Аннотация. В статье рассматриваются этапы детско-юношеского литературного творчества. Приводятся примеры написанных детьми произведений на разных этапах обучения в школе. Делаются выводы о влиянии учителя на развитие творческого потенциала ученика и непосредственно на качество творческих опытов. Показано, что смысл уроков литературы не только в том, чтобы привить ученикам уважение к существующей литературе, но и в том, чтобы продемонстрировать возможность и необходимость дальнейшего развития литературы как процесса.

Ключевые слова: литературное творчество, эволюция литературного творчества, школьник, урок литературы, образовательный процесс.

Предосудительное отношение к детскому творчеству не является чем-то принципиально новым. Взрослые поглядывают на детские опыты свысока. И хотя упражняться в сочинительстве детям никто не запрещает, упор делается на прохождение основной программы, чем на становление в ребенке писателя. Современного учителя можно понять: за время существования в России Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) было неоднократно выявлено стремление его к клешириванию ученических работ, сведению мыслей школьников к «правильным» формулировкам. В условиях постоянной подготовки к экзамену, будь то экзамен в 9 классе (ГИА) или в 11 (ЕГЭ) – учитель вынужден настаивать на заучивании шаблонных выражений, а не на сочинении оригинальных текстов. В данном случае творчество понимается как процесс достижения учебной успешности, а не как отклик на отдельное событие в жизни ребенка.

Литературное творчество школьника понимается как акт воплощения его индивидуального чувственного опыта через речь. Литературно-творческую способность можно рассматривать как совокупность возможности, желания и мотивации к созданию художественных текстов [4, с. 28].

Процесс реализации индивидуальности через творчество становится одним из важнейших параметров успешной учебы для школьника. Так как творчество тесно связано с понятием «индивидуальность», развитие личностных качеств напрямую будет влиять на качество и темпы творческой эволюции школьников. При этом самовыражение школьника через искусство будет отличаться от простого описания самочувствия и самоощущения, здесь будет актуализироваться социокультурный контекст, в котором школьник находится [1, с. 27].

Прозаические опыты – детские зарисовки, появляющиеся на разных этапах литературного развития, служат механизмом претворения детского восприятия в письменную форму. Получить от ученика прозаический отклик на произведение в виде фанфика, письма герою или подражания не так уж сложно. Достаточно подловить интерес учащегося к конкретной теме, высказанной в произведении, а затем дать ученику самостоятельно продолжить или дополнить мысль автора.

С возрастом идет практическое овладение всеми видами логических операций. Речь под влиянием обучения, чтения литературы, накапливания жизненного опыта обогащается новыми словами, становится более логичной, улучшается качество и письменной речи.

Поэтическое творчество, как и любая творческая деятельность учащегося, может быть расценено как подход к изучению материала, способ реализации потребности в самовыражении, преломление творческого самосознания в тексте [3, c. 54].

Развитие литературно-творческих способностей в их усредненном проявлении есть задача педагога-литератора в образовательном процессе. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник развил в себе способность выражать мысли и чувства, используя словарный запас изучаемого языка. При этом речь не идет о воспитании в каждом школьнике писателя, достаточно базового умения формулировать оригинальные (созданные самим школьником) высказывания. Так или иначе развитие творческих способностей учащихся в педагогическом процессе будет связано с обучением, воспитанием и развитием школьников. Частью работы учителя в этом случае будет и мотивация учеников к саморазвитию. Литературное творчество в рамках урока становится причиной целенаправленного саморазвития учащихся [2, с. 43].

В современной школе литературное творчество школьников рассматривается в двух аспектах: традиционно – как способ развития письменной речи – и как метод изучения литературных произведений. Создавая литературные произведения, ребенок-автор должен суметь передать свой замысел и переживание в таком выразительном образе, который выведет внутреннее содержание во внешний план, сделает это содержание понятным другим. Для этого необходимо развитое воображение и умение конкретизировать и воплощать образ в слове, используя для этого и впечатления внешнего мира, и возможности изобразительно-выразительных средств языка.

Слово превращается в элемент художественного языка из средства описания и изображения, замысел автора приобретает форму, может восприниматься и демонстрировать приметы жанра. В случае с созданием литературных текстов урок строится как литературная мастерская, где произведения не просто анализируются в отрыве от контекста, а изучаются в тесной связи с эпохой их породившей.

Показательным примером является изучение фольклора в пятом, шестом, седьмом классах. Пусть это изучение подчиняется темам урока и несет в себе задачу воспитания аналитического мышления, критического взгляда на слово, также оно направлено на объединение в сознании учащихся эпохи и литературных жанров, ей соответствующих, усвоение стереотипов литературных произведений, усвоение примет жанра и последующее их воспроизведение [5, с. 72].

Система жанров, доступных ученику для подражания, расширяется с его взрослением. Это связано и с программным изучением произведений разных жанров, и с творческой эволюцией самого школьника. Поэзия, рассказ, повесть, заметка, репортаж, рецензия – вот те жанры, которыми школьники пользуются наиболее часто. При этом поэзия считается сложным и нечастотным жанром даже в лингвистических и литературных классах.

Педагог становится перед проблемой рационального использования сил ученика. Умение учитывать интересы учащихся для реализации комфортного образовательного процесса является важнейшей компетенцией педагога. Для учета потребностей школьников, контроля над их учебной деятельностью педагогам гуманитарного спектра нередко приходится наблюдать за творческим прогрессом учеников. Проще всего наблюдать за творческой эволюцией на внеурочном кружке, в клубе по интересам, литературной гостиной.

Многогранность интересов, стремление выделиться или, наоборот, стремление к коллективизму, воодушевление от общественно-политических событий, достижений техники и искусства – вот лишь немногое, что испытывают современные школьники. Материалом для творчества становятся события вокруг молодых людей, творчество как способ фиксации действительности воспитывается в них с детства. Окружающая действительность подвергается осмыслению [3, c. 56].

Это особенно сказывается на содержании их произведений. Самые разнообразные явления жизни отображают старшие школьники: творческий созидательный труд людей, любовь к Родине, события общественной и политической жизни, природа, дружба и юная любовь. Кажется, нет такого явления в жизни, на которое не откликались бы школьники старших классов.

Для любого учителя будет первостепенным то, что ученик смог вынести из урока и повторить. Если на уроках учат: «Евгений Онегин написан четырехстопным ямбом. Евгений Онегин – это классика. Пушкин – наше всё», ученик закономерно воспринимает такое уважительное отношение к А.С. Пушкину как прямую команду к действию: «писать надо так и никак иначе, всё, что написано иначе – дурно, непотребно, не годится». В таком случае ребенок будет довольно долгое время оставаться на уровне классической поэзии. Это бесспорно является хорошей тенденцией, с точки зрения учителя – школьник блестяще выучил материал и может создать подобие. Однако любое творчество, будь то проза или поэзия, следует судить не только по соответствию образцу, но и по степени оригинальности.

Ни едиными Пушкиным, Лермонтовым и Некрасовым увлекаются школьники. Интернет среда расширяется и порождает новые и новые платформы для творчества, как состоявшихся писателей, так и начинающих, в том числе и совсем юных. Логично предположить, что обмен писательским опытом предполагает наличие кумиров, любимых авторов, становящихся властителями дум и ориентирами в творческом плане.

Естественно, в качестве объектов подражания берется не только «Евгений Онегин», а простота стихотворных размеров в детской поэзии объясняется простотой их использования. Однако, не стоит разочаровываться во всех детских попытках сочинительства в области поэзии. В современной школе ученики подвергаются влиянию культуры, которая во многом воздействует через текст. Наблюдать это воздействие культуры на школьников мы можем повсеместно – это и засилье музыкальных групп, где упор делается на слова песен («Сплин», «Би-2», «Lumen», «Мельница» и проч.), и поднимающая голову рэп-культура. Нас сопровождает рифмованный текст от колыбельных до музыки, которую мы слушаем по дороге на учебу или работу.

Поколение «Z» – последователи авторов-миллениалов, произведения их авторства можно будет увидеть в скором времени в книжных лавках, услышать о них на столичных поэтических и прозаических тусовках. Задача учителей-словесников аккуратно подходить к развитию творческих способностей учеников, не бранить за подражательство, но и не пресекать стремление к оригинальности.

Вера Полозкова, Андрей Кузнецов (более известный, как Арчет), Стефания Данилова, Серафима Ананасова, Джек-с-фонарём – вот властители поэтических дум. К ним же относят и Дмитрия Быкова – поэта, прозаика, публициста и проч. В отличие от остальных сетевых авторов, на связь с неподготовленной молодежью он выходит редко, а литературным опытом делится в радиоэфирах и на специальных встречах. Так или иначе его поэзия имеет успех у современных юнцов.

Оценка поэтических опытов в сети проходит куда легче, чем прозаических, и уж тем более легче, чем оценка поэзии вне сети. Поэзия – дело тонкое, рядовой читатель старается либо обходить ее стороной, либо оставлять поверхностные отзывы вне зависимости от возраста автора произведения. В реальности же подрастающие современные поэты по достижении 18 лет расползаются либо по ЛИТО, либо по барам, либо прекращают литературную деятельность.

Говоря о детско-юношеском литературном творчестве нельзя не обозначить наличие проблемы двойственности его проявления. С одной стороны, на уроках литературы, учащиеся получают достаточно материала для личностного совершенствования, в связи с чем откликом на изучаемый материал может стать творческая деятельность. Более того, в рамках выполнения заданий на уроке, ученик может проявлять свои творческие способности. Таким образом, учитель имеет возможность косвенно направлять вектор творческой деятельности школьника.

С другой стороны, ученик, взрослея, получает жизненный опыт, не связанный со школьной программой – именно эта внешкольная бытность школьника рождает в нем потребность выражать мнение о пережитом, высказывать свое отношение, выплескивать чувства. Эта сторона детско-юношеского творчества стихийна. Побуждение творить вызвано не указанием учителя, не заданием, не необходимостью справиться со школьной задачей, а внутренней мотивацией.

Рассмотрим стихотворение «о зиме» Даниила Хорькова – типичное для шестиклассника творчество. Само по себе стихотворение транслирует шаблонное представление о зиме. Однако представление это транслируется через призму индивидуального восприятия. Интерес для исследования представляют собой как ряд образов, так и выбор рифм в отдельных случаях. Так, например, образ снега как одежды для всей земли в целом нетипичен, школьники скорее говорят о снеге как об одежде для деревьев, улиц, домов, не представляя снег как что-то глобальное. В то же время глобальность сочетается с легкостью, ведь снег одевает всё в «снежно-белую шаль». Сам подбор слова «шаль» в качестве рифмы к слову «асфальт» совершенно нетипичен для школьника. В данном случае это говорит о старании ученика. Слово «асфальт» действительно сложное для подбора к нему рифм.

«О зиме», 2012 г.

Медленно-медленно падают с неба снежинки,
Тихо ложатся на мокрый и серый асфальт.
Белые, нежные, легкие, точно пушинки,
Землю одели они в снежно-белую шаль.

Землю покрыли ковром белоснежные звезды,
В оконные стекла заглянут, прилипнут – и тут
Сразу растают они, и холодные слезы,
Будто бы капельки неба к земле потекут.

Под снегопадом стоишь... Забываются беды,
Вдаль уплывают невзгоды, несчастья, тревоги.
Как бы послушавшись снежного танца победы,
Тут же на душу ложатся прекрасные строки.

Не хочется думать, что все это завтра растает,
Что лужами станет чудесное снежное эхо...
Скоро ль вернется тот миг, когда к нам прилетает
Мягкое, чистое, светлое облачко снега?

Любопытно отметить, что начало стихотворения и конец обозначены нестрогими рифмами «асфальт – шаль» и «эхо – снега», намеренно ли ученик закольцевал композицию именно такой рифмой – остается только гадать. Однозначно мы можем сказать, что рифма выбрана успешно, более того, она говорит о языковом и литературном чутье. Чутье это воспитывается на уроках литературы и внеклассным чтением. Иными словами, за успехом этого стихотворения стоит работа учителей и родителей, прививающих бережное отношение к слову, любовь к чтению, развивающих словарный запас.

Идея самого стихотворения ясна. Зима воспринимается как что-то положительное, особенно положительным с позиции ученика является снегопад. Мечта о моменте возвращения «мягкого, чистого, светлого облачка снега» выглядит наигранно, неестественно, однако в этом состоит суть ученичества. Стихотворения на заданную тему едва ли могут выйти за рамки ожидаемых шаблонов, но даже внутри них школьник пытается развернуть картину собственного мировосприятия.

Рассмотрим одну из ранних работ Марии Юхманковой (Лапиной). Мария училась в Москве, в школьные годы участвовала в школьных и районных поэтических конкурсах, интересовалась литературой. Непосредственный интерес к поэзии обнаружила в себе после публикации в школьной литературной газете.

«Рождественская сказка», 2012 г., 7 класс

Рождественская сказка:
Узоры на окне,
Блестит снежок, искрится,
Деревья в серебре

Звезд мягкое мерцанье,
И тихий свет луны,
Спокойствие природы
И царство тишины.

Но вот настанет полночь,
И будто бы с небес
Взгляд добрый и глубокий
Окинет мир чудес.

Мы Господу внимаем
В преддверье волшебства.
И песни исполняем
О чуде Рождества!

Перед нами стихотворение о зиме, а если обозначать тему конкретнее – стихотворение о Рождестве. (Интересно, что именно о Рождестве, а не о праздновании Нового Года). Шаблонные представления о зиме проходят через текст, отражается и приверженность традиции описания зимы в русской литературе, и сказочность. Любопытно, что сказочность и наивность являются характерными чертами раннего детско-юношеского творчества. Художественный вымысел, повторение ранее встречавшихся стихотворных форм и рифм по типу «окне – серебре», «луны – тишины», глагольные рифмы по типу «внимаем – исполняем» подтверждают приверженность шаблону.

Нетипичным для школьницы является библейская аллюзия, слова о «внимании Господу» и «исполнении песен о Чуде Рождества» в финале стихотворения говорят если не о том, что ученица знакома с библейским сюжетом, то о ее эрудиции. Это стихотворение вполне вписывается в школьную установку или упражнение по созданию авторских текстов о зиме, Рождестве, праздниках.

Так как выбор лексических средств ученицей в этом стихотворении весьма предсказуем, рифмовка, идея, общий замысел отсылают нас к классической литературе, мы можем судить о достаточной литературной подкованности семиклассницы.

Перед учителями часто встает вопрос, возможно ли добиться от ученика проявления его творческой натуры. На получение такого результата направлены упражнения по созданию текстов на заданную тему, написание сочинений, писем авторам и героям произведений. Учителя пытаются мотивировать школьника оценкой, признанием, рядом более любопытных для ученика задач. Надо признать, что иногда мотивация на творческую деятельность срабатывает, однако успеха в литературном творчестве достигают далеко не все ученики. Одним из примеров педагогического успеха и в то же время успеха литературного творчества самого ученика является следующая работа Марии Юхманковой (Лапиной). Учитель поставил перед классом задачу – написать посвящение предмету школьного обихода – письменной принадлежности, парте, школьной доске. Основная сложность должна была заключаться в том, что объект посвящения – неодушевленный предмет.

О карандаш – мой друг любезный,
Я без тебя – уже не я.
В любой час жизни ты полезный,
считают все мои друзья.

Мне без тебя свободы нету,
Ты самый-самый верный друг.
В борьбе с листом спешим к победе,
Когда лишь тишина вокруг.

Стихотворение было написано Марией в восьмом классе. Не зная предыстории, можно ошибочно предположить, что это стихотворение было написано раньше, чем стихотворение про Рождество. Примитивность формы, простота рифмы и композиции говорят о способности ученика высказаться в стихотворной форме на указанную тему в строго обозначенные сроки. Такой результат, отличающийся от стихийного творчества своим качеством (далеко не в лучшую сторону), демонстрируют многие занимающиеся литературным творчеством ученики. Таким образом, мы можем говорить о разности спонтанного творчества и творчества заказного, где заказчиком выступает учитель.

Теперь же перейдем к стихотворениям, содержащим в себе фрагменты, не связанные со школьными упражнениями напрямую и зависящие от психологического развития учащихся в разные периоды взросления. Наиболее сложным спектром переживаний характеризуется подростковый период (12-17 лет). Рассматривая стихотворения, написанные в этот период, нам следует помнить, что далеко не всегда подросток срисовывает сюжеты с собственной жизни. Подросток, заинтересованный творчеством, эрудированный, начитанный, имеющий достаточную теоретическую базу, пробует абстрагироваться от собственного текста, создать такого лирического героя, который мог бы прожить то же, что чувствует сам автор.

Вопросы самоопределения, взаимоотношений в обществе, соотношения жизни и смерти, которыми задается подросток, накладываются на понимание того, что творчество – это труд. Именно в подростковом возрасте ученик начинает воспринимать собственное творчество не как отклик на задание учителя или разовый акт самовыражения, а как потребность.

Рассмотрим одно из стихотворений Даниила Хорькова. Стихотворение представляет собой сонгфик – отклик на песню. Перед нами образец творчества, понимаемого как потребность. Поводом созидать стала эмоция, спусковым крючком для которой стали события, лежащие за пределами образовательного процесса, об этом нам говорит посвящение песне. Продолжая разговор о творчестве Даниила Хорькова, мы не можем не отметить, как изменился стиль, набор тем за те два года, которые прошли между написанием стихотворения «о зиме» и данным произведением. Причина такой перемены слога – взросление. Взросление же является причиной появления темы любви в творчестве восьмиклассника.

«Воспоминание», сонгфик на Tarja Turunen – I walk alone, 12 марта, 2014 г.

Я выгнан давно из разнообразных скирд,
давно исключен из всяческих кланов и гильдий,
хотя чувства во мне на то, чтоб любить весь мир,
но какой-то любовью своей – бронхиально-бессильной.

Пахнут кожей страницы. А я молча слушаю дождь.
Снова верный «Пилот» кровью харкает на тетрадку.
Дни и ночи. Бросает то в жар, то в дрожь,
как заразная полинезийская лихорадка.

Вытрясает жизнь из меня – и за граммом грамм
мерно капают на бумагу обрывки кода.
Мне бы ночь... Улыбаться в глаза фонарям
и не думать, что между нами – люди и годы.

Или утро... И тихий рассвет у реки.
Или город, в отчаяньи тяжком плюющийся пылью.
Вспоминать твои впалые щеки и глаза, шустрые, как зверьки,
пересохшие губы и длинные руки-крылья.

Твои волосы, что размётаны по плечам,
эти тонкие пальцы и бархатно-мягкий голос.
Любоваться тобой. Не минуту. Даже не час.
Чтобы сердце, неистово в ребра стучась,
наконец-то не выдержало
и раскололось.

Если отвлечься от темы стихотворения и обратиться к его структуре, то можно оценить безоговорочное превалирование детали в составе поэтического текста. Автор обращает внимание на запах, звук, ощущения, скорость, при этом Даниил Хорьков не прибегает к цветописи или звукописи, оставляя детали по типу «город, в отчаяньи тяжком плюющийся пылью» воображению читателя. Авторское новаторство становится явным, такие формулировки, как «бронхиально-бессильная любовь», «улыбаться в глаза фонарям» скрывают за собой работу, проделанную школьником.

Эволюция темы, перенос чужого переживания на себя в тот момент, когда роль автора играет лирический герой – интересная игра с читателем. С одной стороны, тема характерна для подростка, с другой стороны, форма выражения переживаний говорит о наличии достаточных знаний о построении художественного текста.

Подобное же умение Даниил Хорьков демонстрирует в своих последующих работах, качество которых улучшается. Рассмотрим одну из работ, написанных в 2016 г., когда школьник был в 10 классе. Перед нами акростих.

«Вернуться», 8 февраля, 2016 г.

Мы вернемся после бескрайних дум,
Если станем сильными, – из-за той
Стороны, где ветер, горяч, угрюм,
Треплет волосы, воздух гоня морской,
О, песчаных улиц густая сеть,

Где же моря бурь разбитная стать?
Дивных роз покой? Где надежда есть,
Есть кем быть, и тем более – есть кем стать?

Ты придешь один после грозных войн,
Если сможешь выжить, в руках держа
Бередящий душу печальный вой, –
Я в груди твоей потушу пожар:

Не старайся соломой сухой сгореть,
Если ты не сможешь себя согреть.

Жизнь пройдет, как зачахнет седой баньян,
Доживая хмуро печальный век.
Утро встретив снова, силён и пьян,
Ты открыть не силишься шторы век...

Совершенно другое качество приобретает надрывная поэзия, в которой нет ни отрицания темы любви, ни стереотипного повторения уже сказанного, но в то же время закрепляется идея, которую авторы повторяют из эпохи в эпоху. Любовь – это страдание.

«Благословенное», 13 февраля, 2016 г. (посвящение)

гладкие камни гулко стучат внутри.
мягкие змеи тихо ползут под кожей.
я кричу тебе:

- чёрт тебя побери!

(благослови её,
Господи,
боже,
боже...)

переливаясь за рамки миров и книг,
кровь прикипает к горлу, скользя по венам.

– будь ты проклята! –

эхо уносит крик
и отзывается:

– будь ты благословенна…

Обратившись к стихотворениям школьников с разными условиями развития творческого потенциала, из разных семей, из разных школ, обучавшихся у разных учителей, мы можем сделать вывод о воздействии образовательного процесса на творчество учащихся. Эволюция творческого процесса происходит неравномерно, однако становление основных тем на ближайшие несколько лет творческой жизни происходит в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет.

Вопрос обмена литературным опытом становится особо остро в тот момент, когда школьник начинает ощущать в себе потребность в творчестве. Тогда бывает недостаточно одного саморазвития или получения литературоведческих знаний на уроке. Необходим живой контакт с единомышленниками, чтение современников. К сожалению, умение выделить из информационного потока необходимые ресурсы бывает крайне сложно. Общаться с живыми поэтами в реальном времени бывает некомфортно, а общение в Интернете не всегда правильно оценивается взрослыми.

Необходим такой формат общения современных авторов (начинающих и матерых), при котором возможно было взаимное положительное влияние пишущей молодежи друг на друга.

Девяностые и двухтысячные заявили о себе как о переходном периоде в российской культуре. На сегодняшний же момент (2019 г.), мы можем говорить о завершении переходного периода и формировании нового пласта литературы, творцами которого становятся сегодняшние школьники и их старшие товарищи – студенты. (Хочется отметить, что изменения в литературном пласте стали явны и заметны еще в 2015 г. с выходом в массы крупных литературных проектов). Эпоха постмодерна со своей прецедентикой взрастила целое поколение молодых людей, готовых не только воспринимать и усваивать литературные клише прошлого, но и создавать новые эталоны литературной красоты.
Литература развивается неоднородно. И в царской России, и в Советском Союзе были этапы особого внимания к прозе и к поэзии. Думается, что эпоха переломной прозы постепенно завершается. Основные открытия эпохи постмодерна уже отгремели, теперь дело обновления литературы стоит за поэзией.

Children and youth literary creation

Gorodova A.O.,
master of 2 course of Herzen State Pedagogical University of Russia, Sankt-Petersburg

Research supervisor:
Bocharova Natalja Anatoljevna,
Associate Professor of the Department of educational technologies in philology of the philological faculty of Herzen State Pedagogical University of Russia, Sankt-Petersburg, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.

Annotation. The article discusses the stages of children and youth literary creation. Examples of works written by children at different stages of schooling are given. Conclusions are drawn about the influence of the teacher on the development of the creative potential of the student and directly on the quality of creative experiences. It is shown that the meaning of literature lessons is not only to instill in students respect for existing literature, but also to demonstrate the possibility and necessity of further development of literature as a process.
Keywords: literary creation, evolution of literary creativity, schoolchild, literature lesson, educational process.


  • Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.
  • Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. 96 с.
  • Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М., 2001. 192 с.
  • Корсунский Е.А. Психология литературного творчества школьников: Учебное пособие к спецкурсу. Л., 1984. 82 с.
  • Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1987. 96 с.
  1. Ananyev B.G. Selected psychological works: in 2 volumes. M., 1980.
  2. Bogoyavlenskaya D.B. Ways to creativity. M., 1981. 96 pages.
  3. Kalganova T.A. Compositions of various genres in high school. M., 2001. 192 pages.
  4. Korsunsky E.A. Psychology of literary creativity of schoolchildren: a textbook for a special course. L., 1984. 82 pages.
  5. Melik-Pashaev A.A. Pedagogy of art and creativity. M., 1987. 96 pages.