Аннотация. В статье рассмотрены женские образы в «легких» комедиях А.С. Грибоедова «Студент» и «Молодые супруги». В первом произведении выделена тема женской индивидуальности, во втором – тема любви-жертвы и эмоционально-психологического прозрения.

Ключевые слова: образ, «легкая» комедия, художественная тема.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы рассмотреть ранние произведения А.С. Грибоедова – светские «легкие» комедии «Молодые супруги» и «Студент» – с позиции изучения женских образов и выявления организующей темы в их создании.

Комедиографы начала XIX в. владели основами светской «легкой» комедии. Комическая направленность произведений и творческая установка на зрелищность позволяли авторам сосредоточить внимание на причудливых хитросплетениях и многосложности событий, в силу чего важное значение приобретали выразительные театральные ситуации в изображении случая. В желании не только создать или перевести пьесу, но и представить ее на сцене проявилось стремление драматургов выйти за рамки своей жизни. Это был шанс надеть на себя маску, «примерить» чужую участь и, продолжая оставаться самим собою, взглянуть на себя «со стороны». При этом в переводах-переделках обнаруживается тематика и проблематика, близкая русским людям. В таких пьесах-переделках многие представители русского общества узнавали себя или окружающих. Реакция самоузнавания была присуща и русскому женскому обществу.

Первая комедия Грибоедова «Молодые супруги» (1815) является переделкой пьесы Крезе де Лессара «Семейная тайна» (1809). С.А. Фомичев, в частности, писал: «Сюжет этой комедии, взятый из старого сборника «Развлечения ума и сердца», появился впервые в 1758 году под названием «Новая школа жен». Муаси, автор этой пьесы, которую играли итальянские комедианты, имел шумный успех и показал в ней приятный талант» [7: c. 13].

Трехактная пьеса Лессара была переработана Грибоедовым в одноактную, что привело к изменениям в построении произведения. Русский драматург также ввел стихи, отсутствующие в оригинале. Грибоедов сохранил имена героев – Арист и Эльмира, но включил в пьесу новые сцены, характерные для русской столичной жизни. В результате пьеса «Молодые супруги» создана как типичная светская «легкая» комедия: ее основная интрига построена на любовных неурядицах, порожденных охлаждением чувств легкомысленного Ариста к жене. Герою надоедает «одно и все одно», и он «в беспечности благой живет как сибарит» [1: с. 9, 18]. Такому миропониманию героя благоволит и окружающая среда.

В образе жены Ариста Эльмиры Грибоедов представил образец любящей женщины: супруг проводит время на балах, изменяет ей, а она посвящает себя дому и интересам мужа и не любит выезжать в свет. С такой преданностью семье Арист незнаком: «Скажи, ужли опять ты не намерена сегодня выезжать? Как взаперти пробыть весь день – не понимаю» [1: с. 10]. Героиня обижена позицией мужа: «заслуживаю ль я подобные укоры?» – вопрошает она. Однако Арист верен себе и в разговоре с другом Сафиром признается: «Что с ней я, что один, не всe ли мне равно?..» [1: с. 15]. К тому же покорность спутницы жизни совсем не привлекает мужа. Эльмира же выполняет все пожелания и даже капризы мужа, поскольку живет в убеждении: «и воли собственной иметь я не хочу» [1: с. 18]. Более того, Эльмира приводит в порядок дела, заброшенные охладевшим к ней супругом. Все это героиня делает потому, что всем сердцем любит супруга и не хочет, чтобы их молодая семья, созданная всего три месяца назад, распалась.

На помощь Эльмире приходит друг семьи Сафир. В итоге Эльмире удается вернуть к себе интерес неверного супруга. Арист признается в своей неправоте: «Эльмира! я дурак! прости мне, ангел мой!» [1: c. 43]. Нравоучительное начало светской комедии очевидно: даже глубоко любя другого, человек не должен терять себя как личность.

Тема семьи и любви представлена и в «легкой» комедии Грибоедова «Студент» (1817). (Комедия «Студент» написана при участии П.А. Катенина. По свидетельству современников, роль П.А. Катенина при создании произведения ограничилась, по сути, редактурой.) Рассматривая это произведение, С.А. Фомичев справедливо писал: «Ни одна из ранних пьес Грибоедова не может вызывать большего интереса, чем комедия «Студент», так как в ней справедливо находят элементы бытовой сатиры и отдельные образы, предвосхищающие бессмертные типы «Горя от ума» [6: с. 88]. По мысли М.Б. Лоскутниковой, «Грибоедов был одним из первых русских авторов, почувствовавших необходимость нового, объективного воплощения человека и времени» [4: с. 152]. Среди прочего значимо, что пьеса «Студент» написана прозой, а не стихом, и это свидетельствует об активном развитии Грибоедовым русского разговорного языка путем представления его на сцене. На последнее обстоятельство указывал В.А. Кошелев, подчеркнувший, что пьеса «Студент» «была несыгранным эпизодом литературной борьбы эпохи» [3: с. 199].

Главный герой пьесы «Студент» Евлампий Беневольский, только что закончивший курс в Казанском университете, приезжает в Петербург, в дом богатого барина Звездова. Молодой человек мечтает о прекрасной будущности и счастливой семье. Однако идти по жизни и строить карьеру Беневольский собирается не самостоятельно, а опираясь на поддержку Звездова. В этом человеке с большими связями молодой человек стремится обрести «друга, отца, покровителя, одним словом, все» [2: c. 47].

В доме Звездова живет предполагаемая невеста Беневольского, Варинька, – воспитанница жены Звездова. Хозяин дома готов устроить судьбу молодого человека и Вариньки, но при этом чувства девушки Звездова нисколько не интересуют. Девушка же отвергает даже мысль о семейной жизни с нелюбимым человеком, тем более что Беневольский вызывает у нее гадливые ощущения: «ни под каким видом не вышла бы замуж за этого безумного» [2: с. 51]. Вариньке тяжело зависеть от благодетелей, но без их согласия она не может выйти замуж за любимого. К тому же молодая девушка не склонна лукавить. В отличие от своей покровительницы Звездовой, которая поучает ее житейским и женским хитростям, Варинька куда более простодушна. Она признается: «Не знаю, может быть я не умна, а ручаюсь, что век свой проживу без хитростей» [2: с. 83].

Образ Звездовой близок образу Эльмиры: она также терпеливо воспринимает чудачества мужа. Однако, в отличие от Эльмиры, Звездова умеет настоять на своем и стремится «вразумить» мужа [2: с. 86]. Свои способности «укрощать» супруга Звездова распространяет и на судьбы близких. В результате Варинька и ее избранник Полюбин признают: «ей, как нежной матери» [2: с. 51], они обязаны своим счастьем.

Таким образом, в светских «легких» комедиях «Молодые супруги» и «Студент» Грибоедов воплотил прекрасные (и при этом не лишенные женской мудрости) образы представительниц русского высшего общества. Создавая произведения такого рода, Грибоедов не был «атипичной фигурой для своей современности», какой оказался, как свидетельствует М.Б. Лоскутникова, написав «высокую» комедию «Горе от ума» [5: с. 133]. Вместе с тем в своих «легких» комедиях драматург включился в борьбу с устойчивыми стереотипами, запечатлев становление женской индивидуальности, изменения ценностных установок, допускаемых представлений о личностной независимости и самодостаточности мира чувств.

Female images in A.S. Griboedov’s «easy» comedies «Student» and «Young spouses»

Nesterova A.G.
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Loskutnikova Maria Borisovna
Associate Professor of the Department of Russian Literature of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. The article discusses female images in A.S. Griboedov’s «easy» comedies «Student» and «Young Spouses». The first work highlights the theme of female personality, the second work considers theme of love-sacrifice and emotional-psychological insight.

Keywords: image, «easy» comedy, art theme.


  1. Грибоедов А.С. Молодые супруги // Грибоедов А.С. Полн. собр. соч.: В 3 т. / Под ред. С.А. Фомичева и др. СПб.: Нотабене, 1999. Т. 2. С. 9-44.
  2. Грибоедов А.С. Студент // Грибоедов А.С. Полн. собр. соч.: В 3 т. / Под ред. С.А. Фомичева и др. СПб.: Нотабене, 1999. Т. 2. С. 45-101.
  3. Кошелев В.А. А.С. Грибоедов и К.Н. Батюшков (К творческой истории комедии «Студент») // А.С. Грибоедов: Материалы к биографии: Сб. науч. трудов. Л.: Наука. Ленингр. отд., 1989. С. 199-220.
  4. Лоскутникова М.Б. Грибоедов Александр Сергеевич // Русские писатели, XIX век: Биографический словарь. М.: Просвещение, 2007. С. 142-154.
  5. Лоскутникова М.Б. Отечественное литературоведение ХХ века: Вопросы теории и методологии. М.: МГПУ, 2014. 148 с.
  6. Фомичев С.А. К творческой предыстории «Горя от ума». Комедия «Студент» // От «Слова о полку Игореве» до «Тихого Дона»: Сб. ст. к 90-летию Н.К. Пиксанова. Л.: Наука. Ленинград. отд., 1969. С. 88-98.
  7. Фомичев С.А. Литературная судьба Грибоедова // Грибоедов А.С. Сочинения. М.: Худ. лит., 1988. С. 3-30.
  1. Griboedov A.S. Young Spouses // Griboedov A.S. Complete Set of Works: In 3 vol. / Ed. by S.A. Fomichov etc. SPb.: Notabene, 1999. Vol. 2. Page 9-44.
  2. Griboedov A.S. Student // Griboedov A.S. Complete Set of Works: In 3 vol. / Ed. by S.A. Fomichov etc. SPb.: Notabene, 1999. Vol. 2. Page 45-101.
  3. Koshelev V.A. A.S. Griboedov and K.N. Batiushkov: To the Creative History of Comedy «Student» // A.S. Griboedov: Biography Materials: Collection of Scientific Papers. L.: Science (Nauka). Leningrad branch, 1989. Page 199-220.
  4. Loskutnikova M.B. Griboedov Aleksandr Sergeevich // Russian Writers: XXth Century: Biographical Dictionary. M.: Education (Prosvescheniye), 2007. Page 142-154.
  5. Loskutnikova M.B. Russian Literary Criticism of the XXth Century: Questions of Theory and Methodology. M.: Publishing House of Moscow City University, 2014. 148 pages.
  6. Fomichov S.A. To the Creative Background of «Top of Mind». Comedy «Student» // From «A Word about Igor's Regiment» to «Quiet Don»: Collection of Articles for the 90th Anniversary of N.K. Piksanov. L.: Science (Nauka). Leningrad branch, 1969. Page 88-98.
  7. Fomichov S.A. The Literary Fate of Griboedov // Griboedov A.S. Works. M.: Fiction, 1988. Page 3-30.