Научный руководитель: Ярыгина Елена Сергеевна, профессор кафедры русского языка и методики преподавания филологических дисциплин института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, доктор филологических наук, профессор
Код уникальной десятичной классификации: 80/-808.5

Аннотация. В статье рассмотрен феномен манипулирования как коммуникативная стратегия и приведены реализующие ее тактики на примере фрагмента ток-шоу «60 минут».

Ключевые слова: стратегии коммуникации, манипуляция как стратегия коммуникации, тактики манипуляции, стратегия и тактики манипулирования.

«Главным инструментом общения выступает язык, поэтому именно языковая манипуляция является самым распространенным типом манипуляции» [4, с. 29]. Разные исследователи предлагают разнообразные дефиниции данного понятия.

О.С. Иссерс дает следующее определение термину манипуляция: «манипуляция – это специфическое поведение, осуществляемое путем искусного использования определенных ресурсов языка с целью скрытого [здесь и далее выделено нами. – А.Б.] влияния на когнитивную и поведенческую деятельность адресата» [6, с. 42].

А.Д. Васильев под языковым манипулированием понимает «скрытое воздействие на реципиента (группу индивидов), совершаемое в интересах воздействующей стороны, с целью достижения определенного эффекта» [3, с. 78].

О.Н. Быкова пишет следующее: «Языковое манипулирование – вид языкового воздействия, используемый для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент» [2, с. 99-103].

Во всех трех приведенных определениях фигурирует слово скрытый, что позволяет нам сделать вывод, о том, что суть манипулирования заключается именно в скрытом воздействии на реципиента.

Любая стратегия – «это своего рода «насилие» над адресатом, имеющее целью изменить его представление о мире» [5, с. 102]. Однако именно наличием скрытого намерения манипулирование как стратегия отличается от стратегии убеждения.

Убеждение направлено на рациональное воздействие на реципиента, т.е. цель коммуникативного намерения известна и арестанту, и адресату. Задача адресанта – воздействовать на логику адресата, убедить его при помощи аргументов и фактов в некой точке зрения. При использовании манипулятивных стратегий адресант никогда не сообщает своих истинных целей. Это отмечает О.С. Иссерс: «Манипуляции нет, когда адресат догадывается или знает о том невысказанном смысле, который подразумевал говорящий» [5, с. 68].

Манипуляция часто воспринимается как негативное явление, что, на наш взгляд, не совсем справедливо. Ведь манипуляция – это стратегия, т.е. определенный тип поведения, состоящий в использовании ряда отдельных приемов. Достигает ли эта стратегия положительного или отрицательного результата, зависит от коммуникативной цели адресата. Например, манипуляция может использоваться в целях обучения и воспитания детей, и при этом преследовать благородные цели.

Манипуляция располагает многочисленными ресурсами для самореализации. Одной из достаточно распространенных тактик является тактика манипулирования номинациями [7, с. 43-48]. Она заключается в выборе такого слова, имеющего определенную коннотацию, с помощью которого можно создать нужный образ объекта.

Рассмотрим несколько примеров, выбранных из ток-шоу «60 минут». Эфир от 26.12.2019 «Отныне на Украине любая информация из России, кроме негативной, под запретом».

- Ведущий: «Здравствуйте! Ваша любимая программа в прямом эфире, это 60 минут».

Эта фраза демонстрирует пример создания положительного образа программы с помощью слова любимая.

- Приглашенный гость: «Ни один человек, из которых сейчас орет…».

Слово орать имеет, в первую очередь, негативную эмоциональную окраску, а не сообщение некой информации. Оно имеет следующие синонимы: вопить, галдеть, кричать [8]. Таким образом словам «орущих» оппонентов придается несерьезность, поскольку в их высказывании доминирует не информативное сообщение, а эмоциональная реакция.

- Приглашенный эксперт: «…любят порассуждать…».

Приставка «по» имеет значение короткого действия (покурить, поболтать, поиграть), она не предполагает длительного занятия определенным действием, таким образом, порассуждать имеет значение неглубокого рассуждения, быстрого, поверхностного, а значит, такого, к которому не стоит относиться всерьез.

- Ведущий: «…кроме этого персонажа, ведь понятно, что это не только его игра…».

Персонаж – это литературный герой. Литература – это мир нереальный, а художественный. Таким образом и сам «персонаж», и его слова становятся нереальными, выдуманными, за счет чего складывается впечатление, что прислушиваться к его словам не серьезно.

- Ведущий: «…друзья, конечно, помните, как Хрущев призывал догнать и перегнать Америку, так вот, мы это сделали, это официально уже признали за океаном…».

За океаном в данном случае означает за границей. Почему бы так и не сказать? Потому, что океан – это что-то очень большое, и за океаном имеет значение где-то далеко, в другом мире, что создает образ двух миров «нашего» и «того, другого, далекого». Таким образом выстраивается образ «свои» – «чужие».

- Приглашенный эксперт: «Секундочку ребята, у меня че-то не складываются причинно-следственные связи…».

В толковом словаре С. Ожегова дается следующее определение слова ребята [9]: 1. см. ребенок. 2. Молодые люди, парни (употр. также в обращении). Свои ребята (прост.) приятели, свои люди. Имеет пометку разговорного стиля.

Ключевой момент в данном определении – ребенок, молодой человек. Э. Берн писал о трех «Я»-ролях (Я-взрослый, Я-родитель, Я-ребенок) [1]. Он утверждает, что для успешной коммуникации между взрослыми людьми, собеседники должны быть в роли «Я-взрослый». С помощью слова ребята происходит переключение «Я»-ролей. Теперь говорящий в роли взрослого или родителя, а собеседники – в роли ребенка. А значит, тот, кто взял на себя роль «родителя», может учить тех, кому предоставлено быть «ребенком». Таким образом создается доверие к словам «взрослого» и недоверие к словам «ребенка».

Итак, подытожим некоторые положения, которые были проиллюстрированы: основная задача тактики выбора правильной (необходимой) номинации заключается в создании дополнительных смыслов, образов, ощущений, связанных с описываемым объектом. Эти дополнительные смыслы являются скрытыми. Скрытность – это главный признак манипулирования. Таким образом тактика манипулирования номинациями может проявлять себя исключительно в манипулятивной стратегии и никогда не может быть реализована в стратегии убеждения.

Strategy and tactics of manipulation and its implementation on the example of the talk show «60 minutes»

Belaya A.N.
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Yarygina Elena Sergeevna,
Professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Doctor of Philological Sciences, Professor.

Annotation. The article examines the phenomenon of manipulation as a communicative strategy and describes the tactics that implement it on the example of a fragment of the talk show «60 minutes».
Keywords: communication strategies, manipulation as a communication strategy, manipulation tactics, strategy and tactics of manipulation.