Аннотация. В данной статье рассматривается система взаимоотношений власти и социально-ответственного бизнеса, выступающая как мощный источник развития социальной и экономической сфер жизни, деятельность такого взаимодействия, в первую очередь, направлена на защиту интересов и повышения уровня жизни каждого человека в современном обществе.

Ключевые слова: государство, социально-ориентированный бизнес, социальное партнерство, взаимодействие власти и бизнеса, благосостояние населения.

Современный город представляет собой сложное и противоречивое явление, динамика и качество развития которого напрямую зависит от социальных процессов, происходящих в его среде. Одной из самых острых социальных проблем, порожденных урбанизацией, является низкая эффективность использования имеющихся трудовых ресурсов и, как следствие, распространение социального и материального неравенства граждан. Благополучие и удовлетворенность жизнью человека в современной городской среде находится в прямой зависимости от качества социального взаимодействия трех сторон: власти, бизнеса, профессиональных союзов и общественных организаций. В данной статье подробно рассматривается проблема взаимоотношений власти и социально-ответственного бизнеса как мощного источника развития экономической и социальной систем, деятельность которого направлена на защиту интересов человека в условиях урбанизированного пространства.

Для действительно прогрессивного улучшения экономической и социальной сфер в городской среде необходимо построить такую систему взаимодействия между бизнесом и государством, которая обеспечивала бы существенный рост инвестиционной привлекательности российских компаний, их конкурентоспособности, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, и, конечно же, создание максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, ведь именно бизнес является основной движущей силой экономического развития.

В этой связи особенно следует отметить одно из важнейших условий развития социальной активности бизнеса, а именно, ведение открытого диалога между бизнесом и властью. К всеобщему пониманию важности социального партнерства и конкретной роли бизнеса в этой направленности можно прийти лишь при условии открытого обмена мнениями и опытом участников данного диалога. Социальное партнерство в сущности отражает компромисс интересов основных субъектов экономических процессов и экономического прогресса. Другими словами, социальное партнерство представляет собой определенный способ согласования интересов работодателей и работников, целью которого является достижение «социального мира» с участием государственных структур, которые представляют интересы общества в целом.

В статье 23 Трудового кодекса РФ «Понятие социального партнерства в сфере труда» социальное партнерство определяется как «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» [1, ст. 23].

Реальное социально-экономическое положение различных слоев, общностей, социально-профессиональных групп, уровень и качество их жизни с точки зрения социально-гарантированных и социально-возможных способов получения дохода является объектом социального партнерства [2, с. 1].

Таким образом, социальное партнерство – это система взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления, работодателями и работниками, направленная на обеспечение согласования интересов работодателей и работников по вопросам регулирования трудовых отношений, а его главной целью можно рассматривать разработку, принятие и реализацию социально-экономической и трудовой политики, основанной в первую очередь на удовлетворении интересов общества, наемных работников и работодателей. Для достижения этой цели необходимо наличие разделения различных групп интересов, разработка механизмов реализации и согласования этих интересов.

Особое внимание в развитии системы развития социального партнерства и регулирования социально-трудовых отношений принадлежит государству. Во-первых, государство может выступать одновременно и как собственник-предприниматель, и как работодатель на государственных и некоторых других крупных предприятиях. Во-вторых, государство является фундаментальным звеном политической системы, принимающим законы и другие нормативные акты, способные регулировать социально-трудовые отношения в обществе и гарантировать исполнение и соблюдение законодательства.

Рассматривая проблемы взаимодействия власти и бизнеса, следует выделить основное противоречие, которое заключается в следующем:

  • власти необходимо получать от бизнеса как можно больше средств для решения различных социальных задач;
  • бизнесу необходимо сохранять как можно больше собственных средств для повышения своей конкурентоспособности.

Данные противоречия кажутся и вовсе неразрешимыми, если обозначить интересы, которые каждая из этих двух сторон стремится разрешить в рамках сотрудничества: бизнес стремится оказывать влияние на решения органов власти для снижения налоговой платы, а власть – организовать сбор налогов в максимально возможном размере. Очевидно наличие совершенно противоположной мотивационной базы. Власть, понимая, что без развития бизнеса она лишится важного источника поступлений денежных средств, допускает самоограничение властных возможностей, по крайней мере на определенный период времени.

Одним из эффективных путей разрешения этой проблемы может стать становление и развитие базиса, способного снять противоречия по налоговым сборам, ключевым моментом которого должен стать рост жизненного уровня населения. Социально-ориентированный бизнес способен решать важнейшие общественные проблемы и оказывать значительную помощь государству в выполнении целого ряда социальных задач, если он обладает необходимыми финансовыми ресурсами и мобильностью в их использовании, а также возможностью привлечения данных ресурсов и инновационностью предпринимательских подходов [2, с. 1] Однако, в современном обществе реальная ситуация характеризуется тем, что государство просто не имеет физической возможности обеспечить социальными благами всех нуждающихся.

В России социальное предпринимательство только набирает обороты. Данный вид бизнеса развивается вместе с постепенным улучшением качества жизни. Примером может служить ряд крупнейших российских компаний, таких как: «Газпром», «КАМПО», «Сбербанк России», «Российские сети», НК «Роснефть», ГК «Мегафон», «Ростелеком», «РЖД», «ВТБ», «Магнит», «Ростех», «Интер РАО», «X5 Retail Group», «Росатом», «Мобильные телесистемы», «Аэрофлот», «Ашан», ОПК «Оборонпром», «Дикси Групп», «Стройгазмонтаж» и многих других, в которых активно развивается и успешно действует социальная политика.

Социальная направленность деятельности данных компаний заключается в следовании требованиям социальной ответственности бизнеса перед обществом, создании ими специальной инфраструктуры, которая направлена на удовлетворение потребностей общества. В этой связи особого внимания заслуживает уровень развития таких направлений деятельности данных организаций, как благотворительность, спонсорство и меценатство. Максимизация прибыли не является основной целью социально-ориентированного бизнеса. В первую очередь он стремится к максимальному расширению своих возможностей при сохранении своей социальной направленности. В таком виде бизнес может выступать полноправным перспективным звеном государственно-частного партнерства.

Существенное улучшение уровня и качества жизни людей является необходимым условием существования и развития этих структур. Для власти это позитивное мнение людей, их поддержка в период следующей предвыборной кампании, для бизнеса – это условие роста продаж и прогрессивного развития самого бизнеса.

Таким образом, главным условием сотрудничества власти и бизнеса будет являться достижение высоких показателей социальной эффективности в самых разных ее областях. В результате данной совместной деятельности социально-ориентированный бизнес получит огромную поддержку государства и доступ к новым сегментам рынка и возможность эффективно реализовать свои социально-ориентированные задачи, государство разделит с бизнесом ответственность за социальное обеспечение населения, а общество получит улучшение качества и расширение спектра оказываемых услуг, повышение уровня жизни. Такие меры несомненно приведут к твердой социальной устойчивости нашей страны и к значительному росту качества и уровня жизни человека.

Social partnership as a model of interaction between government and business (domestic experience)

Pozdnyakov A.S.
master of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Annotation. This article examines the system of relations between government and socially responsible business, which acts as a powerful source of development of social and economic spheres of life. The activity of such interaction is primarily aimed at protecting the interests and improving the standard of living of every person in modern society.
Keywords: state, socially-oriented business, social partnership, interaction between government and business, welfare of the population.


  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета, 31.12.2001, ст. 23 «Понятие социального партнерства в сфере труда».
  2. Бережная Е.В. Проблема саморегулирования предпринимательства в условиях инновационной экономики России. (дата обращения: 01.02.2020).
  3. Каримгожина Э. Социальное партнерство и его новые возможности. URL: http://www.rusnauka.com/11_NPE_2012/Psihologia/7_108079.doc.htm (дата обращения: 02.02.2020).
  4. Куршиева Н.М. Взаимодействие власти и бизнеса как фактор инновационного развития экономики региона. Материалы VI Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества – 2011». 18-22 апреля 2011. М.: МФПА, 2011. 545 с.
  5. Шамарова Г.М. Органы власти и бизнес: модернизация отношений. Материалы VI Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества – 2011». 18-22 апреля 2011. М.: МФПА, 2011. 545 с.
  6. Якимец В.Н., Никовская Л.И., Коновалова Л.Н. Теория и практика межсекторного социального партнерства в России. (дата обращения: 03.01.2020).
  1. The Labor Code of the Russian Federation dated December 30, 2001 N 197-FZ (as amended on December 30, 2015) // Russian newspaper, December 31, 2001, art. 23 «The concept of social partnership in the world of work»
  2. Berezhnaya E.V. The problem of self-regulation of entrepreneurship in the conditions of the innovative economy of Russia. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21691700 (data of the address: 01.02.2020).
  3. Karimgozhina E.H. Social partnership and its new opportunities. (data of the address: 02.02.2020).
  4. Kurshieva N.M. The interaction of government and business as a factor in the innovative development of the region’s economy. Materials of the VI International Scientific Congress «The role of business in the transformation of Russian society – 2011». 18-22 april 2011. M.: MFPА, 2011. 545 pages.
  5. Shamarova G.M. Government and business: modernization of relations. Materials of the VI International Scientific Congress «The Role of Business in the Transformation of Russian Society – 2011». April 18-22, 2011. M.: MFPА, 2011. 545 pages.
  6. Yakimets V.N., Nikovskaya L.I., Konovalova L.N. Theory and practice of intersectoral social partnership in Russia. (data of the address: 03.02.2020).