: «– Народная наследница права, – // все для нее. Ее зовут Победа» [2, c. 209]. Девочка олицетворяет победу в Великой Отечественной войне, ради нее сражались миллионы солдат. Таким образом, голубой является еще и цветом победы, мира. Голубой и синий – часто употребляемые цвета в лирике О.Ф. Берггольц.

Обратимся к желтому цвету. В.В. Немыкин в статье «Символика цвета» пишет: «В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест – чуму» [4, с. 48]. Ф.М. Достоевский использовал желтый как цвет болезни. Также и в лирике поэтессы этот цвет символизирует нарушение спокойствия, душевной болезни: «желтый снег пустынных площадей» («Стихи о себе», 1945) [2, c. 211]. В стихотворении «Отрывок» (1942) желтый является предвестником тревоги:

Мерцает желтый слепенький фонарик,
И сердце вдруг сжимается тоской [2, c. 160].

Желтый употребляется реже, чем золотой и его оттенки. С палитрой золотого часто связывается образ хлеба. Продукт награждается яркими эпитетами, что говорит о его невероятной ценности в голодные годы: «темно-золотистый и ржаной» («Разговор с соседкой», 1941) [2, c. 131].

Золотой напрямую связан с любовной лирикой. В стихотворении «Ни до серебряной ни до золотой…» (1949) автор противопоставляет драгоценные металлы железу, подчеркивая трудность своей судьбы.

Иногда оттенки золотого употребляется в контексте описания природы и явлений окружающего мира: «златосумрачной листвой» («Листопад», 1938) [2, c. 68], «бронзов был закат» («Ласточки над обрывом», 1940) [2, c. 86].

Черный для О.Ф. Берггольц всегда цвет смерти, тьмы, скорби и горя. Он также противопоставляется другим цветам:

Над каждой твоей черной раной
Лазоревые вырастут цветы
(«Осень сорок первого», 1941) [2, c. 124].

Черным цветом наделяются и простые предметы. Это придает общей картине мрачную атмосферу: «черные сваи причала» («Встреча» («…И вновь одна, совсем одна – в дорогу…», 1952) [2, c. 232], «Сдернем шторы черные с окна...» («Разговор с соседкой», 1941) [2, c. 131].

Также употребляется оксюморон «темная радуга» в стихотворении «Мы предчувствовали полыханье...» (1941) [2, c. 105]. В нем «темная радуга» становится своеобразным предзнаменованием разлуки. В то же время эта «темная радуга» расположена над головой у Родины, что показывает параллель между судьбой одного человека и целой страны.

Черный цвет связан с эпитетом «ржавый». Это слово очень часто повторяется в лирике Берггольц и употребляется не только для обозначения конкретных вещей, которые стали старыми, но и в метафорическом плане. Ржавый – это цвет разрушения, обездоленности, траура. Его можно назвать символом войны в творчестве поэтессы: «ржавые раны» («…Третья зона, дачный полустанок...», 1941) [2, c. 145].

Интересно, что белый цвет употребляется при описании городов в стихотворениях «Лучший город» (1932), «Севастополь» (1935). Он возвышает их, показывает мощь и нерушимость: «Ленинград стоит на месте, // белый, строгий ночью…» («Лучший город», 1932) [2, c. 21].

Эпитет «рыженький» встречается во всех стихотворениях, где упоминается дочь поэтессы. Эта характеристика неразрывно связана с воспоминанием о девочке. В стихотворениях «Два стихотворения дочери» (1936), «Песня дочери» (1936), «В доме Павлова» (1952) поэтесса пишет: «…мой ласковый, рыженький, милый, // мой первый, мой лучший птенец…» [2, c. 40], «Рыженькую и смешную // дочь баюкая свою…» [2, c. 48], «И рыженькая девочка с волненьем // прочла стихи, сбиваясь второпях…» [2, c. 250]. В 1933 году О.Ф. Берггольц потеряла младшую дочь, и потому смерть старшей воспринимается как двойной удар.

Рассматривая периоды творчества О.Ф. Берггольц, отметим, что в ранние годы поэтесса использовала меньше цветовых обозначений в своей лирике. В период Великой Отечественной войны и послевоенные годы палитра становится более красочной и разнообразной. Мы связываем это с расцветом ее творчества, в то же время нельзя сказать, что в определенный период преобладает какой-либо цветом, скорее цвета распределены по всему творчеству. Но стоит добавить, что в ранних стихах Берггольц в основном употребляла красный, белый, зеленый.

Таким образом, мы рассмотрели функции цвета в лирике О.Ф. Берггольц. Каждый цвет находит особенное отражение в творчестве поэтессы. Красный цвет – цвет Родины, радости, любви, зеленый – природы, золотой – тепла и энергии, черный – траура и смерти, голубой – мира и победы. Произведения Берггольц очень биографичны, в них судьба города, раздумья о героизме, верности, любви и обычных людях, побеждающих страданья и смерть. Цветопись позволяет проникнуть в лирический мир поэта, взглянуть его глазами на мир, прикоснуться к страницам истории.

Color function in the lyrics of O.F. Bergholtz

Bolsanova E.K.
bachelor of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Gavrilina Olga Vadimovna
Associate Professor of Russian Literature, Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philology

Annotation. The article considers the phenomenon of color naming in the lyrics of O.F. Berggolts and functions of colors in the poetry are determined. Especially often used colors – red, green, gold, black and blue.
Keywords: Berggolts, lyrics, color naming, color, military poetry , women’s poetry.


  1. Алексеева Л.А. Поэтика цвета в лирике М.И. Цветаевой // Молодой ученый. 2015. № 20 (100). С. 584-586. (дата обращения: 16.04.2020).
  2. Берггольц О.Ф. Собрание соч.: В 3 т. Т. 2. Стихотворения. Говорит Ленинград. Верность. Л.: Худож. лит., 1973. 464 с.
  3. Миллер-Будницкая Р.З. Символика цвета, синэстетизм в поэзии на основе лирики А. Блока // Известия Крымского пед. ин-та им. Фрунзе, 1930. Т. З. С. 33-198.
  4. Немыкин В.В. Символика цвета. (дата обращения: 20.04. 2020).
  5. Новиков Ф.Н. Роль цветообозначений в конструировании художественного текста // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки. 2011. Т. 1. № 2. 336 с.
  6. Перелыгин П.В. Цветообразная поэтика в творчестве С. Есенина и Н. Рубцова: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тамбов, 2008. 24 с.
  1. Alekseeva L.A. Poetics of color in the lyrics of M. I. Tsvetaeva // Young scientist. 2015. № 20 (100). Page: 584-586. (date of the address: 16.04.2020).
  2. Bergholz O.F. Collected works in 3 v. V. 2. Poems. Says Leningrad. Fidelity. L.: Art. lit., 1973. 464 pages.
  3. Miller-Budnitskaya R.Z. Symbolism of color, synaesthetism in poetry based on the lyrics of A. Blok // Izvestiya of the Crimean ped. inst. name of Frunze, 1930. V.Z. Page: 33-198.
  4. Nemykin V.V. Symbolics of color. (date of the address: 20.04. 2020).
  5. Novikov F.N. The Role of color designations in the construction of artistic text // Yaroslavl pedagogical Bulletin. Humanities, 2011, V. 1. № 2. 336 pages.
  6. Perelygin P.V. Tsvetoobraznaya poetics in the works of S. Yesenin and N. Rubtsov: author. dis. ... kand. philol. nauk. Tambov, 2008. 24 pages.