Аннотация. В статье представлен анализ деятельности по популяризации фольклора нескольких культурных и образовательных объектов столицы, их работа в условиях дистанционного режима; рассмотрены примеры и пути сотрудничества культурных и образовательных учреждений между собой с целью распространения знаний о народной культуре, песенной традиции, народных праздниках и обрядах.

Ключевые слова: варианты взаимодействия, партнерство, популяризация фольклора.

Фольклор, несомненно, является бесценным национальным достоянием. Это огромный пласт духовной культуры, который развивался благодаря усилиям многих поколений на протяжении многих веков. Визуальная и символическая природа художественного творчества, его влияние на эмоционально-сенсорную сферу личности делает его наиболее эффективным средством воспитательного воздействия. Неслучайно, что одним из аспектов деятельности культурных объектов Москвы является сохранение, изучение и популяризация фольклора.

Внимание к фольклору, к традиции в целом как бесконечному источнику воспитания и развития личности нашло отражение в социально-педагогической и в культурной среде. Это обусловлено функциональными характеристиками жанров фольклора, большой мудростью и духовностью народного творчества благодаря процессу передачи мировой и национальной культуры из поколения в поколение.

Анализ форм и методов сохранения фольклора в современную эпоху показывает, что формирование национального самопознания, осознание ценности народной культуры невозможно без знания национально-культурных процессов и аспектов, которые существенно влияют на национальную культуру. В силу объективных и субъективных причин социального, духовного и экономического существования общества сегодня возник вопрос кардинального изменения самой структуры интеллектуального воспроизводства, особенно в системе образования и воспитания молодого поколения. Именно с этой целью в Москве организована система воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма через фольклор. Решение данной цели начинается с объединений по интересам в учреждения культуры и образования, а завершается деятельностью центров по изучению русского фольклора. Остановимся подробнее на них.

Самыми крупными по своей численности являются ансамбли. Как правило, они находятся при учреждениях культуры и образования государственного типа, но бывают и самостоятельные коллективы.

Например, фольклорный ансамбль «Радуга» изучает песенную традицию Тульской и Калужской областей и существует при ГБОУ ДО Центр развития творчества детей и юношества «Гермес» в Москве. Помимо пения в фольклорном ансамбле, ребята занимаются сольным пением, народной хореографией, традиционными инструментами, прикладным народным творчеством в мастерской народных ремесел [4, c. 9].

Фольклорная группа «Радуга» рассматривается ее создателями как центр духовного общения детей и их родителей на основе изучения народного творчества. Поскольку деятельность группы направлена на интеграцию фольклора на сцене, одним из ожидаемых результатов является формирование желания ребенка появляться на сцене. Такие выступления проверяют качество навыков, приобретенных в классе, а также эффективность отношений между различными видами творческой деятельности в интеграции фольклорного материала (сценическая речь, действие, вокал, хореография, игра с шумом и народными инструментами).

В период самоизоляции участники ансамбля продолжают оттачивать свое мастерство под руководством педагога, но уже не очно, а в формате онлайн, используя для работы платформу Zoom. Они выкладывают смонтированные записи по итогу их работы, имеющие большую популярность среди поклонников и кумиров народного творчества. Участники коллектива соревнуются в вокальных конкурсах в дистанционном формате и занимают призовые места.

Есть еще один популярный коллектив, фольклорный ансамбль «Куделя», создан в 2009 г. Алиной Борисовной Духно. За 10 лет творческой деятельности он побеждал в международных и национальных конкурсах, удостоен звания ведущей творческой команды Москвы. Сегодня преподавателями коллектива являются также М.В. Алексеева (народный вокал) и И.А. Кабанов (народные инструменты). Этот коллектив относится уже к культурным учреждениям: ансамбль находится под управлением ГБУК г. Москвы «ЦКИ «Меридиан». Занятия в ансамбле бесплатные.

Сейчас в ансамбле около 25 человек, большинство из которых активно участвуют в концертах, культурных, образовательных и благотворительных мероприятиях в Москве, Московской обл. и других регионах России. Основная задача преподавателей ансамбля – познакомить всех любителей с фольклором, для них проводятся открытые танцевальные вечеринки, мастер-классы по песням и народным инструментам [6, с. 9].

На время режима самоизоляции коллектив практически полностью приостановил свою деятельность. В социальных сетях центра культуры и искусства «Меридиан» можно увидеть записи выступлений этого ансамбля, сделанные на природе. При этом, Алина Духно продумала целый цикл занятий в формате онлайн для всех желающих у себя на личной странице Вконтакте. Правда, участие в обучении платное.

В Москве так же активно развивается не менее популярное творческое объединение. Фольклорное объединение «Измайловская слобода» было создано в 1993 г. Жанной и Андреем Кабановыми. Уникальная методика руководителей направлена на сохранение фольклорной традиции в условиях современного города. Сегодня в объединении насчитывается более четырехсот человек, детские, взрослые и семейные классы проводятся в разных уголках Москвы и Подмосковья, а также имеется профессиональный состав участников, регулярно выступающих на сцене по всей России [7, c. 9].

Между этими двумя творческими коллективами есть связь. Члены-организаторы являются членами семьи, то есть можно сказать, что распространение знаний о народной культуре – их семейное общее дело. Один из создателей, Андрей Кабанов – член правления Российского фольклорного союза, музыковед-фольклорист, участвовавший в создании концепции знаменитого экспериментального народного ансамбля Дмитрия Покровского. А создатель коллектива, о котором пойдет речь далее, является одним из участников этого ансамбля.

Мне думается, что творческие фольклорные организации не только объединяют новых членов в конкретную группу-семью, но и все объединяются в одну большую семью с общей миссией – распространение знаний о народной культуре.

Образцовый коллектив фольклорный ансамбль «Кладец» и студия «Дешегрея» знакомит с русским народным искусством, народными инструментами, изучает русские народные песни.

Фольклорный ансамбль «Кладец» был образован в 2004 г. при Культурно-досуговом центре «Подмосковные вечера» (Балашиха). В 2009 г., с приходом к руководству коллективом фольклориста Дмитрия Фокина, ансамбль начал изучать древнюю аутентичную славянскую певческую, танцевальную и инструментальную традицию. Сейчас в его репертуаре в подлинном звучании календарные, лирические, свадебные и плясовые песни различных областей России – Брянской, Белгородской, Смоленской, Калужской, Псковской, Курской, а также Белоруссии и Украины. Репертуар пополнялся благодаря участию Дмитрия Фокина в фольклорных экспедициях, в том числе в составе ансамбля Д. Покровского, где Дмитрий проработал много лет. Инструментальный арсенал ансамбля – гусли, скрипка, кугиклы, балалайка.

В настоящий момент в ансамбле 10 участников в возрасте от 14 до 19 лет. Они продолжают участвовать в различных конкурсах, концертах, исполняя фольклорные композиции и авторскую музыку [5, c. 9].

Ведущая творческая группа московского фольклорного ансамбля «Кладец» и студия «Душегрея» ставят на первый план развитие детского музыкально-эстетического воспитания. Занятия в коллективе помогают развить представление о русской народной музыке как об особой форме искусства, познакомить с музыкальной стороной традиционных праздников и обрядов, познакомить с принципами танцевального и композиционного набора, воспитать уважительное отношение к русским народным традициям. Фольклор доминирует в репертуаре коллектива.

После введения в стране особого режима коллектив продолжил свою активную деятельность в социальных сетях: выкладывает в сеть записи своих выступлений согласно народному календарю. В репертуаре – не только песни календарного фольклора, но и православные песни, духовные стихи. А на личной странице Дмитрия Фокина в социальных сетях можно увидеть уникальные кадры из архива экспедиции Д. Покровского.

Таким образом, организаторы этих ансамблей являются естественными носителями знаний, которые могут мотивировать детей узнать о своей национальной культуре больше. Иногда просто показав им записи из экспедиций, в которых они побывали, или рассказав о живых традициях, к которым они причастны лично.

Разумеется, здесь описана работа лишь некоторых творческих объединений Москвы, тогда как в процессе анализа мной было выявлено порядка 25 творческих организаций. Все они прививают любовь к народной культуре детям. Но учитывая психологическую возрастную специфику ребенка, логичнее и проще было бы начать это делать с раннего возраста, например, лет с 5-7. Дети в этом возрасте хорошо воспринимают информацию через игру. Благо, детских игр в славянской традиции много. Сейчас имеется большое количество сборников традиционных народных игр. В процессе игры дети уже с раннего возраста смогли бы узнать, что такое заклички, веснянки, колядование, карагод и т.п.

И у меня возникает вопрос. Почему бы образовательным и культурным учреждениям не объединиться вместе с целью популяризации народной культуры? Безусловно, каждая из сторон подчиняется своим ведомствам и основные миссии у них различны. Но все же сходство есть.

На мой взгляд, на сегодня фольклор занимает весьма скромную нишу в сфере образования, но недостаточную и в сфере культуры. Отсюда и возникает незнание или искажение знаний о русских традициях, праздниках и обрядах среди школьников Москвы и Московской области.

Сейчас самым популярным среди школьников из русских традиционных обрядов является праздник Масленица. Они отмечают его в школе, иногда выходят в парки и скверы, посещают учреждения культуры в своем районе. При этом они участвуют в состязаниях, часто поедают блины, редко участвуют в хороводах или поют специальные песни. Однако большинство из них не знают и не задумываются, почему именно блины принято есть на праздник, что ознаменовало собой сжигание чучела, какие еще обряды проводились в масленичную неделю и т.д.

Судя по опросу, проведенному мной среди школьников, большинство респондентов отмечают, что ярче всего им запомнилось поедание блинов. А ведь все действия праздника и обрядовые тексты имели свою прагматику, семантику и символику, народ при этом работал как бы «заодно» с силами природы. Современный человек уже давно позабыл, что он на этой планете не самый главный организм и не творец. Мне думается, что знать, как зародились те или иные традиции, осознавать причинно-следственную связь событий, должен каждый гражданин своей Родины. И во многом ответственность за это ложится на учителей и работников культуры.

На мой взгляд, было бы интересным и верным решением подготавливать мероприятия в школе совместно с близлежащим учреждением культуры, стать друг для друга партнерами, союзниками. Особенно это было бы актуальным в период действия режима самоизоляции. В социальных сетях организаторы могли бы делиться информацией со страницы своего партнера.

Например, учитель истории дает задание ученикам изучить интересные факты о событиях Великой Отечественной войны, военном фольклоре и дает ссылку на сайт районного культурного центра. А менеджеры центра выкладывают у себя на странице ту самую информацию в любом виде, будь то кроссворд, фильм, видео-лекция, архивы и т.п. Тем самым у учреждения культуры появляется новая аудитория, которая впоследствии может посещать и другие мероприятия в центре, а учитель облегчает себе и школьникам задачу по поиску материала.

Другой пример. На Руси было принято закликать весну, изготавливая печенье в виде жаворонков. Сейчас уже мало где этого делают. Педагоги, руководители кружков из культурного центра, например, могут провести в школе мастер-класс по лепке птичек-жаворонков из соленого теста во внеурочное время, заодно рассказать об этом обряде, показать примеры песен-веснянок, таким образом заинтересовав учеников прийти на другие мероприятия на площадке данного культурного центра. Или другой вариант: на уроках технологии учитель сам может показать, как приготовить печенье в виде жаворонков, а на инсценировку ритуала предложить вместе пойти в соседний культурный центр.

Подводя итог, отметим, что одними из основных культурных объектов Москвы, которые специализируются на сохранении, изучении и популяризации русского фольклора, являются ансамбли и студии фольклорного творчества, семейные клубы, творческие мастерские и т.п. Все они активно взаимодействуют с населением города Москвы, тем самым популяризируя фольклорное творчество. Их деятельность является не только культурно-досуговой, но и научно-просветительской, образовательной, педагогической и воспитывает детей и подростков таким образом, что у них появляется интерес к истокам фольклора, к истории своей культуры и культуры других народов. Но на мой взгляд, их усилий недостаточно – важен союз, партнерство между культурой и образованием. Любовь к своей стране, традициям предков необходимо прививать с самого детства.

Folklore in the educational and cultural environment: joint efforts for the general purpose

Khizhnyak D.M.
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor
Raikova Irina Nikolaevna
Deputy Director for Scientific Work of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. The article gives an analysis of several educational and cultural institutions for the popularization of folklore, their work in the conditions of the introduction of a special regime; examples and ways of cooperation between cultural and educational institutions with each other with the aim of disseminating knowledge about folk culture, song tradition, folk holidays and ceremonies are considered.

Keywords: interaction options, partnership, popularization of folklore.


  1. Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002. 816 с.
  2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993. 253 с.
  3. Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору. М., 2004. 336 с.
  4. Образцовый коллектив. Фольклорный ансамбль «Радуга». 2020. (дата обращения: 08.05.2020)
  5. Образцовый коллектив. Фольклорный ансамбль «Кладец». // Официальный сайт Мэра Москвы. 2019. (дата обращения: 06.05.2020)
  6. Фольклорный ансамбль «Куделя». // Центр культуры и искусства «Меридиан». 2017.https://meridiancentre.ru/studio/kudelya_342/ (дата обращения: 07.05.2020).
  7. Фольклорное объединение «Измайловская слобода». 2015. (дата обращения: 08.05.2020)
  1. Agapkina T.A. Mythopoietic foundations of the Slavic folk calendar. Spring-summer cycle. M., 2002. 816 pages.
  2. Bayburin A.K. A ritual in traditional culture. St. Petersburg, 1993. 253 pages.
  3. Kostyukhin EA Lectures on Russian folklore. M., 2004. 336 pages.
  4. Exemplary team. Folklore ensemble «Rainbow». 2020. (date of the address: 05.08.2020)
  5. Exemplary team. Folklore ensemble «Kladets». // Official website of the Mayor of Moscow. 2019.https://www.mos.ru/pgu/ru/application/dogm/077060701/#step_2. (date of the address: 05.06.2020)
  6. Folk ensemble «Kudel». // Center for Culture and Art «Meridian». 2017. (date of the address: 05.07.2020).
  7. The folklore association "Izmaylovskaya Sloboda" 2015. (date of the address: 05.08.2020)