Аннотация. Статья посвящена различным подходам к пониманию старения. Сегодня не существует единой точки зрения на процессы старения. В тексте раскрываются такие понятия как старение, имморталогия, геронтология. Приводятся различные примеры попыток человека обрести бессмертие.

Ключевые слова: пожилой возраст, старение, теории старения, иммортализм, клонирование.

В современном мире со стороны различных научных дисциплин старости уделяется особое внимание. Сочетание низких коэффициентов рождаемости и увеличение продолжительности жизни привело к относительно большому старению общества во всём мире. Согласно последним статистическим данным (ООН, 2001), по оценкам экспертов, пожилое население мира увеличится в три раза, до 2 миллиардов человек к 2050 году. Старость в наше время рассматривается как новая глобальная социальная проблема, так как большинство родившихся будут жить до 60 лет и больше, что в истории происходит впервые. По международным стандартам Россия также относится к «демографически старым странам».

С самых древних времен накоплен большой объем фундаментальных данных о природе, механизмах и особенностях процесса старения. Феномен старости издавна привлекал к себе внимание философов, социологов и психологов.

Несмотря на то, что возраст можно назвать универсальным социальным явлением, поскольку везде и всегда люди рождаются, взрослеют, стареют и умирают, многочисленные сравнительно-исторические исследования обнаружили, что он «не есть нечто неизменное и абсолютное, а в своей сущности является общественно-историческим феноменом». Сам по себе старческий возраст можно назвать самым парадоксальным и противоречивым [3]. Поэтому проблема старости на протяжении длительного времени была центральной в мировоззрении людей различных эпох.

Существуют различные определения старости. Философское понимание старости как конечного пути развития человека включает в себя прежде всего отношение человека к процессу старения, к образу жизни.

Аристотель был родоначальником научного изучения жизни, возможно, первый философ, проявивший серьезный теоретический интерес к старению. Основная часть его рассуждений посвящена материально-эффективным причинным факторам старения, определяемым как рост и распад легких и соответствующее истощение тепла в сердце. Он понимал старость как «естественную болезнь», делал предположения о причинах старения (растрата жизненной энергии) и предлагал рекомендации по продлению жизни [1]. Аристотель ненавидел старость как естественное увядание, как физическое, так и моральное. А вот Платон считал старость великим освободителем души от грехов, земных желаний. Скорее всего взгляд Платона на старость проистекает из его взглядов на мудрость. Цицерон детально охарактеризовал стадии человеческой старости, склоняясь к пониманию ее как болезни. Качество старости означает также и внутреннюю работу человека, его самосовершенствование. В Средние века старение вообще понималось как воздаяние за грехи человека. В этот период старость рассматривалась уже как реальный земной процесс, а не как мистическое явление. В эпоху Средневековья, обобщая достижения предыдущих поколений, особую роль в развитии идеи продления жизни и сохранения здоровья сыграли труды Авиценны [5]. Он рассматривал старение как естественный процесс развития организма, который приводит к физиологическим изменениям.

Теории старения можно разделить на две категории: те, которые отвечают на вопрос «Почему мы стареем?» и те, которые обращаются к вопросу «Как мы стареем?». Теорий или, скорее, гипотез о том, как мы стареем гораздо меньше чем теорий, объясняющих почему стареют все живые организмы.

Наиболее широко признанной теорией старения является эволюционная, фокусирующаяся на неспособности естественного отбора влиять на черты в поздней жизни. Естественный отбор, поскольку он действует через размножение, может оказать незначительное влияние на последующую жизнь. В дикой природе с её хищничеством и несчастными случаями гарантировано, что всегда найдутся молодые особи способные к размножению в противовес старым. Гены и мутации, которые оказывают вредное воздействие, не влияют на успех репродукции и могут передаваться следующим поколениям. В 1952 году Питер Медавр предположил, что неспособность естественного отбора влиять на признаки позднего периода жизни может означать, что гены с пагубными последствиями позднего периода жизни могут продолжать передаваться из поколения в поколение. Эта теория называется теория накопления мутаций. Спустя несколько лет Джордж Уильямс экстраполировал эту идею, сформулировав теорию «антагонистической плейотропии», означающую, что некоторые гены, повышающие шансы на успешное размножение в раннем возрасте, могут иметь пагубные последствия в более позднем возрасте. Поскольку вредные эффекты этих генов не проявляются до тех пор, пока размножение не закончится, они не могут быть устранены естественным отбором. Примером антагонистической плейотропии у человека является ген р53, помогающий предотвратить рак у молодых людей, но может частично быть ответственным за старение, ухудшая способность организма восстанавливать разрушающиеся ткани [2]. Существует много экспериментальных данных, подтверждающих основные положения эволюционной теории старения.

В 1970-х годах Томас Кирквуд дополнил эволюционно-биологическую теорию старения совей гипотезой «одноразовой сомы». Гипотеза одноразовой сомы утверждает: природой заложено естественное увядание, дабы эта энергия направлялась не на увеличение продолжительности жизни, а на повышение репродуктивных способностей. С точки зрения эволюционного аспекта, удлинение продолжительности жизни отдельных представителей вида возможно тогда, когда вся популяция будет жить в хороших безопасных условиях. Проще говоря, избавив вид от естественного отбора, можно значительно увеличить время существования каждого его представителя. Исследование, проведённое Стивеном Остадом в начале 1990-х годов, даёт интересное доказательство этой идеи, а именно, что опасные условия благоприятствуют раннему размножению и короткой продолжительности жизни, в то время как более опасные условия благоприятствуют противоположному. Изучая опоссумов Виргинии в Южной Каролине и Джорджии, он обнаружил, что животные, живущие на свободном от хищников острове, стареют гораздо медленнее и размножаются позже, чем опоссумы на более опасном материке [2].

Академик В.П. Скулачёв работал над теорией апоптоза, представляя её как некий «суицид» клеток. По его убеждениям, в случае заражения вирусом, либо подвергшись какой-то мутации, единицы тканей самораспадаются с целью защиты окружающих структур. Это несёт двойную пользу для организма в целом – не происходит дальнейшего распространения влияния опасного фактора, и в тоже время соседние клетки используют структуры погибшей единицы в качестве строительного материала. Однако в данном явлении сдержится не только польза, но и вред для организма, ведь гибнет значительно большее количество функциональных клеток, чем образуется новых. Не успевая строить новые единицы, организм замещает их соединительной тканью, что приводит к ухудшению работоспособности целых органов и систем.

Доктор Леонард Хейфлик и его коллега, доктор Пол Мурхед, обнаружили, что многие человеческие клетки обладают ограниченной способностью воспроизводить себя путём деления. Они обнаружили, что эти и многие другие нормальные человеческие клетки, полученные из эмбриональной ткани, могут претерпевать от 40 до 60 клеточных делений, но затем больше не могут делиться. Это число часто называют пределом Хайфлика. Большинство учёных сегодня считают, что предел Хайфлика для деления человеческих клеток определяется длиной теломер клетки. Теломеры можно представить в виде защитных колпачков на концах хромосом. Каждый раз, когда клетка делится, она должна сначала удвоить свои хромосомы, чтобы каждая дочерняя клетка получила полный комплект генетического материала. Но каждый раз, когда хромосома воспроизводит себя, она теряет небольшую часть своих теломер. Когда теломеры клетки достигают критически короткой длины, после 40-60 удвоений популяции в молодых человеческих клетках, клетка больше не может реплицировать свои хромосомы. Эти клетки с ускоренными теломерами становятся стареющими в том смысле, что, хотя они и не умирают, они больше не могут делиться. Долгое время учёные считали, что укорочение теломер является ответом на старение человека. Они думали, что это своего рода «клеточные часы», которые могут управлять старением. Однако здесь есть некоторые проблемы. У человека не все типы тканей содержат активно размножающиеся клетки, например, клетки мозга. Другой пример-мышечные клетки сердца. Роль биологии теломер в старении явно сложна и, как следствие, остаётся ключевым направлением исследований старения [6].

В настоящее время известно сотни различных теорий старения.

Старение – это граница между жизнью и смертью, человек начинает думать о вечности, прикидывает, достиг ли он самореализации или нет. Чем богаче духовно человек, тем сильнее его влияние на реалии общественного бытия.

Старость – это завершающий период в жизни человека. Генри и Камминг отмечали, что это период отдаления от какого-то предыдущего и более желательного периода – «расцвета жизни» или «лет полезности». По мере того как индивид отдаляется от более ранних периодов своей жизни, он оглядывается на них, часто с сожалением, и стремится жить в настоящем, максимально игнорируя будущее. Как и любой другой период жизни, старость характеризуется определенными физическими и психологическими изменениями, и влияние этих изменений на индивида в значительной степени определяет, будет ли он делать хорошие или плохие личные и социальные изменения. Старение - это переход в систему новых социальных ролей, а значит, и в новую систему групповых и межличностных отношений [3]. Старение - универсальный и закономерный биологический процесс, характеризующийся постепенностью, разновременностью и неуклонным прогрессированием, ведущий к понижению адаптационных возможностей, жизнеспособности индивида и в конечном итоге определяющий продолжительность жизни.

К настоящему времени исследование процессов старения выросло из проблемы в науку – геронтологию, в дословном переводе «наука о старце». Термин «геронтология» вошёл в употребление относительно недавно. Вплоть до первой половины 60-х годов ХХ века в большинстве исследований процесса старения использовалось понятие «проблемы старения и долголетия». Несмотря на то, что психологические проблемы стареющего человека нашли отражение и в более ранних исследованиях, принято считать, что первой монографией подобного плана стала работа американского психолога С. Холла под названием «Старение», вышедшая в начале 20 века. В нашей стране психология старения начала развиваться гораздо позже. Работа Александровой М.Д., изданная в 1965 году называлась «Очерки психофизиологии старения». В работе говорилось, что общегеронтологические законы – гетерохронности, специфичности и индивидуального разнообразия – «действует в сфере психофизиологических функций человека» [3].

Особое место в предыстории становления геронтологии занимали поиски «эликсира бессмертия». Одним из направлений в науке является иммортология, исследующая возможности так называемого «практического бессмертия» как отложенной на неограниченное время смерти. Среди иммортологов есть как учёные и философы, так и практики –эксперементаторы.

Основатель теоретического иммортализма в России, философ мыслитель-утопист Н.В. Фёдоров считал, что достижение бессмертия должно стать идеей, объединяющей человечество [5]. Научный иммортализм предусматривает многообразные подходы к решению проблемы практического бессмертия человека и животных. Одним из методов бессмертия считается крионика - глубокое охлаждение человеческого организма с последующим размораживанием. Часть учёных не верит в крионику, полагая, что организм не восстановится после долгого хранения в жидком азоте, из-за того, что кристалики льда разрушат клеточные структуры [2].

Наряду с крионикой одним из самых обсуждаемых и противоречивых в этическом плане методов бессмертия, известен такой метод как клонирование. Слово клонирование имеет греческое происхождение и означает «создание идентичной копии». Клонирование – это искусственное получение генетически идентичных организмов путём манипуляций с яйцеклетками и ядрами соматических клеток животных [2]. Клонирование является результатом кропотливой работы по использованию генной инженерии в животноводстве, лечению наследственных заболеваний у человека. В 1901 году был успешно осуществлен перенос ядра эмбриональной клетки саламандры на энуклеированную клетку. В течение 1940-1950 годов ученые могли клонировать эмбрионы млекопитающих. В 1956 году гипотеза Шпемана была доказана, и в 1962 году зрелая лягушка была получена путем переноса ядра кишечных клеток головастиков в яйца, в то время как их ядро было удалено. Хотя Джошуа Ледерберг выступал, что клонирование и генная инженерия являются предметом спекуляций, ученые начали серьезно относиться к этой перспективе в середине 1960-х гг. Джеймс Д. Уотсон был человеком, который обнародовал потенциал и опасности клонирования в 1971 году, произведя клонирование овцы с помощью ядерного переноса соматических клеток, названного Долли. Важность Долли заключалась в ее производстве из дифференцированных клеток молочных желез, в то время как предыдущие клонированные животные были произведены из эмбриональных клеток. Рождение Долли привело к подрыву невозможности симуляции дифференцированными и специфическими клетками. В конце 2000 года ученые клонировали 8 видов млекопитающих. Идея клонирования человека стала предметом горячих дебатов. В ноябре 1998 года с помощью ядерного переноса соматических клеток был создан первый гибридный человеческий клон. Ядро было взято из клетки ноги человека и введено в яйцо коровы, в то время как его ядро было удалено. Гибридная клетка культивировалась и развивалась в эмбрион, а через 12 дней эмбрион был уничтожен.

Клонирование человека стало одним из самых противоречивых споров о воспроизводстве. Клонирование человека представляет собой бесполое размножение, но критики о клонировании человека утверждают, что результатом клонирования не является новый индивид, который генетически уникальный. Также существует мнение в научном сообществе, в том числе медицинском, что клонирование человека и создание клонов неизбежны. Если это так, то психология и другие общественные науки, вместе с естественными науками, должны будут найти способы чтобы помочь системе здравоохранения, быть готовым к новым вызовам. Сегодня психология должна следить за прогрессом, учитывать, что люди вступают в некую трансчеловеческую стадию развития, которая является переходом к более поздней «постчеловеческой» стадии.

Таким образом, поздний возраст не является только биологически объяснимым феноменом, он представляет собой результат активного социального и личностного конструирования. М.В. Ермолаева по этому поводу замечает: «Этот возраст интересен тем, что нет той позиции, с которой можно было бы дать полную и исчерпывающую характеристику старости» [4]. Парадоксальность феномена старения определяется тем, что, с одной стороны, в обществе превалируют преимущественно негативные установки по отношению к старческому возрасту, а с другой – поздний возраст является неизбежным этапом жизненного пути каждого человека. Вопросы жизни и смерти, проблема бессмертия всегда волновали человечество, так как связаны с постижением глубинных основ человеческого существования. Многие люди стремятся, а серьёзные учёные ищут пути продления жизни и даже надеются достигнуть физического бессмертия.

The concept of aging and attempts to avoid it

Somova N.G.,
graduate student The Moscow City University, Moscow

Annotation. The article is devoted to various approaches to understanding aging. Today, there is no single point of view on the aging process. The text reveals concepts such as aging, immortology, gerontology. Various examples of human attempts to achieve immortality are given.
Keywords: old age, aging, theories of aging, immortalism, cloning.


  1. Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1. М: Мысль, 1976. 550 с.
  2. Бердышев Г.Д., Букалов А.В., Радченко А.Н. Наука и философия о жизни, смерти и бессмертии. Журнал «Физика сознания и жизни, космология и астрофизика». Издательство «Международндый институт соционики», Киев, № 3, 2008. (дата обращения: 10.01.2020).
  3. Геронтопсихология. Учеб.пособие / Под ред.проф. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 391 с.
  4. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. М.: Эксмо, 2002. 319 с.
  5. Карсаевская Т. В., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. М.: Наука, 1978. 352 с.
  6. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2010. 320 с.
  1. Aristotle. Collected Works: in 4 vols.. T. 1. M: Mysl', 1976. 550 pages.
  2. Berdyshev G.D., Bukalov А.V., Radchenko А.N. Science and philosophy of life, death and immortality. The journal «Physics of consciousness and life, cosmology and astrophysics». Izdatel'stvo «Mezhdunarodnyj institut sotsioniki», Kiev, № 3, 2008. (data of the address: 10.01.2020).
  3. Gerontopsikhologiya. Textbook / Ed.prof. G.S. Nikiforova . Spb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2007. 391 pages.
  4. Ermolaeva M.V. The practical psychology of old age. M.: Exmo, 2002. 319 pages.
  5. Karsaevskaya T.V., Shatalov А.T. Philosophical Aspects of Gerontology . M.: Nauka, 1978. 352 pages.
  6. Styuart-Gamil'ton YA. The psychology of aging. 4th ed. SPb.: Piter, 2010. 320 pages.