Научный руководитель: Лоскутникова Мария Борисовна доцент кафедры русской литературы института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 821.161.1

Аннотация. В романе К.М. Симонова «Живые и мертвые» показано начало Великой Отечественной войны и освещены героические и трагические судьбы защитников Родины. Один из главных героев произведения – военный корреспондент, а потом простой солдат Синцов – представлен автором в развитии его самосознания: в обретении глубинного смысла человеческого бытия. В статье рассмотрено взаимодействие типического и индивидуального в реалистическом характере.

Ключевые слова: художественный психологизм, литературный характер, типическое и индивидуальное в характере, героическое, трагическое.

С начала XX века в литературе актуализируются представления о художественном психологизме. В современной науке его принято понимать как «достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний вымышленной личности (литературного персонажа) с помощью специфических средств художественной литературы» [1, с. 5]. Тем самым подтверждается мысль, высказанная еще в начале XIX века, в частности, И. Тэном: выдающееся произведение может создать только личность. Иными словами, значима прежде всего личность писателя-психолога, способного разработать яркий литературный характер, воплощая его в единстве типического (как результата обобщения жизненного материала) и индивидуального (как неповторимого в поступках и самом строе мыслей и чувств) человека.

Цель данной работы состоит в том, чтобы показать, как в романе К.М. Симонова «Живые и мертвые» (1959) развивается характер одного из главных героев – Ивана Петровича Синцова, военного корреспондента, а потом солдата, вовлеченного в трагический водоворот событий с первых часов Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война оказала сущностное влияние на судьбы миллионов людей. Это была поистине освободительная война. Героизм людей на фронте и в тылу увековечен во многих произведениях искусства. Именно такие эпохи определяют судьбы художников, поскольку «вдохновляют» их на выражение «великой правды» [2, с. 2].

Симонов прошел всю войну в качестве военного корреспондента. В силу этого его произведения, в которых воплощены события войны и показано множество людских судеб, отличаются правдоподобием, поскольку «война и человек на войне показываются не «извне», а «изнутри» – глазами тех, кто был на фронте» [3, с. 169].

Первый роман из трилогии Симонова «Живые и мертвые» дал название всему циклу. В нем писатель показал один из самых трудных этапов войны – от летних дней и месяцев 1941 года к декабрьскому сражению за Москву. Создавая характеры центральных героев, а также второстепенных персонажей, автор руководствовался представлениями об определенных типах жизненной ситуации и выработал принципы и приемы воплощения материала, прежде всего в спектре трагического и героического, поскольку картины боевых действий, равно как и жизни в тылу, сопровождаются изображением боли и смерти, горя и страданий. В этой связи важны три художественно-эстетических критерия в оценке изображаемого: «характер конфликта», «понимание случайного и необходимого, а также «взаимоотношения» оптимистического видения перспектив и пессимистического катастрофического ощущения конечности» [4, с. 13].

При создании образа Ивана Синцова Симонов стремился наделить своего героя чертами, характерными для всех людей, уходящих на фронт. Это неоднократно подчеркивается в произведении сравнительными конструкциями: «Он не был трусом, но, как и миллионы других людей, не был готов к тому, что произошло»; «его, как и многих других не трусливых от природы людей, <…> тянуло теперь вперед» и др. [6, с. 28, 39]. Однако справедливо мнение В.С. Синенко, которая подчеркивала, что Симонову «важно показать конкретного человека, его реальную психологию» [7, c. 87], то есть выделить индивидуальное.

Действительно, Синцов показан как один из миллионов, испытавших с началом войны чувства потрясения и растерянности. Драматизм личной ситуации Синцова усугублен тем, что герой встречает начало войны далеко от линии фронта (в Симферополе), а в эпицентре боевых действий остается его маленькая дочь. Таким образом, Симонов в образе Синцова изначально соединяет личное горе семьи и трагедию всего народа.

В хаосе и неразберихе первых дней этих испытаний главной целью людей стал поиск своего места на войне. Ощущения Синцова, когда по прибытии на фронт он «оказался не в своей части, не на своем месте, каким-то перекати-поле» [6, с. 29], меняются при встрече с комбригом Серпилиным. «Работник фронтовой газеты», Синцов признает: «здесь фронт» [6, с. 94] – и сознательно вступает в стихийно образовавшееся подразделение Серпилина, воюющее в глубоком тылу противника.

Романное развитие характера Ивана Синцова связано с проблемой доверия. Из-за потери документов герой оказывается в ложном положении. Он вынужден искать свое место в условиях войны, доказывая, кто он есть на самом деле: не предатель, не дезертир, не враг. Подозрения со стороны особистов приводят Синцова в Москву, где в райкоме партии могли бы удостоверить его личность.

Сцены битвы за Москву являются кульминацией романа. На данном этапе в развитии сюжетного действия происходит завершенное формирование Синцова-солдата. Симонов подчеркивает, что в Синцове выработалось жесткая однозначная позиция: «душа тоже была отдана бою», и вся жизнь «представлялась ему теперь солдатской» [6, с. 338]. Кроме того, этот процесс самоосмысления героя показан через призму оценки второстепенного персонажа – комиссара Малинина: «Синцов, как это скоро выяснилось, оказался человеком бывалым и умел обращаться с оружием» [6, с. 328].

В последних главах романа, в которых изображены подмосковные бои и наступление советских солдат на немецкие позиции, Симонов акцентирует внимание на окончательном судьбоносном решении Синцова: «Да не хочу я ни в какую редакцию!» [6, с. 472]. В этой эмоционально-психологической детали в полной мере проявилось преображение Синцова, его новый – солдатский – взгляд на войну и свое место на ней.

По ходу работы над романом «Живые и мертвые» Симонов пришел к безусловному убеждению о необходимости дальнейшей разработки характера Синцова – на всех этапах его жизни в годы Великой Отечественной войны. В оценке повествователя в последних главах романа раскрывается психологическое состояние Синцова: «он старался заставить себя свыкнуться с трудной мыслью, что, как бы много всего ни оставалось у них <у Синцова и всей страны> за плечами, впереди была еще целая война...» [6, с. 478]. Чтобы показать физическую усталость и моральное утомление людей, Симонов прибегает к приему самоубеждения героя: он старался заставить себя свыкнуться с мыслью о предстоящем долгом пути.

В литературной критике образ Синцова не всегда оценивался как удача писателя. В частности, Л.А. Плоткин упрекал Симонова в незавершенности, недоработанности образа этого героя, считая, что Симонов только во втором романе трилогии – «Солдатами не рождаются» – «обнажает внутреннюю суть Синцова» [5, с. 203]. Однако в этой связи стоит отметить, что во втором романе цикла образ Синцова можно считать раскрытым и завершенным, тогда как в первом романе писатель представил его в процессе сложного духовного развития.

Таким образом, характер Ивана Синцова создавался Симоновым как достоверный – за счет глубокого знания писателем переживаний людей и их поступков, показательных для изображаемого времени. Если в начале романа писатель стремился воплотить в образе Синцова судьбу многих людей, то по мере развития сюжетного действия он смещает взгляд на изображение личной линии в жизни героя. В результате следует согласиться с тем, что «от общего в судьбе героя Симонов идет к особенному, а от особенного к общему» [7, с. 44].

В романе «Живые и мертвые» Симонов развивает характер Ивана Синцова в двух направлениях. Первое – изображение Синцова в гуще народной жизни: герой пережил отступление Красной Армии летом 1941 года, а потом вместе со всеми прошел путь к полному осознанию своей исторической роли на войне. Второе направление – освещение личной истории Синцова, связанной с потерей документов и желанием вернуть доверие к своей личности. В результате это развития характера в гражданском становлении: Синцов противостоит обстоятельствам, проявляя свою личность и сохраняя честь, несмотря на давление недоверия.

Development of character in K.M. Simonov's novel «The Living and the Dead»: the image of Ivan Sintsov

Sizova A.V.
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Loskutnikova Maria Borisovna
Associate Professor of Russian Literature, Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. K.M. Simonov showed the beginning of the Great Patriotic War and illuminated the heroic and tragic fates of the defenders of the motherland in his novel «The Living and the Dead». One of the main characters of the works is a war correspondent, and then a simple soldier Sintsov. Author represented the character in the development of his identity – in gaining the deep meaning of human being. The article discusses the interaction of the typical and the individual in a realistic manner.
Keywords: artistic psychologism, literary character, typical and individual in character, heroic, tragic.