Аннотация. В данной статье рассматриваются различные подходы к пониманию девиантного поведения. В тексте раскрываются понятия девиантного поведения и понятия нормы. Здесь приведены попытки объединить некоторые из теорий, объясняющих происхождение девиантного поведения. В статье приведена сравнительная таблица по трем подходам – педагогический, медицинский и психологический. Ко всему прочему в содержании текста приведены теория аномии, социальные и биологические теории, описывающие механизм становления девиантного поведения.

Ключевые слова: девиантное поведение, норма, теория аномии, теория социализации, биологическая теория, социальная норма

В последние годы психологическая практика пришла к тому, что нуждается в обосновании, разграничении и осмысления поведенческих реакций. Ситуация в области оценки отклоняющегося поведения до недавних пор была неоднозначна, но с тем, как развивалась область «клинической психологии» ученые и исследователи в данной и смежных областях стали расценивать девиантные формы поведения так, как предболезненные формы психических расстройств, а также, как результат «внутреннего конфликта», «межличностного конфликта», или, как результат личностной деформации. Эти взгляды можно считать диаметрально противоположными, т.к., в случае, если девиантное поведение рассматривается в роли симптома или как преморбид психического расстройства, справедливо отнести его к психиатрии. В остальных описанных случаях мы отнесем его к клинической психологии и к смежным с ней отраслям. Данную разницу стоит учитывать в случаях диагностики и терапии, нас же интересуют теоретические подходы в изучении данного феномена.

Исходя из вышесказанного можно выделить два вида девиантного поведения, первый – это поведение, которое отходит от норм психического здоровья, в этот вид входит четыре типа: астеники, шизоиды, эпилептоиды и категория людей с акцентуированнным характером. Второй вид – это делинквентное поведение, включающее в себя нарушение закона, противоправные действия, преступление, нарушение общественных норм и т.д. [7], то есть «…девиантное поведение – это не просто поведение, ≪отличающееся от норм или принятых в обществе стандартов≫, но и ≪не удовлетворяющее социальным ожиданиям≫» [3].

Принятые стандарты в обществе, справедливо обозначить «нормой общества». Для того, чтобы определить от каких норм отклоняется поведение, дадим следующее определение:

Норма – это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его (К.К. Платонов).

Понятие «социальной нормы» в наиболее общем виде интерпретируется как объединённые между собой в совокупности требования и ожидания, которые та или иная социальная группа, общность или коллектив предъявляет к своим участникам с той целью, что бы член группы вел себя установленным образом для осуществления определенной деятельности [6].

Таким образом, понятие девиантного поведения можно определить, как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением [3].

Существуют разнообразные концепции отклоняющегося поведения, большинство из них построено на том, какой подход использует автор к самому понятию поведения человека. Основываясь на изложенной автором точки зрения на явление поведения, он сам или же сторонники идей автора уже выдвигают свои предположения о возникновении девиантного поведения, таким образом можно считать, что подход к изучению девиантного поведения будет являться феноменологическим.

Выделяя медицинский, педагогический и психологический подходы к понятию девиатного поведения можно сказать, что данные подходы имеют одну основу, т.е. в каждом из этих подходов выделяется то, что девиантное поведение является отклонением от нормы. Сравнение данных подходов представлено в таблице 1.


Таблица 1. Сравнение подходов к девиантному поведению

Подход:ПедагогическийМедицинскийПсихологических
Отклонение от:
  • Социально-нравственных норм
  • Культурных ценностей
  • Норм межличностных отношений
  • Социально-психологических норм
  • Нравственных норм
Проявляется в:
  • Социальной среде
  • Ближайшем окружении
  • Коллективе
  • Действиях
  • Высказываниях
  • Поступках
  • По отношению к кому-либо
  • Общественном благополучии
  • Вред окружающим
  • Вред себе
В рамках:
  • Нарушение процесса освоения «норм»
  • Нарушение процесса воспроизведения «норм»
  • Саморазвитие и самореализация в обществе
  • Формы нервно-психической патологии
  • Психического здоровья
  • Ошибочный антиобщественный образец разрешения конфликта

Каждый подход лишь дополняет остальные, если их объединить, получится наиболее дополненное определение данного понятия. Девиантное поведение – это отклонение от принятых социальных, психологических, нравственных норм межличностных отношений и культурных ценностей, проявляющееся во вреде обществу в целом, а также собственному благополучию в форме действий\высказываний, в рамках нарушения процесса освоения и воспроизведения этих норм, зависящий от уровня психического здоровья и социального окружения.

Помимо вышеуказанных опишем следующие основные подходы к объяснению девиантного поведения.

Теория аномии с точки зрения Р.К. Мертона. Девиантное поведение возникает там, где идет расхождение между привычными, законными способами удовлетворения потребностей социума и отдельных индивидов и между поиском новых и незаконных способов удовлетворения определенных желаний [4].

Точка зрения Т. Парсонса объясняет появление девиаций несостоявшимися ожиданиями. В случае, когда человек ожидает чего-либо, а общество это не принимает или не оценивает должным образом, там появляется поведение, отклоняющееся от нормы [5].

Теория девиантного поведения Г. Кэплана основывается на том, что человек с пониженным самоуважением, с негативным образом «Я» стремится принять себя негативным способом, уходя в девиацию.

Теория социализации дает нам обоснования возникновения девиатного поведения. Раскрывая основную мысль, данная теория гласит о том, что становление личности происходит под влиянием на нее окружающего общества и собственного опыта. К этой точке зрения можно отнести мнение Ж.Н. Фишера, который говорит о том, что на понятие нормы влияет определенный тип культуры в конкретном обществе, и, в случае изменения ценностных норм, будет меняться и понятие нормы, а соответственно и понятие девиации, которое напрямую зависит от понятия нормы.

Так же к теории социализации подходит и мнение Э. Сазерлэнда, в которой говорится, что девиантное поведение становится девиантным, в случае, если на определенное действие будет определенная реакция.

Рассмотрим теорию Д. Ватсона, которая говорит о том, что человек является «продуктом внешней стимуляции», т.е. влияя на человека в течение жизни из него можно «сделать» как законопослушного гражданина, так и человека с девиантным поведением. К этому же течению можно отнести теорию подражания Т. Тарда, смысл которой в том, что девиантами становятся путем неправильно расставленных приоритетов, в которых человек равняется на «негативных героев». В этой же области находится и теория стигматизации Э. Лемерта и Г. Бэккера. Данная теория раскрывает тему деавиаций в ключе навешивания на «девианта» ярлыка нарушителя, т.е. не человек сам имеет девиантные проявления в своем поведении, а групповая оценка его личности делает его человеком с девиантным поведением. В качестве сложного социального явления девиации определяются как «такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях» [2].

В противовес вышеуказанной теории, в биологических, где считается, что рожденный человек уже наделен определенными качествами, формами поведения, можно сказать, что в ребенке уже заложено, будут его формы поведения девиантными или нет. Так же, к этому течению можно отнести Френологическую теорию девиации Ч. Лаброзо, у которого были последователи, выделившие определенные типы телосложения, один из которых наиболее склонен к девиациям [7].

В заключении можно сказать, что тема девиантного поведения изучается давно и с разных точек зрения, что требует более подробного анализа и возможно поиска точек соприкосновения обособленных, но схожих теорий, что будет способствовать более четкому и ясному определению самого понятия, а также более четкому разграничению теорий, объясняющих происхождение девиантного поведения.

Concept of deviant behavior

Demushkina L.A.,
graduate student of the Moscow City University, Moscow

Annotation. This article discusses various approaches with an understanding of deviant behavior. The text reveals the concepts of deviant behavior and the concept of norm. Here are attempts to combine some of the theories that explain the origin of deviant behavior. The article provides a comparative table on three approaches - pedagogical, medical and psychological. Everything else in the text contains the theory of anomie, social and biological theories that describe the mechanism of formation of deviant behavior.
Keywords: deviant behavior, norm, anomie theory, socialization theory, biological theory.


  1. Дюркгейм, Э. Норма и патология / Э. Дюркгейм // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966. С. 39-44.
  2. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. М., 1965. С. 519-549.
  3. Менделевич В.Д. «Психология девиантного поведения», 2005 г. 445 с.
  4. Мертон, Р. К. Социальная структура и аномия / Р. К. Мертон // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 118-124.
  5. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS, 1993, вып. 2 (англ. The Concept of Society: The Components and Their Interrrelations, 1966. С. 94-122.
  6. Смагулова К. Б. Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. 2016. №26. С. 607-610.
  7. Шнейдер Л.Д. «Девиантное поведение детей и подростков», 2005 г. 336 с.
  1. Durkheim E. Norm and pathology / E. Durkheim // Sociology of crime (Modern bourgeois theories). M.: Progress, 1966. Page 39-44.
  2. Koehn А. The study of problems of social disorganization and deviant behavior // Sociology today. M., 1965. Page 519-549.
  3. Mendelevich V.D. « Psychology of Deviant Behavior », 2005. 445 pages.
  4. Merton, R.K. Social structure and anomie / R.K. Merton // Sociological studies. 1992. № 2. Page 118-124.
  5. Parsons Talcott. The concept of society: components and their relationships // THESIS, 1993, v. 2 (angl. The Concept of Society: The Components and Their Interrrelations, 1966. Page 94-122.
  6. Smagulova K.B. The manifestation of deviant behavior in adolescence // Young scientist. 2016. №26. Page. 607-610.
  7. Shnejder L.D. « Deviant behavior of children and adolescents », 2005. 336 pages.