Код уникальной десятичной классификации: 740.123.1

Аннотация. В статье рассматривается понятие «советский человек» в понимании одного из главных революционных мыслителей XX века Льва Давидовича Троцкого. Были проанализированы три его работы: «Литература и революция», «Новый курс», а также «Терроризм и коммунизм» – на основании которых автором выводится характеристика «советского человека», как человека не только образованного и культурного, но и физически развитого. В статье также подчёркивается, что, несмотря на идеалистичность взглядов Троцкого, его размышления не являются исключительно теоретико-философскими, а отражают политику советского государства того времени.

Ключевые слова: советский человек, социалистическое общество, советская интеллигенция, пролетарская культура.

В настоящее время понятие «советский человек» носит уже уничижительный характер. «Советский человек», синонимом которого выступает «совок», все больше ассоциируется с посредственностью, ретроградом в самом крайнем проявлении, малокультурным человеком, который мало и, как правило, плохо работает, но при этом не лишенным повышенным материальным стяжательством.

Между тем, в начале XX века понятию «советского человека» придавалось совсем иное значение. В советском человеке видели новый тип гражданского поведения, освобожденного от классовых предрассудков, к числу которых относили также социальное и половое неравенство. Советский человек – это человека труда, активно участвующий не только в производственной деятельности, но также в культурной и политической жизни общества.

В своих теоретических работах о пролетарском обществе Л.Д. Троцкий неоднократно обращался к проблеме формирования нового типа общественного поведения человека. Хотя в его работах и не встречается такое словосочетание как «советский человек» – Троцкий использует значение «социалистический человек», само содержание работ Троцкого указывает на те отличительные черты, которые характеризуют общественное поведение советского человека в условиях формирования социалистического общества.

Справедливости ради следует отметить, что основные положения о советском человеке как новом типе общественного поведения были высказаны Троцким в период между 1917 и 1927 годом, когда Троцкий занимал видное положение в государственной и партийной иерархии.

Еще в работе «Терроризм и коммунизм» Троцкий уделил проблеме воспитания трудящихся в условиях построения пролетарского государства.

«Создание социалистического общества означает организацию трудящихся на новых основах, их приспособление к этим основам, их трудовое перевоспитание с неизменной целью повышения производительности труда» [3, c. 148].

По Троцкому создание процветающего социалистического государства возможно только в случае, когда каждый трудящийся осознает, что построение пролетарского государства возможно «только путем сурового труда, безусловной дисциплины, точнейшей исполнительности каждого работника» [3, c. 148]. Главным воздействием на трудящихся и их трудовое перевоспитание возможно только посредством идейной пропаганды, распространение естественно-исторических и технических знаний, разъяснительная работа с трудящимися, доведение до каждого значение хозяйственного плана производства. Заработная плата, которая, по мнению Троцкого, на ранних этапах построения пролетарского государства еще сохранит свое значение, должна приобрести новое значение: если в условиях капиталистического производства заработная плата являлась способом эксплуатации трудящегося с целью создания сверхприбыли, то в условиях социалистического производства оплата труда имеет «имеет своей задачей увеличение массы общественного продукта, а, следовательно, и повышение общего благосостояния» [3, c. 150]. Значительная роль в трудовом перевоспитании по Троцкому отводилась профсоюзным организациям, которые должны будут организовывать научно-техническую просветительскую работу среди трудящихся с той целью, чтобы каждый работник находил «импульсы для теоретической работы мысли, а эта последняя возвращала бы его к труду, совершенствуя труд, делая его более производительным» [3, c. 149].

В работе «Новый курс» Троцкий по-прежнему указывает на необходимость организации образования молодежи и подготовки молодых кадров партии, которые должны выступать самостоятельно, а не следовать бюрократическим предписаниям [2, c. 174]. Впервые, пожалуй, в своих работах Троцкий говорит о новом социальном типе – советской интеллигенции, из которой впоследствии будут создаваться новые партийные кадры: «рабочая молодежь, прошедшая через высшие школы, будет в свое время, очевидно, поглощена промышленным, государственным или тем же партийным аппаратом» [2, c. 174].

Однако основной работой Троцкого о новом типе общественного поведения человека следует признать работу «Литература и революция», опубликованная в 1923 году.

Несмотря на то, что в первую очередь Троцкий оценивал влияния на общества такого явления как литература, в своей работе он уделил внимание и таким видам искусства как живопись, театр и архитектура. Одновременно Троцкий изложил свои взгляды на проблемы образования и культуры.

Уже в начале своей работы «Литература и революция» Троцкий отмечает, что «каждый господствующий класс создает свою культуру и, следовательно, свое искусство» [1, c. 253]. Далее Троцкий ставит вопрос, может ли пролетариат в условиях установления своей диктатуры создать «пролетарскую культуру».

По мнению Троцкого, до победы пролетарской революции пролетариат как класс, лишенный собственных средств производства, мог приобщиться лишь к тем элементам буржуазной культуры, которые с одной стороны стали общедоступными для человечества, либо являются доступными в силу своей дешевизны для неимущих классов [1, c. 258-259].

Между тем, как отмечал Троцкий, культура представляет собой совокупность знаний и умений всего общества в целом или, по крайней мере, его господствующий класс. Культура охватывает собой все области человеческого творчества, подчиняя индивидуальный уровень культуры. Троцкий делает вывод, что индивидуальные достижения могут подняться над общественным культурным уровнем, но в итоге постепенно повышают именно общественный уровень культуры [1, c. 265-266].

В этой связи Троцкий считал, что пролетариат, завоевавший власть, через захват средств производства и «аппарата культуры», под которым Троцкий понимал промышленность, школы, издательства, театр, прессу, откроет себе путь к новой культуре [1, c. 259].

Главной задачей пролетарской интеллигенции Троцкий видел в обучении широких пролетарских масс, в овладении массами уже состоявшимся уровнем культуры – «конкретное культурничество, т.е. систематическое, планомерное и, разумеется, критическое освоение... элементов той культуры, которая уже есть» [1, c. 260-261]. По мнению Троцкого, невозможно создать пролетарскую культуру за «спиной» класса, если пролетариат останется в буквальном смысле безграмотным.

Одновременно Троцкий указывал на необходимость создания развития науки. Как писал Троцкий, пролетариат как революционный класс не приостанавливает своей борьбы за социальную справедливость по причине того, что отсутствует должный уровень науки и техники, однако должен использовать методы и выводы науки в своей практической работе. «Практический результат в общем и целом оправдывает себя, ибо поставленная под контроль социалистической цели практика будет постепенно контролировать и отбирать теорию, ее методы и выводы» [1, c. 264-265].

В тоже время нельзя забывать, что период диктатуры пролетариата Троцкий рассматривал как временный этап построения внеклассового солидарного общества. В связи с чем, и пролетарская культура носит временный характер, являясь одной из основ, но никак не заменяет новую социалистическую культуру [1, c.261, 279]. По мнению Троцкого, пролетарская культура несет на себе еще отпечаток классовой борьбы, которой не будет уже в рамках внеклассового общества, освобожденное от классовой борьбы общество будет направлять свои возможности на достижения нового уровня науки, техники и искусства, которые станут высшей формой «совершенствующего жизнестроительства» во всех областях человеческой деятельности [1, c. 280].

Как указывал Троцкий, «социалистический человек хочет и будет командовать природой во всем ее объеме... через машину. Он укажет, где быть горам, а где расступиться. Изменит направления рек и создаст правила для океанов... Машина есть орудие современного человека во всех областях жизни» [1, c. 297].

Нельзя не отметить, что в данном случае Троцкий слишком идеализировал социалистическое общество по сравнению с имевшимся в начале XX века действительным положением общества в условиях революции и гражданской войны. Более того, на рубеже XX-XXI веков научно доказано, что чрезмерное влияние человека на природу может привести к экологическим катастрофам, которые могут повлечь отрицательные последствия для человеческой цивилизации.

Однако в данном случае Троцкий описывал модель социалистического общества, в достижение которого он верил и считал, что принимаемые правительством большевиков меры направлены на установление «внеклассового общества».

Интересно отметить, что изложенная Троцким модель человеческого поведения в социалистическом обществе – «человек командует природой», активно использовалась в советской фанатической литературе 1920-х – 1960 х годов. И только с развитием уже во второй половине XX века экологии как науки в обществе все большее развитие получают идеи сохранения природного наследия от активной антропогенной деятельности.

Впрочем, изложенные в работе «Литература и революция» замечания Троцкого об уровне образования и необходимости его повышения среди широких масс населения заслуживают своего внимания. В частности, Троцкий указывал, что повышения образовательного уровня, достижение высокого уровня научного знания позволит стереть границы между городом и деревней, приблизив деревенский бытовой уровень к городскому. И в этом Троцкий видел одну из главных задач политики пролетарского государства [1, c. 297].

Педагогику как способ формирования нового общественного типа поведения Троцкий назвал одной из главных общественных наук [1, c. 298], которая будет призвана не только обучить человека имеющемуся уровню знаний, но и развить его творческие силы, сплотиться в коллективе. «Могучая сила соревнований, которая в буржуазном обществе имела характер рыночной конкуренции, не исчезнет при социалистическом строе, а... сублимируется, т.е. примет более высокую и плодотворную форму: станет борьбой за свое мнение, за свой проект, за свой вкус» [1, c. 280].

Рассматривая образовательный процесс, Троцкий обращал внимание не только на необходимость повышения уровня знаний у пролетариата, освоение ими новых достижений науки и техники, но также и на его физическое воспитание отдельного человека.

По мнению Троцкого, в социалистическом обществе человек сможет гармонизировать самого себя, уделив внимание и собственному физическому развитию. Освобожденный от экономической зависимости классового общества человек захочет достигнуть большей гармонии в работе своего организма за счет психофизической тренировки.

Как считал Троцкий, в классовом обществе страх смерти и вера в загробное существование возникали в первую очередь из-за изнурительного труда, который существенным образом подрывал здоровье трудящегося человека, что лишало его возможности заниматься собственным физическим воспитанием. В социалистическом обществе изнурительный труд уйдет в прошлое, машины должны существенным образом с одной стороны снизить физическую нагрузку на человека, а с другой – повысить производительность труда, тогда человек уже не будет трудиться на износ своего организма, а, наоборот, сможет подготавливать свой организм к новым достижениям [1, c.299].

Подводя итоги, следует признать, что в философском наследии Л.Д. Троцкого его рассуждения о новом типе общественного поведения человека в рамках пролетарского государства занимают одно из важных мест. И хотя довольно много рассуждений носит идеалистический характер, нельзя не признать, что Троцкий сделал ряд интересных замечаний о роли культуры и образования в формировании нового «социалистического» человека. Троцкий, пожалуй, одним из первых политических деятелей обратил внимание на необходимость не только внедрения образования, но также и регулярного физического воспитания, и физической культуры в широких слоях населения.

Все изложенные замечания Троцкого о новом типе общественного поведения человека в рамках пролетарского государства не были какими-то безрезультатными философскими размышлениями. В этих замечаниях Троцкого отражалась действительная политика советского государства в первые годы своего существования по расширению и общедоступности образования, по созданию научных и научно-технических центров, по внедрению научных достижений в промышленность, по широкому развитию культурных учреждений, распространению массового спорта.

The concept of «socialist man» in the works of L.D. Trotsky

Krasilnikov T.S.,
graduate student of the Moscow City University, Moscow

Annotation. The article describes the concept of «Soviet man» in the understanding of one of the main revolutionary thinkers of the XXth century Leon Trotsky. Three of his works were analyzed: «Literature and Revolution», «The New Course» and «Terrorism and Communism» – on the basis of which the author deduces the characteristic of «Soviet man» as a person not only educated and cultured, but also physically fit. The article also emphasizes that despite Trotsky’s idealistic views, his reflections are not exclusively theoretical and philosophical, but represent the policy of the Soviet state of that time.
Keywords: Soviet man, socialist society, Soviet intelligentsia, proletarian culture.