Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению методики проведения этимологического анализа на уроках русского языка в 6 классе.

Ключевые слова: методика преподавания русского языка, этимология, этимологический анализ.

В век компьютерных технологий, Интернета, виртуальной реальности современные школьники разучились не только общаться, но и ценить слово как источник знаний, культуры и истории народа. Чтобы заинтересовать современного ученика, необходимы эффективные методические приемы поддержания познавательного интереса. На уроках русского языка таким приемом может быть обращение к этимологии слова.

Этимологический анализ позволяет сознательно подходить к словарной работе, не заучивать слова, а понимать их истинный смысл. Особенно важна такая мотивация в 6 классе, т.к. с наступлением подросткового возраста ведущая деятельность ребенка сменяется с учения на общение, что влияет на снижение успеваемости. Зачастую отмечается снижение самооценки, занижение собственных способностей и возможностей. Поэтому ребенок часто просто не хочет и не начинает выполнять задания, боясь, что не справится с ним. Наблюдается снижение продуктивности учебной деятельности даже в тех областях, в которых ребенок явно одарен. Также в этот период чаще всего уменьшается помощь родителей в обучении ребенка из-за возрастания сложности учебной программы.

Для того чтобы поддерживать интерес подростка к обучению, учителям приходится прибегать к новым методам преподавания. Благодаря этимологическому анализу можно ненавязчиво прививать ребенку любовь к слову, расширять границы его лингвистических знаний и кругозор. Владение такими знаниями позволит усиливать интерес к более глубокому изучению родного языка. Особенно этимологическое комментирование слов важно при объяснении непроверяемых и труднопроверяемых орфограмм.

Использование этимологического анализа при ознакомлении с семантикой слова не является новым в лингвистической науке. Вопросы этимологии исследовали А.Е. Аникин, Е.Г. Ковалевская, Е.А. Рыбочкина, М. Фасмер, Т.А. Бочкарева и др. Реконструкция семантики слова более раннего периода (чаще дописьменного), в том числе с использованием сравнительных методов, позволяет осознать культурный, исторический, мировоззренческий компонент освоения действительности человеком.

Еще В.Г. Белинский в своих «Основаниях русской грамматики для первоначального обучения» (1837) рассматривал этимологию как науку, которая изучает слова в качестве выражения понятий. А изучение русского языка в сравнении с другими индоевропейскими языками последовательно проводилось в трудах Г.П. Павского, Ф.И. Буслаева, А.И. Соболевского, Г.И. Ильинского.

Ф.И. Буслаев в «Исторической грамматике русского языка» (1858) представляет русский язык как совокупность грамматических форм самого разнообразного происхождения и состава. Разнообразие форм Ф.И. Буслаев объяснял историческим образованием языка. Синтаксическая система Буслаева надолго определила основные приемы школьного построения и изучения синтаксиса русского языка. Не могла она не повлиять и на методы научного исследования русских синтаксических явлений. Следуя романтико-философским представлениям об истории человеческого языка, он различал в отношении языка к мышлению два периода развития языка: 1) древнейший и 2) позднейший.

Ф.И. Буслаев утверждал, что «вообще древнейший период – самый интересный в истории языка и самый полезный как в научном, так и в практическом отношении». «В древнейшем периоде, – по словам Ф.И. Буслаева, – выражение мысли наиболее подчиняется живости впечатления и свойствам разговорной речи, мысль находится в теснейшей связи с этимологическою формою, и потому синтаксическое употребление слов основывается на этимологической форме» [3, с. 45], т. е. на непосредственном конкретно-образном осмыслении всех значимых элементов слова.

Так или иначе на сегодняшний день школьная практика показала, что исторические сведения о словах и в самом деле имеют огромное значение при обучении родному языку, поскольку наглядно показывают непостоянный, развивающийся характер языка. Кроме того, этимологическое комментирование демонстрирует школьникам образность и метафоричность русского языка. А.А. Потебня посвятил множество исследований вопросу внутренней формы слова. Вслед за В. Фон Гумбольдтом он утверждал, что понимание внутренней формы слова ведет к пониманию национальной самобытности любого народа.

Наиболее основательной современной работой, посвященной использованию этимологического анализа при изучении трудных слов, является книга И.В. Прониной «Изучение трудных слов с применением этимологического анализа». В работе подчеркивается единство орфографического и семантического аспектов словарной работы, которое достигается благодаря использованию этимологического анализа. И.В. Пронина указывает условия использования этимологического анализа в школе: «<…> этимологический анализ как методический прием не может быть таким доскональным, исчерпывающим, как научный» [9, с. 3]. Следовательно, его можно использовать в школе, преследуя только практические цели. По словам И.В. Прониной, преимущество этимологического анализа в том, что «он на помощь памяти приводит могучие силы сознательной интеллектуальной деятельности ученика» [9, с. 5].

Этимологический анализ слова не ограничивается определением того, как слово делилось раньше, каким способом и на базе чего оно образовано. Его задачи включают:

  1. определение исконного или заимствованного характера слова;
  2. выяснение образа (представления), который был положен в основу слова как названия того или иного явления действительности;
  3. установление того, когда слово появилось в языке и как, на базе чего и с помощью какого именно способа словообразования оно возникло;
  4. реконструкцию его праформы и исходного значения.

Однако сегодня обращение к этимологии слова на уроках русского языка является процессом необязательным, учитель такого рода анализ может проводить лишь исключительно по своему усмотрению. К сожалению, в современных учебниках далеко недостаточно упражнений, нацеленных на этимологический разбор слова.

Интересные факты представлены в магистерской диссертации Ю.Р. Ахметовой [2], проанализировавшей весь спектр учебной литературы среднего и старшего звена школы по программе «Русский язык». Проведенный ею анализ действующих учебных программ показал, что в учебниках под редакцией Т.А. Ладыженской изучению этимологии посвящен только 1 раздел в 6 классе. Причем в других классах данной линейки не встречается повторение данного в 6 классе материала. В учебниках же для старших классов этимологический анализ встречается только в разделе «Повторение изученного» в начале курса 10 класса. Такой подход не дает школьникам представления о связи разделов языкознания, а также о последовательном развития языка. К тому же упражнения в учебниках однотипные, направленные на объяснение связи происхождения и написания слов, пересказ текста об этимологии слова.

Таким образом, в современном образовании роль этимологического анализа является чем-то второстепенным, не требующим отдельного внимания, инструментом, которым пользуются лишь по желанию.

Чтобы обратить всеобщее внимание на эффективность этимологического разбора на уроках русского языка, нами был проведен констатирующий эксперимент, цель которого – экспериментально доказать эффективность этимологического анализа слов в повышении орфографической грамотности.

Исследование проводилось в 6 классе общеобразовательной школы. В эксперименте приняли участие 28 учеников в возрасте 12-13 лет, из них 14 девочек и 16 мальчиков. 15 слов с труднопроверяемыми орфограммами были выбраны в качестве экспериментальных, а одно слово из 15 стало для детей новым.

Список слов: обоняние, портфель, пельмени, ровесник, наперсник, сверстник, наперсток, астроном, искусство, искусный, папоротник, желудок, лосины, порхать, галиматья.

Слова были сначала показаны детям, затем продиктованы без разъяснений и представлены как слова русского языка, правописание которых нужно запомнить. Результат оказался следующим (по количеству ошибок в классе в процентном соотношении): около 10 % – 2-4 ошибок; около 20 % – 5-6 ошибок; около 50 % – 7-9 ошибок; около 20 % – более 10 ошибок.

В ходе проверки выявилось, что ни один ученик не смог достичь результата «отлично» (0 ошибок) при написании данных слов. Из чего мы можем сделать вывод, что метод запоминания и заучивания слов оказался неэффективным.

На следующем этапе эксперимента детей ожидал этимологический анализ тех же слов, при котором они смогли подобрать проверочные слова, осмыслить полное значение слова.

После всех разъяснений был проведен повторный эксперимент, который показал весьма положительные результаты: более 70 % учеников не допустили ни одной ошибки в том же самом словарном диктанте, а в остальных работах было выявлено не более 2 ошибок.

Такая разница в представленных работах позволяет сделать вывод о том, что этимологический анализ способствуют лучшему усвоению грамматики русского языка, приводит не к пустому заучиванию, а пониманию и осознанию правописания того или иного слова. Ведь именно этимологический анализ дает всестороннюю информацию о происхождении слова, опираясь на которую ученик может объяснить правописание непроверяемой гласной. Данный вид анализа позволяет перевести слова из разряда непроверяемых в разряд проверяемых историческим корнем. Благодаря этому анализу у школьников формируется представление о внутренней форме слова, позволяет увидеть в слове отражение истории нации.

Etymological analysis in russian language lessons in grade 6

Nagaeva K.A.,
master of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Chernyshova Nina Stepanovna,
Associate Professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation. This article is devoted to the etymological analysis in Russian language lessons in grade 6.
Keywords: Teaching methods of Russian language, etymology, etymological analysis.


  1. Арбатский Д.А. Использование этимологий для раскрытия значений слов // Русский язык в школе. 1972. № 3. С. 32-35.
  2. Ахметова Ю.Р. Этимологический анализ как один из способов формирования языковых компетенций на уроках русского языка в 5 классе. Магистерская диссертация. Челябинск, 2018. (дата обращения: 01.12.2019).
  3. Буслаев Ф.И. Мысли об истории русского языка. [Соч.] И. Срезневского. СПб., 1850. 23 с.
  4. Гаврилова Г.Ф. Изучение грамматики русского языка в школе. Ростов-на-Дону, 2007. 160 с.
  5. Литневская Е.И. Об изучении словообразования в средней школе // Русская словесность. 2005. № 4. С. 27-35.
  6. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. М., 2001. 108 с.
  7. Львова С.И. Словообразование в V классе // Русский язык в школе. 2002. № 1. С. 9-17.
  8. Пасхалов А.П. Удивительная этимология. М., 2007. 118 с.
  9. Пронина И.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа. М., 1964. 100 с.
  10. Реформатский А.А. О членимости слова // Развитие современного русского словообразования 1972: Словообразование. Членимость слова. М., 1975. С. 7-13.
  1. Arbatskij D.A. Use of etymologies to reveal the meaning of words // Russian language in school. 1972. № 3. Page 32-35.
  2. Akhmetova Yu.R. Etymological analysis as one of the ways to form language competences in Russian language lessons in grade 5. Master’s thesis. Chelyabinsk, 2018. (date of appeal 01.12.2019).
  3. Buslaev F.I. Thoughts on the history of Russian language. By I. Sreznevsky. SPb., 1850. 23 pages.
  4. Gavrilova G.F. Study of grammar of the Russian language in school. Rostov-on-Don, 2007. 160 pages.
  5. Litnevskaya E.I. On the Study of Word Formation in Secondary School // Russian Speech. 2005. № 4. Page 27–35.
  6. L’vova S.I. Spelling. Etymology in spelling service. M, 2001. 108 pages.
  7. L’vova S.I. Word formation in the V grade // Russian language in school. 2002. № 1. Page 9-17.
  8. Paskhalov A.P. Amazing etymology. M, 2007. 118 pages.
  9. Pronina I.V. Study of difficult words using etymological analysis. M, 1964. 100 pages.
  10. Reformatsky A.A. On the Integrity of the Word // Development of Modern Russian Word Formation 1972: Word Formation. The integrity of the word. M, 1975. Page 7-13.