Аннотация. Статья посвящена русским народным сказкам о животных, в ней обсуждается их роль и значение в нашем современном мире, а также то, как народные сказки могут быть полезны во всех аспектах нашей нынешней жизни.

Ключевые слова: фольклор, народное творчество, русская народная сказка о животных.

Народная сказка – один из традиционных источников развлечений, который так же стар, как само человечество. Народная сказка является важным разделом прозаических повествований, которые составляют основную область фольклора. Сказки являются вымышленными композициями, передающимися от поколения к поколению в устной или письменной форме.

Как и любой другой элемент человеческой культуры, сказка – это не просто случайность. Сказка существует не только во времени, но и в пространстве, и в настоящее время, продолжая играть значимую роль в языковых и социальных контактах людей. В течение лет сказка подвергалась историческим изменениям, но это не привело к разрушению жанра.

«Сказка – один из основных жанров устного народнопоэтического творчества – эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение с установкой на вымысел» [3, c. 383].

Сказка сохраняет традиционные ценности, убеждения и верования, ритуалы и образ жизни. Иными словами, сказка – это народное творчество, отражающее народное самосознание определенного этноса, которое передается из поколения в поколение.

Все культуры мира имеют свои сказки, нет ни одной, в которой бы отсутствовал подобный жанр. Сказки встречаются повсеместно. Во многих языках термин «сказка» относится ко всем видам традиционного устного повествования. В России термин «сказка» зародился в XVII веке, до этого периода употребляли слово «баснь», которое связано по происхождению с глаголом «баять» – рассказывать. В толковом словаре В.И. Даля «сказка» определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание» [2].

Русская народная сказка – один из древнейших жанров русского фольклора. Сказывание сказок на Руси воспринималось как искусство, и каждый с большим удовольствием присоединялись к этому занятию, независимо от пола, возраста и веры. Способные рассказчики были весьма уважаемы среди людей. Традиции русской народной сказки сохраняются и развиваются даже сегодня.

Впервые в XVIII веке появился сборник русских народных сказок, который содержал такие сказки, как «Сказка о цыгане», «Сказка о воре Тимошке». Затем многие собиратели фольклора записывали сказки, а авторы начали писать свои сказки по образцу народных (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.Н. Толстой и др.). Александр Пушкин писал в 1830 году: «Изучение старинных песен, сказок, и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка» [1, с. 449]. А.Н. Афанасьев, составитель первых и наиболее полных собраний народных сказок и ученый-мифолог, еще в XIX веке выделил три разновидности жанра сказки – волшебную; бытовую; сказку о животных. Каждая из них имеет свои особенности и значение.

Нет никаких сомнений в том, что каждый из нас с самого раннего возраста любил слушать народные сказки, особенно сказки о животных. Их чаще всего теперь рассказывают только детям. Сказки о животных являются древним видом народного эпоса. С древних времен народные сказки о животных играли в жизни человека такую же значительную роль, как в современное время играют книги, газеты, журналы, телевидение, интернет и другие широко известные средства информации.

Сказка о животных – это настоящая бытовая энциклопедия жизни народа: это отражение духовной культуры, обрядов, воззрений, идеалов, менталитета народа и принципов жизни народа не только прошлого, но и настоящего и, возможно, будущего. Какова же роль этих сказок в современной жизни?

Во-первых, в повседневной жизни сказки о животных воспринимаются как забава для детей. Обычно родители рассказывают интересные сказки своим детям, чтобы те сладко спали ночью. Дети начинают жить в своем воображаемом мире со своими любимыми героями.

Однако, погружаясь в сказку, ребенок, оценивая характер или действия разнообразных героев, получает элементарное представление о понятиях «добро» и «зло», пропитывается уважением к старшим, умеет отличать хорошее от плохого, и это становится для него внутренней потребностью.

Эти знания помогают детям адаптироваться к реальной жизни, в которой на смену фантазийным испытаниям приходят реальные проблемы, требующие реальных решений. А если говорить о взрослом человеке, то сказка о животных помогает человеку расширить свой взгляд и знания и навсегда остается в его сердце.

Во-вторых, сказка формирует благородный характер и соответствующее поведение с детства. Сказка влияет на детей психологически и оставляет отпечаток на темперамент человека на всю жизнь. С помощью сказок дети начинают решать свои ежедневные проблемы смело и с мужеством, которое они видели в характерах любимых героев сказок. Сказки помогают нам быть более смелыми и сильными.

В-третьих, от персонажей сказок дети перенимают много положительных привычек и качеств, таких как честность, коллективизм, уважительное отношение к старшим и т.д. Они осознают, что хорошо и что плохо для них и для общества. Вследствие этого, когда эти дети вырастут, то они станут хорошими людьми не только для своей семьи, но и для всего общества.

В-четвертых, разумное использование народной сказки может помочь работе школьного учителя, сделать уроки более живыми и увлекательными. Ученикам посредством сказки легче разобраться в универсальных качествах человеческой натуры. Сказка доставляет эстетическое удовольствие, переживания, стимулирует развитие воображения. Сказка позволит расширить кругозор, стать более открытым для принятия новых идей и новых людей.

В-пятых, народная сказка включает в себя традиционные элементы образа жизни этнического сообщества. Межкультурный опыт может привести к лучшему пониманию природы общества и укреплению взаимоотношений между соседями и этническими соседями.

В-шестых, изучение сказки помогает нам понять природу человеческого разума, что позволит интерпретировать символические значения различных элементов сказки. Народная сказка может использоваться с целью научить наше новое поколение ценностям, взглядам, традициям и истории. В.П. Аникин писал: «В русских сказках русский народ пытался высказать своё национальное мироощущение, наставить своих детей в первобытной, но глубокой жизненной мудрости, – разрешая лежавшие на его сердце жизненные, нравственные, семейные, бытовые и государственные вопросы» [4, с. 7].

В-седьмых, можно определить сказки как защитный механизм общества, в рамках которого общество сохраняет благополучие и стабильность, освобождаясь от сдерживаемой напряженности. Благодаря сказкам мы учим детей справляться со страхом и верить в собственные силы.

В-восьмых, сказка является средством, с помощью которого люди проецируют свою эмоциональную жизнь в безопасной, экстернализованной, социально-санкционированной форме.

В-девятых, русские народные сказки о животных помогают понять не только идеи, традиции, нравы и обычаи русских, но даже остроумие, мудрость и, в конечном счете, менталитет русского народа. «Русский менталитет отражается в русских сказках» [5, с. 95].

Таким образом, ограничение изучения сказки простым рассмотрением текстов было бы фатальным для правильного понимания ее сущности. Нам необходимо вернуться к нашей мифологии и истории для того, чтобы узнать тайну своей жизни.

Смело можно сказать, что, изучая народные сказки о животных, можно создать верное представление о социальном эволюционном развитии той или иной этнической группы, об изменении его культуры и трансформации различных аспектов его повседневной жизни и бытия, системы ценностей и характера коллективного мировосприятия.

Люди по всему миру лелеяли свою культуру и пытались ее сохранить посредством передачи следующему поколению. Хотя модернизация и отодвинула традицию, сказка всё равно должна остаться в центре внимания, так как с ее помощью сохраняется национальная культура. Сказка несет в себе много хорошего для поддержания порядка и единства в обществе, разделяющем вечные гуманистичекие ценности. И более того, народная сказка помогает нам понять богатый мир и духовные традиции наших предков.

Russian folk tales about animals and their significance in our modern life

Kumar Raja
Graduate student at the Centre for Russian Studies, Jawaharlal Nehru University, New Delhi

Research supervisor:
Banerjee Ranjana
Professor Jawaharlal Nehru University, New Delhi

Annotation. The article is devoted to Russian folk tales about animals, and it discusses their role and significance in our modern world, as well as how folk tales can be useful in all aspects of our present life.
Keywords: folklore, folk literature, Russian folk tale of animals, entertainment.


  1. Виноградов В.В. Язык Пушкина. М.: Рипол-классик, 2014. 490 с.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4: Р–Я. М.: Рипол-классик, 2014. 1144 c.
  3. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. 751 c.
  4. Русские народные сказки. / Сост., вступит, ст. и примеч. В.П. Аникина. М.: Детская литература, 1987. Т. 1. 719 с. (Сказки народов мира в 10 томах).
  5. Шагалиева М. Ф. Феномен русской сказки: выражение русского менталитета // Alter Idem. М., 2009. Вып. 2: Феноменология реальности: конструктор и концепт. С. 95-101.
  1. Vinogradov V.V. The language of Pushkin. M.: Ripol-classic, 2014. 490 pages.
  2. Dal V.I. Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language. In 4 v. V. 4: R-Z. M.: Ripol-classic, 2014. 1144 pages.
  3. Literary Encyclopedic Dictionary / Ed. V.M. Kozhevnikova and P.A. Nikolaev. M.: Soviet encyclopedia, 1987. 751 pages.
  4. Russian folk tales / Comp., Intro, and note Anikin V.P. M.: Children's literature, 1987. Vol. 1. 719 pages (Tales of the peoples of the world in 10 v.).
  5. Shagalieva M.F. The phenomenon of Russian fairy tales: an expression of the Russian mentality // Alter Idem. M., 2009. Issue. 2: Phenomenology of reality: designer and concept. Page 95-101.