Аннотация. В «космических романах» И. Ефремова эргонимическое пространство состоит из эргонимов двух диаметрально противоположных цивилизаций. Цивилизация планеты Земля представлена организациями, отвечающими за управление, и организациями, отвечающими за досуг. Цивилизация планеты Торманс представлена двумя эргонимами (Совет Четырех, Дом Нежной Смерти), которые отражают антигуманистическое социально-политическое устройство. Классификация эргонимов позволила выделить авторскую центральную идею космополитического социально-политического устройства общества как единственного пути развития цивилизации.

Ключевые слова: эргоним, эргонимическое пространство, организация, цивилизация, космополитизм.

Для обозначения организации или учреждения, которые осуществляют профессиональную деятельность, в научной литературе используются разные наименования. Наиболее обобщенной и часто используемой является лексема эргоним [4]. Теоретическую основу данной работы будет представлять следующее толкование лексемы эргоним: «собственное имя делового объединения людей, в том числе союза, организации, учреждения, корпорации, предприятия, общества, заведения, кружка» [5, с. 166]. Специфика эргонимов обусловлена социальным устройством цивилизации и национально-историческими традициями.

Целью данной статьи является описание и классификация эргонимов в «космических романах» («Час Быка», «Туманность Андромеды», «Сердце Змеи») И.А. Ефремова.

Изучением эргонимов занимались многие лингвисты: Р.И. Козлов, И.В. Крюкова, Т.В. Шмелева, Е.В. Тихоненко. А.В. Суперанская, В.Д. Бондалетов, М.В. Горбаневский и многие другие. Единого мнения по толкованию и классификации эргонимов не существует. Например, А.М. Емельянова в диссертации «Эргонимы в лингвистическом ландшафте полиэтнического города» под эргонимом понимает только собственные именования предприятий. А вот В.А. Крыжановская выделяет в структуре эргонима собственно слова-номинативы и слова-сопроводители, указывающие на характер действия организации. Данную структуру эргонимов мы возьмем за основу для классификации эргонимов И. Ефремова.

Главными принципами строения эргонимического пространства в «космических романах» И.А. Ефремова служат системность и целостность. Так как в романах было представлено несколько цивилизаций, то и первой разделяющей категорией будут онимы планет: Земля и Торманс. Каждая планета отражает свои особенности социального устройства.

Структура эргонимов Земли представляет из себя разветвленную многоступенчатую парадигму. Центральным эргонимом можно назвать Великое Кольцо, которое в свою очередь имеет свои структурные компоненты: организации, отвечающие за управление; организации, отвечающие за досуг. Центральной семой данного эргонима является сема «объединение», которая характеризует тип отношений между людьми. Цель ефремовского понятия Великого Кольца заключается в демонстрации единого свободного государства, где каждый индивид несет ответственность за будущее человечества.

Единственную разветвленную систему в эргонимическом пространстве И. Ефремова представляют организации, отвечающие за управления. Эта область эргонимии наиболее интересует автора, так как с помощью неё характеризуется социально-политическое устройство цивилизации в фантастическом мире. Одна из главных героинь, Веда Конг, сравнивает эти органы управления с человеческим мозгом: «…исследовательские и учетные центр – это центры чувств. Советы ассоциативные центры. Вы знаете, что вся жизнь состоит из притяжения и отталкивания, ритма взрывов и накоплений, возбуждения и торможения. Главный центр торможения – Совет Экономики, переводящий все на почву реальных возможностей общественного организмы и его объективных законов. Это взаимодействие противоположных сил, сведенное в гармоническую работу, и есть наш мозг и наше общество – то и другое неуклонно движется вперед». Такая система управления сильно отличается от современных. В текстах существует объяснение главного принципа действия систем управления: «Движение вперед!». Специфика системы также заключается в отсутствии главного аппарата управления. Именно это и характеризует цивилизацию вымышленного фантастического мира, как наиболее гуманную и прогрессивную. В такой разветвленной структуре содержится центральная идея космических повестей И. Ефремова: космополитическое социальное устройство цивилизации, когда интересы всего человечества превыше интересов одного индивида или нации – единственный способ существования наилучшей цивилизации.

По теории В.А. Крыжановской, эту группу эргонимов в свою очередь можно подразделить по словам-сопроводителям на советы, академии, институты и контроль. Наиболее наглядно структуру этой группы эргонимов можно представить в таблице 1:


Таблица 1. Система эргонимов Земли

Организации, отвечающие за управление
Советы Академии Институты Контроль Чести и Права
Совет Всеобщих усовершенствований Академия Направленных Излучений Институт Астронавигации
Совет Звездоплавания Академия Пределов Знания Институт Нервных Токов
Совет Экономики Академия Стохастики и Предсказаний Будущего Институт Метагалактики
Академия Горя и Радости Институт Общественного Устройства
Академия Производительных сил
Академия Психофизиологии Труда

Следующая группа эргонимов Земли, организации, отвечающие за досуг, представлена в текстах не так многочисленно. Это дает читателю понять, что данная сфера общественных отношений менее интересует автора. Однако для полноценного создания художественного мира и создания другой реальности эту сферу все же необходимо было представить. Итак, в группу входит пять лексем: Дом Высшей Музыки, Дом Истории Индийского сектора, Дом Истории Американского сектора, Дом пищи, Дом Советов. Слово-сопроводитель, Дом, содержит в себе пространственную сему, которая подразумевает непосредственную соотнесенность с помещением. А слова-номинативы, такие как Высшей Музыки, Пищи, Советов и другие, указывают на характер протекания действия в этих помещениях. Мы можем предположить, что в текстах была представлена не вся парадигма эргонимов Дом Истории Индийского Сектора и Дом Истории Американского Сектора.

Логично представить, что в художественном пространстве существуют еще и другие Дома Истории. Однако автор их не приводит: во-первых, потому что эти эргонимы были необходимы для характеристики героев, во-вторых, потому что эргонимы c пространственной семантикой характеризовали положение героев в топографическом пространстве: «Мвен Мас, по обыкновению, расхаживал взад и вперед по комнате, отведенной ему в верхнем этаже Дома Истории в индийском секторе северного жилого пояса».

Эргонимическое пространство планеты Торманс в романе представлено двумя лексемами: Совет четырех, Дом Нежной Смерти. Оним планеты Торманс имеет окказиональное происхождение. Лексема была образована путем сложения основ двух слов тор и манс, где тор (от лат.) имеет значение «геометрическое тело, образуемое вращением круга вокруг не пересекающей его и лежащей в одной с ним плоскости прямой» [1], а манс (от лат.) – «комплекс жилых и хозяйственных построек и земельных владений, составлявший крестьянское хозяйство в средневековой Западной Европе» [1]. Так, писатель уже во внутренней форме закладывает отрицательную коннотацию данной цивилизации. Именно в составляющей эргонима манс содержится отождествление двух цивилизаций: Торманса и средневековой Западной Европы, как наиболее варварских и регрессивных.

Другие эргонимы планеты Торманс также дают отрицательную характеристику данной цивилизации. Совет Четырех – единственный орган управления планеты Торманса, который возглавляет Чойо Чагас. Так, мы можем сделать вывод, что на данной планете социально-политическое устройство – тирания. Номенклатурные органы управления не были представлены, чтобы акцентировать внимание на главенствующем органе и создать его отрицательный эффект. Так, слово-сопроводитель совет было использовано в переносном значении и имеет отрицательную коннотацию. При столкновении тирана, Чойо Чагаса, с эргонимикой планеты Земля он явно реагирует негативно: «Я вижу у вас опасную анархию и сомневаюсь, что общение народа Ян-Ях с вами принест пользу». Цивилизация под влиянием инферно не может понять, что каждая отдельная личность вправе участвовать в управлении не только целым народом, но и планетой. Дом Нежной Смерти – понятие совершенно чуждое для современного человека. Его единственную функцию составляло умерщвление жителей Торманса после 25 лет, если они не принадлежат к высшему классу («джи»). У этого обычая есть не только социальные причины, но и биологические, а именно перенаселенность и истощение ресурсов планеты. Однако главные герои не могут понять: «Но на Тормансе довольно высокая техническая цивилизация. Как же они могут срубать деревья, еще не давшие плодов? Это безумие и гибель!» Эргонимическое пространство планеты Торманс дает читателю понять, что эта цивилизация диаметрально противоположна цивилизации Земли.

Рис. 1. Цивилизация планеты Торманс

Рис. 1. Цивилизация планеты Торманс

Эргонимы в космических повестях И.А. Ефремова транслируют центральную авторскую идею космополитизма, характеризуют разные цивилизации, содействуют в создании иллюзию реального мира, а также разрушают сложившиеся стереотипы номинации. Именно на основе эргонимов строится оппозиция двух цивилизаций в авторской научно-фантастической картине мира.

Ergonyms in «space novels» by I.A. Efremov

Zhuravleva N.S.
bachelor of 3 course of the Moscow State Regional University, Moscow

Research supervisor:
Halikova Natalya Vladimirovna
Professor, Department of Modern Russian Language, Moscow State Regional University, Doctor of Philology, Associate Professor

Annotation. In I. Efremov's space novels, ergonymic space consists of ergonyms of two diametrically opposite civilizations. The civilization of planet Earth was represented by organizations responsible for governance and organizations responsible for leisure. The civilization of the planet Tormans is represented by two ergonyms (Council of Four, House of Gentle Death), which reflect an anti-humanistic socio-political structure. The classification of ergonyms allowed us to identify the author's Central idea of the cosmopolitan socio-political structure of society as the only way to develop civilization.
Keywords: ergonom, ergonimically space, organization, civilization, and cosmopolitanism.


  1. Большой энциклопедический словарь, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 1456 с.
  2. Ефремов И. Сочинения: В 3 т. Т. 3. Кн. 2. Роман, рассказ, статьи. М.: Молодая гвардия, 1976. 384 с.
  3. Ефремов И.А. Час быка. СПб.: Азбука-Аттикус, 2016. 521 с.
  4. Крыжановская В.А. Эргонимы с элементами графической трансформации: структурно-семантический и прагматический аспекты. Дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2017. 241 с.
  5. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М.: Наука, 1978. 198 с.
  1. Great encyclopedic dictionary. 2nd ed., reprint. and add. M.: Big Russian encyclopedia, 1998. 1456 pages.
  2. Efremov I. Essays in 3 v. V. 3. Novel, story, articles. M.: Young guard, 1976. 384 pages.
  3. Efremov I.A. Hour of the bull. Saint Petersburg: Azbuka-Atticus, 2016. 521 pages.
  4. Kryzhanovskaya V.A. Ergonyms with elements of graphic transformation: structural-semantic and pragmatic aspects. ... Cand. Philol. Sciences. Krasnodar, 2017. 241 pages
  5. Podolskaya N.V. Dictionary of Russian onomastic terminology. Moscow: Nauka, 1978. 198 pages.