Аннотация. Статья посвящена философскому осмыслению лирического стихотворения С. Плат «Почта». Дан анализ средств художественной выразительности и их влияние на представление о смысле стихотворения, а также показана его связь с фактами биографии поэта.

Ключевые слова: С. Плат, «Почта», интерпретация, мотив, автобиографичность.

Актуальность темы данного исследования обусловлена растущей популярностью творчества Сильвии Плат в России. На русском языке изданы две книги американской поэтессы и писательницы: роман «Под стеклянным колпаком» и «Собрание стихотворений». Отдельно переведенных сборников и эссе нет. Несмотря на то, что существует ряд исследований о творчестве Плат на русском и английском языках (например, о мотивной структуре ее поэзии), не все ее произведения проанализированы достаточно пристально. Новизна исследования связана с тем, что предлагается подробный̆ анализ интерпретация стихотворения «Почта» и его интерпретация с точки зрения современного читателя. Для выполнения этой цели необходимо определить основные художественные средства в произведении, выявить биографическую связь с текстом, определить основную идею стихотворения «Почта».

Сильвия Плат родилась в 1932-м году в Бостоне. Отношения в семье были сложными, что и явилось причиной обращения поэтессы к исповедальной лирике. До смерти отца Плат пыталась привлечь его внимание, например, заучиванием названий растений и насекомых на латыни. Вечная борьба за одобрение прекратилась лишь после смерти Отто Плат. Согласно мнению критика Дж. Бутчера, утрата отца сильно повлияла на восьмилетнюю Плат. Ее жизнь вращалась вокруг него и его одобрения, а теперь она стала «бессмысленна». Сама Плат говорила, что она была счастлива лишь до восьми лет.

После этого возраста счастье навсегда покинуло ее. В исповедальной лирике обнажились все ее эмоции и страхи. Поэтесса считала, что отец предал ее, и это предательство выражалось во внезапной смерти. В ее произведениях он представал перед читателем в демоническом образе. Позже сходным образом в ее стихах был изображен Тед Хьюз, поэт и муж Плат. Стоит отметить, что мотив двойников проходит «красной нитью» сквозь всю лирику С. Плат. Как пишет исследователь Е.В. Баринова, «двойниками у Плат являются персонажи, объединенные на основании, прежде всего, не внешнего, а внутреннего сходства, в основе «союза» которых лежит сущностное подобие или душевное родство» [1, c. 254]. Плат соединила образ демонического отца и мужа, чью измену в конечном итоге она не смогла пережить.

Стихотворение «Почта» включено в сборник Ариэль», который был выпущен уже после смерти поэтессы. «Именно «двойник», существовавший в лице Хьюза, чаще других проникает на страницы сборника «Ариэль», многие стихи которого наполнены чувствами, болью, вызванными разрывом с супругом. Его измену Плат восприняла как предательство, как в детстве сочла предательством смерть отца», – так описывает Е.В. Баринова образ Хьюза на страницах сборника [1, c. 255].

Из этого можно сделать вывод о том, что биографические мотивы играли главную роль в произведениях Плат. Именно описание чувств, поступков и мыслей помогало найти опору и не «упасть с эмоциональных качелей». Не стоит забывать о том, что поэтесса предпринимала три попытки покончить с собой, а также лечилась в клинике «Маклин» в Бельмонте в 1953-м году. Любое эмоциональное потрясение приводило к затяжным депрессиям и навязчивым мыслям, с которыми женщина не всегда могла справиться. В произведении «Леди Лазарь» С. Плат пишет:

Умирать
Ведь тоже искусство.
Я это делаю блестяще. А?

Жутко, да,
Если по-настоящему?
Наверное, это призвание! [5, c. 235].

Смерть была основной темой стихотворений. Практически все лирические произведения имеет отсылку, легкий намек на желание «вечного покоя». С.А. Данилова пишет, что «...вся поэзия Сильвии Плат проходит под знаком Танатоса, который раскрывается в поэтике не только как смерть как таковая, но и как нигилистический жест, отрицание чего бы то ни было» [2, с.526]. Лирика Плат – это история о Танатосе, любви и перманентным чувством предательства со стороны близких.

Стихотворение «Почта» не исключение. Оно было написано 4-го ноября 1962-го года. Тед Хьюз ушел от Сильвии Плат к другой женщине, оставив ее с детьми. В первых трех строфам лирическая героиня задается вопросами о правдивости обещаний: «Улиточье слова на блюде листа? ...За будь об этом вздоре», – возможно, признание в любви и клятва верности оказались словами, которые быстро испарились, как высыхает недолговечная слизь, оставляемая улиткой. Эти клятвы и признания улетучились, оставив лишь след в памяти. Они были когда-то, но сейчас их уже нет.

«Золотое кольцо и солнце в нем? А это — ложь»,- скорее всего, возлюбленный лирической героини обещал ей светлую, яркую жизнь, наполненную лишь лучами Солнца. Но, к сожалению, это обратилось в ложь. Теперь для героини брак ассоциируется с горем (если использовать точный перевод оригинала, то со скорбью). Начиная с четвертой строфы, мы видим последствия ощущения предательства и ложных надежд: «Иней на листе чист» – во-первых, данная строка указывает на смену времени года. Но изменения произошли не только во внешнем мире, но и в душе. Природа любви, приносящей радость, меняется на ощущение тревоги: «Зеркала встревожены, смещены отраженья» [5, c.238]. Так, любовь описывается не как статичное чувство, а что-то, что имеет свойство заканчиваться, зачастую приносить боль и тревогу.

Стоит уделить внимание «котелку» в четвертой строфе и «девяти горам», указанным в пятой. Джулия Гордон-Брамер в своей работе отмечала связь «Почты» с мистикой и картами Таро [10, с. 244]. Котелок, который бурчит себе что-то под нос, олицетворяет зияющую пустоту внутри героини после измены любимого. Она как содержимое котелка, которое кипятится, высыхает и обугливается, оставляя после себя только лишь шрамы. Девять же гор, по мнению Дж. Гордон-Брамер, являются отсылкой к Старшим Арканам (в гадании на таро старшие арканы описывают самые значительные события в жизни гадающего. Кроме того, они вскрывают глубинную подоплеку этих событий, показывая их настоящие причины и следствия), в которых представлены символы розенкрейцеров в декорациях колоды Таро: дурак, влюбленные, башня, воздержание, Звезда, Луна. В едва намеченной сюжетной линии стихотворения, можно увидеть и собственную историю поэтессы: союз с мужчиной, знание истины, конец прошлой жизни, разрушение отношений, оценка и воссоздание жизни, сновидение, мистицизм и внутренний мир, а также искупление. Именно об истории этих девяти вершит котел бурчит «себе под нос».

Постоянная рефлексия, прокручивание в голове прошлых ситуаций приводят, в конечном счете, к смещению отражений, а море чувств (6-я строфа) бьется вдребезги, так как не может противостоять напору воспоминаний. Ведь именно эти «девять гор» каждый раз оставляют неизлечимые шрамы внутри героини, а взгляд в зеркало становится мутным, так как разуму свойственно смешивать воспоминания с чувствами. Лирическая героиня не может ясным взором оценить ситуацию, выстроить фабулу в нужном порядке, без примеси деталей, навеянных сердцем. Именно поэтому у героини неверное восприятие происшедшего, истории любви, измены мужа.

Тем не менее, в последней строфе мы видим, что именно «Любовь, любовь –мое время года». Несмотря на всю боль, которую лирическая героиня испытала только из-за любви, она все равно выбирает ее. Возможно, это подсознательное желание быть всегда любимой, которое было привито Сильвии ее отцом в детстве. Или же это потребность в боли, к которой поэтесса всегда стремилась. Любовь для Плат – многогранная вещь, итог которой заключается в сокрушении. Это не только «Золотое кольцо и солнце в нем», но и море, которое разбивает «... вдребезги свой серый цвет».

«Почта» Плат в значительной степени является отражением ее супружеской жизни с Тедом Хьюзом. Изначально подозревая, а вскоре получив подтверждение изменам, поэтесса сожгла множество рукописей. Все это медленно, но верно вело Плат к сильной депрессии. Осенью 1962-го Хьюз уходит из семьи, и уже в ноябре Плат подает на развод. Именно это событие совпало с порывом вдохновения поэтессы. Исследователи отмечают, что ноябрьские стихотворения менее яростные по сравнению с октябрьскими. Измена Хьюза привела к возобновлению навязчивых мотивов саморазрушения в поэзии. Именно в «Почте» поэтесса описывает обманчиво красивую жизнь, после разрушения которой остаются болезненные воспоминания. Так или иначе, Плат пыталась вернуть мужа и завести новые отношения после расставания. Она все еще верила в любовь, которая неоднократно разбивала ее сердце.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, в одном из характерных для поэтессы стихотворений «Почта» звучат мистические и реалистичные мотивы. И то и другое напрямую связано с биографией автора. Только учитывая этот факт, можно понять смысл этого довольно сложного текста.

Autobiographical motifs in S. Plath's poem «The Couriers»

Annenkova K.A.,
bachelor 1 year of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Romanova Galina Ivanovna,
Professor, Department of Russian Literature, Institute of Humanities of the Moscow City University Doctor of Philology, Associate Professor

Annotation. The article is devoted to the interpretation and philosophical understanding of S. Plath's lyrical work «The couriers». In this work, we analyze the expressive means and their influence on the holistic view of the poem, the biographical connection of the poet's life with the text is shown. As a result of the analysis of Plath's «The couriers», readers discover the artistic world of Sylvia Plath: the world of the poet of confessional lyrics.
Keywords: S. Plath, «The Couriers», interpretation, motive, autobiography, poetry.


  1. Баринова Е.В. Образы двойников в сборнике стихов Сильвии Плат «Ариэль» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015. № 3. С. 253-260.
  2. Данилова С.А. Мотивная структура женского мира в поэзии Сильвии Плат // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017. № 3. С. 491-500.
  3. Данилова С.А. «Зов Танатоса» о поэзии Сильвии Плат // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2017. № 3. С. 526-532.
  4. Николаева Н.В., Фаблинова А.А. Языковая картина мира в текстах исповедальной лирики американской поэзии ХХ века // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2019. №192. С.238-243.
  5. Плат С. «Леди Лазарь» // Плат С. Собрание сочинений. М.: Наука. 2017. С. 235.
  6. Шарышова Н.В. Идентификация концептуальных метафор в поэтическом дискурсе и контекстуальная обусловленность их интерпретации (на материале поэзии Сильвии Плат) // Вестник ТГПУ. 2018. №4 (193). С.159- 163.
  7. Alnaqbi Mariam A. The effect of Sylvia Plath's mental state in her works, UAE: United Arab Emirates University.2019. 5 pages.
  8. Asgher T., Bukhari R.J. An investigation into stylistic devices in Emily Dickinson's and Sylvia Plath's poetry // International Journal of English Linguistics, 2017. №7. Рage 213-219.
  9. Damayanti I., Hendra, Rohiyatussakinah I. An analysis of feminism in Sylvia Plath's poems (the content analysis of general meaning, detailed meaning and intention) // Journal of English Language Teaching and Literature. Banten. 2019. №2. Рage 79-83.
  10. Gordon-Bramer J. The smoke and mirrors of «The couriers». Indiana: Plath profiles. 2013. №6. Рage 241-258.
  11. Vincent J.E. Poetic visuals: difficulty, delay, design. N.J.: Rutgers University (United States). 2018. №4. Рage 119-135.
  1. Barinova E.V. Images of doubles in the collection of poems by Sylvia Plath «Ariel»// Bulletin of the Lobachevsky University of Nizhny Novgorod. 2015. №3. Page 253-260.
  2. Danilova S.A. Motif complex of women world in Sylvia Plath’s poetry » // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia.2017. №3. Page 491-500.
  3. Danilova S.A. «The call of Thanatos»: about the poetry by Sylvia Plath // RUDN Journal of Language Education and Translingual Practices. 2017. №14 (3). Page 526-532.
  4. Nikolayeva N.V., Fablinova A.A. Linguistic world image in the texts of XX century american confessional poetry // Izvestiya RSPU named after A. I. Herzen. 2019. №192. Page 238-243.
  5. Plath S. «Lady Lazarus» // Plath S. Collected works. M.: Nauka. 2017. Page 235.
  6. Sharyshova N.V. On identification of conceptual metaphors in poetic discourse and contextual dependency of their interpretation (based on the analysis of Sylvia Plath’s poetry)// Bulletin of TSPU. 2018. №4 (193). Page 159-163.
  7. Alnaqbi Mariam A. The effect of Sylvia Plath's mental state in her works, UAE: United Arab Emirates University.2019. 5 pages.
  8. Asgher T., Bukhari R.J. An investigation into stylistic devices in Emily Dickinson's and Sylvia Plath's poetry // International Journal of English Linguistics, 2017. №7. Рage 213-219.
  9. Damayanti I., Hendra, Rohiyatussakinah I. An analysis of feminism in Sylvia Plath's poems (the content analysis of general meaning, detailed meaning and intention) // Journal of English Language Teaching and Literature. Banten. 2019. №2. Рage 79-83.
  10. Gordon-Bramer J. The smoke and mirrors of «The couriers». Indiana: Plath profiles. 2013. №6. Рage 241-258.
  11. Vincent J.E. Poetic visuals: difficulty, delay, design. N.J.: Rutgers University (United States). 2018. №4. Рage 119-135.