Аннотация. Данная статья посвящена разработке проекта при изучении сказки-притчи А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В ней представлен подробный план проведения занятий с использованием проектного метода. Автор выделяет основополагающий и проблемные вопросы, на которых строится проект. Также разработаны примерные работы учеников и критерии их оценивания.


Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, групповая работа, творческая деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет новые цели и ценности современного образования. Целью становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Особое внимание уделяется разнообразию традиционной классно-урочной системы путем внедрения эффективных инноваций. Новая парадигма образования отличается индивидуальным подходом к каждому обучающемуся. Современную систему обучения также характеризуют его вариативность, адаптированность к индивидуальным интересам и способностям учеников. В связи с этим одной из важнейших задач педагогической науки становится разработка таких методов обучения, которые будут соответствовать техническому прогрессу и трансформироваться к определенным условиям [2].

На современном этапе развития образовательной системы одной из эффективных инноваций становится проектная деятельность обучающихся, которая реализуется на основе использования метода проектов. Под проектной деятельностью «<…> понимают учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности» [1].

Рассмотрим, как может быть организована работа над учебным проектом на уроках литературы в 6 классе на примере изучения сказки-притчи Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

На изучение данного произведения отводится 3-4 урока, что, на наш взгляд, достаточно для реализации проектной деятельности. Целью является внесение вклада в познание обучающимися истинных ценностей жизни человека на материале сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» с помощью проектного метода.

При создании проекта мы пыталась сделать подачу материала не только информативной, но и творческой, исследовательской. На наш взгляд, ученикам 6 класса будет интересно использовать разные формы работы – они смогут воплотить свои идеи. В процессе работы, учащиеся закрепляют навыки групповой работы, учатся анализировать произведение с разных сторон.

Мы можем сформулировать дидактические цели учебного проекта по изучению «Маленького принца» следующим образом:

  • формирование системы истинных и ложных ценностей;
  • знакомство с особенностями жанра сказки-притчи;
  • развитие воображения учащихся;
  • учение аналитически мыслить и работать в группе;
  • развитие коммуникативных навыков учащихся.

Также мы выделяем методические задачи:

  • подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: любовь, доброта, отзывчивость, понимание, благородство, забота, ответственность, счастье;
  • научить самостоятельно продумывать план выполнения заданий;
  • развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление;
  • формировать умение работать в команде;
  • развивать умение работать с информацией и систематизировать ее.

На первом этапе работы над учебным проектом учитель совместно с учениками тщательно обдумывает основополагающий и проблемные вопросы. Мы можем так сформулировать основополагающий вопрос: «Что есть истинные ценности жизни?». Также совместно определяется и творческое название проекта: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…».

Из данного вопроса, соответственно, вытекают определенные проблемные вопросы, которые позволят реализовать учебный проект:

  1. Как жизнь писателя связана с «Маленьким принцем»?
  2. Что позволяет отнести произведение к жанру сказки, а что – к притче?
  3. Почему Маленький принц отправляется в путешествие?
  4. Чем занимается каждый житель планеты?
  5. Что понял во время своего путешествия Маленький принц?

Исходя из основополагающего и проблемных вопросов, мы должны разделить класс на несколько рабочих групп, которые будут самостоятельно проводить исследование вопроса. Группы можно представить следующим образом: «биографы», «литературоведы», «картографы», «социологи», «художники», «психологи», «ученые», «писатели», «редакторы».

Для каждой группы разрабатываются определенные задания, определяются формы представления работы. Так, задание для группы «биографов» состоит в том, чтобы подготовить небольшое сообщение о биографии Антуана де Сент-Экзюпери. Отмечается, что обязательно надо указать следующие факты: детские годы, армия, участие во Второй мировой войне, литературная деятельность, гибель. Форма представления – презентация PowerPoint либо видеоролик.

Группе «литературоведов» предстоит охарактеризовать жанры «сказка» и «притча». Необходимо также доказать, по каким критериям произведение можно отнести к жанру сказки. Впоследствии после выступления психологов следует подтвердить принадлежность произведения одновременно и к жанру притчи. Мы предполагаем, что учащиеся должны будут сделать кластер «Маленький принц» – сказка». Затем в проблемах, которые отметят психологи, мы сможем выделить отдельные буквы, чтобы в кластере получилось слово «притча». Так мы сможем доказать, что жанр данного произведения – сказка-притча.

Задачей «психологов» будет анализ отдельных эпизодов, которые заранее подготавливает учитель. Они должны выделить проблемы, обозначить ключевые слова. Отмеченные проблемы лучше всего записать на доске, чтобы мы смогли выделить необходимые нам буквы для составления обозначенного выше кластера.

«Картографам» необходимо составить карту путешествия Маленького принца по планетам. Они должны последовательно изобразить все планеты, которые посетил герой. Данную работу обучающиеся могут выполнить как на компьютере, так и на обычном ватмане.

Ученики, образующие группу «социологов», должны будут дать характеристику каждому жителю планеты, отметить характерные черты. Они могут оформить свой ответ в виде схемы или записей на слайдах.

Группе «ученых» нужно придумать новые планеты. Важно учитывать, что каждая планета и ее житель должны отражать либо истинную, либо ложную ценность.

«Художники» будут трудиться над образом самого Маленького принца и новых жителей, а также планет. В их задачу также входит оформление сборника творческих работ и web-сайта.

Учащиеся, входящие в группу «писатели», должны будут написать письма Маленькому принцу и самому автору. Они могут предложить какие-то интересные идеи или задать интересующие их вопросы.

Задачей группы «редакторов» будет редактирование всех текстов, а также продумывание структуры сборника творческих работ.

Важно отметить, что «художниками», «писателями» и «редакторами» могут стать обучающиеся из разных групп.

После выступления всех групп планируется проведение рефлексии на основе технологии «Шесть шляп». Учащиеся самостоятельно должны проанализировать работу своих одноклассников, отметить наиболее интересные для них элементы. Итогом деятельности всех групп будет создание электронного сборника творческих работ и web-сайта.

В результате совместной работы учащиеся должны прийти к следующим выводам:

  1. Рассказчик так же, как и автор, является летчиком.
  2. «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери относится к жанру сказки-притчи. Содержательная сторона данного произведения напоминает жанр притчи. Также мы можем увидеть отдельные элементы, черты сказки.
  3. Маленький принц отправился в путешествие в поисках друзей, потому что ему было очень одиноко.
  4. Во время путешествия Маленький принц встречает разных героев.

Главной ценностью для Короля является власть. Он смотрит на мир сверху вниз, ему нужно беспрекословное повиновение, а в каждом посетителе он видит подданного.

Встретившись с Честолюбцем, Маленький принц узнал о тщеславии. Смысл жизни обитателя этой планеты – это самолюбование и восхищение собой. Он равнодушен ко всем, кроме себя.

Еще один герой – Пьяница. Вредные привычки поглотили всю его жизнь, сделали зависимым от алкоголя, представитель этого астероида хотел позабыть, что ему совестно.

На планете Дельца Маленький принц знакомится с человеком, для которого главной жизненной ценностью служат деньги. Делец занят бессмысленным подсчетом звезд, пытается превратить красоту Вселенной в собственность, спрятав в свой сейф. За всю жизнь не понюхал ни одного цветка, не поглядел ни на одну звезду.

Для Географа смыслом жизни было накопление знаний, которые никому не нужны. Он никогда не выходил из кабинета. Его не интересует даже собственная планета, т.к. он считает себя слишком важным лицом и ему некогда разгуливать.

Единственным, кто понравился герою, был Фонарщик. Он думает не только о себе. Он – маяк, трудится для людей.
На планете Земля Маленький принц познакомился с Лисом, который и заставил его посмотреть на мир иначе, переосмыслить жизненные ценности.

Во время своего путешествия Маленький принц понял, что его Роза – единственная во всем мире, потому что именно он ее приручил. Нужно уметь понимать другого всем сердцем, душой и сопереживать. Каждый должен нести ответственность за тех, кого он приручил. Наш герой понял, что важнее всего является дружба, забота. И в основе всех истинных ценностей лежит любовь. Именно поэтому смело можно утверждать, что «зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…».

Данный проект сейчас проходит апробацию в 6 классе. Некоторые учащиеся уже смогли представить результаты своей работы. Так, мы познакомились с биографией Антуана де Сент-Экзюпери и смогли выделить автобиографические черты в «Маленьком принце».

На занятии успели выступить группы «психологов» и «литературоведов». Был представлен кластер, в котором учащиеся отметили черты жанра сказки в произведении. Психологи успешно справились с анализом конкретных эпизодов. Они верно выделили проблемы, поднимаемые автором.

Также на первом уроке были проведены самостоятельная работа на знание и понимание текста и анкетирование «Эффективность проектной деятельности на уроках». Мы планируем дать точно такие же работы после завершения учебного проекта, чтобы проанализировать, помог ли метод проектов лучше понять произведение.

Project activities in studying the topic «Searching for true and false values» (according to the fairy tale of A. de Saint-Exuperi «Little prince») in grade 6

Kazakova M.R.,
master of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kokhanova Valentina Aleksandrovna,
Head of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. This article is devoted to the development of the project in the context of studying the fairy tale of A. de Saint-Exuperi «The Little Prince». It provides a detailed plan for training using the project method. The author identifies the fundamental and problematic issues on which the project is built. Sample works of pupils and criteria of their assessment have also been developed.
Keywords: project method, project activity, group work, creative activity.


  1. Алябушева Г.В. Развитие познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2011. 23 с.
  2. Егоров Е.Е., Анисенко А.В., Бурлкова Ю.В., Быкова Н.С. Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению. URL: https://mir-nauki.com/PDF/13PDMN416.pdf (дата обращения: 01.12.2019).
  3. Сент-Экзюпери А. Маленький принц. URL: https://www.booksite.ru/archiv_new/02_2016/02.pdf (дата обращения: 01.12.2019).
  1. Alyabusheva G.V. Development of cognitive interests of younger schoolchildren in project activity: autoref. of dis. ... cand. of ped. sciences: 13.00.01. M, 2011. 23 pages.
  2. Egorov E.E., Anisenko A.V., Burlkova Y.V., Bykova N.S. Project activity as an innovative technology in the system of modern approaches to training. URL: https://mir-nauki.com/PDF/13PDMN416.pdf (date appeal 01.12.2019).
  3. St. Exuperi A. Little Prince. URL: https://www.booksite.ru/archiv_new/02_2016/02.pdf (date of appeal 01.12.2019).