Научный руководитель: Канунникова Ирина Алексеевна, заместитель заведующего кафедрой русского языка и методики преподавания филологических дисциплин по учебной работе института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, доцент кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 372.882

Аннотация. В статье рассматривается дискуссионная форма работы с обучающимися на уроке литературы, посвященном изучению пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», где обучающимся будет предоставлена возможность проанализировать смысл пьесы с разных точек, высказать свое мнение и прийти к общему знаменателю.


Ключевые слова: «Ревизор», Н.В. Гоголь, бинарная дискуссия, задание на уроке литературы, смысл пьесы.

Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, метод решения спорных проблем и своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло убедительного обоснования. И если даже участники дискуссии не приходят в итоге к согласию, они определенно достигают в ходе обсуждения лучшего взаимопонимания.

Польза дискуссии состоит также в том, что она уменьшает момент субъективности. Убеждениям отдельного человека или группы людей она сообщает общую поддержку и тем самым определенную обоснованность.

Заявления участников дискуссии должны относиться к одному и тому же предмету или теме. Это придает общению необходимую связность. Тема дискуссии формулируется в некотором утверждении. Оно – исток дискуссии, ее исходный пункт.

Дискуссия на уроке литературы может быть организована на уровне понимания авторской позиции, на основе критического осмысления литературоведческих статей, как средство создания какого-либо образа.

Дискуссионная форма работы при изучении пьесы «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых обучающимися. Цель данной формы работы – достижение определенной степени согласия ее участников относительно дискутируемой темы. Обучающиеся путем дискуссии выявляют основную цель автора. Данная форма позволяет обучающимся посмотреть на произведение с разных точек, позволяет самому проанализировать пьесу, высказать свое мнение. Такую форму урока следует проводить на втором уроке изучения учебной темы «Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор», поскольку обучающиеся уже успели познакомиться с сюжетом пьесы, основными ее действующими лицами и готовы к дискуссии. Тема урока может быть сформулирована следующим образом: «Городские чиновники, их страх перед ревизором как основа развития действия комедии». Тип урока: бинарная дискуссия. Дискуссия рассчитана на 37 минут.

Данный урок предполагает достижение следующих целей:

  • образовательные – совершенствовать навыки аналитической работы с текстом; совершенствовать умение подбора необходимого языкового материала для отстаивания своей точки зрения;
  • коммуникативные – строить монологические высказывания; овладеть умениями диалогической речи; формулировать собственное мнение и свою позицию.

Обучающиеся делятся на три группы: две большие поровну и одна маленькая экспертная группа (3–4 человека).
Экспертам выдается тема для обсуждения: «Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» или яркие пороки в каждом из нас?».

Эксперты назначают позиции группам. Одна группа будет отстаивать позицию, что Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор» разоблачал пороки чиновников и тем самым пытался высмеять «все дурное в России», другая группа будет отстаивать позицию, что автор пытался показать самые яркие пороки, которыми более или менее заражены все люди, а не только чиновники России.

Группам дается 6 минут для того, чтобы подготовить выступления, отстаивающие предложенные позиции. Пока группы готовят свои выступления, эксперты подготавливают по одному или два наводящих и компрометирующих вопроса для выступающих.

Дальше от группы выходит один или более представителей и излагает (излагают) позицию группы. На выступление группам дается по 5 минут. В конце выступления каждой группы эксперты задают свои вопросы, после оценивают выступление и решают, кто более убедительно отстоял свою позицию. На ответы экспертов группам дается по 1-2 минуты. Эксперты могут обращать внимание на содержание речи, на то, как она была построена, использовались ли примеры и т.д., в то же время эксперты должны решить, какая из позиций по предложенным вопросам им ближе и почему. Каждому эксперту дается по 2 минуты на высказывание своей позиции.

Итог подводит учитель. В конце класс приходит к одной позиции, что целью автора было за счет ярко-выраженных пороков чиновников показать какими из пороков более или менее заражена душа каждого из нас.

Для выступления обучающимся учитель предоставляет текст пьесы и позднейшее приложение к «Ревизору» (1846-1847) «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора». Также учитель предлагает обучающимся найти в Интернете статью В.А. Воропаевой «Над чем смеялся Гоголь. О духовном смысле комедии «Ревизор».

Рассмотрим хронометраж данного урока (см. Табл. 1).

Этап урокаДействия учителяДеятельность обучающихсяХронометраж урока
Организационный момент Проверка отсутствующих. Подготовить принадлежности, настроиться на урок. 1-2 минуты
Актуализация знаний Провести фронтальный опрос по домашнему заданию, заданному на первом уроке, изучаемой темы. Оценка выступлений обучающихся. Ответить домашнее задание, либо выслушать ответы одноклассников. 4 минуты
Постановка учебной задачи Озвучивание формы проведения урока; постановка цели и темы урока. Помощь обучающимся при разделении на группы. Внимательно слушают учителя, если возникают вопросы - задают. Делятся на три группы. Назначение экспертами позиций групп. 5 минут
Самостоятельная работа с текстом и Интернет-ресурсом Предоставление учебного материала для работы групп. Предоставление доступа к Интернету и контроль работы обучающихся в нем. Работа с предоставленным учебным материалом. Работа с Интернет-ресурсом. Подбор цитат, подтверждающих позицию группы. Составление экспертами наводящих и компрометирующих вопросов для каждой группы. 6 минут
Дискуссия Слушает обучающихся. Выступление первой группы обучающихся. Вопросы экспертов для первой группы, ответы группы. Выступление второй группы обучающихся. Вопросы экспертов для второй группы, ответы группы. Оценка экспертов выступлений групп (мнение каждого эксперта). 5 минут
1-2 минуты
5 минут
1-2 минуты
6-8 минут
(по 2 минуты каждому эксперту)
Рефлексия деятельности Задает наводящие вопросы обучающимся по итогам дискуссии. Оказывает помощь в подведении итогов и достижению определенной степени согласия относительно дискутируемой темы. Подвести итоги дискуссии. Прийти к единому мнению. 4-5 минут
Итог урока Озвучить и проставить оценки обучающимся за работу в классе. Выдать домашнее задание. Выслушать оценки, записать домашнее задание. 2минуты

Пьеса «Ревизор» – первая комедия Н.В. Гоголя, она вызывала и вызывает множество споров как у критиков, так и у простых читателей. Ее первая постановка имела успех, а сам Гоголь воспринял как провал. Почему?

Проводя дискуссионную форму работы с обучающимися, мы позволяем им самим понять замысел пьесы, понять, почему она имела такой успех у зрителей, а чем был разочарован Н.В. Гоголь. Такой подход дает обучающимся рассмотреть произведение с разных сторон, позволяет изучить не только саму пьесу, но и позднее приложение к ней. Позволяя обучающимся использовать на уроке Интернет в качестве поиска необходимой статьи, мы демонстрируем, что Интернет можно и нужно использовать, в первую очередь, в познавательных целях. Во время такого урока обучающиеся учатся не бояться публичных выступлений, работе в команде и правильно использовать Интернет.

Discussion form of work in studying N.V. Gogol’s play «Revizor»

Nikolaeva V.A.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kanunnikova Irina Alekseevna,
assistant manager department of Russian and method of teaching philological disciplines of study of institute of the humanities of the Moscow City University, Moscow, associate professor Candidate of Philology, associate professor

Annotation. The article considers the discussion form of work with students in the literature lesson devoted to the study of N.V. Gogol’s play «Revizor», where students will be given the opportunity to analyze the meaning of the play from different points of view, express their opinion and come to a common denominator.
Keywords: «Revizor», N.V. Gogol, binary discussion, task in literature lesson, meaning of a play.