Научный руководитель: Коханова Валентина Александровна, заведующая кафедрой русского языка и методики преподавания филологических дисциплин института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 372.882

Аннотация. В данной статье рассматриваются концепты, которые применяются в процессе школьного литературного образования, представлен пример урока в 6 классе по предмету «Литература» с использованием концептного метода, описано взаимодействие учителя и ученика в ходе работы и результаты деятельности обучающихся.


Ключевые слова: концепт, концептуальная система, лирический текст, интерпретация, урок, кластер, мини-сочинение.

Существуют методы, которые широко используются в практике преподавания литературы. Изучение лирических произведений на уроках литературы в школе может осуществляться с использованием концептного метода. Он был разработан на основе теории концептов. Слово «концепт» образовано от «познавать, постигать» и обозначает философское понятие, обладающее субъективной множественностью смыслов [8, с. 59].

Этот термин стал активно употребляться в российской лингвистической литературе с начала 1990-х гг. Утверждение в науке термина «концепт» обозначило новую ступень в постижении способов, закономерностей и особенностей взаимодействия языка, сознания и культуры. Известный философ С.А. Алексеев-Аскольдов дает концепту следующее определение: «Концепт – это индивидуальное представление, которому в некоторых чертах и признаках дается общая значимость. Концепт есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода. Концепт есть образование ума» [1, с. 267].

Концепты, по мнению Ю.С. Степанова, это особые ментальные образования, представляющие форму существования культуры. Главное в концепте – это многомерность и целостность смысла, существующая в непрерывном культурно-историческом пространстве [8, с. 60].

Знания каждого человека образуют концептуальную систему. Полученные знания находятся вокруг концептов, с каждым из которых ассоциирована возможная информация. Человек мыслит концептами. В основе мировоззрения каждого – определенная система концептов.

Они формируются в сознании человека из чувственного опыта, восприятия действительности органами чувств, из его предметной деятельности, из языкового общения (концепт может быть сообщен, разъяснен человеку в языковой форме, например, в процессе обучения, в образовательном процессе); из самостоятельного познания человеком реальности. Д.С. Лихачев в работе «Концептосфера русского языка» говорит о том, что концепт является результатом столкновения значения слова с личным народным опытом человека. Кроме того, поскольку «художественный мир воспроизводит действительность в некоем «сокращенном», условном варианте, то можно говорить о художественном мире как системе концептов в творчестве данного автора (или данной эпохи)» [7, с. 12].

На уроках литературы концепты могут переосмысляться и дополняться новыми знаниями. Это способствует расширению границ представления учащимся важных национальных, философских, общечеловеческих концептов. При осмыслении ключевых концептов художественного произведения происходит становление ценностно-смысловой сферы обучающихся [4, с. 65].

В процессе школьного литературного образования рассматриваются:

  1. бытийные, или универсальные, концепты (мир, жизнь, смерть, бессмертие, истина, идеал, Бог, дьявол);
  2. социальные концепты (конфликт, преступление, наказание, власть, война, мир, общество, человек, семья);
  3. этические концепты (добро, зло);
  4. эстетические концепты (прекрасное, безобразное, идеальное, искусство, образ, гармония, дисгармония).

Многие методисты и исследователи справедливо считают вершиной читательского восприятия и литературного развития школьников и их эмоциональной сферы постижение лирического текста [9, с. 30]. Анализ лирического текста в школе – проблема сложная, т.к. изучение лирики, рода литературы в высшей степени условного, тонкого, к сожалению, часто бывает лишь поверхностным [2, с. 237]. Лирическое переживание по своему происхождению – всегда начало личное и субъективное. Но оно в соответствии с законами художественного пересоздания в поэтическом произведении объективировано.

Так, на уроках, посвященных изучению лирики М.Ю. Лермонтова, необходимо продолжать учить анализу поэтического текста, показывая, какими могут быть интерпретации текстов, поэтому вопросы и задания уроков должны быть более подробными, многочисленными [3, с. 146].

В качестве примера использования концептного метода на уроках литературы приведем урок в шестом классе ГБОУ «Школа № 1517» на тему: «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова».

При разработке урока мы опирались на учебник литературы для шестого класса под редакцией В.Я. Коровиной [5, с. 51-65]. Урок проводился в двух параллельных классах (49 человек).

Одна из важнейших тем лирики Лермонтова – тема одиночества. Этот мотив в лирике Лермонтова – один из ведущих, поэтому понимание его природы важно для постижения творчества поэта в целом. Одиночество лермонтовского лирического героя носит абсолютный и глубоко личный характер. Герой одинок среди людей, даже целый мир ему кажется пустыней. В пейзажно-философской лирике Лермонтова также звучат мотивы одиночества: это и грустный утес, и дубовый листок, и пустынные пальмы, пострадавшие от людей, и блуждающие тучки.

В начале урока была проведена беседа, направленная на актуализацию знаний по теме: «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова». Эта тема была затронута в пятом классе, начиная с начальной школы. Поэтому у каждого обучающегося сложилось свое представление о личности писателя. На данном этапе урока учитель задает вопрос: «Какой ваш Лермонтов?», и многие делятся своими мыслями с классом. После того, как обучающиеся вспомнили основные этапы жизни и творчества писателя, учитель говорит о теме одиночества в его творчестве. Возникает ряд личностно-ориентированных вопросов: «С чем у вас ассоциируется слово «одиночество»?», «Испытываете ли вы сострадание к одиноким людям?».

Эти вопросы направлены на актуализацию индивидуального опыта каждого обучающегося. Для шестиклассников разных групп существенна разница между работой воссоздающего и творческого воображения. Для того чтобы схематично зафиксировать ответы, на доске изображается кластер. Обучающиеся тезисно проговаривают ассоциации и одновременно заполняют кластер в своих тетрадях, а учитель записывает их ответы на доске. Ответы в тетрадях могут дополняться в течение урока. Таким образом, обучающиеся выделяют следующие ассоциации.

Одиночество – это:

  • тоска;
  • пустота;
  • свобода, независимость;
  • отчуждение;
  • размышления;
  • покой.

На следующем этапе урока была рассмотрена тема одиночества на примере стихотворений «Три пальмы», «Листок», «Утес». Была организована групповая работа, где каждая группа рассматривала тему одиночества в определенном стихотворении. Был сделан кластер «Мотив одиночества Лермонтова».

На следующем этапе урока обучающиеся возвращаются к своим кластерам и сравнивают свое понимание одиночества с лермонтовским. Шестиклассники делают вывод о том, что у поэта было два понимания одиночества: среди людей и вечное природное, определены основные художественные воплощения мотива одиночества: «странник», сон – реальность, промежуток (гора, пустыня) – статичное пространство.

В конце урока была проведена самостоятельная работа. Обучающиеся письменно отвечали на вопрос в форме мини-сочинения «Что такое одиночество в вашем понимании?». По результатам проверки данной работы можно сделать следующий вывод: у всех детей к концу урока расширилось представление об одиночестве. Многие в письменной работе написали то, о чем на уроке не говорилось. Таким образом, понятие одиночества приобрело новые значения.

Одиночество – это:

  • единение с природой (12 учеников);
  • внутреннее состояние человека (7 учеников);
  • внутренняя свобода (11 учеников);
  • независимость (16 учеников);
  • изгнание (3 ученика).

Таким образом, использование концептного метода при изучении темы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова на уроке литературы позволило обучающимся 6 класса не только познакомиться с эволюцией данной философской категории в творчестве поэта, но и углубить собственное представление об одиночестве.

Implementation of the concept method in studying the lyrics of M.Yu. Lermontov in grade 6

Merenkova I.V.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kokhanova Valentina Aleksandrovna,
Head of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. This article discusses concepts that are used in the course of school literary education, Lpresents an example of a lesson in the 6 class on the subject «Literature» using the concept method, describes the interaction of the teacher and the student during the work and the results of the activities of the students.
Keywords: concept, conceptual system, lyrical text, interpretation, lesson, cluster, mini-essay.