Аннотация. Коронавирус распространяется по всему миру, а самым лучшим лекарством от беспокойства оказываются интернет-мемы. Целью этой статьи является объяснение этого феномена. На основе анализа мемов о коронавирусе в польском, немецком, русском и китайском интернет-пространстве мы попытаемся указать, какой тип интернет-мемов наиболее распространен и выделить их основные особенности и функции.

Ключевые слова: коронавирус, интернет-мемы, сравнительная типология.

Несомненно, можно сказать, что последние годы были периодом очень быстрого развития коммуникационных технологий. Интернет стал доступен для огромных масс людей, и, таким образом, человеческое общение и интернет-общение стали нераздельными. Распространение Интернета способствует появлению новых форм коммуникации, сочетающих вербальные и невербальные элементы. Нет сомнений в том, что примером такого гибридного текста является интернет-мем.

Термин «мем» был введен Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген» (оригинальное название: «The Selfish Gene»). Исследователь объяснил английский термин «meme» как единицу культурной информации, которая сходна с человеческим геном и может самостоятельно воспроизводить, реплицировать и мутировать. Это определенные культурные идеи, которые передаются от человека к человеку посредством языка, жестов и ритуалов. Докинз понимал этот термин широко - это могли быть различные популярные выражения, мелодия, стиль одежды, идеи или даже определенный стиль поведения [6, с. 60]. В настоящее время термин «мем» имеет узкое значение и относится к произведениям, которое существуют в Интернете.

Ю.В. Шурина определяет мем как «единицу информации, объект, который получил популярность - как правило, спонтанно - в среде, обслуживаемой информационными технологиями» [4, с. 162]. В научном сообществе существует множество определений этого феномена, однако для наших исследований достаточно определения Ю.В. Шуриной.

Типология мемов

Ю.В. Шурина (2014) выделяет следующие критерии, исходя из которых можно определить разные классификации мемов: способ выражения мема (вербальный, невербальный или гибридный); источник возникновения мема; структура мема [5, с. 87].

С учетом первого критерия мемы можно разделить следующим образом: текстовый мем, мем-изображение, медиамем, гиф и креолизованный мем. Текстовый мем может представлять собой слово, фразу или текстовый фрагмент. Вторая категория мемов называется мемы-изображения и встречается в трех различных формах. В первой группе, т.е. узнаваемом изображении, наиболее важную роль играет визуальная часть. Второй разновидностью мемов-изображений является обработанная в графическом редакторе «Фотошоп» фотография, которая получила сленговое название «фотожаба». Это изображение является частью многих мемов. Третья группа - это «обобщенный образ, воплощающий представления о персонаже: Котэ или Собака». Медиамемы - это юмористические видео. Другая категория - гифы, которые являются анимированными картинками. Последняя группа - это креолизованные мемы, основными компонентами которых являются вербальная часть (текст) и невербальная часть (картинка, фотография). Креолизированные мемы также характерны для демотиваторов [5, с. 87-88].

Источники мемов различны. Их основу могут составлять актуальные события, искусство, фильмы, сериалы, жизненные ситуации или комиксы. Что касается структуры мемов, то можно перечислить следующие их типы: двусоставные мемы, компаративные мемы и метамемы. Как следует из названия, двусоставные мемы состоят из двух элементов: невербальной и вербальной частей, при этом визуальная часть невербальная, а вербальная состоит из завязки и панчлайна [5, с. 87-88].

Завязка - основные факты / описание ситуации

Визуальный элемент для иллюстрации

Панчлайн - неожиданное остроумное завершение

Двухсоставный мем и ортотипическая структура интернет-памяти, по мнению Остерротха [7, с. 31]

Рис. 1. Двухсоставный мем и ортотипическая структура интернет-памяти, по мнению Остерротха [7, с. 31]

Компаративные мемы создаются на основе сравнения двух изображений, которые должны представлять собой столкновение мечты и реальности [5, с. 88].

Последняя группа мемов - это метатемы, которые создаются таким образом, что после нажатия на одного из них мы автоматически перенаправляемся на другой [5, с. 89].

Конечно, это не единственная классификация, но в рамках данной статьи нет необходимости и возможности представлять все из них.

Чтобы лучше понять природу этого явления, необходимо взглянуть на его ключевые характеристики. По словам С.В. Канашиной, мемы характеризуются следующими особенностями: вирусность, реплицируемость, серийность, эмоциональность, минимализм формы, полимодальность, актуальность, фантазийный характер, медийность и мимикрия [1]. По-нашему, еще одной характеристикой мема является анонимность, так как они создаются для выражения мнения по данному вопросу анонимно.

Для нашего исследования самым важным является определение функции мемов. Несомненно, мем выполняет информационную функцию (передача информации). Вторая функция - это функция репрезентации. Она позволяет мемам представлять определенную идею. С такой идеей может идентифицировать себя не только отдельный пользователь, но и группа людей. Из этого следует, что мемы могут представлять определенную идею, определенного индивидуума, а также определенную социальную группу. Третья функция мема - это трансляция идеологии. Это означает, что мемы могут влиять на массового реципиента.

Следующая функция, которая будет рассмотрена, это функция интеграции. Мемы облегчают обмен эмоциями и мнениями, что способствует поддержке связей с группами людей, которые имеют такое же мнение и испытывают такие же эмоции.

Пятая - это эмоциональная функция. Мемы вызывают определенные эмоции: смех, радость и даже грусть. Последняя функция, которая отвечает за то, что мемы являются средством для установления и поддержки контакта с другим пользователем Интернета, называется фатической.

Интертекстуальность

Классическое определение интертекстуальности предполагает, что это взаимосвязи между различными текстами. С другой стороны, в интернет-дискурсе интертекстуальность является некой защитой для существования огромного количества интернет-текстов, которые переплетаются межтекстовыми отношениями в рамках одного гипертекста, каким является Интернет. Интернет-мемы функционируют в рамках интернет-дискурса, и каждый из мемов является его частью, мем не изолирован, а связан межтекстовыми отношениями с другими текстами, которые функционируют в рамках этого дискурса [2, с. 133-137].

Исследование

Коронавирус шагает по всему миру, а пользователи Интернета создают мемы. Кажется, что юмор является идеальным оружием в борьбе со страхом и позволяет забыть о буднях. Наше исследование посвящено мемам, возникшим как реакция на глобальную пандемию коронавируса в польской, немецкой, русской и китайской интернет-среде. Мы попытаемся определить, какой тип мемов наиболее распространен в интернет-пространстве, какие у них есть особенности, какую функцию они выполняют, и постараемся ответить на вопрос, можно ли в этих интернет-мемах заметить связи с другими произведениями культуры. Кроме того, мы кратко рассмотрим их содержание.

Мемы в польской интернет-среде

Было проанализировано 1505 интернет-единиц, которые появились на польских веб-сайтах, таких как: https://wspolczesna.pl/, https://kwejk.pl/ и https://memy.pl/. Подавляющее большинство из них - это мемы креолизованные. Следующее место занимают мемы-изображения - 341. Количество текстовых мемов составило 217. Из общего количества анализируемых мемов только 48 было медиамемами. 17 мемов можно считать гифами.

Что касается содержания, то оно очень разнообразно. Главной темой, конечно, является коронавирус, но стоит подчеркнуть огромное количество подтем. Наиболее распространенные подтемы: посылка из Алиэкспресса и ношение защитных масок.

Доброе утро, посылка из Aliexpress. И тогда я говорю ему...

Рис. 2. Доброе утро, посылка из Aliexpress. И тогда я говорю ему...

Мем-изображение

Рис 3. Мем-изображение

Когда в аптеке нет защитной маски

Рис. 4. Когда в аптеке нет защитной маски

Главной функцией этих мемов является передача эмоций. В первом тексте (Рис. 2) мы видим интертекстуальную связь с текстами, представляющими бывшего президента Польши Леха Валенсы. Выражение «И тогда я говорю ему...» стало идиоматичным, так как президент Валенса сказал, что именно он вдохновил Дональда Трампа на выдвижение своей кандидатуры на должность президента США. В польском интернет-пространстве появилась серия интернет-мемов с данной фразой, которые приобрели большую популярность.

Третий мем - это мем-изображение, здесь текст не является обязательным для понимания сюжета. Четвертая картинка являются юмористическим примером того, что могут делать граждане, когда они столкнутся с проблемой нехватки масок. Человеческая изобретательность не знает границ - и именно в Интернете приветствуются подобные шуточные идеи.

Рисунок 5 отличается от предыдущих мемов структурой, представляя собой компаративный мем. Тема карантина вызвала всплеск мемов, в которых подчеркивается влияние обязательной изоляции на психику человека.

Желтый комбинезон будет самым модным в весеннем сезоне

Рис. 5. Желтый комбинезон будет самым модным в весеннем сезоне

Рис. 6. Очередной день без футбола

Рис. 6. Очередной день без футбола

Везде плохо, но дома хуже всего

Рис. 7. Везде плохо, но дома хуже всего

Карантин в общежитии

Рис. 8. Карантин в общежитии

Когда бабушка узнает, что скупили всю туалетную бумагу

Рис. 9. Когда бабушка узнает, что скупили всю туалетную бумагу

Поляки начинают мыться

Рис. 10. Поляки начинают мыться

Благодаря полимодальности интернет-мемы могут относиться не только к чужому тексту, но и к фильмам, что иллюстрирует первое изображение. На второй картинке мы видим перифразу известной пословицы: «Везде хорошо, но дома лучше».

Следующие два мема, предназначены для фокус-группы - студентов. В результате того, как в обществе закрепился образ типичного студента, их содержание понимают все. Каждая из стран, которая ввела карантин, столкнулась с нехваткой определенных товаров (например, мыла, антибактериальных гелей или туалетной бумаги). Это также стало поводом для создания мемов (см. рисунок 9 и 10).

Отдельной темой мемов, связанных с карантином, являются те, в которых алкоголь рассматривается не только как средство, улучшающее настроение, но и как лекарство от коронавируса. Таким образом поляки вместе с другими славянскими народами празднуют победу над коронавирусом, изображенную в мемах.

Алкоголь убивает коронавирус. Славянские страны: У вас здесь нет власти!

Рис. 11. Алкоголь убивает коронавирус. Славянские страны: У вас здесь нет власти!

>Подляшье: ведется работа над антидотом.

Рис. 12. Подляшье: ведется работа над антидотом.

Изгнание города Зелена-Гура

Рис. 13. Изгнание города Зелена-Гура

Особенно следует обратить внимание на мем, изображенном на рисунке 12, который сфокусирован на двух объектах - алкоголе и регионе. В данном случае это Подляшье (Подляское воеводство) - область Польши, находящаяся на границе с Беларусью, которая является популярной темой польских мемов. Данный регион часто представляется как отсталая и очень богобоязненная территория.

Польский город Зелена-Гура тоже стал темой многих мемов, когда в этом городе был обнаружен первый случай коронавирусной инфекции. На рисунке 13 изображена сцена из американского мультика «Винни Пух», на которой в качестве персонажей выступают разные польские города, отвергающие Зелёную Гуру, которую представляет поросёнок.

Среди проблем, вызванных коронавирусом, есть и запланированные на 10 мая в Польше президентские выборы. Правящая партия не хочет менять время выборов.

Я не вижу причин для переноса выборов

Рис. 14. Я не вижу причин для переноса выборов

>Так что давайте сделаем выборы, которых никто ещё не видел

Рис. 15, 16. Так что давайте сделаем выборы, которых никто ещё не видел

Измененный логотип партии Право и справедливость

Рис. 17. Измененный логотип партии «Право и справедливость»

Первая фотография - фотожаба. С помощью фотошопа на фоне апокалипсиса было вставлено изображение президента партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского, по оценке которого, нет поводов для того, чтобы менять сроки выборов. На втором снимке мы видим Качиньского и президента Польши Анджея Дуду, знаковым событием здесь является момент коронации и его атрибут - корона, представленная в виде графического знака вируса. Четвертый мем представляет собой логотип партии «Право и справедливость», в котором аббревиатура «PiS» была изменена на знак вируса. Эти мемы носят юмористический характер и одновременно являются критикой действий польского правительства.

Поляки активно комментируют посредством мемов и мировую ситуацию с коронавирусом: такие страны, как Китай, Россия, Англия и Северная Корея, стали объектами мемов в Польше. На рисунке 19 мы видим премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона и фотографию из его фальшивого аккаунта в Фейсбуке. Он получил сообщение о четырех новых друзьях - это могильные танцовщицы из Ганы, где танец с гробом стал традицией. Мем появился после того, как мир услышал, что заболел коронавирусом британский премьер-министр, ранее утверждавший, что не следует предпринимать никаких мер для ограничения распространения вируса.

Когда ты заботишься о своей стране и уже давно закрыл границы, чтобы вирус не смог распространиться.

Рис. 18. Когда ты заботишься о своей стране и уже давно закрыл границы, чтобы вирус не смог распространиться.

Фотография в фальшивом аккаунте Бориса Джонсона в Фейсбуке.

Рис. 19. Фотография в фальшивом аккаунте Бориса Джонсона в Фейсбуке.

Когда Си Цзиньпин чихает во время встречи с мировыми лидерами

Рис. 20. Когда Си Цзиньпин чихает во время встречи с мировыми лидерами

Мемы в немецкой интернет-среде

Что касается немецкого интернет-пространства, в ходе исследования было проанализировано 860 мемов. Одним из самых популярных немецких сайтов, на котором публикуются интернет-мемы, является http://debeste.de/. Проведенный анализ позволил выявить, что креолизованные мемы (545) являются самыми популярными. Вторым по популярности типом являются текстовые мемы (155), за ними следуют мемы-изображения (104). Также было выявлен 51 медиамем. Было обнаружено, что самое неначительное количество мемов принадлежит гифам - всего 5 штук.

Одной из наиболее распространенных тем мемов о коронавирусе в Германии является обязательная изоляция - карантин. Во время эпидемии многие предприятия и компании перешли на дистанционную работу, что, конечно, было практически сразу отмечено в интернет-мемах. Важнейшую роль в мемах о дистанционной работе играет изображение, текст знакомит читателя с ситуацией.

14 дней карантина. Моя жена начала работать в саду, но не говорит мне, что будет сажать

Рис. 21. 14 дней карантина. Моя жена начала работать в саду, но не говорит мне, что будет сажать

День десятый

Рис. 22. День десятый

>Домашний офис для водителей грузовиков<

Рис. 23. Домашний офис для водителей грузовиков<

Домашний офис

Рис. 24. Домашний офис

На фотографиях мы видим и то, как жители Германии представляют себе ситуацию борьбы с эпидемией. Немецкие мемы, которые комментируют мировую ситуацию с коронавирусной инфекцией, тематически связаны с такими странами, как Польша, Китай, Северная Корея, США, Италия и Индия. Первая картинка (см. рисунок 25) представляет собой текстовый мем, который связан с закрепившимся в Германии стереотипом поляка-вора.

Рисунок 26 в свою очередь относится к знаменитой сцене презентации новых телефонов от Apple. Вместо лица Стива Джобса вставлено лицо Си Цзиньпина. На заднем плане мы видим две модели коронавируса - обычную и про-версию.

Рисунок 27 был также повторен в польской интернет-среде. Это подтверждает, что мемы распространяются очень быстро, а Интернет - это один большой гипертекст. Следующий мем символизирует передачу лидера среди числа коронавирусных инфекций.

Рисунок 28 является компаративным мемом, но видно, что между этими двумя изображениями нет никакой разницы, так как здесь показано, что финское общество состоит из интровертов не только во время эпидемии.

Когда Польша закрывает границы, мы можем снова оставлять ключи в машине

Рис. 25. Когда Польша закрывает границы, мы можем снова оставлять ключи в машине

Тем временем в Китае

Рис. 26. Тем временем в Китае

Финляндия до и после коронавируса

Рис. 27. Финляндия до и после коронавируса

Как и в польском сегменте Интернета, среди немцев очень популярны такие темы, как покупки, маски и другие формы защиты от инфекции. На рисунке 28 фотожаба картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза». На рисунке 29 показана пирамида потребностей Маслоу, в которую были добавлены новые уровни с вещами, наиболее востребованными людьми во время карантина. Последняя картинка отсылает нас к сцене из фильма Энди Мускетти «Оно». В данном случае интертекстуальность картинок требует от получателя информации соответствующих знаний.

Корона Лиза

Рис. 28. Корона Лиза

Что важнее? Вай-фай. Батарея. Макароны. Туалетная бумага.

Рис. 29. Что важнее? Вай-фай. Батарея. Макароны. Туалетная бумага.

Привет! Да! Спускайся! У меня есть туалетная бумага и макароны

Рис. 30. Привет! Да! Спускайся! У меня есть туалетная бумага и макароны

На многих немецких мемах изображена юная шведская экологическая активистка Грета Тунберг, действия которой ставятся под сомнение и одновременно утверждается, что вирус оказался для окружающей среды, природы намного полезнее. Среди рассматриваемых немецких мемов также внимания заслуживают критические политические изображения, связанные исключительно с канцлером Германии Ангелой Меркель, которая перевоплощается в вирусную инфекцию.

Экологический активист. Она годами пыталась спасти природу. Коронавирус. Сокращение выбросов СО2 в Китае за 2 месяца на четверть

Рис. 31. Экологический активист. Она годами пыталась спасти природу. Коронавирус. Сокращение выбросов СО2 в Китае за 2 месяца на четверть

Самолеты не летают. Вагоны, поезда и корабли не двигаются. Фабрики не работают. Выбросы газа снижены. Вирус: Шах и мат, Грета!

Рис. 32. Самолеты не летают. Вагоны, поезда и корабли не двигаются. Фабрики не работают. Выбросы газа снижены. Вирус: Шах и мат, Грета!

Появилась первая фотография Ковида 19.

Рис. 33. Появилась первая фотография Ковида 19.

Мемы в русской интернет-среде


Анализ русскоязычных мемов включал 890 единиц из порталов: http://1001mem.ru/, https://pikabu.ru/ и https://memepedia.ru/. В этой части анализа мы обнаружили, что большинство мемов также являются креолизированными мемами (550 единиц). Текстовые и мемы-изображения составили 153 и 144 единицы. Медиамемы составили 34 единиц, а гифы - только 9. Темы мемов в этой части Интернета связаны с карантином, посылками из Алика, масками для защиты и защитной одеждой.

Рис. 34

Рис. 34

Рис. 35.

Рис. 35.

Рис. 36.

Рис. 36.

Рисунок 36 представляет собой интертекстуальную отсылку к Дарту Вейдеру из фильма «Звездные войны». Фотография 34 раскрывает правду о ценах на недвижимость в Москве. Оказывается, что, в то время как защитные маски на вес золота, за ту же цену можно найти квартиру. Фотография 35 имеет воспитательный характер, в шуточной форме передавая обществу информацию о том, какие маски не использовать и как их не носить.

Российских пользователей Интернета сильно заинтересовала и тема удаленной работы, которую они представили на многих картинках (см. рисунок 37). Российские мемы раскрывают также отношение к эпидемиологической ситуации в других странах, в основном в США и Китае, а также Италии, Северной Корее и Украине. На фотографии 38 Виталий Кличко - член украинской партии «Удар». На следующей картинке (см. рисунок 39) - небольшой парадокс: стена, построенная Дональдом Трампом на мексиканской границе, больше не защищает от нелегальной миграции, а защищает мексиканцев от коронавируса.

>Рис. 37.

Рис. 37.

Рис. 38.

Рис. 38.

Рис. 39.

Рис. 39.

Также юмористическим объектом в мемах стал Президент РФ Владимир Путин. После его визита в больницу, когда он наблюдал за борьбой с коронавирусом, была создана серия мемов с его участием.

Рис. 40.

Рис. 40.

Рис. 41.

Рис. 41.

Рис. 42.

Рис. 42.

Серия мемов с президентом РФ относится к фотожабам. На двух фотографиях образ президента России помещен с помощью программы фотошопа. На третьей фотографии он был вставлен, как свидетель из Фрязино. В России также создана серия мемов с 4 танцорами с гробами из Ганы, а также шуточные продолжения сообщения о том, что лебеди и рыбы вернулись в каналы Венеции.

Рис. 43.

Рис. 43.

Рис. 44.

Рис. 44.

>Рис. 45.

Рис. 45.

Рис. 46.

Рис. 46.

Мемы в китайской интернет-среде

Исследование китайского сегмента интернета позволило проанализировать 560 мемов. Среди материала самую большую группу составили креолизированные мемы - 301 единица. Следующими по частотности были медиамемы (130) и гифы (97). Мемов-изображений было всего 28 единиц, а текстовых мемов - 4. В Китае мемы чаще всего можно найти на портале baidu и в приложении wechat. Наиболее распространенной группой мемов о коронавирусе в китайском интернет-пространстве были мемы, в которых изображались животные.

Рис. 47. Береги себя.

Рис. 47. Береги себя.

Рис. 48. Пусти меня. Спасибо!

Рис. 48. Пусти меня. Спасибо!

Рис. 49. Мы будем друзьями пока ты носишь защитную маску

Рис. 49. Мы будем друзьями пока ты носишь защитную маску

Рис. 50. Мытье рук и ношение масок не будет зависеть от тебя

Рис. 50. Мытье рук и ношение масок не будет зависеть от тебя

Карантин, покупки и защитные маски для лица также появились в исследуемом материале о коронавирусе в стране.

Рис. 51.

Рис. 51.

Рис. 52.

Рис. 52.

>Рис. 53. У него есть машина и квартира. Что у тебя? У меня есть 10 коробок защитных масок.

Рис. 53. У него есть машина и квартира. Что у тебя? У меня есть 10 коробок защитных масок.

В Китае был создан цикл мемов под заглавием «Три ответа на эпидемию», в котором представлены шаги различных стран перед лицом пандемии коронавируса. Из этой серии мемов следует, что лучшая политика в отношении эпидемии была принята Китаем. Политика других стран стала для китайцев предметом насмешек.

Рис. 54. Мы не будем тестировать на коронавирус. Это грипп.

Рис. 54. Мы не будем тестировать на коронавирус. Это грипп.

Рис. 55. Три ответа из Северной Кореи.

Рис. 55. Три ответа из Северной Кореи.

Рис. 56. Ликвидировать все трудности, объединиться и вместе победить эпидемию.

Рис. 56. Ликвидировать все трудности, объединиться и вместе победить эпидемию.



Выводы

Проанализированный материал позволяет сделать вывод, что наиболее распространенными типами мемов о коронавирусе в польском, немецком, русском и китайском интернет-дискурсе являются креолизированные мемы. Несомненно, они оказывают наибольшее влияние на зрителя, передавая информацию в вербальной и невербальной форме. Исходя из приведенных мемов можно сделать вывод, что мемы - вирусные и реплицируемые единичны. Многие мемы создают серии. Большинство из них эмоциональны по своей природе.

Мемы в лаконичной форме передают актуальную информацию, выражая коллективное отношение к происходящим событиям. Полимодальность является особенностью многих мемов, поскольку они передаются по двум каналам - визуальному и текстовому. Мемы могут приобретать фантастический характер, потому что часто в их визуальной структуре находятся персонажи сказок или фильмов.

Вышеприведенные примеры показывают, что мемы характеризуются мимикрией, несомненной остается также их медиальность и коммуникативный потенциал, так как они стали частью межличностного общения. Мем анонимен, что позволяет его создателям выражать свое мнение различными способами, не исключая нецензурную лексику. В основе многих мемов присутствует интертекстуальность как на графическом, так и на текстовом уровне. Проанализированные мемы о коронавирусе в большинстве своем являются генераторами положительных эмоций. Мемы, несущие основную информацию о коронавирусной эпидемии, могут содержать много подтем.

Наиболее популярны в среде польских, немецких, русских и китайских интернет-пользователей являются темы карантина, защитных масок, покупок и удаленной работы. В китайских мемах главными героями также являются животные. В этой группе мемов можно найти и политические мемы, целью которых является комментирование и/или критика эпидемиологической политики глав государств.

Список иллюстраций:

  1. Рис. 1. https://godliteratury.ru/events-post/kak-russkaya-klassicheskaya-literatura (дата обращения: 11.04.2020).
  2. Рис. 2. https://wspolczesna.pl/memy-o-koronawirusie-i-kwarantannie-w-polsce-zobacz-nowe-smieszne-obrazki-internauci-smieja-sie-z-wirusa-covid19-13042020/ga/c15-14751042/zd/41674838 (дата обращения: 11.04.2020).
  3. Рис. 3. https://wspolczesna.pl/memy-o-koronawirusie-i-kwarantannie-w-polsce-zobacz-nowe-smieszne-obrazki-internauci-smieja-sie-z-wirusa-covid19-13042020/ga/c15-14751042/zd/42325194 (дата обращения: 11.04.2020).
  4. Рис. 4. https://wspolczesna.pl/memy-o-koronawirusie-i-kwarantannie-w-polsce-zobacz-nowe-smieszne-obrazki-internauci-smieja-sie-z-wirusa-covid19-13042020/ga/c15-14751042/zd/42251400 (дата обращения: 11.04.2020).
  5. Рис. 5. https://wspolczesna.pl/memy-o-koronawirusie-i-kwarantannie-w-polsce-zobacz-nowe-smieszne-obrazki-internauci-smieja-sie-z-wirusa-covid19-13042020/ga/c15-14751042/zd/42716311(дата обращения: 11.04.2020).
  6. Рис. 6. https://wspolczesna.pl/memy-o-koronawirusie-i-kwarantannie-w-polsce-zobacz-nowe-smieszne-obrazki-internauci-smieja-sie-z-wirusa-covid19-13042020/ga/c15-14751042/zd/42716311(дата обращения: 11.04.2020).
  7. Рис. 7. https://kwejk.pl/obrazek/3529705/wszedzie-zle.html (дата обращения: 11.04.2020).
  8. Рис. 8. https://wspolczesna.pl/memy-o-koronawirusie-i-kwarantannie-w-polsce-zobacz-nowe-smieszne-obrazki-internauci-smieja-sie-z-wirusa-covid19-13042020/ga/c15-14751042/zd/42605085 (дата обращения: 11.04.2020).
  9. Рис. 9. https://wspolczesna.pl/memy-o-koronawirusie-i-kwarantannie-w-polsce-zobacz-nowe-smieszne-obrazki-internauci-smieja-sie-z-wirusa-covid19-13042020/ga/c15-14751042/zd/42620259 (дата обращения: 11.04.2020).
  10. Рис. 10. https://wspolczesna.pl/memy-o-koronawirusie-i-kwarantannie-w-polsce-zobacz-nowe-smieszne-obrazki-internauci-smieja-sie-z-wirusa-covid19-13042020/ga/c15-14751042/zd/42325172 (дата обращения: 11.04.2020).
  11. Рис. 11. https://wspolczesna.pl/memy-o-koronawirusie-i-kwarantannie-w-polsce-zobacz-nowe-smieszne-obrazki-internauci-smieja-sie-z-wirusa-covid19-13042020/ga/c15-14751042/zd/41674048 (дата обращения: 11.04.2020).
  12. Рис. 12. https://wspolczesna.pl/memy-o-koronawirusie-i-kwarantannie-w-polsce-zobacz-nowe-smieszne-obrazki-internauci-smieja-sie-z-wirusa-covid19-13042020/ga/c15-14751042/zd/41674026 (дата обращения: 11.04.2020).
  13. Рис. 13. https://wspolczesna.pl/memy-o-koronawirusie-i-kwarantannie-w-polsce-zobacz-nowe-smieszne-obrazki-internauci-smieja-sie-z-wirusa-covid19-13042020/ga/c15-14751042/zd/42534557 (дата обращения: 11.04.2020).
  14. Рис. 14. https://kwejk.pl/obrazek/3522371/no-problem.html (дата обращения: 11.04.2020).
  15. Рис. 15. https://kwejk.pl/obrazek/3525017/prezes-kaze-ze-maja-byc-wybory-w-czasie-epidemii-to-beda-klekaj-adrianie.html (дата обращения: 11.04.2020).
  16. Рис. 16. https://kwejk.pl/obrazek/3526025/smieszki.html (дата обращения: 11.04.2020).
  17. Рис. 17. https://kwejk.pl/obrazek/3525219/10052020.html (дата обращения: 11.04.2020).
  18. Рис. 18. https://kwejk.pl/obrazek/3521581/wiedzial-wczesniej.html (дата обращения: 11.04.2020).
  19. Рис. 19. https://kwejk.pl/obrazek/3531285/zwiekszanie-odpornosci-spolecznej.html (дата обращения: 11.04.2020).
  20. Рис. 20. https://wspolczesna.pl/memy-o-koronawirusie-i-kwarantannie-w-polsce-zobacz-nowe-smieszne-obrazki-internauci-smieja-sie-z-wirusa-covid19-13042020/ga/c15-14751042/zd/42605125 (дата обращения: 11.04.2020).
  21. Рис. 21. http://debeste.de/124060/Tag-14-der-Quarant-ne-Meine-Frau-hat-mit-der-Gartenarbeit (дата обращения: 12.04.2020).
  22. Рис. 22. http://debeste.de/123002/Tag-10 (дата обращения: 12.04.2020).
  23. Рис. 23. http://debeste.de/123873/Homeoffice-f-r-Lkw-fahrer (дата обращения: 12.04.2020).
  24. Рис. 24. http://debeste.de/123261/ (дата обращения: 12.04.2020).
  25. Рис. 25. http://debeste.de/121846/Wenn-Polen-jetzt-noch-die-Grenzen-schlie-t,-k-nnen-wir-im (дата обращения: 12.04.2020).
  26. Рис. 26. http://debeste.de/122108/Inzwischen-in-China (дата обращения: 12.04.2020).
  27. Рис. 27. http://debeste.de/szukaj?search=coronavirus (дата обращения: 12.04.2020).
  28. Рис. 28. http://debeste.de/120463/Die-Corona-Lisa (дата обращения: 12.04.2020).
  29. Рис. 29. http://debeste.de/124604/Was-ist-wichtig (дата обращения: 12.04.2020).
  30. Рис. 30. http://debeste.de/120581/He-du-Ja-du-Komm-runter,-ich-hab-Klopapier-und (дата обращения: 12.04.2020).
  31. Рис. 31. http://debeste.de/120319/ (дата обращения: 12.04.2020).
  32. Рис. 32. http://debeste.de/122256/Flugzeuge-k-nnen-nicht-fliegen,-Z-ge,-Autos-und-Schiffe (дата обращения: 12.04.2020).
  33. Рис. 33. http://debeste.de/121852/Erstes-Foto-von-Covid-19-aufgetaucht (дата обращения: 12.04.2020).
  34. Рис. 34. http://img.1001mem.ru/posts_temp/20-04-12/3968238.jpg (дата обращения: 13.04.2020).
  35. Рис. 35. http://img.1001mem.ru/posts_temp/20-03-12/3966448.jpg (дата обращения: 13.04.2020).
  36. Рис. 36. https://primamedia.gcdn.co/f/main/2047/2046101.jpg?1e43241b5fa16a5c2b572e5973848d16 (дата обращения: 13.04.2020).
  37. Рис. 37. http://img.1001mem.ru/posts_temp/20-04-05/3967810.jpg (дата обращения: 13.04.2020).
  38. Рис. 38. http://img.1001mem.ru/posts_temp/20-03-22/3966998.jpg (дата обращения: 13.04.2020).
  39. Рис. 39. http://img.1001mem.ru/posts_temp/20-04-12/3968228.jpg (дата обращения: 13.04.2020).
  40. Рис. 40. https://memepedia.ru/wp-content/uploads/2020/03/putin-v-zheltom-zashchitnom-kostjume-2.png (дата обращения: 13.04.2020).
  41. Рис. 41. https://memepedia.ru/wp-content/uploads/2020/03/putin-v-himzashchite-5.jpg (дата обращения: 13.04.2020).
  42. Рис. 42. https://memepedia.ru/wp-content/uploads/2020/03/putin-v-himzashchite-7.jpg (дата обращения: 13.04.2020).
  43. Рис. 43. https://memepedia.ru/wp-content/uploads/2020/04/photo_2020-04-05_12-33-57.jpg (дата обращения: 13.04.2020).
  44. Рис. 44. https://memepedia.ru/wp-content/uploads/2020/04/kjpq0wmblrq.jpg (дата обращения: 13.04.2020).
  45. Рис. 45. https://memepedia.ru/wp-content/uploads/2020/04/negry-s-grobom-3.jpg (дата обращения: 13.04.2020).
  46. Рис. 46. https://memepedia.ru/wp-content/uploads/2020/04/negry-s-grobom-4.jpg (дата обращения: 13.04.2020).
  47. Рис. 47. https://p1.pstatp.com/large/pgc-image/f79144c1c83a4edeba358aab8dc9694d (дата обращения: 13.04.2020).
  48. Рис. 48. https://image.zn.ua/media/images/original/Feb2020/251965.jpg (дата обращения: 13.04.2020).
  49. Рис. 49. https://5b0988e595225.cdn.sohucs.com/images/20200203/21f45be85ab74215858e2e8acc24256d.jpeg (дата обращения: 13.04.2020).
  50. Рис. 50. https://qqpublic.qpic.cn/qq_public/0/0-2593987521-AD598D49469C54FFC8F466FEF6DF2D6D/0?fmt=jpg&size=50&h=481&w=500&ppv=1 (дата обращения: 13.04.2020).
  51. Рис. 51. https://wx2.sinaimg.cn/orj360/0072Cifogy1gbftptvvx7j31k91d9jwr.jpg (дата обращения: 13.04.2020).
  52. Рис. 52. https://wx2.sinaimg.cn/orj360/0072Cifogy1gbftptf9j8j30n00u30vk.jpg (дата обращения: 13.04.2020).
  53. Рис. 53. https://pic1.zhimg.com/50/v2-779eca777d2bd1e9c6ba52bd912b065f_hd.jpg (дата обращения: 13.04.2020).
  54. Рис. 54. https://wx3.sinaimg.cn/orj360/87e6395fly1gcmj73v9txj20hk0qodh6.jpg (дата обращения: 13.04.2020).
  55. Рис. 55. https://wx3.sinaimg.cn/orj360/87e6395fly1gcmj753oepj20jz0qojsj.jpg (дата обращения: 13.04.2020).
  56. Рис. 56. https://wx3.sinaimg.cn/orj360/87e6395fly1gcmj743gcrj20hh0qowfj.jpg (дата обращения: 13.04.2020).

Humor saves the world: internet memes as a response of the society to a global pandemic

Stankiewicz Рatryk Adam
undergraduate of the German philology, student of oriental studies of the Gdansk university, Gdansk, Poland

Research supervisor:
Klimkevich Alexandra Ivanovna
professor of the Gdansk university, Gdansk, Poland, Candidate of Philology, associate professor

Annotation. Coronavirus is spreading all over the world, and the best cure for anxiety is internet-meme. The aim of this article is to explain this phenomenon. Based on the analysis of coronavirus memes in Polish, German, Russian and Chinese internet environment we will try to point out what type of internet memes is the most widespread and highlight their main features and functions.
Keywords: coronavirus, memes, Internet, society, politics.


  1. Канашина С.В. Что такое интернет мем? URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-internet-mem (дата обращения: 09.04.2020).
  2. Канашина С.В. Интертекстуальность как текстовая категория в интернет-мемах // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 7 (140). С. 133-138. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/589/elibrary_39256282_54582192.pdf (дата обращения: 13.04.2020).
  3. Лысенко Е.Н. Интернет-мемы в коммуникации молодежи // Вестник СПБГУ. Социология. 2017. Т. 10. Вып. 4. С. 410-424. URL: http://vestnik.spbu.ru/html17/s12/s12v4/03.pdf (дата обращения: 13.04.2020).
  4. Шурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации. 2012. C. 160-172. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-kak-fenomen-internet-kommunikatsii (дата обращения: 05.04.2020).
  5. Шурина Ю.В. Интернет-мемы: проблема типологии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 6. С. 85-89.
  6. Kamińska M. Niecne memy – dwanaście wykładów o kulturze Internetu. Poznań. 2011.
  7. Osterroth A. Das Internet-Meme als Sprache-Bild-Text. URL: https://www.mediensprache.net/de/literatur/show.aspx?id=19600 (дата обращения: 06.04.2020).
  1. Kanashina S.V. What is Internet mem? URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-internet-mem (date of address: 09.04.2020).
  2. Kanashina S.V. Intertextuality as a text category in Internet memes // Izvestia Volgograd State Pedagogical University. 2019. № 7 (140). Page 133-138. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/589/elibrary_39256282_54582192.pdf (date of address: 13.04.2020).
  3. Lysenko E.N. Internet-memes in youth communication. // Bulletin of St. Petersburg State University. Sociology. 2017. Т. 10. Vol. 10. 4. Page 410-424. URL: http://vestnik.spbu.ru/html17/s12/s12v4/03.pdf (date of address: 13.04.2020).
  4. Shurina Y.V. Internet-memes as a phenomenon of Internet communication. 2012. C. 160-172. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-kak-fenomen-internet-kommunikatsii (date of address: 05.04.2020).
  5. Shurina Y.V. Internet-memes: problem of typology. // Vestnik of Cherepovets State University. 2014. № 6. Page 85-89.
  6. Kamińska M. Ignoble memes – twelve lectures on Internet culture. Poznan. 2011.
  7. Osterroth A. The Internet-Meme as voice-image-text. URL: https://www.mediensprache.net/de/literatur/show.aspx?id=19600 (date of
  8. address: 06.04.2020).