Аннотация. В данной статье рассматривается роль нетрадиционных уроков при подготовке к ОГЭ по русскому языку, приводятся классификации нетрадиционных уроков, освещаются особенности подготовки к таким урокам. Представленный материал также содержит разработку нетрадиционного урока по русскому языку в рамках подготовки к ОГЭ по теме «Н и НН в разных частях речи».


Ключевые слова: русский язык, нетрадиционный урок, творческие способности, учебная мотивация, основной государственный экзамен.

Основной государственный экзамен по русскому языку в 9 классах является первым серьезным и иногда пугающим испытанием для некоторых учеников. Задача педагога, стремящегося к хорошим результатам своих воспитанников на ОГЭ, не превратить подготовку к экзаменам в надоедливое и скучное время, окончания которого дети будут с нетерпением ждать. Как правило, ученики начинают осознавать приближение неизбежного экзамена, и многие берутся за голову лишь в 9 классе. На наш взгляд, введение в привычный ритм школьников нетрадиционных уроков может решить несколько задач: повысить мотивацию к обучению у тех, кто только-только начал осознавать важность знаний по русскому языку; разбудить интерес у тех учеников, которые просто привыкли учиться, потому что это нужно; укрепить мотивацию и интерес к обучению у тех, кто всегда их проявлял; развить более доверительные отношения между учителем и обучающимися.

Термин «нетрадиционный урок» введен И.П. Подласым – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру [1, с. 35]. В педагогической науке также говорят о нетрадиционном уроке наряду с нестандартным, и определяют их как «занятия, которые впитывают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» [6].

Классификация таких уроков имеет внушительный состав. Специалисты предлагают типологии на основе целей урока (Л.Н. Соколова), форм проведения урока (Т.А. Стефановская). На наш взгляд, типология, предложенная Т.А. Стефановской, довольно полно отражает предмет обсуждения:

  • уроки в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, деловая, ролевая игра и т.п.);
  • уроки в форме публичного общения (пресс-конференция, аукцион, дебаты);
  • уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия (заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, литературная гостиная);
  • уроки, опирающиеся на фантазию (урок-сказка);
  • комбинированные уроки с другими организационными структурами (урок-консультация, урок-семинар);
  • перенесение на урок традиционных форм внеклассной работы (КВН, спектакль, «клуб знатоков») [5, с. 318].

Нетрадиционные уроки подразумевают необычную подачу материала, активизацию мыслительной деятельности учащихся, развитие их творческих способностей. Эти формы уроков могут соединять в себе использование нескольких педагогических технологий, включать в себя различные формы работы: групповые, индивидуальные, коллективные и т.д. [2, с. 131]. Также подразумевается использование не только программного, но и внепрограммного материала. Безусловно, перед учителем стоит непростая задача, поскольку такие уроки требуют более тщательной и долгой подготовки. Педагогу необходимо учитывать, что «сработает» на его учениках, а что нет, какая тема будет подходить для такого типа урока, а какую лучше преподнести в ином формате, возможно ли достижение поставленных целей в ходе такого урока и т.п. [4, с. 110].

В своей статье мы представляем разработку нетрадиционного урока по русскому языка, в ходе которого ученики будут повторять и систематизировать свои знания по теме «Н и НН в разных частях речи». В ОГЭ знание этой темы необходимо для решения одного из видов заданий тестовой части – задания 5. Формулировка такова: «Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН» [3, с. 62]. В этом задании проверяются знания девятиклассников суффиксов разных частей речи. Чаще всего спрашиваются суффиксы Н и НН в различных частях речи. У обучающихся возникают трудности с выполнением этого задания по нескольким причинам:

  • в задании дается формулировка правила, и ученик тяжело ее воспринимает, начиная паниковать, что он не знает или не помнит этого правила;
  • ученик не разбирается в частях речи, не помнит, на какие вопросы отвечает та или иная часть речи;
  • ученик думает, что ему придется отвечать на вопрос: сколько Н пишется в той или иной части речи, а он этого не помнит.

Задача учителя сделать акцент на том, что важно знать, сколько Н пишется в определенной части речи, но главное – это знать, на какие вопросы отвечает эта часть речи. Итак, разработанный мной урок направлен на закрепление знаний по теме «Н и НН в разных частях речи». Тип урока – нетрадиционный урок, а именно – командная игра. Обозначим цели урока.

Образовательные:

  1. закрепить знания о кратких и полных формах причастия, кратких и полных формах прилагательных (отыменных и отглагольных), наречиях и существительных;
  2. систематизировать и закрепить знания о правописании Н и НН в данных частях речи;
  3. закрепить умение отличать друг от друга данные части речи.

Развивающие:

  1. совершенствовать навыки работы в группе;
  2. развивать творческие способности;
  3. развивать навыки монологической речи.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к предмету;
  2. воспитывать правильное отношение к одноклассникам.

Рассмотрим ход урока.

  1. Организационный момент.
    Ученикам предлагается разделиться на 3 команды по цветам: прежде чем зайти в класс, каждый вытягивает из мешка картонку (желтую, белую, красную). Первая парта каждого ряда обозначена соответствующими цветами.
  2. Подготовка к основной части урока.
    После того как команды сформированы и находятся на своих местах, учитель объясняет правила игры.
  3. Основная часть.
    Первый тур «Правда / ложь» направлен на то, чтобы ввести учеников в курс дела, напомнить им основные правила, знания которых помогут им в течение игры. Команда получает по 1 баллу за каждый верно угаданный ответ.

На экран по очереди выводятся правдивые и ложные утверждения. Задача команды – как можно быстрее нажать на звоночек. Та команда, которая оказалась первой, получает право ответа: необходимо сказать, верное утверждение или ложное, и объяснить почему.

Список утверждений по рассматриваемой теме:

  1. Действительные причастия прошедшего времени имеют суффиксы НН, ЕНН и Т.
  2. Полные страдательные причастия прошедшего времени отвечают на вопросы: Что деланный? Что сделанный?
  3. В кратких страдательных причастиях всегда пишется одна Н.
  4. В полных прилагательных всегда пишется одна Н.
  5. В кратких прилагательных всегда пишется одна Н.
  6. Краткое причастие отвечает на вопросы: Что делан? Что сделан?
  7. Выделенное в данном предложении слово написано правильно: Оно взволновано тобой.
  8. В наречиях пишется всегда НН.
  9. Чтобы слово было не причастием, а отглагольным прилагательным, оно должно отвечать 3-м условиям: нет приставки (кроме не); образовано от глагола несовершенного вида; нет зависимых слов.
  10. В существительных пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано.

Второй тур «Элиас» направлен на то, чтобы развлечь учеников и закрепить знания о частях речи. Команда получает по 1 баллу за каждое верное угаданное слово.

Каждой команде предлагается выбрать самого активного, смелого и быстро соображающего ученика. Он получает набор карточек, на которых написаны различные слова с суффиксами Н и НН, рядом с каждым словом в скобках написана часть речи, чтобы ученик точно не ошибся (если класс сильный и проблем с определением частей речи нет, то можно не писать этого рядом). Каждая команда работает по очереди в течение минуты: выбранный ученик должен за минуту объяснить как можно больше слов, написанных на одной карточке, своей команде.

Нельзя использовать однокоренные слова и пользоваться аналогами иностранного языка, но нужно сообщить, какая часть речи будет загадана. Слово считается угаданным в том случае, если оно названо абсолютно верно и в той форме, в которой оно записано на карточке.

Таблица 1. Примеры набора карточек

  1. Заснеженный (прич.)
  2. Преданность (сущ.)
  3. Глаженый (отгл. прил.)
  4. Гусиный (прил.)
  5. Вареный (отгл. прил.)
  1. Ветреный (прил).
  2. Построенный (прич.)
  3. Убрано (кр. прич.)
  4. Интересно (наречие)
  5. Чудесна (кр. прил.)
  1. Задано (кр. прич.)
  2. Спонтанность (сущ.)
  3. Деревянный (прил.)
  4. Жареный (отгл. прил.)
  5. Спутанный (прич.)
  1. Заклеенный (прич.)
  2. Плавленый (отгл. прил.)
  3. Испорченность (сущ.)
  4. Странный (прил.)
  5. Медленно (нареч.)
  1. Испорченная (прич.)
  2. Странно (наречие)
  3. Спокойный (прил.)
  4. Уверенный (прич.)
  5. Печеный (отгл. прил.)
  1. Полезна (кр. прил.)
  2. Совершенно (нареч.)
  3. Длинный (прил.)
  4. Ветрено (наречие)
  5. Обиженный (прич.)
  1. Убранный (прич.)
  2. Сломано (кр. прич.)
  3. Изысканность (сущ.)
  4. Написанный (прич.)
  5. Испечен (кр. прич.)
  1. Доверенность (сущ.)
  2. Дисквалифицированный (прич.)
  3. Военный (прил.)
  4. Мужественно (нареч.)
  5. Куплено (кр. прич.)
  1. Разбавленный (прич.)
  2. Каминный (прил.)
  3. Соленый (отгл. прил.)
  4. Картинность (сущ.)
  5. Змеиный (прил.)

Третий тур «Фантазеры» направлен на то, чтобы закрепить все необходимые знания и дать ученикам проявить свои творческие способности. Команда получает 8 баллов в том случае, если составлен действительно связный текст и указана часть речи каждого использованного слова.
Каждая команда получает набор слов: причастия, прилагательные, наречия, существительные с Н и НН. В течение 7 минут необходимо придумать и записать связанный текст, в котором будут использованы все полученные командой слова, и указать часть речи каждого использованного слова.

  1. Смущенный, вальяжность, отпущен, постепенно, востребовано, построенный, интересно, преданность.
  2. Бессонница, потраченный, медленный, гусиная, маринованный, румяный, молниеносно, избранник.
  3. Пустынный, разбавлено, отчужденно, образованность, современный, чувственный, жареное, вареник.
  4. Подведение итогов.

На этом этапе учитель подводит итоги игры, команда победителей получает призы (на усмотрение учителя: что-то материальное или хорошая оценка в журнал).

Подводя итог, надо сказать, что у нетрадиционной формы уроков много возможностей: она позволяет комбинировать методы, технологии, формы работы, дает возможность проявить себя как учителю, так и ученикам. Но такая форма работы не может использоваться постоянно.

Нетрадиционные уроки необходимо проводить дозированно, нужно четко понимать, есть ли в этом необходимость, взвешивать все плюсы и минусы подготовки и проведения такого урока, выбирать тип нетрадиционного урока, который справится с поставленными задачи и будет «работать» именно на вашем классе. При подготовке к ОГЭ такая форма работы дает возможность ученикам почувствовать интерес к русскому языку, в некоторых случаях дает немного расслабиться и по-новому взглянуть на изучение языка и подготовку к экзамену.

Non-traditional russian lessons in training for the main state examination

Kudekina E.A.,
master of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Chernyshova Nina Stepanovna,
Associate Professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation. This article discusses the role of non-traditional lessons in training for the Main State Examination in the Russian language, gives classifications of non-traditional lessons, highlights the peculiarities of creation of such lessons. The presentation also contains the development of an unconventional Russian language lesson in training for the Main State Examination on “N and NN in different parts of speech”.
Keywords: Russian language, non-traditional lesson, creative abilities, educational motivation, Main State Examination.


  1. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М., 2004. 365 с.
  2. Прашкович Н.Г. Конструирование нетрадиционных уроков в общеобразовательной школе. Дис. ... канд. пед. наук. Арзамас, 2005. 146 с.
  3. Сенина Н.А., Гармаш С.В. Русский язык. ОГЭ – 2019. 9-й класс. Тематический тренинг: учебно-методическое пособие / под редакцией Н.А. Сениной. Ростов н/Д., 2018. 318 с.
  4. Соколова Л.Н. Нестандартный урок в старших классах: сущность, признаки, типология, функции. Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 108-111.
  5. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М., 1998. 368 с.
  6. Широбокова Т.С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-organizatsii-i-provedeniya-netraditsionnyh-urokov-v-obrazovatelnom-protsesse-uchrezhdeniy-spo (дата обращения: 01.12.2019).
  1. Podlasyj I.P. Pedagogy: 100 questions – 100 answers: educational manual for universities. M, 2004. 365 pages.
  2. Prashkovich N.G. Creating non-traditional lessons in general education school. Dis. ... cand. of ped. sciences. Arzamas, 2005. 146 pages.
  3. Senina N.A., Garmash S.V. Russian. Main State Examination - 2019. 9th grade. Thematic training: teaching manual / ed. by N.A. Senina. Rostov n/D., 2018. 318 pages.
  4. Sokolova L.N. Non-standard lesson in high school: essence, characteristics, typology, functions. Journal of RSU named after I. Kant. 2008. Issue. 11. Pedagogical and psychological sciences. Page 108-111.
  5. Stefanovskaya T.A. Pedagogy: Science and Art. Lecture course. Educational manual for students, teachers, postgraduate students. M, 1998. 368 pages.
  6. Shirobokova T.S. Methods of organization and carrying out of non-traditional lessons in educational process of colleges. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-organizatsii-i-provedeniya-netraditsionnyh-urokov-v-obrazovatelnom-protsesse-uchrezhdeniy-spo (date of appeal 01.12.2019).